КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Средневековая философия
Римская цивилизация менее красочна и более одномерна по сравнению с греческой. Но это совсем не означает, что римская культура полностью лишена самобытности и своеобразия. В области философии в частности она дала миру большое число оригинальных учений и блестящих имен, наиболее значительными из которых были Тит Лукреций Кар, Марк Тулий Цицерон, Луций Анней Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. У истоков человеческой мудрости. От гениальных догадок к гениальным идеям и теориям. 2. От космоса к человеку. Софисты учителя мудрости. Величие и трагедия жизни и учения Сократа. Мир идеальных сущностей Платона и его социальные утопии. Энциклопедизм Аристотеля. 3. Философско-нравственная ориентация эллинизма. 4. Новый образ Мира и Человека в римской философии. Тит Лукреций Кар — бескомпромиссный вызов богам. Этическая система Цицерона. Нравственные заповеди Сенеки. Условия самореализации в философском творчестве Марка Аврелия и Эпиктета. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ГЕНЕЗИС И ПЕРИОДИЗАЦИЯ. Античная философия, ознаменовавшая собой одно из наиболее ярких и значительных явлений человеческой культуры, представлена богатейшим многообразием философских учений, возникших в Древней Греции и Древнем Риме в период с VII-VI в.в. до н.э. по V-VI в.в. н.э. Именно с античности начинается достаточно четкое размежевание Востока и Запада. И именно античность находится у истоков всей западно-европейской философии. Ведь как ни парадоксально, восточные народы значительно опередившие греков на подступах к высотам человеческой цивилизации, не смогли создать самостоятельного, отделенного от религии и мифологии сколько-нибудь развитого философского учения. Философия начинается не с веры, а с сомнения, не с вымысла, а с реальности, устремленности мысли не только на внешний мир, но и на мир внутренний. “Познай самого себя!” — таков исходный принцип античной философии. Впервые в истории мировой культуры греческая мысль выходит за пределы образности, чувственной достоверности и погружается в царство абстрактных, отвлеченных понятий, идей, теорий. Видя перед собой не только конкретные, чувственно воспринимаемые вещи, но и их мыслительные аналоги, греки конструируют теоретическую модель мира. Так происходит постепенная рационализация знания, составившая одну из важнейших особенностей последующего развития западно-европейской философии. 1. Одной из наиболее ранних школ античности является милетская школа, Ее название происходит от древнегреческого города Милета, гражданами которого были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Именно им принадлежит чрезвычайно смелая для того времени мысль о единстве мира, о целостности и органичности природы, представленной в бесконечном многообразии вещей и процессов. Первые философы были одновременно и естествоиспытателями-материалистами. В результате милетские философы приходили к выводу о том, что началом, из чего происходят все вещи и во что в конечном счете они обращаются, является конкретное вещество. Таким началом, а точнее, первоначалом для Фалеса была вода, для Анаксимена — воздух. Анаксимандр, пытаясь преодолеть некоторую приземленность идей своих предшественников, вводит понятие “архэ” — “принцип”, “первоначало”, назвав его “апейроном”. При всем разночтении, которое можно обнаружить в различных источниках, посвященных использованию этого понятия, можно охарактеризовать “апейрон” как тонкую, невидимую материю, сочетающую в себе все известные природные стихии, но не сводимую к каждой из них в отдельности. Апейрон “вечен”, как “вечны” и рождаемые им атрибуты — теплое и холодное, внутренне присущие первородному началу. Эти противоположности, как считал Анаксимандр, — источник рождения и причина смерти не только друг друга, но всего существующего в мире. Диалектические идеи изменения и развития наиболее глубоко выражены у Гераклита Эфесского, провозгласившего: “Этот космос один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем" Тема огня, — основная в учении Гераклита. И это не случайно, ибо стихия огня в наибольшей степени символизирует вечность, неиссякаемость изменения, развития. Огонь — основа мира, его сущность. Из него возникают все предметы и явления природы и в него же возвращаются, пройдя все необходимые циклы развития. Но особенно значителен и впечатляющ образ реки, в которую, по Гераклиту, нельзя войти дважды. Ничто в мире не вечно. Жизнь течет и изменяется, ее струи, как струи реки, уносят с собой и радость и страдания, и память, и забвение. Каждое явление нашей жизни уникально и неповторимо. Натурфилософский принцип объяснения природных явлений, основывающийся на признании конкретного материального начала, не дал возможности ни милетцам, ни даже Гераклиту с его ориентацией на мышление, как способ достижения истины, раскрыть понятие бытия, его сущность. Попытка перейти от конкретно-чувственного объяснения мира к конструированию его мыслительного образа содержится уже в учении философов элейской школы, наиболее известными представителями которой являются Парменид, Зенон, Ксенофан. Основное понятие их философии — понятие бытия, характеризующееся вечностью, однородностью, неподвижностью. Понимание бытия как единой, нерасторжимой целостности, разлитой во всем и дающей жизнь всему, с необходимостью приводило элеатов к истокам пантеизма (пан — все, тео — бог, то есть “всебожие”) — учения, отождествляющего бога с природой, наделяющего бога и природу общими свойствами: бессмертия, внутренней активностью, неограниченной способностью к созиданию, творчеству, несотворимостью и неуничтожимостью. Описанный элеатами мир красочен и многообразен. Но бытие мира, выражающее его сущность, целостно и однообразно. Какая связь между однотонностью сущности и удивительно красочной и многообразной палитрой явлений? Здесь по существу впервые в философии ставится вопрос о соотношении не только единого и многого, но и конечного и бесконечного, движущегося и покоящегося, изменяющегося и неизменяющегося. Ответ на него в своеобразной форме знаменитых апорий пытался дать один из наиболее известных представителей элейской школы Зенон. Этимологически это слово может быть представлено следующим образом (поры — выход, отверстие; а — отрицательная частица, получается в соединении — тупик, безвыходное положение). Апории Зенона представляют собой такие теоретические выводы, которые выражают противоречия мысли в ее непосредственном столкновении с действительностью, с фактами конкретного чувственного опыта человека. Нам известны четыре такие апории. “Ахилл и черепаха”, “Стрела”, “Дихотомия” (“деление пополам”), “Движущие тела”. Рассмотрим аргументы одной из апорий “Стрела”, которая по утверждению Зенона, вылетев из точки А, никогда не достигнет конечной цели своего движения — точки В, так как прежде чем пролететь расстояние АВ, она должна пролететь половину расстояния, допустим АС, затем АС также состоит из двух половин и т.д., пока наконец ничтожно малая половинка исчерпает себя. Линия обращается в точку, сливающуюся с начальной точкой движения стрелы — точкой А. Доведенная до логического завершения мысль приходит к утверждению о том, что стрела не только не прилетит в точку В, но и не вылетит из точки А. Мышление противоречиво. Но противоречивость мышления, как гениально угадал, “но только угадал” Зенон, является отражением реально существующих противоречий, присущих самому бытию и таких способов и форм его существования как движение, пространство, время. Одно дело рассуждать о показаниях органов чувств и совсем другое, с точки зрения Зенона, выразить противоречивость движения в логике понятий. Зенон конечно же не ставил под сомнение реальность движения, но он первый из философов указал на трудность постижения этой реальности мыслью. Значительным явлением философской мысли досократического периода в развитии античной философии был атомизм, основы которого заложены древнегреческими философами Левкиппом и Демокритом. В противовес неподвижному, однородному и вместе с тем достаточно неопределенному, аморфному понятию бытия элеатов, атомисты выдвигают идею множественности бытия, в основе которого лежат мельчайшие, неделимые частицы — атомы. Атомы — это элементы бытия, первоисточники мироздания. Существуют лишь атомы и пустота, — утверждали атомисты. Атомы материальны. Пустое пространство обеспечивает возможность их движения и различных комбинаций, что в свою очередь определяет качественное многообразие мира. Досократический период, следовательно, — самый ранний период зарождения философской мысли. На этом этапе человек был частицей целого — природы, космоса, государства. Поэтому его взор устремлялся к внешнему миру, поражающему своей красочностью и многообразием. 2. Начиная с V в. до н.э. осуществляется постепенный переход от изучения природы к изучению самого человека. Постижение мира человеческой души становится главной целью философии. У истоков этой философии стоят софисты, выход на историческую арену которых не случаен. V век характеризовался оживлением духовных интересов во всех слоях греческого общества. Это был расцвет греческой демократии, жаждущей знания, просвещения, распространителями которых являлись софисты, наиболее известными из которых были Протагор и Горгий. Они популяризировали философские идеи. Самые сложные умозрительные теории становились благодаря софистам доступными для понимания. Они умели убеждать. В совершенстве владея риторическими приемами, искусством красноречия, софисты были способны опровергнуть очевидное и доказать немыслимое. Философия у софистов смыкалась с риторикой и логикой, растворяясь в них и теряя подчас собственный предмет исследования. Софистов интересовали не столько сами вещи, предметы объективного мира, сколько то, как они воспринимаются и оцениваются. Предмет таков, каким он кажется человеку. Вне человека и его познания объективно существующий мир утрачивает какой-либо смысл. Единственное, что должно стать предметом философского анализа, с точки зрения софистов, это знание само по себе. Лишенное своего объективного содержания, оно превращается в постоянно изменяющееся субъективное мнение. Так были заложены основы философского релятивизма, такого направления в теории познания, которое абсолютизировало относительность знания, его изменчивость и неодоценивало момент устойчивости, а следовательно и объективности. При таком подходе полностью стирались грани не только между истиной и заблуждением, но и в более широком плане между правдой и ложью, добром и злом, честью и бесчестием. Нравственное объявлялось безнравственным, а откровенный цинизм безнравственно обретал ореол святости и непогрешимости. Так, философский релятивизм софистов с логической необходимостью приводит их к нравственному релятивизму, способному оправдать самые крайние формы зла. Древнегреческий философ Сократ (470-399 г.г. до н.э.) развил и углубил диалектические идеи софистов. Но невозможно согласиться с теми исследователями, которые рассматривают диалектику Сократа как непосредственное продолжение диалектики Протагора и Горгия. Нет, Сократ не был их преемником. Его философия не продолжение философии софистов, а антипод ее, противостояние ей. Сократу чужд был релятивизм и скептицизм софистов. Истина для него свята, и он изначально не приемлет какую бы то ни было подмену истины субъективным мнением, носящим не общезначимый, а частичный, локальный характер. Истина, с точки зрения Сократа, — это сложный противоречивый процесс углубления, совершенствования знаний. Сама диалектика (от греч. — “спор”, “беседа”) рассматривались Сократом как искусство спора, цель которого — получение истинного знания. Основу этого процесса составляет ирония, пробуждающая сомнение в абсолютности какого-либо высказывания, носящего общепринятый характер. Результатом сомнения является столкновение тезиса и антитезиса, положения и противоположения. В свои права вступает майевтика (от греч. — ”повивальное искусство”), призванная помочь родиться истине из столкновения и взаимодействия противоречащих друг суждений. Зерна истины, возникающие в процессе спора, объединяясь с помощью индукции (индукция — сведение), образуют систему знания, на основе которой формируются дефиниция (от лат. — “определять”), т.е. определение понятий, отражающих объективное содержание предмета, его сущность. Центром философских размышлений Сократа является человек, его знания, его жизнь, его добродетели и пороки. В отличие от софистов, Сократ считал, что человеку доступно полное, абсолютное знание. Истина рождается из этого знания, черпается из глубин сознания. Рождению истины помогает диалектика. Понимаемая как искусство спора, диалектика помогает обнаружить противоречия в рассуждениях собеседника, сопоставить противоположные мнения, найти способы разрешения этих противоречий и тем самым прийти к достоверному знанию. Учение Сократа нашло своего достойного приемника в лице Платона (427-347 г.