КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фрэнсис Бэкон
Ф.Бэкон, Т.Гоббс и Дж.Локк Английский материалистический сенсуализм. Становление и развитие философии Нового Времени
Новое Время (XVI – XVIII вв.) это период окончательной победы философских идей Ренессанса. Философию Нового Времени нельзя отделить от философии Возрождения. Первая является продолжением второй. Новое время окончательно определило запросы нового экономически господствующего класса – буржуазии и по-своему выразило их в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта. К этому времени центр экономического развития перемещается в Нидерланды, Англию и Францию. В сфере духовной жизни устойчиво доминирует антифеодальная направленность и систематическое оправдание ценностей народившейся буржуазии. В философии это обнаруживается в следующем: – в непременной антисхоластической критике средневековой философии; – в естественнонаучной ориентации методологии познания на опыт, эксперимент и практическое использование знаний; – в попытке диалектической взаимосвязи опыта и рациональной обоснованности знаний. Даже рационалист Декарт осуждает умозрительность и схоластическое манипулирование понятиями средневековой философии; – в обращении философии к научной методологии как решающей проблеме научного познания; – в отказе от пантеизма в пользу деизма, где богу отводилась роль безличной первопричины мира, который затем развивается по своим собственным законам; – в окончательном утверждении "концепции двойственной истины". Буржуазные мыслители не отрицали практической значимости религии, они лишь выступали против церковного ограничения свободы философского и научного творчества. Весьма показательны в этом отношении философские системы Ф.Бэкона и Р.Декарта – мыслителей "первой волны" Нового Времени.
Английский материализм XVI – XVII вв. в гносеологии и научной методологии основывается на сенсуализме (от лат. sensus – чувство, ощущение). Сенсуализм, как правило, абсолютизирует чувственный момент в познании, отмечая ущербность рационального познания. Однако английская традиция сенсуализма не отрицает важности мышления в познании, отдавая решающую роль чувственности, эмпиризму и индукции.
Столько можем, сколько знаем. Знание – сила.
Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – английский философ-материалист, политический деятель, социальный утопист. Его творчество приходится на период расцвета английской культуры. Бэкон был современником Шекспира. Значительная часть философских работ написана в период практической политической деятельности. Все они имеют фрагментарный характер. К ним Бэкон неоднократно возвращался и дополнял. Его программным трудом является сочинение "Великое Восстановление Наук". Важной частью этой программы был "Новый Органон" (1620), в котором он представил свое методологическое кредо естественнонаучного познания. Наиболее значимыми работами являются "Моральные, экономические и политические эссе", "Новая Атлантида" и незавершенное исследование "О принципах и началах". О проблемах и их решениях в философии Ф.Бэкона: – онтология Бэкона материалистична. Он исходит из атомистической природы материи, обладающей внутренней активностью. Однако в толковании души Бэкон непоследователен. Чувствующая душа телесна. Это предмет изучения философии. Рациональная душа – продукт "божественного вдохновения" и изучается теологией; – в теории познания Бэкон сенсуалист. Чувственный опыт – источник познания. "Нет ничего в разуме, чего не было бы ранее в чувствах" – принцип бэконовской гносеологии; – умеренный сенсуализм Бэкона (он не считал рациональное познание заблуждающимся, но утверждал невозможность его существования вне чувственного опыта) приводит его к утверждению в логике познания индуктивного метода как основного; – сенсуализм пронизывает научную методологию Бэкона, представленную в "Новом Органоне" как ориентация на опыт и эксперимент; – отвергая схоластическую методологию и логику, Ф.Бэкон предлагает свою, которая отличается от схоластической целью, способом доказательства и началом. Цель – прямое отображение вещей, способы доказательства основаны на опыте, начало познания – чувственность; – учение о причинах заблуждений и ошибок в познании, которые Бэкон называет "идолами" ("призраками"), представлены в "Новом Органоне". "Идолы рода" – общие для человеческого рода причины заблуждений (искажение в чувственном и рациональном познании). "Идолы пещеры" причины заблуждений, свойственных индивидам (недостатки чувственного и разумного познания индивида). "Идолы рынка" – причины заблуждений, вытекающие из пользования языком (полисемия, омонимия и др.). "Идолы театра" – причины заблуждений – в неумеренном следовании в познании авторитетам, догмам; – не будучи физиком, Бэкон ошибался в философской интерпретации некоторых открытий. Он не признавал гелиоцентрическую систему Н.Коперника; – в области социальных, политологических и этических взглядов Бэкон был последовательным проводником умеренных взглядов буржуазии. В "Новой Атлантиде" утопические идеи Бэкона более консервативны, чем они представлены в трудах Т.Мора и Кампанеллы. Ф.Бэкон выступает основателем философии материализма, сенсуализма, науки, которую продолжили Т.Гобсс и Дж.Локк.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |