Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Авторский коллектив:Добрынина В




Философия XX века

ББК 87.3

Ф56

Авторский коллектив: Добрынина В. И., д.ф.н. (руко­водитель авторского коллектива) (введение, § 2.4, 2.5, 2.6, словарь); Грехнев В. С., д.ф.н., (§ 1.7, 2.3, 2.5, 3.3); Добрынин В. В., к ф. н. (§1.1, 1.5, 3.4); Козера Бартломей, к.гуман н. (§ 2.1); Лысенко Н. Н., к.ф.н., (§ 1.2, 2.7); Новак Зенона, к.гуман.н. (§14, 3.5); Олевич Тадеуш, д.ф.н. (§ 1.6, 3.5); Осипова Н. А., к.ф.н., (§ 3.2, 3.5); Пономарева Г. М., д.ф.н., доц. (§ 1.3, 2.1, 2.2, 3.1).

Ф56 Философия XX века. Учебное пособие. М„ ЦИНО общества "Знание" России, 1997. — 288 с.

ISBN 5-7646-0013-8


Настоящая работа возникла как обобщение опыта чтения спецкурсов по философии студентам разных высших учебных заведений — будущим инженерам, учителям, врачам, экономистам и др.

Спецкурсы по выбору студентов читаются им тогда, когда они уже изучили так называемый базо­вый курс. При подготовке данного учебного пособия авторский коллектив исходил из того, что основные понятия курса философии студентам уже знакомы и главное внимание обращено на более углубленное понимание характерных черт и особенностей фило­софского знания XX века, а также на школы и на­правления, которые или практически не рассматри­вались в советской философии или исследовались предвзято и тенденциозно. Среди них — философ­ские школы, исследующие проблемы человека, его места и роли в современном мире; проблемы жизни и духовного творчества человека, изменяющихся ценностных ориентации и потребностей, нового по­нимания смысла и цели существования человечества.

Для того, чтобы дать возможность читателям, за­интересовавшимся тем или иным философским на­правлением более подробно ознакомиться с ним, в конце каждого раздела дается список литературы — преимущественно сами философские источники, ко­торые наверняка представлены в соответствующих отделах научных и учебных библиотек. Работа завер­шается "Кратким словарем философских терминов", где дается истолкование наиболее сложных терми­нов, употребляемых в тексте. Для удобства читате­лей понятия располагаются в алфавитном порядке.

Данная работа — не научный трактат, а учебное пособие, созданное для того, чтобы в процессе учеб­ной деятельности студенты получали философские знания, помогающие им ориентироваться в совре­менном динамичном и плюралистическом мире.


XX ВЕК И ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

XX век в масштабах существования письменной исто­рии человечества сравнительно-небольшой отрезок време­ни, если рассматривать его только с точки зрения тех ста лет, которые он в себя включает. Однако оценивать роль и значение XX века в общей истории планеты Земля необхо­димо, учитывая его научно-технические, социально-эконо­мические, общественно-политические сферы бытия, равно как его духовную культуру и искусство, которые оказы­вают влияние на мир.

Многочисленная литература, посвященная анализу XX века, разноречива и тенденциозна. Это неудивительно, по­тому что современники, как правило, не могут объективно и непредвзято осветить многочисленные события этого ве­ка и, тем более, предугадать, какое из них окажет особен­но сильное влияние на последующую историю человече­ства.

Двадцатый век называли веком прогресса науки, побе­ды гуманизма и демократии, веком грядущего процветания человечества и всевозрастающего могущества над слепыми силами природы. Однако, уже в первые годы XX века не­меньшее число ученых говорили, что грядущий век будет веком все большего озверения людей, роста их аморализма и беспринципности, что техника превратит человека в сво­его раба, а погоня за богатством и бесконечно сменяющи­ми друг друга удовольствиями при росте влияния тотали­тарных режимов и уничтожении демократических свобод превратит человечество в послушное стадо потребителей-индивидуалистов, не нуждающихся в философской ре­флексии. XX век завершается, но споры о том, что он дал человечеству не прекращаются. Одни называют этот век началом новой глобальной эры интегрирующегося челове­чества, другие, не менее справедливо напоминают о том, что XX век принес неисчислимые страдания всем живущим на земле: две мировые войны и множество локальных войн уничтожили миллионы людей, а еще были геноцид и конц­лагеря, атомные бомбардировки и др. Итак столетнюю историю Земли нынешнего века нельзя ценить однозначно.

