Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объединения предприятий




Крупномасштабному бизнесу свойственны формы организации, в основе которых лежит объединение предприятий, фирм в совокупные структуры.

Предприятия создают объединения, которые различаются в зависимости от целей объединения, характера хозяйственных отношений между участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это картели, синдикаты, тресты, концерны, консорциумы, промышленные холдинги, финансово – промышленные группы.

Картель представляет собой объединение предприятий одной отрасли, предполагающее совместную коммерческую деятельность, т. е. регулирования сбыта с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации. Для картеля характерно наличие следующих признаков:

- договорной характер объединения;

- сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим, хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;

- совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени на производство.

Синдикат – форма договорного объединения предприятий предполагающая централизацию снабжения предприятий – членов синдиката и сбыта производимой продукции. Создание синдиката позволяет устранить конкуренцию между его участниками в области закупок сырья, и сбыта товаров. Для осуществления перечисленных управленческих функций создается специальный орган в качестве дирекции синдиката. Орган, производящий сбыт и закупку, собирает все заказы на продукцию предприятий синдиката и распределяет их в соответствии с квотами, зафиксированными в договоре. Коммерческая самостоятельность членов синдиката утрачивается полностью, а производственная – частично. Предприятия синдиката юридически самостоятельны. Участниками синдиката могут быть не только предприятия, но и концерны, тресты, другие объединения.

Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую, коммерческую, производственную самостоятельность и подчиняются единому управлению. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т. е. Объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, представляющих собой последовательные ступени обработки сырья или играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой.

Концерн – это объединение самостоятельных предприятий, форма, позволяющая использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования. Концерны благодаря масштабам концентрации капитала, производственным мощностям широким возможностям диверсификации производства обладают определенной устойчивостью к колебаниям рыночной коньюктуры, способны выгодно перераспределять инвестиционные ресурсы, концентрировать их в наиболее рентабельных окупаемых направлениях. Важнейшим признаком концернов является единство собственности входящих в них фирм, предприятий, банков. Таким образом, участники концернов взаимозависимы не по договору, а по существу экономических отношений. Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом).

Консорциум - это временное добровольное объединение предприятий, организаций, образуемое для решения конкретных задач и проблем, осуществления крупных инвестиционных, научно- технических, социальных, экологических проектов. В консорциум могут объединяться как крупные, так и мелкие предприятия, желающие принять участие в осуществлении крупного проекта. Консорциум представляет собой эффективный организационно- структурный способ временной интеграции кадров, мощностей, материальных и финансовых ресурсов.

Консорциум строится на договорной основе. Предприятия, входящие в состав объединения сохраняют за собой юридическую, коммерческую и хозяйственную самостоятельность, но в деятельности, касающейся целей консорциума, подчиняются совместно выбранному руководству. После осуществления проекта консорциум распадается.

Холдинговая компания - это организация, владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других компаний с целью управления их деятельностью и контроля. Механизм контрольного пакета акции дает ей право голоса, благодаря чему она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов больших корпораций, концернов, трестов или ускорять процесс диверсификации. Таким образом, холдинговая компания – это вершина пирамиды, составленной из дочерних компаний (их контрольные пакеты акций входят в состав активов холдинговой компании).

В Российской Федерации холдинги и их дочерние предприятия создаются только в форме открытых акционерных обществ.

Положительной стороной образования холдинговых компаний является то, что благодаря обладанию контрольными пакетами акций они имеют возможность проводить единую политику в различных областях деятельности, направленную на увеличение производства и сбыта.

Холдинговые компании могут быть созданы в следующих случаях:

- при образовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий;

- при объединении пакета акций юридически самостоятельных предприятий;

- при учреждении новых акционерных обществ.

В число участников (акционеров) холдинговых компаний и их дочерних предприятий при их создании могут входить юридические и физические лица, признанные покупателями в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации “О приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации”.

Финансово - промышленные группы - хозяйственное объединение предприятий, учреждений, организаций, кредитно - финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения совместной скоординированной деятельности. ФПГ включает устойчивую группировку различных предприятий: промышленных, торговых, финансовых, в том числе банковские, страховые, инвестиционные институты. В ФПГ развиваются отношения взаимозависимости, разделения труда и его кооперации. ФПГ обычно контролирует многочисленные крупные, средние и мелкие предприятия, подрядчиков и потребителей продукции, клиентов финансовых учреждений.

К числу наиболее существенных характеристик финансово- промышленной группы можно отнести следующие:

- интеграция входящих в них звеньев не только через объединение финансовых ресурсов и капиталов, но также и через общую управленческую, ценовую, техническую и кадровую политику;

- наличие общей стратегии;

- добровольное участие и сохранение юридической самостоятельности участников;

- структура ФПГ позволяет решать многие вопросы (в том числе проблемы связанные с безопасностью) с меньшими издержками, чем на других крупных предприятиях и объединениях.

Появление и возрастание роли ФПГ в российской экономике является закономерным явлением. ФПГ рассматриваются, как средство борьбы с отечественным монополизмом, так как они имеют реальную базу развертывания диверсификации производства, располагают большими ресурсами и возможностью мобильно перебрасывать их с одного направления на другое, использовать для создания филиалов в различных районах страны.

Из всей совокупности некоммерческих организаций рассмотрим потребительское общество.

Потребительское общество – это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное по территориальному признаку, на основе членства, путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительской, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.


Тема 2: «Планирование деятельности предприятий торговли»

 

1. Планирование и прогнозирование: понятие, сущность, отличительные особенности. Виды и методы планирования. План развития торгового предприятия.

2. Логистика, ее цели, задачи и функции.

3. Предприятие как субъект рыночной экономики. Понятие и виды

предпринимательской деятельности.

4. Методика расчета коммерческой выгоды по сделке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.