Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия как особый тип знания и отношения к действитель­ности. 2. Специфика философских проблем и их решение. 3. Функции философии и ее роль в обществе




ОБЩЕСТВЕ.

ФИЛОСОФИЯ. ЕЕ СПЕЦИФИКА. ПРОБЛЕМЫ И РОЛЬ В

1. Философия (от греч. -"любовь к мудрости") — интегративный и, одновременно, эвристический тип знания, закономерно появляю­щийся в истории человечества в условиях разделения труда и диф­ференциации наук, искусств и технологий практического отношения к действительности в классовом обществе. Социальные отношения неравенства и углубляющееся теоретическое осмысление человечест­вом собственного бытия в мире дробят объективную реальность на фрагменты и компоненты знания, в которых теряется действитель­ное соотношение частей и целого. И именно философия, в лице сво­их представителей, теоретически стремится восстановить утраченные в умножении знания связи и отношения. "Первым на ум приходит определение философии как познания Универсума... физику и мате­матику заранее известны границы и основные атрибуты их объекта, поэтому они начинают не с проблемы, а с того, что выдается или принимается за известное. Но что такое Универсум, на розыски которого, подобно аргонавту, смело отправляется философ, неизве­стно. Универсум — это огромное и монолитное свойство, которое подобно неопределенному и широкому жесту, скорее затемняет, чем раскрывает это строгое понятие: все имеющееся. Для начала это и есть Универсум... мы мыслим только отрицательное понятие, а имен­но отрицание того, что было бы только частью, куском, фрагментом. Итак, философ в отличие от любого другого ученого берется за то, что само по себе неизвестно... можно сказать: другим наукам их объект дается, а объект философии как таковой — это именно то, что не может быть дано; поскольку это целое нам не дано, оно в самом существенном смысле должно быть искомым, постоянно искомым" (Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М.,1991.С 77-78)

Постижение Универсума (от лат. — “единая Вселенная”) как развивающейся и углубляющейся сила­ми человечества проблемы предполагает не просто приращение инфор­мации о мире, но системность, доказательность, результативность и убедительность наших знаний и предпочтений. А для философии как раз характерна такая многомерность ее содержания при строгос­ти и продуманности формы аргументации и обсуждения основополага­ющих вопросов нашего бытия.

Философия, как стремящееся к универсальности знание человечества, ориентированное на построение обобщенной картины мира в теоретической и рациональной форме, является великим объедините­лем познанного и непознанного, уже освоенного и только намечае­мого к проработке и уяснению.

Обращенность к многоликой действительности и придание ей чело­веческого измерения, при опоре на достигнутое, освоенное теорети­чески и чаямое, — основополагающая доминанта философии. Именно по­этому философия открывала Академии и основывала Лицеи.

Истоки философии теряются в череде веков, когда она была еще слита с мифологией и религией, но как светское мировоззрение, углубляющее познание мира до его сущности и основания, филосо­фия, в виде альтернативных и дополняющих друг-друга мировоз­зренческих систем, появляется почти одновременно около VI века до н.э. во всех центрах тогдашней цивилизации — Индии, Китае, Древней Греции.

Философия знаменовала собой самосознание конкретно-историчес­ких этносов и объединений человечества на Востоке и Средиземно­морье, почувствовавших ранее других недостаточность только конк­ретно-предметного, ситуационно-ограниченного знания и лишь прак­тически ориентированных навыков для решения насущных задач, вы­ходящих за четко ограниченные "здесь" и "теперь". Для сфер, где минимум знания принципиально недостаточен, как раз и была изоб­ретена философия, везде и всегда подогреваемая и подпитываемая стремлением к мудрости отдельных непосед и созерцателей рода людского. Возникновение потребности в “мыслителях” открытых миру и его голосу в нас, стало как бы социальным заказом для обществ социально-классово неоднородных, и они появились, не только со­беседуя в диалогах Платона и рассуждая о пользе "недеяния" в учении Лао-цзы, но нашли свое место в структуре и жизни кастово­го общества Индии, организованного ритуалом церемонного и внут­ренне дисциплинированного Китая, в аристократичной демократии Древней Греции.

Главное для философии — "путь за горизонт", "открытие дорог, ведущих в будущее", "нахождение корней всего сущего", поиски и обретение самое себя. В этом ее особенность и специфика, сохра­няющаяся и развивающаяся из века в век. Она — рассуждающее мыш­ление, активно утверждающее в условиях постоянного дефицита ин­формации об общем и актуальном для человечества: целостности ми­ра, его изменения, постижения, возможном улучшении. Без отчетли­вой формулировки и убедительных ответов на эти и подобные им вопросы самой философии нет и быть не может. Без них она вырожда­ется в заумные, далекие от действительной жизни рассуждения — однодневки на общие темы и пустопорожнее умничанье.