Безусловно, на первый план в характеристике века не­обходимо поставить науку, которая достигла больших вы­сот, практически во всех областях научного знания. Изучая космос и элементарные частицы, биосферу и гены, челове­чество в целом и его многочисленные культуры, — везде


наука XX века совершила новые открытия, революциони­зировавшие все научное знание. Созданы десятки новых наук, значение которых еще только раскрывается: кибер­нетика, экология, генная инженерия, синергетика и многие другие. Наука двадцатого века в своем абсолютном боль­шинстве неразрывно связана не столько с тайнами приро­ды или человеческого бытия, сколько с военно-техниче­скими разработками, поэтому запасов вооружения сегодня хватит, чтобы уничтожить не только все живое, но и саму планету Земля.

Двадцатый век характеризуется развитием мирового рынка, а это формирует новые отношения между странами и народами. Гонка вооружений и создание разного рода военных блоков привели к резкой конфронтации. Мир по­делен на бедные и богатые государства, обрекая целые континенты на выматывающие силы народов догоняющие концепции развития.

Особой остроты в двадцатом веке достигали обществен­но-политические отношения, как внутри стран, так и меж­ду ними. Если начало века было отмечено рядом револю­ций и гражданскими войнами — в России, Венгрии, Герма­нии, Китае и других странах, то затем началась эпоха ста­новления авторитарных и тоталитарных режимов, назы­вавших себя по-разному, но одинаково жестоко относив­шихся к любому инакомыслию или критике власть иму­щих: достаточно вспомнить фашистские режимы в Европе, годы культа личности Сталина в нашей стране. Конец века принес неменьшие испытания жителям планеты — это и "культурная революция" в Китае и режим Пол-Пота в Индокитае, революция и контрреволюция в Чили, падение коммунистических режимов в СССР и странах Восточной Европы; что, как правило, сопровождалось системным кри­зисом, усугубившим и без того тяжелое материальное по­ложение бывших "стран социализма". Уход с политической арены коммунистических лидеров не улучшил политиче­скую обстановку в большинстве постсоциалистических стран, а новый их приход к власти в 90-е гг. практически не способствовал разрешению социальных проблем, пре­кращению кризисов в экономической, финансовой, поли­тической и социальной сферах.

Духовная культура и искусство XX века, как и все дру­гие стороны жизни общества отличается мозаичностью, наличием самых разнородных течений и концепций: низ­вергающих традиции и восхваляющих их, беспощадно эпа­тирующих слушателей и зрителей и заигрывающих с ними,

 

 

пропагандирующих самый смелый авангард и модернизм цинично готовящих "идеологическое пойло". XX век соз дает индустрию развлечений, рождает коммерческсД искусство. Мощную основу для процветания массовое культуры, характеризующую XX век, создали успехи науки и техники.

Духовная культура Запада на рубеже XIX—XX вв. характеризовалась защитой традиционных ценностей буржуазного общества, с которыми оно пришло на смену феодальных отношений: свобода, равенство и братство рассматривались как основа и незыблемый фундамент европейской культуры. Однако критика этого общества была представлена целым рядом популярных философских школ самого разного направления. Европейскую культуру резко критиковали социалисты, в первую очередь, марксисты, не менее резкая критика раздалась из лагеря позитивизма (Г. Спенсер и О. Конт, заложившие основы классической социологии даже не представляли, как их сторонники будут препарировать социальные отношения капиталистического мира). Ницшеанская критика европейской культуры дополнялась критикой ее же сторонниками психоанализа интуитивизма, прагматизма и многими другими. Можно сказать, что этот период дал все наиболее значимые" подходы к философскому знанию, которые Затем достаточно плодотворно разрабатывались в многочисленных пройзведениях философов ХХ века.

Эволюция философского знания в XX веке. Непредвзятый и свободный от идеологических оценок анализ фило­софии XX века показывает; что философское знание этого столетия проделало значительную эволюцию, которую можно охарактеризовать рядом отличительных признаков. В качестве первой, видимо, надо назвать отход философии от t узкого, преимущественно рационалистического философствования, как правило, ориентированного на определенные-политические взгляды и религиозные (атеистические) убеждения. В течение столетия самые разные философские направления и Школы переходят к философство­ванию всё более плюралистическому и толерантному, основанному на принципах встречи или диалога, не отвер­гающему философских теорий, основанных на нетради­ционных для европейской философии принципах, будь то творческая интуиция, эзотерическое знание, концепция вчувствования и многое другое.