г. до н.э.) — одного из родоначальников объективного идеализма в философии. Как и Сократ, Платон видит задачу философии в поисках и утверждении истинного знания. Средством решения этой задачи является диалектика, представляющая собой своеобразный синтез всех областей научного знания. Платон был мастером диалога. В форме диалога написаны многие произведения Платона, ставшие выдающимися памятниками философского и художественного творчества. Диалектика Платона непосредственно связана с его учением об идеях. Согласно этому учению, существует мир идей (понятий) и мир конкретных, чувственно воспринимаемых вещей, не только производных от соответствующих им идей, но и определяемых ими. Действительной реальностью обладают только сверхчувственные идеи. Они изначально присущи человеческой бессмертной душе. В отличие от временных, преходящих, возникающих и исчезающих вещей, идеи вечны и непреходящи. В своей совокупности они создают величественный, недоступный человеческому познанию мир. Истина доступна только Богу. Но так как душа человека божественна по своей природе, то некоторые проблески истинного знания способны озарять ее, и в такие мгновения своей жизни человек как бы выходит за пределы узкой чувственности и постигает сущность вещей. Постижение сущности вещей доступно лишь мудрецам, философам, предопределенным к управлению государством. Узниками, скованными цепями и довольствующимися “пещерным” знанием, то есть знанием того, что дает чувственность, является большинство людей, неспособных подняться разумом, мыслью своей к вечному, непреходящему, божественному. Учение об идеях как вечных и неизменных сущностях получает своеобразное преломление в этической система Платона и в его представлениях об идеальном государстве. Создавая свою теорию морали, Платон пытается обосновать врожденный характер таких нравственных добродетелей как добро, справедливость, правдивость, разумность, здравомыслие. В отличие от Софистов, провозгласивших человека мерой всех вещей, Платон истоки морали увидел в “идее идей” — Боге, которого считал нравственным образцом “... Кто хочет стать любезным Богу, непременно должен насколько возможно ему уподобиться” (Платон. Собр.соч.в 4-х тт., т.3, С 190). Смысл жизни людей, соответственно состоит в ориентации на нравственное совершенствование, достижение богоподобия. Высшего одобрения заслуживает тот, кто не только стремится к собственному совершенствованию, но и способствует совершенствованию других людей, общества, государства “... Кто не совершает несправедливости — почтенен; но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет ее совершать” (там же С 203). Так, этическая система Платона оказывает активное, действенное влияние на жизнь античного полиса, на формирование представлений об идеальном государстве. Будучи идеологом рабовладельческой аристократии, Платон обосновывает неизбежность социального расслоения общества на касты. В идеальном государстве Платона исключены социальные конфликты и противоречия, так как каждому сословию отведено строго определенное место. Платон выступает с резкой критикой демократии, которая, по его мнению, отвлекает граждан от их обязанностей, мешает их четкой социальной ориентации, что неизбежно приводит к хаосу и беспорядку. Платон выделяет четыре основных добродетели идеального государства: мудрость, мужественность, рассудительность и справедливость. Идеальное государство Платона — яркая, наполненная живой образностью социальная утопия, созданная пылким воображением афинского мыслителя. Эстафета философской мудрости передается историей одному из наиболее крупных мыслителей античности — Аристотелю (384-322 до н.