Как отличить истинное философствование от надуманного, непродуктивного и ложного? — вот в чем вопрос. А решается он всей дол­гой историей философии, приобретая ту или иную остроту в зави­симости от характера развития конкретно-исторических обществ, уровня их культуры, типа цивилизации, расстановки социальных сил и реальных приоритетов образа жизни, благоприятных или нет для появления философствующих личностей.

Философия имеет, прежде всего, личностный характер. Мы гово­рим о философии Аристотеля, системе Гегеля и трагически-выстраданных заветах В.В. Розанова. Существует она, вместе с тем, в национальных и общечеловеческой формах (например, русский космизм и гуманистическая философия ХХ века). Из индивидуально-лич­ностного и регионально-группового вырастает такое важное для со­циальных обществ и человечества духовное образование, как миро­воззрение, объединяющее собой знания, ценности и оценки многих и многих людей, соединяемых вместе не только совместным образом жизни, но идеями, идеалами и ориентациями, нормирующими наши по­ступки и поведение, направленность и активность сознания достаточно больших масс людей в обществе. Мировоззрение (воззрение на мир и свои перспективы в нем) организует жизнедеятельность об­щества изнутри, с помощью самоопределяемого в своих поступках человека — носителя мировоззрения того или иного типа.

Мировоззрение бывает обыденно-практическим и теоретическим. Теоретическое, в свою очередь, может выступить в альтернативных или взаимодополняемых формах естественнонаучного и философского мировоззрений. Философское подразделяется на материалистическое и идеалистическое, метафизическое и диалектическое, агностическое и утверждающее возможность полноценного познания мира. К этому можно добавить рассматриваемые в социальной философии и эти­ке пессимистическое и оптимистическое мировоззрения, а также из­вестные из истории философии скептическое, стоическое, эпикурей­ские и иные мировоззрения, говорят и об индивидуалистическом и коллективистском мировоззрениях, об искусстве как особой, духовно-практической, разновидности мировоззрения, о религиозном и светском мировоззрениях.

Как видим, множественность мировоззрений отражает множествен­ность граней отношений человечества к действительности, альтер­нативность и дополнительность идей, идеалов и ориентаций людей в мире. Но история, особенно в наше время, убедительно доказала, что конфронтация мировоззрений не принесла ни одному из них аб­солютную и окончательную победу. Мировоззрения всегда были, и, наверное, останутся обобщенными принципами отношения людей, заду­мывающихся о мироздании, к Универсуму и стремящихся преодолеть фрагментарность и частичность нашего бытия путем приобщения к Целому, Вечному и Безусловному. Именно это стимулировало становление и развитие философии и таких ее специальных дисциплин как эти­ка, аксиология (концепция ценностей), эстетика, онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), социальная философия, и продуктивных методов понимания, доказательности и аргументированности осознаваемых ориентаций в отношении к миру и месту в нем человека. Мировоззренческая и методологическая функции — главные в философии, даже если они не сформулированы явно, ясно и отчетливо в философских трактатах и личностных позициях их ав­торов. А ведь всякая значительная философская системы создается для того, чтобы авторский взгляд на вещи стал общественным досто­янием и умножил число сторонников выносимых на суд публики теоре­тических концепций и убеждений.

2. Чаще всего философию сравнивают с наукой, искусством и ре­лигией. Но от естествознания, а именно оно берется за перспективный и непротиворечивый идеал научности чаще всего, как уже бы­ло сказано, философия отличается своим постоянно искомым, проб­лематичным объектом, в отношении которого в ней отсутствуют еди­номыслие и близкая к абсолюту общезначимость выводов. Для филосо­фии, особенно ХIХ и XX веков, скорее характерны плюрализм и мно­жественность подходов, в которых новое, отнюдь, не подавляет и не уничтожает старое: немецкая классическая философия не отменя­ет античную и не делает последнюю своей частью.

И все же, фундаментальнейшим отличием философии от любого ино­го теоретического знания является включение в ее рассмотрение т.н. трансцендентного (от лат. — "переступаю"). "Трансцендентное" — это философская интуиция, выводящая знание за пределы апроби­рованного в опыте и представленного в нем с очевидностью: " трансцендентными я называю те основоположения, которые действительно побуждают нас разрушить все пограничные столбы и вступить на со­вершенно новую почву, не признающую никакой демаркации...” (Кант И. Соч., Т.3. М., 1964, С 338).

