Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План развития торгового предприятия




1.

Свобода предпринимательской деятельности, либерализация цен на товары, обеспечение рентабельной работы предприятия требует планирование финансово – хозяйственной деятельности.

Планирование представляет собой особую форму деятельности, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия на определенный период.

Планирование – это процесс формирование планов развития торгового предприятия на основе анализа результатов его деятельности за предшествующие периоды и стратегии работы на будущий год.

План – это решение, директивное определение перечня и сроков действий, исходя их определенных целей, ресурсов, выделяемых для достижения этих целей; научно обоснованных нормативов расходования ресурсов.

Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение функций предприятия: хозяйственной, социальной, экономической.

Предметом планирования выступают ресурсы предприятия. Планирование ресурсов предусматривает установление уровней расхода, направления и сроки использования, режим потребления и т.д.

Существует два подхода к пониманию сущности планирования: широкий и узкий.

В широком понимании планирование состоит в принятии комплекса решений, относящихся к будущим событиям. Такие решения могут быть связаны с постановкой целей и задач развития предприятия, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов и др. В узком понимании планирование сводится к составлению специальных документов – планов, определяющих конкретные действия предприятия по осуществлению принятых решений.

Цель и задачи планирования

Главной целью планирования является обеспечение эффективного функционирования и развития предприятия. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

- предвидение вероятных рыночных тенденций и соответствующая им корректировка программы предприятия;

- исследование требований потребителей и формирование программы, ориентированной на их запросы;

- обеспечение выпуска продукции более высокого качества;

- выявление и мобилизация внутренних ресурсов производства;

Прогнозирование – это основа планирования, означает предвидение

основной стратегии, целей и задач.

Прогноз – вероятностное суждение о состоянии объекта в будущем на

определенный период в будущем.

Прогнозирование дает нам представление о том, что, возможно, будет (т.е. носит информационный, консультативный характер), а планирование о том, что должно быть (директивный характер).

Отличительные особенности планирования от прогнозирования:

· Прогнозирование – вероятно будет.

· Планирование – должно быть!

Классификация планирования в зависимости от длительности планового периода:

- перспективное;

- среднесрочное;

- текущее планирование.

Перспективное планирование охватывает период более 5 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана.

Текущее планирование охватывает период до 1 года и включает полугодичное, квартальное, месячное, недельное, суточное планирование.

Формы планирования в зависимости от содержания плановых решений:

- стратегическое;

- тактическое;

- оперативное.

Суть стратегического планирования – разработка и принятие перспективных решений, реализация которых обеспечит эффективность функционирования предприятия в долгосрочной перспективе, его быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Тактическое планирование предполагает составление среднесрочных планов, в которых конкретизируются стратегии развития предприятия, методы и формы ее реализации.

Оперативно-календарное планирование включает составление краткосрочных планов, в которых содержится детальная разработка инструментов воздействия на производственный процесс.

Этапы планирования:

1. Определение конечных и промежуточных целей.

2. Постановка задач, решение которых необходимо для достижения поставленных целей.

3. Определение методов и способов их выполнения исходя из имеющихся ресурсов.

4. Контроль за ходом реализации планов.

5. Анализ работы в целом для повышения ее эффективности и корректировки планов на следующий период.

Виды планов:

1. Долгосрочные (сроком на 10 – 25 лет, в них заложена стратегия развития предприятия)

2. Краткосрочные (сроком на 2 – 3 года, конкретизируют долгосрочные планы).

3. Текущие (сроком на 1 год, содержат расчет основных показателей предприятия: товарооборот, издержки обращения, доходы и прибыль).

4. Оперативные (сроком на месяц, квартал, декаду, направлены на решение текущих проблем).

5. Бизнес-план – это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса. Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося предприятия, так и для уже существующих организаций на очередном этапе их развития.

Методы планирования:

1. Метод оптимизации – из множества возможных вариантов выбирается оптимальный.

2. Балансовый метод – применяется в торговле для обеспечения взаимосвязи между показателями розничного товарооборота.

3. Метод технико – экономических расчетов – основан на использовании норм и нормативов, рассчитанных самим предприятием или предложенных государством.

4. Экономико – статистический – основан на использовании результатов анализа работы за последние 3 – 7 лет.

5. Структурное планирование, используется при системном и ситуационном менеджменте и позволяет найти решение проблемы при сохранении функций, но изменении структуры и (или) значений параметров объекта за время упреждения.

 

Схема максимизации прибыли торгового предприятия при структурном планировании

 

 

 


Результатом процесса планирования является система планов. План включает в себя все основные показатели деятельности предприятия, которые должны быть достигнуты в плановом периоде.

Для успешной деятельности на потребительском рынке каждому предприятию торговли целесообразно осуществлять планирование по следующим основным разделам:

· план товарооборота;

· план потребности в материальных ресурсах;

· план по труду и заработной плате;

· план расходов предприятия;

· план доходов предприятия;

· план по прибыли;

· финансовый план.

 

Разделы текущего плана, их характеристика

Разделы плана Содержание раздела
А Б
1. План товарооборота 1.1. План общего объема товарооборота. 1.2. План товарооборота по структуре и во времени. 1.3. Планирование и нормирование товарных запасов по общему объему, структуре, во временном аспекте. 1.4. План товарного обеспечения товарооборота.
2. План потребности в материальных ресурсах 2.1. Расчет потребности торгового предприятия в основных фондах по общему объему, составу, структуре. 2.2. Расчет потребности предприятия в оборотных средствах по общему объему, составу, структуре. 2.3. Определение источников финансирования воспроизводства основных фондов и прироста оборотных средств предприятия.
3. План по труду и заработной плате 3.1. Расчет численности работников торгового предприятия (всего, в том числе торгово-оперативных). 3.2. Расчет производительности труда работников всего, в т.ч. торгово-оперативных работников. 3.3. Определение фонда заработной платы по общему объему, составу, структуре, источникам формирования. 3.4. Расчет среднегодовой заработной платы работников всего, в том числе торгово-оперативных работников.
4. План расходов предприятия 1.1. План издержек обращения торгового предприятия по общему объему, по составу, структуре. 1.2. План прочих расходов. 1.3. Расчет налогов, уплачиваемых предприятием.
5. План доходов предприятия 5.1. План доходов от основной деятельности 5.2. Расчет прочих доходов (доходов от участия в деятельности других предприятий, процентов к получению и др.).
6. План по прибыли 6.1. План по прибыли от продаж. 6.2. План по прибыли до налогообложения. 6.3. План использования чистой прибыли. 6.4. Расчет рентабельности деятельности торгового предприятия.
7. Финансовый план 7.1. Баланс предприятия. 7.2. Отчет о прибылях и убытках. 7.3. Сводный баланс активов и пассивов. 7.4. Платежный календарь. 7.5. Оценка деятельности предприятия по основным финансовым показателям.

2. Логистика – это наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой, складированием и другими операциями, совершенными в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями потребителя, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Одно из самых кратких определений логистики звучит так: «Логистика - наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя».

Логистика рассматривается как система, обеспечивающая рыночную ориентацию управления предприятием, что и определяет содержание деятельности предприятия по установлению его связей с потребителем.

Основными направлениями работы, осуществляемыми в этой области, являются:

- Изучение рынка и прогнозирование спроса на конкретные виды продукции;

- Закупка материальных ресурсов, потребных для производства продукции, принятие решений о размерах запасов и управление запасами;

- Организация материальных потоков на производстве;

- Организация товарораспределения: подбор и упаковка готовой продукции, транспортирование ее к месту назначения, поставка продукции потребителю, оформление необходимой документации.

Логистика широко ориентирована на потребителя, ее цель: доставка продукции точно в срок при минимальных затратах на хранение, упаковку, сбыт транспортировку.

Принципы логистики представляют собой исходные положения, на основе которых осуществляется построение и функционирование логистических систем.

- Принцип системности. Предполагает формирование интегрированной системы управления материальными потоками в рамках производственно-сбытовой системы. Данный принцип находит свое отражение в разработке и осуществлении на практике единого технологического процесса выполнения производственных заказов на стадиях закупки, производства и сбыта продукции.

- Принцип обратной связи. В соответствии с данным принципом цели и задачи логистической системы определяются требования рынка продуктов и услуг. Исходя из ожидаемых заказов, необходимого качества и сроков поставок устанавливаются масштабы и ассортимент производимой продукции, формируются заказы на материалы. В свою очередь, в соответствии с принятой стратегией закупок определяется величина текущего и необходимого запаса и т.д.. Реализация принципа обратной связи требует выделения в составе логистической системы соответствующего блока, который осуществлял бы сбор и обработку информации об эффективности действий управляющей системы и требованиях товарного рынка.

- Принцип оптимальности заключается в достижении такой согласованности стадий процесса товародвижения и действий участников, при которой обеспечивается наибольшая эффективность функционирования предприятия как производственно-сбытовой системы.

- Принцип гибкости. Предполагает высокую степень приспособляемости логистической системы к условиям ее функционирования и специфическим запросам потребителей. Реализация принципа гибкости требует проведения работ по прогнозированию тенденций изменения состояния внешней экономической среды и выработки адекватных им действий.

- Надежность поставок как принцип логистики предполагает создание таких организационно-экономических условий, которые обеспечивали бы бесперебойное снабжение предприятия необходимыми материальными ресурсами и безусловное выполнение графика поставок готовой продукции. Принцип надежности поставок предполагает необходимость синхронизации всех стадий товародвижения, координации действий по управлению поставками и перевозками, создания производственных и резервных запасов.

- Принцип компьютеризации заключается в том, что все логистические функции и процесс товародвижения в целом должны выполняться с максимальной степенью автоматизации. Автоматическая система призвана осуществлять контроль за передвижением материалов и накапливать информацию о наличии полуфабрикатов, выпуске готовой продукции, состоянии производственных запасов, объеме поставок, степени выполнения заказов и т.д.. Наибольший эффект «уплотнения времени» и гарантию высококачественного обслуживания потребителей дают информационно-управленческие системы, осуществляющие контроль и регулирование товародвижения с момента закупки материалов до поступления готового продукта заказчику.

Задачи логистики:

1. Глобальные (достижение максимального эффекта при минимальных затратах).

2. Общие, включают:

· Контроль за движением материальных потоков.

· Прогнозирование спроса на товар.

· Определение стратегии перемещения товара.

3. Частные, включают:

· Создание минимальных запасов.

· Максимально сократить время хранения продукции в запасах.

· Сокращение время перевозок.

Функции логистики:

1. Системообразующая – логистика образует систему управления товародвижения (перемещение продукции через места складирования, развитие и организация складского хозяйства).

2. Интегрирующая – логистика обеспечивает синхронизацию процессов хранения, сбыта, доставки продукции на рынок.

3. Регулирующая – управление материальными потоками направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда.

Таким образом, логистическая деятельность направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в указанное место и время, с заданным качеством при минимальных издержках. Логистика стремиться охватить все этапы взаимодействия: снабжение – производство – распределение – потребление, т. к. она направлена на преобразование ресурсов в поставку готовой продукции с учетом покупательского спроса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.