э.). Восприняв этимологическое значение слова “диалектика” как искусство спора, дискуссии, Аристотель пошел дальше своих учителей и предшественников, впервые рассмотрев диалектику как метод научного исследования, направленного на поиски и утверждение истинного знания. Диалектика, по мысли Аристотеля, не подменяет собой конкретное знание. Но ее выводы в одинаковой степени приемлемы в каждой наук. Диалектика в произведениях Аристотеля непосредственно связана с разработанной им логикой. Слово “логика” происходит от греч. — “мысль”, “разум”, “слово”. Именно Аристотель заложил основы логики как науки о формах и законах правильного мышления. Аристотелю принадлежит историческая заслуга в открытии и обосновании таких основных законов логики как закон тождества, закон непротиворечия и закон исключенного третьего. При этом Аристотель неоднократно подчеркивал, что мышление должно быть правильным, обоснованным, непротиворечивым по форме и истинным по своему содержанию. Именно поэтому логика Аристотеля приобретает значение органона т.е. инструмента достижения истинного знания. Наряду с логикой, Аристотель в систему философского знания включает также и этику, основные идеи которой изложены в “Этике к Никомаху”. Произведение посвящено сыну философа и содержит в себе своеобразный свод нравственных норм и правил, выступающих регулятором человеческой деятельности и человеческого общения. Главная цель этики — воспитание гражданина, достойного того государства, в котором живет. Его этика органично перерастает в политику, дополняя ее и сливаясь с ней. Задача политики, как считает философ, состоит в создании такого совершенного государства, законы которого обеспечивали бы в наибольшей степени условия для правильного воспитания людей, развития и совершенствования добродетелей. Как и Платон, Аристотель — идеолог рабовладельческой аристократии. Его идеальное государство — это прежде всего государство для высших сословий. Рабы вне закона и вне морали. Их удел — бездумный, монотонный физический труд. Только свободным гражданам доступны интеллектуальные сферы деятельности, искусство, политика, философия, перед которыми преклоняется Аристотель и к которым он испытывает восторженное, благоговейно-трепетное чувство. Высшей и наиболее совершенной сферой интеллектуальной деятельности Аристотель считал философию. Именно Аристотелю принадлежит заслуга в понимании специфики философии как науки об общих принципах бытия и мышления. Он первый из философов разрабатывает систему философских категорий. Их анализу посвящены такие произведения как “Категории”, “Аналитика” и в наибольшей степени “Метафизика”. Объектом его философского анализа становятся такие категории как материя, движение, пространство, время, сущность, количество, качество, отношение, необходимость, случайность, форма, содержание, возможность, действительность, единичное, общее и др. Философия Аристотеля — одно из наиболее значительных достижений философской мысли, всей человеческой культуры и цивилизации. Ею завершается классический период античной философии, сменившийся необыкновенно интересной и своеобразной эпохой эллинизма. Так называется период в истории Восточного Средиземноморья, Передней Азии и Причерноморья со времен завоеваний Александра Македонского (334-ЗЗО г.г. до н.э., —ЗО г.до н.э.). 3. Наиболее полно и убедительно философско-нравственные идеи эллинизма представлены в учении Эпикура (341-270 до н.э.),которого с полным основанием можно рассматривать как непосредственого преемника и продолжателя атомистической теории Левкиппа-Демокрита. Как и Демокрит, Эпикур исходит из признания атомов и пустоты. Но он значительно расширяет характеристику атомов, акцентируя внимание на их свободном, ничем не ограниченном движении, порождающем всеобщий вихрь изменений и качественно различных сочетаний. Такая корректировка дает возможность преодолеть односторонний детерминизм Демокрита, утверждавшего непреодолимость рока, судьбы. Атомы находятся в постоянном движении, которое рассматривается как свойство, присущее материи. Вселенная в единстве и многообразии составляющих ее миров вечна и бесконечна. Натурфилософские идеи Эпикура составляют основу его философско-нравственной системы. Ее центром является человек в диалектическом единстве телесной и духовной сущности. Его жизнь обретает смысл прежде всего благодаря тому, что человек свободен в выборе своих желаний, целей, потребностей, средств их удовлетворения. Источником блага