Философия XX века Сформулировала целый ряд новых для философии проблем (техника и человек, человек и


природа, глобальное моделирование). Эти новые проблемы требуют теоретического разрешения, поэтому вслед за фи­лософским вопрошанием возникают в XX веке ряд новых наук. У истоков которых стояла философия. Математиче­ская логика и математическая лингвистика, экофилософия и биосферная концепция культуры в данном случае могут выступать как примеры рождения философией новых исследовательских полей, обладающих не только больши­ми эвристическими возможностями, но и имеющими не­посредственный выход на практическую деятельность со­временного человека.

Философия XX века существенно пополнила свой тео­ретический потенциал, поставив и позитивно разрешив та­кие принципиально важные вопросы как соотношение между знанием и пониманием (на основе чего возникает герменевтика или учение о понимании и истолковании), между знанием и оценкой (что способствует оформлению аксиологии как специфической части теории познания), наконец, между знанием и истиной, решая эту проблему на основе научных данных, полученных естествознанием XX в. Это продвинуло философию вперед не только в тра­диционной области — теории познанияили гносеологии, но и помогло найти новые исследовательские поля, что по­зволило создать принципиально новые концепции изучения различных явлении — например, понимающую социоло­гию, эвристику, интегративный подход.

Особенностью философии XX века является то, что она долго и мучительно освобождалась от идеологического прессинга, от господствовавшего на протяжении десятиле­тий тезиса об ожесточенной борьбе материализма и идеа­лизма, неразрывной связи передового класса и передовой философской теории. Особенно жестко эти позиции прово­дились в странах социалистического лагеря, и. прежде все­го, советскими философами, послушно выполнявшими указания всемогущего партийного аппарата.

На протяжении десятков лет живущие в социалистиче­ских странах исследователи не имели.возможностей зани­маться теми вопросами философии, которые их особо интересовали и объяснять те или иные явления без множе­ства ссылок на труды "основоположников марксизма" и партийные документы. Монопольное право на истину при­надлежало советской философии, из СССР раздавались оценки трудам других философов. Работы Ж.-П. Сартра или М. Хайдеггера. П. Фейерабенда, Фанона — это были труды "агентов и слуг империализма" или "ревизионистов",


"мистиков" или "шарлатанов" и понадобилось немало времени для того, чтобы, хоти бы внешне, произошло "освобождение духа" и исследователи избавились от идеологических штампов и клише времен холодной войны. Не были свободны и западные философы в своей оценке работ советских исследователей, чаще всего упрекая их за излишний догматизм и плохое знание современной философской литературы. Только с начала 90-х гг. пошел процесс взаимного узнавания, результаты которого в трудах по философии еще только начинают сказываться.

Особенностью философского знания XX века является его четкая детерминация научным аппаратом современного естествознания (ЭВМ, компьютер, методы математичесих наук, системный подход, принципы синергетики). Следует подчеркнуть, что и философия своими собственными исследованиями также способствует позитивному развитию естественных наук, например, разработками в области анализа психики, мотиваций человека, в изучении деятельности, действия, операции — составных частей поступков

Для философского знания XX века характерна эволюция к исследованию проблем сущности и существования человека, опираясь не только на позитивистские и марксистские взгляды, но и философские традиции христианства, буддизма, школ солипсизма и интуитивизма, экзистенциализма и других направлений, которые в начале XX века третировались как ненаучные, мистические и реакционные.В свою очередь, наиболее авторитетные представители этих философских направлений находят в позитивистских и материалистических работах такие положения, которые помогают более глубоко и разносторонне понять сущее человеческого бытия.

Тенденции интегративизма различных школ и направлений в самом философском знании в конце XX века стал особенно заметно сочетаться с интегративными тенденция ми самой философии с гуманитарными и естественным науками, благодаря чему создается новое философское знание и новые способы философствования.

В XX веке философия все дальше отходит от вульгарного и грубого материализма, от догматизированного и примитивного марксизма, она все больше стремится к тому, чтобы исследовать мир комплексно, опираясь на множество факторов, понимая происходящие в мире процессы как нелинейные, стохастические, происходящие в открытых динамических системах, каждая из которых имеет множе-


ство вариантов своего последующего развития, а также и истолкования.

Такое отношение к исследуемым процессам не тождест­венно "победе идеализма над материализмом", чем на про­тяжении десятилетий пугали в СССР, это — победа науки над вульгарноматериалистическим подходом к действи­тельности. Именно в фундаментальных знаниях современ­ности, основанных на успехах и достижениях эксперимен­тальных и теоретических, становится возможным союз гу­манитарного и естественнонаучного знания, обеспечиваю­щий практические шаги по разрешению наиболее значи­мых проблем современности.