В трансцендентном уничтожаются границы, мы их переступаем, между эмпирически достоверным и умопостигаемым. С помощью продуктивного (творческого) воображения мы соприкасаемся здесь не только с актуальным, но и с потенциальным для нашего познания бытием, выходящим за пределы наших чувств и восприятий. На этом пути в философии и с помощью философии формулируются понятия, типа "универсум", "сущность", "субстанция", "материя", "рассудок" и "разум", "дух" и "душа". Все они были извлечены нашими предшес­твенниками под влиянием практики из глубин трансцендентного, т.е. того, что хотя намечалось в качестве предмета суждения умозрительно, но полагалось существующим объективно, хотя и за поро­гом доступности явлений для нашего понимания и объяснения. “Трансцендентное” обретается не только вне, но и внутри нас. Трансцендирование, как философско-умозрительный метод позна­ния мира, связано, например, с поисками сложной причины какого-либо следствия, данного нам с очевидностью факта. В тако­го рода познании — с помощью т.н. рефлексии как бы из себя (по­средством метафор, аналогий, умственных экспериментов предположи­тельного характера) — будет, особенно на первых порах, много про­тиворечивого, полного домыслов и неопределенного, сменяющегося в процессах размышления, рассуждения и разнопланового общения заинтересованных лиц уверенностью или, напротив, отказом от по­лагаемого ранее.

Очевидное и возможное в нашем знании подобны сообщающимся со­судам и приращение информации в теоретическом отношении к миру — когда формулируются законы, фундаментальные понятия, обосновываются принципы — происходит, чаще и прежде всего, посредст­вом прояснения трансцендентных по сути возможностей и перевода их намеченных умозрением и воображением аспектов и компонентов на язык доступных философическому пониманию истин и смыслов.

Так изменяется не только развивающийся силами мыслителей и теоретиков Универсума объект философии, но и обогащаются ее на­работками общетеоретические методы познания и преобразования действительности в науке и искусстве.

От художника, поэта, музыканта философ отличается понятийным, а не конкретно-образным мышлением. От теолога-богослова, в сво­ей ориентации на трансцендентное подчиняющемуся безусловному ав­торитету Писания и верящему в сверхразумные истины, не доступные нашему разумению и доказательной логике, философ отличается как раз убедительностью суждений и, главное, пониманием реальной связи нашего мышления с бытием (детали и акценты такого понима­ния у разных мыслителей неоднозначны). Трансцендентное для фило­софа отнюдь не абсолютно высшее бытие, а только часть бытия, служащая как бы резервуаром наших мыслительных возможностей, наполненном с помощью умозрения, продуктивного воображения и реф­лексии реалиями действительной жизни в мире, фактами, очень важ­ными для уяснения и интерпретации, но до поры не доступных прак­тической проверке на статус очевидности. Сам процесс преобразо­вания трансцендентного в рационально-дискурсивную (логически-до­казательную) понятийную форму сходен с процессом выдвижения ги­потез и их преобразованием в полноценные теории.

Продуктом философской деятельности является выход человечес­тва на фундаментальные и в чем-то вечные проблемы бытия и мыш­ления, приводящие нас к пониманию (в единстве абсолютного и от­носительного, бесконечного и конечного) и объяснению Универсума в виде законов высокой степени общности, принципов отношения к миру и систем категорий рационально-дискурсивного мышления.

Категории — это предельно общие понятия, абстракции (от лат. — “отвлечение”), в которых мы закрепляем свое понимание главного и необходимого (для наших целей), отвлекаясь от непосредственного и несущественного в вещах, процессах и явлениях, известных нам из практики или общения с себе подобными в границах культуры. С помощью понятий мы способны переходить от явлений к сущности и тем самым выделять из многого и часто неупорядоченного нужные нам свойства, связи и отношения, важные для нашей культуры, ис­следовательских целей и решения сложнейших проблем. Они позволя­ют нам в познавательной и практической деятельности членить и синтезировать объекты знания, искусственно выделенные из объек­тивной реальности, конкретизировать их на уровне проблем и, гла­вное, для социо-культурной жизни в обществе, стимулировать про­цессы духовности, не существующих в универсуме без человека и человечества.

Духовность освобождает нас от абсолютного диктата необходимости и выводит людей в мир многих возможностей, и, следовательно, свободы.

Духовность усложняет нашу жизнь и является постоянным культур­но-историческим фоном всей жизнедеятельности человечества. Она присутствует в каждом из нас в повседневной жизни и творческих озарениях приобщения к Вечности. Из нее выросла и философия. Сначала философия занималась преимущественно формированием свет­ских, теоретических представлений о мироздании, в котором нахо­дила место природе и человеку. Затем вышла на проблему соотноше­ния Духа и Материи, определение границ и возможностей познания. Сегодня она озабочена проблемой человека, комплексное решение которой включает в себя не только совершенствование нашего ма­териально-духовного бытия в масштабах всего человечества, но и поиски продуктивных перспектив развития культуры и цивилизации будущего.

