Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Современная западная философия. Феноменология Э. Гуссерля




Ключевые слова: Ф. Ницше. «Смерть Бога», нигилизм, переоценка всех ценностей, генеалогический метод, жизнь, воля к власти, интерпретация, толкующее существование, христианство, европейская мораль, ressentiment, вечное возвращение, сверхчеловек, amor fati, эстетическое оправдание мира.

Феноменология Э. Гуссерля. Кризис европейской рациональности и «жизненный мир» человека. Феноменология в философии XX в. «Духовная ситуация времени» и экзистенциализм. Экзистенция и мир объективации, экзистенция и трансценденция. Проблема свободы. Христианский и «атеистический» экзистенциализм. Онтологический проект М. Хайдеггера. З. Фрейд: психоаналитическое истолкование природы человека, возможностей и целей человеческого бытия. Сознание и бессознательное. Психоанализ как этико-терапевтическая доктрина.Аналитическая философия: неклассический рационализм. Проблемы и тенденции западной философии конца XX в. Философская герменевтика. Постмодернизм.

 

1. «Смерть Бога». Европейский нигилизм

2. «Переоценка всех ценностей». Критика христианства и европейской морали

3. Проект мира как воли к власти

4. Феноменология

5. Экзистенциализм

6. «Фундаментальная онтология» М. Хайдеггера

7. З. Фрейд

8. Аналитическая философия

9. Проблемы и тенденции западной философии конца XX в.

10. Герменевтика

11. Постмодернизм.

5.1. «Смерть Бога». Европейский нигилизм

Ф. Ницше (1844–1900) принадлежит к тем мыслителям, творчество которых обозначает «духовный порог ХХ века», которые «открывают нам современное сознание» (К. Ясперс). Темы и мотивы его философии получили разработку в трудах виднейших западных и русских философов ХХ в., таких, как О. Шпенглер, М. Шелер, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев, Л. Шестов, в философии жизни и экзистенциализме. Под определяющим влиянием Ницше сформировалась философия постмодернизма. Осмысливая кризис европейского самосознания, пророчествуя о «длительном изобилии и череде обвалов, разрушений, погибелей, крахов», которые последуют из «величайшего события» «смерти Бога», Ницше надеялся предотвратить грядущее «помрачение и затмение» Европы, предложить альтернативу христианской интерпретации мира. В творчестве философа принято выделять три эпохи. Первую (1870–1876), эпоху «артистической метафизики», обозначает книга «Рождение трагедии из духа музыки» (1872). Вторая (1876–1882), знаком которой стала книга «Человеческое, слишком человеческое» (1878), – эпоха радикальной «переоценки всех ценностей»; в этот период Ницше набрасывает проект «освобождающей философской науки». Третья эпоха (1883–1888), которую открывает знаменитая книга «Так говорил Заратустра», – эпоха философии воли к власти, самой радикальной из всех доселе бывших. В рамках данной лекции мы ограничимся рассмотрением философии воли к власти, имея в виду при этом, что в ней получили предельное воплощение мотивы раннего Ницше, так или иначе пронизывающие все его творчество.

В «Веселой науке» Ницше ставит знаменитый диагноз современной эпохе: «Бог умер». В этом диагнозе содержится новое видение «положения человека посреди сущего в целом» (М. Хайдеггер). Бог, как показывает М. Хайдеггер, выступает здесь в качестве символа сверхчувственного мира вообще – мира идей, идеалов, высших целей, который со времен Платона считался подлинным и служил жизненной опорой европейского человека. «…Сверхчувственный мир, идеи, Бог, нравственный закон, авторитет разума, прогресс, счастье большинства, культура, цивилизация утрачивают присущую им силу созидания и начинают ничтожествовать» (5, 178). «Смерть Бога» анализируется Ницше в качестве психологического состояния нигилизма. Понятие «нигилизм» (от лат. nihil – ничто) было введено в культурный оборот И. С. Тургеневым и французским писателем П. Бурже, однако подлинно философский смысл придал этому понятию Ницше. Он рассматривает нигилизм как историческое движение, судьбу Европы. Событие нигилизма знаменует итог «двухтысячелетнего» господства интерпретации мира, начало которой положил Платон «изобретением» сверхчувственного мира идей, возвышающегося над чувственным миром становления. Квинтэссенция этой интерпретации – христианство. «Что обозначает нигилизм? – То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос – “зачем?”» (2, 31); «всепронизывающее ощущение пустоты, Ничто». Нигилизм проявляется в трех формах. Во-первых, «…наступает сознание, что становлением ничего не достигается, ничего не обретается… Следовательно, разочарование в кажущейся цели становления как причина нигилизма…» (2, 33). Все «гипотезы цели» – всего сущего, исторического процесса, оказываются несостоятельными, «…человек более не соучастник, тем паче – не средоточие становления» (2, 34). Во-вторых, разрушается то «бесконечно целое целое», причастность к которому позволяла человеку веровать в свою собственную ценность: человек больше не часть космоса, не образ и подобие Бога, не носитель всеобщего нравственного закона. В-третьих, неверие в «истинный», метафизический мир – подлинное бытие, возвышающееся над становлением. Таким образом, «…категории “цели”, “единства”, “бытия”, посредством которых мы сообщили миру ценность, снова изымаются нами – и мир кажется обесцененным …» (2, 35). Не существует двух миров, измышленных некогда Платоном, есть только становление, лишенное высшей трансцендентной цели, однако жить в таком мире невыносимо. Вывод нигилизма – «ничто не истинно и все напрасно». Поэтические символы «открытого горизонта», «пустыни», «бесконечного океана» передают это переживание ужаса перед «абсолютной однородностью всего совершающегося».

Нигилизм, согласно Ницше, – это патологическое промежуточное состояние человечества. «Смерть Бога», как предвидит философ, повлечет за собой невиданные катастрофы: «Ибо когда истина вступит в борьбу с ложью тысячелетий, у нас будут сотрясения, судороги землетрясения, перемещение гор и долин, какие никогда не снились. Понятие политики совершенно растворится в духовной войне, все формы власти старого общества взлетят на воздух – они покоятся все на лжи: будут войны, каких еще никогда не было на земле» (3, 2, 762–763). И все же возможно «безусловное движение против обесценивания» (М. Хайдеггер), чтобы преодолеть нигилизм, необходимо предпринять радикальную «переоценку всех ценностей».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.