Эпикур считает удовольствие, которое способен испытывать человек в процессе удовлетворения своих желаний. Предельная цель желаний — наслаждение. Эпикур отмежевывается от культа человеческих удовольствий и наслаждений плоти. Он провозглашает умеренность во всем. А удовольствие рассматривает лишь как средство избежать страдание. Справедливость и мудрость почитаются Эпикуром как высшие доброродетели, смысл которых состоит в достижении атараксии — безмятежности, спокойствия, умиротворенности. Страдания неизбежны. Человек должен преодолевать страдания, противопоставляя им ясность и силу мысли. Жизнь предпослала Эпикуру неизлечимую болезнь, тяжкие физические муки. Эпикур не изменил себе и своему учению. Страданиям тела он противопоставил душевную стойкость, глубокую, ясную мысль. Наряду с эпикуреизмом, в эллинистический период существовали такие философские школы как скептицизм, эклектицизм, стоицизм. У истоков скептицизма стояли философы Пиррон, Секст-Эмпирик, Корнеад. Скептицизм идейно близок к софистике и по существу является его логическим продолжением. Они утверждают, что нельзя доверять ни показаниям органов чувств, ни доводам разума. Мы судим о вещах не такими, какие они есть в действительности, а такими какими воспринимаются органами чувств. Разум также бессилен в постижении истины. Выработанные им понятия условны, а познавательные возможности разума ограничены. Ни одно высказывание поэтому не способно, с точки зрения скептиков, выразить всю полноту достоверного, истинного знания. Отсюда призыв к воздержанию от суждений. И здесь осуществляется логический переход от гносеологии к этике. Философский анализ оказывается подчиненным этической системе, разработке нравственных критериев и оценок человеческого поведения. Воздержание от осуждений, ставшее в философии скептиков, основополагающим принципом, приводит к душевному покою, равновесию и невозмутимости, т.е. ко всему тому, что у Эпикура получило название атараксии. Но в таком случае возникает закономерный вопрос. Если истина недостижима и поиски достоверного знания бесплодны, то каков смысл познания, на что оно должно быть направлено, чему должно служить? Ответ на этот вопрос не является чем-то новым и оригинальным. Он уже звучал в свое время у софистов. Целью познания, а следовательно, и рассуждений о свойствах вещей, является польза, которую можно извлечь. Отсюда следует, что мудрецу, ориентирующемуся на чистое познание, на любомудрие, истина недоступна. Попытку разрешения этого парадокса находим у стоиков. Основателем стоицизма является Зенон из Китиона на Кипре. Название этой школы произошло от стои портика в Афинах. Стоицизм — философско-нравственное учение, культивирующее мужество, самообладание, душевную стойкость, способность человека преодолевать преграды, возвышаться над страданиями. Подобно эпикурийцам, стоики видят задачу философии в нравственном воспитании личности, цель которого в согласовании жизни человека с требованиями природы. Жить в согласии с природой и поступать сообразно действующим в ней законам — таков, с точки зрения стоиков, идеал нравственного поведения человека. Но в отличие от эпикуризма, провозгласившего культ человеческой свободы, стоики, напротив, утверждают абсолютное и неотвратимое господство необходимости и следование долгу. Доведенный до крайности фатализм стоиков не случаен. Эпикуризм и стоицизм в их духовной общности и духовном противостоянии можно рассматривать как своеобразный отклик философии на сложные, чрезвычайно противоречивые процессы, характеризующие античную цивилизацию. Античный полис, переживший высшие точки своего расцвета, к началу первого века нашей эры уже исчерпал свой экономический, духовный, культурный потенциал и постепенно утрачивал былое могущество. Идеальное государство, призванное удовлетворять все запросы и потребности своих граждан, оказалось утопией, не могущей быть претворенной в действительности. Личность со всем спектром своих забот, интересов, потребностей отчуждена от общества, от всей системы общественных отношений. Человек может опереться только на самого себя и внутри себя найти истоки своей жизни, обрести в себе ее высший нравственный смысл. Именно этому с разных позиций учили эпикурицизм и стоицизм, воспринятые римскими философами. Лукреций Кар (199-44 г.