Философия XX века открывает и разрабатывает новые области философствования, такие как философия культу­ры, философия техники, философия жизни и др., совре­менным языком описывает такие традиционные области философского знания как онтология и феноменология, эпистемология и методология, аксиология и философская антропология. Так, например, исследуя эстетический по­тенциал современного авангардизма и модернизма в раз­личных областях искусства, философия прибегает не толь­ко к эстетическому знанию, но и использует эвристический потенциал интуитивизма, рефлексию о непознаваемом, а прибегая к миру современной науки и техники объясняет специфику "виртуальной реальности". Используя метод проектирования и конструирования современная эстетика создает не только новую окружающую среду, но и новые символы культуры, которые несут закодированную инфор­мацию зрителям и слушателям.

Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности целый цикл гло­бальных проблем, которые можно объединить в одну — это проблема выживания человечества, неразрывно свя­занная с новым решением вечного вопроса философии — в чем смысл жизни и предназначение человека.

Философия XX века — не усталый спутник, сопровож­дающий человечество на его тернистых и крутых дорогах, она вместе со всей духовной культурой современногомира, стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего, а не ложного смысла жизни, в по­иске своего Я и реализации своего творческого потенциала.

В отличие от предыдущих эпох и даже от начала XX ве­ка современная философия не навязывает одной-единственной точки зрения на мир, выдавая ее за истину в по­следней инстанции. Она научилась быть толерантной и не


наказывает за инакомыслие, более того» философия конца XX века предоставила человеку свободу в выборе своего мировоззрения Однако это возлагает и ответственность за выбор мировоззрения на плечи самого человека Совре­менный человек свободен в своем выборе, но он обязан понимать и всю меру ответственности за будущее планеты и судьбы всего человечества

Даже краткий обзор развития философского знания в уходящем от нас двадцатом веке показывает, сколь рази­тельно эволюционировала философская мысль за истекшее столетие. Так, на место господствующих направлений ма­териализма и позитивизма выдвигаются разнообразные философские школы, разрабатывающие философскую проблематику в традиционных или существенно обновлен­ных школах идеализма Рационалистический подход к миру, составлявший специфику европейской философской культуры в значительной мере потеснен разнообразными направлениями иррационализма и интуитивизма, а в самом незнании мира все больше используются принципы скепти­цизма и агностицизма, релятивизма и конвендиализма. ко­торые привносятся в современную философию не столько сторонниками И. Канта и Д. Юма, сколько эксперименталь­ной базой современного естествознания, стремящегося проникнуть в тайны мироздания.

На место традиции рассмотрения мира с позиций не-остановимого научно-технического и социального прогрес­са приходят концепции нулевого роста и сдерживаемого развития, а тезис покорения природы и переделки ее в интересах человека меняется под воздействием экологиче­ской науки на проблемы гармонизации взаимодействия природы и человека и коэволюции.

В этой связи становится понятным стремление философов второй половины XX века отойти от вульгарносоциологических подходов к бытию человека и их стремление анализировать бытие через аргументацию философии жиз­ни, экзистенциализма и персонализма.

Философия XX века справедливо считает, что наука — значимый, но не единственный путь познания мира, обеспечивающий человечеству не только знание, но и социаль­ный комфорт и личную безопасность, более того, филосо­фия XX хека не отрицает ни мистического, ни эзотериче­ского, ни экологического, не ценностного подхода к миру Поэтому философия XX века не только связана с наукой, она пытается заново осмыслить мистические учения Восто­ка, найти смысл в примитивных религиях и в магии, в дав-


но отброшенных средневековых трактатах алхимиков и врачевателей, в социальных утопиях самых разных времен

На место воинствующей беспощадности позитивистской философии приходит толерантное отношение к любым формам осмысления мира, а на место борьбы соперничаю­щих между собой философских школ принцип взаимо­оправдания и дополнительности философских направле­ний, основанный на стремлении к интеграции всего фило­софского знания

Философия XX века представляет собой многообразное и плодотворно развивающееся философствование челове­чества о коренных проблемах бытия Природы, Космоса, Человечества и Человека

Литература

Сумерки богов. М., 1989.

Феномен человека М., 1993

Это человек. М., 1995

Проблемы человека в западной философии. М. 1988.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

Краткая философская энциклопедия. М., 1994.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.