3. Функции философии в обществе многогранны. Практически все выделяют из них две основополагающие — мировоззренческую и мето­дологическую.

Первая, говоря философским языком, является объяснением Униве­рсума в конкретно-исторических формах обобщенной картины мира и места в нем человека, духовного и материального в личности и об­ществе. А вторая — методологическая функция — выступает в виде принципов построения системного теоретического знания, ориентированного на собственно философские (в частности, диалектическое, иррационально-афористическое, рационалистическое или эмпи­рически акцентированное выражение объекта в формах систематизи­рованной мысли) и общенаучные методы познания, весь корпус пос­ледних обсуждается и субординируется в рамках именно философии.

Следующей по важности функцией философии является выработка ею аппарата категориального мышления, универсального для своего времени, и построение адекватных ему философского языка и терми­нологии: философская мысль невнятна и путана без соответствующего ей строгого и гибкого терминологического словообеспечения.

Четвертой можно назвать эвристическую (от греч. — "отыскиваю", "открываю") функцию, тождественную во многом с продуктивным во­ображением, непосредственным "усмотрением" сути, минуя подробно­сти и детали, интуитивно опережающую развернутую аргументацию и доказательность. Иначе ее называют функцией интеллектуальной раз­ведки, открывающей новые возможности и направления постижения действительности средствами философии.

Пятой будет известная многом критическая функция философии, воплощенная в принципе "подвергай все сомнению".

И, наконец, шестой стало обоснование философией общечеловеческих ценностей в многоликих формах т.н. универсалий культуры, в частности Истины, Добра, Красоты и социальной Справедливости, придающих бытию, а значит Универсуму, человеческие измерения и оценки.

Философия побуждает нас к глубокому осознанию своего уникаль­ного, во многом, места в мире и сопряженной с ним ответственности. Поэтому в ней сильны мотивы нахождения достойного образа жизни для человека и конкретно-исторического человечества. А, если мы его не в силах обрести или отстоять, тогда философия способна на своеобразное — "не ты виноват" — утешение (вспомним Боэция и его книгу "Утешение философией").

Все эти функции не безличны и безадресны, они выводят нас на поиски и определение собственного места в жизни и помогают об­рести в ней смысл.

Роль философии в обществе уникальна. Она объединяет лю­дей не внешне принудительно и безапелляционно, но всегда через индивидуально-личностные усилия по приобщению к осознанно всеоб­щему в нас и воплощенному в мыслях и страстях крупнейших филосо­фов человечества, всяк по своему обживших, но так до конца не приручивших ни Универсум, ни Трансцендентное.

Конечно, философия существует не только как индивидуально-личностное усилие, но и в качестве важнейшей разновидности об­щественного сознания, наряду с моралью, искусством, религией и правосознанием, укорененной в массовых процессах общечеловечес­кого бытия.

Но во всех формах она не звук пустой и не бубен, неизвестно о чем звенящий, а приобщение к мудрости человечества и ее обрете­ние в собственных делах и поступках других людей.

Это совсем не значит, что философия ориентирована целиком на историю человеческих мыслей. Нет! Философия не музей восковых фигур и не лавка древностей, она живет в нас и вместе с нами. Она — в нашем стремлении к пониманию и осмысленной деятельности. "Философия — мы как-то вскользь, пожалуй, знаем — вовсе не зау­рядное занятие, в котором мы по настроению коротаем время, не просто собрание познаний, которые в любой момент можно добыть из книг; но — мы лишь смутно это чувствуем — нечто нацеленное на целое и предельнейшее, в чем человек выговаривается до последней ясности и ведет последний спор" (Хайдеггер М. Основные понятия метафизики//Вопросы философии, 1989, №9, С 119).

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.,1996.

2. Бибихин В.В. Язык философии, М., 1993.

3. Вольф Р.П. О философии. М., 1996.

4. Немировская Л.З. Философия. М., 1995.

5. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

6. Радугин А.А. Философия. М., 1995.

7. Современная философия: словарь и хрестоматия. Р/Д, 1996.

8. Современный философский словарь. М., Бишкек, Екатеринбург. 1996.

9. Соколов В.В. Философия в исторической перспективе//Вопросы фило­софии. 1995, №2.

10.Философия. Р/Д, 1995.

11.Хайдеггер М. Основные понятия метафизики//Вопросы философии. 1989, № 5.

12.Ясперс К. Философская вера//Смысл и назначение истории. М., 1991.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.