г. до н.э.) в своей знаменитой поэме “0 природе вещей” воспроизвел многие идеи Эпикура. Мир, по убеждению Лукреция, материален, существует вечно и развивается по внутренне присущим ему законам. Человек — неотделимая часть природы. Сама жизнь человека, равно как и его смерть, естественны и закономерны. Здесь нет места ничему сверхъестественному. Представления о богах, с точки зрения Лукрепия порождены страхом людей перед физическими страданиями и смертью. Страх лежит у истоков многих пороков, терзающих человеческую душу: зависти, ненависти, корысти, лживости, предательства, являющихся питательной средой различных преступлений. Отсюда задача философии, как считал Лукреиий, состоит прежде всего в избавлении человека от страха смерти и соответственно в направленности всех его душевных порывов на достойную жизнь. Так создается новый образ человека, не только равного богам, но и значительно превосходящего их по силе своего величия и могущества. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и другие римские стоики, продолжая философские традиции Лукреция, дают свою интерпретацию этому образу. Человек Лукреция — социален, вплетен в систему общественных связей и отношений, не отчужден от мира, а активно вторгается в него. В отличие от Лукреция, римские стоики, провозглашающие неотвратимость рока, переносят спектр человеческой активности с внешнего мира на мир внутренний. Основной идеей их философии становится идея духовной свободы и нравственного самосовершенствования человека. Проследим хотя бы вкратце, в общих чертах эволюцию этой идеи, ее многообразное звучание в произведениях римских стоиков. Имя Марка Туллия Цицерона вошло в историю Стои не только как непревзойденного римского оратора, но как талантливого систематизатора и популяризатора греческой философии. В своих произведениях, особенно в “Тускуланских беседах”, Цицерон пишет о единстве философского знания, в системе которого исключительное место принадлежит этике. Свобода человека, для Цицерона, не безгранична, самоопределяемость его воли не бесконечна. Его свобода это прежде всего свобода его духа, внутреннего, духовного бытия. Обретение такой свободы возможно лишь на пути нравственного совершенствования личности, неуклонного выполнения ею своих нравственных и гражданских обязанностей. Не прошло и ста лет со времени написания Цицероном его знаменитых “Тускуланских бесед”, как появились “Нравственные письма к Луцилию” одного из виднейших представителей римского стоицизма Луция Аннея Сенеки. Сенека окончательно порывает с традиционно сложившимся взглядом на философию как простое мудрствование, сколь бы изящно оно ни было и каких бы теоретических высот ни достигло. “ Философия, — пишетСенека, — не лицедейство, годное на показ толпы. Философом надо быть не на словах, а на деле. Она не для того, чтобы приятно провести день и без скуки убить время, нет, она выковывает и закаляет душу, подчиняет жизнь порядку, управляет поступками, указывает, что следует делать и от чего воздержаться, сидит у руля и направляет путь гонимых волнами. Без нее нет в жизни бесстрашия и уверенности, ведь каждый час встречается так много, что нам требуется совет, которого можно спросить только у нее ” (Цит. по кн. Сенека. Честерфилд, Моруа "Если хочешь быть свободным". Книга о воспитании М., 1992, С 1-14). Философия, с точки зрения Сенеки, призвана учить человека душевной стойкости, способности преодолевать все преграды, возвышаться над страданиями. Он призывает согласовывать свои желания, потребности, интересы и цели с природой и ее законами. Признавая материальность мира, Сенека вместе с тем признает наличие в нем некого одушевленного начала, именуемого в одних случаях разумом, в других природой, в третьих — провидением или судьбой. Высший разум, воплощенный в природе, предъявляет и соответствующие требования к человеку. Чтобы жить в согласии с ним, чтобы достичь внутренней гармонии и душевного равновесия, необходимо стремиться к знанию, определяемому как высшее благо. Знание воплощает в себе всю полноту добра; незнание, невежество — символ зла. Свободный человек счастлив осознанием своего нравственного долга, способностью к самопожертвованию. Бескорыстно творя добро, он утверждает себя как личность. Говоря о стоицизме, нельзя не упомянуть имени Марка Аврелия. Это был человек, облаченный безграничной властью императора. Окруженный подданными, он оставался внутренне глубоко одиноким человеком. Самые сокровенные мысли — это были “Мысли к самому себе”, выраженные в форме дневниковых записей, ставших известными лишь после его смерти. В основе бесконечного мира, считает Марк Аврелий, лежит мировой разум, воплощающий в себе высшую необходимость, познание которой делает человека свободным. Поэтому в конечном счете то, кем человек станет, в каком направлении осуществится его жизнь, какими нравственными идеями и принципами будет руководствоваться, — все это зависит не от безличного мирового, а от собственного разума человека. Марк Аврелий как император, ученый, философ, высоко ценил общественную активность человека, его участие в различных формах общественной, государственной деятельности. Активность общественно-полезной деятельности рассматривается им как высшее благо, достижение которого возможно лишь в том случае, если гражданин проявляет свою заботу о развитии своих нравственных качеств. Самым последовательным философом, не допускавшим ни малейшего отступления от стоического учения, был Эпиктет (ок.50-ок.138 г. н.э.). Он был рабом. Вопреки собственной немощи, беспрестанным гонениям и насмешкам со стороны тех, кто был богат и властен, Эпиктет сумел основать свою школу, пользующуюся большим вниманием римской молодежи. Подобно всем стоикам, Эпиктет утверждал идею дуализма мира, его разделения на мир внешний, развивающийся в соответствии с жестокой, непреодолимой необходимостью; и мир внутренний, над которым даже боги не властны. Это мир собственной человеческой души, безграничной в своих возможностях. Свобода придает высший нравственный смысл человеческой жизни. Осознать этот смысл — значит обрести свободу. Он почитал богов, призывал к смирению и покорности их воле. Но власть богов распространялась лишь на мир внешний. Боги творят мир и управляют им. Человек же, подобно богам, творит самого себя. Он формирует свою волю, свой разум, свои нравственные добродетели, свое стремление к нравственному совершенству. К числу основных добродетелей, о воспитании которых прежде всего должен заботиться человек, Эпиктет относил смирение, умеренность в потребностях, бесстрастность, рассудительность. Божественная предначертаемость судьбы — это лишь канва, и только от человека, его энергии, активности, мудрости зависит какой, прекрасный или безобразный будет создан узор, каким содержанием будет наполнена жизнь. Всю меру нравственной ответственности за судьбу мира и собственную судьбу Эпиктет возлагает на человека. Образцом для подражания, для него всегда был Сократ, олицетворяющий нравственный идеал мудреца. Как и Сократ, Эпиктет видел в знании, в стремлении к познанию высшую добродетель. Культ знания и поклонение мудрости характерны для всей философии античности. Величайшим ее завоеванием, равно как и всей античной культуры, стало утверждение нравственного идеала человека как носителя высшей Мудрости, высшего Добра, высшей Красоты и высшей Истины. Человек рожден для счастья, и он должен быть счастливым. Более того, он заслужил счастья, и ничто, ни люди, ни боги не могут лишить его этого естественного права, дарованного самой жизнью, — таков лейтмотив античной философии, заложившей фундамент всех последующих типов мировоззрения. ЛИТЕРАТУРА 1. Античность в контексте современности. М.,1990. 2. Аристотель. Аналитика первая и вторая. Соч.в 4-х томах, М., 1973. 3. Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982. 4. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли (пер. с фр.) М., 1988. 5. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1990. 6. Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии. М., 1977. 7. Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л., 1980. 8. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. 9. Материалисты древней Греции. Сборник текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955. 10.Платон. Собр.соч. в 4-х тт., т.т. 1-4 М., 1994. 11. А.А.Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |