Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема лекции 1. Предмет и задачи статистики




Конспект лекционных занятий

Тематический план курса

Содержание Активного раздаточного материала

2.1.Тематический план курса составляется в виде таблицы, где указываются наименование темы и количество академических часов, предусмотренных для каждой темы

Таблица 6

Наименование темы Количество академических часов
Лек ция   Практические/ семинарские СРСП СРС
Тема 1. Предмет и задачи статистики.        
Тема 2.Статистическое наблюдение.        
Тема3.Статистическая сводка и группировка.        
Тема 4.Абсолютные и относительные величины.        
Тема5. Средние величины.        
Тема 6. Показатели вариации и способы их расчета.        
Тема 7.Выборочное наблюдение.        
Тема8. Ряды динамики.        
Тема 9. Методы анализа тенденции в рядах динамики        
Тема10.Индексы.        
Тема11. Статистическое изучение взаимосвязи социально - экономических явлений.        
Тема12. Корреляционно регрессионный метод изучение взаимосвязи социально-экономических явлений.        
Тема13.Статистика населения и трудовых ресурсов        
Тема14.Система национальных счетов, основные макроэкономические показатели        
Тема 15.Статистика уровня жизни населения.        
Всего (часов)        
           

Конспект лекции: Термин «статистика» восходит к позднелатинскому status - государ­ство. Он употребляется в нескольких значениях: 1) как отрасль обще­ственных наук, 2) как совокупность данных о каком-либо явлении и процессе, 3) как некоторая обобщающая характеристика явления.

Предметом статистики как самостоятельной общественной науки яв­ляется изучение количественной стороны массовых общественных яв­лений в неразрывной связи с их качественной стороной, с социально-экономическим содержанием явлений в конкретных условиях места и времени. Под количественной стороной массовых общественных яв­лений понимают конкретные величины, характеризующие явления общественной жизни, например, численность населения, объем про­мышленного производства и т. д. Эти величины представляются число­выми характеристиками. Изучение количественной стороны общественных явлений должно обязательно сопровождаться учетом их качественных особенностей, так как количественные характеристики общественных явлений обуслов­лены их качественным содержанием.

Статистика как общественная наука изучает состояние и развитие человеческого общества, включая материальные условия его жизни, т.е. общественного производство. Но общество и общественное производство являются объектом изучения многих наук: политической экономии, обществоведения, права, экономики отраслей и др. Все эти дисциплины, несмотря на тесную связь между собой специфический предмет статистики.

Предметом статистики как общественной науки являются особые объективные признаки состояния развития общества и материальных условий его жизни. Такие признаки получили название объективных статистических показателей. В отличие от обычных признаков, означающих лишь качественное сходство или отличие, статистические показатели, дающие меру массовым явлениям, представляют собой признаки более сложного состава. Объективные статистические показатели как особые объективные признаки характеризуются следующими свойствами.

Во-первых, это признаки, представляющие собой единство качественной и количественной сторон явления, т.е. признаки, имеющие определенное содержание и соответствующую данному содержанию величину (мера явлений).

Во-вторых, это общие признаки, т.е. признаки, относящиеся не к единичному факту или случаю, а охватывающие всю совокупность фактов или единиц наблюдения данного рода, данного качества. Познание таких признаков невозможно без статистиче­ской сводки, обеспечивающей переход от индивидуальных харак­теристик единиц совокупности к обобщенным характеристикам совокупности; это дало основание статистикам называть их свод­ными признаками. Статистический показатель как общий признак всегда предполагает определенную численность совокупности (в абсолютном показателе численность -составная часть величины; в средней величине численность предполагается как один из членов отношения, результатом которого является сама средняя); он также содержит в свернутом виде определенную вариацию охва­тываемых (обобщаемых) им индивидуальных величин. Эта вари­ация получает меру в виде особого показателя.

В-третьих, это признаки реального общества в тот или иной период или момент его развития, т. е. признаки исторически кон­кретные.

В-четвертых, это признаки, существенные для характеристики состояния и развития общества, признаки, выявляющие законо­мерности его развития.

Особенности статистической методологии являются общие правила и приемы, которые об­разуют четыре последовательные стадии статистического исследова­ния: а) массовое статистическое наблюдение, т. е. сбор первичного стати­стического материала, б) сводка результатов наблюдения в подлежащие изучению статистические совокупности, в) исчисление обобщающих ста­тистических показателей и г) анализ полученных данных. Рассмотрев предмет и методологии статистики, дадим ей определение: статистика — общественная наука, изучающая собственными методами в неразрывном единстве количественную и качественную стороны мас­совых общественных явлений и дающая им числовую характеристику.

Место в системе наук, занимаемое статистикой, определяется ее пред­метом. Будучи общественной наукой, она связана с другими общественными науками: экономической теорией, отраслевыми экономиками, экономиками предприятий. Статистика тесно связана в единой системе учета с оперативно-тех­ническим и бухгалтерским учетом. Оперативно-технический учет фиксирует на предприятиях отдельные технико-экономические фак­ты, например простои оборудования по той или иной причине. Бухгал­терский учет характеризует кругооборот средств предприятия, источ­ники их образования и направления использования. Статистика, будучи ведущим звеном в системе учета, использует единичные данные как составляющие массовых общественных явлений для получения обобщающих сведений в масштабе всего народного хозяйства. Статистика отличается по своему предмету от математики и, изучая количественную сторону явлений, широко использует методы матема­тической науки, прежде всего теорию вероятностей и математическую статистику, а также математический анализ.

Задачи статистической науки. Основная задача социально-экономической статистики как науки со­стоит в разработке системы показателей процессов общественного раз­вития и методов их измерения. Эта задача включает в себя создание способов расчета и взаимной увязки показателей динамики различных сторон социально-экономических процессов, выявление тенденций раз­вития процессов и разработку прогнозов. В число задач социально-экономической статистики входит также разработка методов расчета и сравнительного анализа экономики и со­циального развития различных стран, международных экономических связей, в том числе их экономического и научно-технического сотруд­ничества. В связи с изменением социально-политической обстановки в стране и постепенным вхождением России в систему международного эконо­мического сотрудничества возникла задача перестройки национальной статистики так, чтобы она учитывала специфику наших конкретных потребностей и в то же время соответствовала международным стан­дартам. Переход на принятую в мировой практике систему учета и статистики позволит информационно обеспечить процесс интеграции России в мировую экономику.

Организация статистики в Казахстане. Руководящим организационным и методологическим центром статис­тики в Казахстане является Государственный комитет по статистике (Гос­комстат) при парламенте Казахстана. Он проводит свою работу через госкомстаты областей и статистические управления округов и крупных городов.

Основными задачами органов государственной статистики являют­ся сбор, проверка, разработка и представление правительству научно обоснованных статистических данных, характеризующих состояние и динамику социально - экономических процессов в стране. Органы госу­дарственной статистики проводят переписи, единовременные учеты и другие статистические обследования. Госкомстат и его местные органы утверждают минимум показателей и форм статистической отчетности, проводят работу по совершенствованию организации и методологии учета и статистики.

Становление рыночных отношений внесло изменения и в область финансирования деятельности статистических органов, теперь они име­ют в банках два счета: бюджетный и счет для оплаты за выполнение ин­формационно-расчетных услуг.

Основная литература: 2 [32-50].

Контрольные вопросы:

1. Основные задачи статистики.

2. Определение и понятие статистики.

3. Стадии статистического исследова­ния.

4. Цели и задачи статистики как наука.

5. Какие задачи выполняют Госкомстат РК?

Тема лекции 2. Статистическое наблюдение.

Конспект лекции: Изучая свой специфический предмет со всеми его особенно­стями, статистика в процессе изучения выражает меру раз­личных явлений жизни общества, характеризует их объем, струк­туру, уровни, динамику, интенсивность и т. д. С развитием общества и общественного производства меня­ются и их объективные статистические показатели. Часть показа­телей исчезает; взамен появляются новые со специфическим об­щественным содержанием; другие меняют свою общественную форму, изменяется величина статистических показателей и т. д.

Совокупности, общие признаки которых изучает статистика, со­стоят из соответствующих единиц, подвергающихся наблюдению и получивших в связи с этим наименование единиц наблюдения. Величина тех или иных признаков этих единиц совокупности ме­няется, варьирует от одной единицы к другой. Изучение статисти­ческих совокупностей, их общих признаков, в том числе их вариа­ции, независимо от специфики содержания, т. е. независимо от то­го, общественные или природные, химические или биологические процессы получают здесь отражение, является задачей математи­ческой статистики.

Общее понятие о статистическом наблюдении можно сформулировать следующим образом: планомерный, научно-организованный сбор дан­ных о социально-экономических процессах. Эта очень сложная и тру­доемкая работа, требующая специальной подготовки и, как правило, большого числа работников, имеет своей основной целью получение необходимых данных для составления народно-хозяйственных планов и контроль за ходом их выполнения. Кроме того, статистическое наблю­дение обеспечивает необходимыми данными важные социально-эконо­мические и технико-экономические исследования, проводимые на всех уровнях народного хозяйства страны. Классификация статистического наблюденияможет быть осуществлена по трем признакам: форме, виду и способу учета фактов (рис. 1.).

Отчетность-это такая форма статистического наблюдения, при кото­рой предприятия в определенные сроки в установленном виде представ­ляют в статистические органы необходимые данные, скрепленные подпи­сями лиц, ответственных за достоверность сообщаемых сведений.

Специально организованное статистическое наблюдениепроводит­ся в форме переписей и обследований.

Сплошным называют статистическое наблюдение, при котором об­следованию подлежат все без исключения единицы совокупности.

Несплошное -это статистическое наблюдение, при котором обсле­дованию подлежат не все единицы совокупности. Основного массива- статистическое наблюдение, при котором об­следованию подвергается часть совокупности с преобладающей долей изучаемого признака.

Выборочным называют статистическое наблюдение, при котором об­следованию подвергается некоторая часть совокупности, отобранная особым образом, а результаты обследования распространяются на всю совокупность.

Монографическим называют статистическое наблюдение с целью всестороннего обследования единицы типичного общественного явле­ния.

Непрерывным (текущим, постоянным) называют статистическое на­блюдение, при котором установление и обследование фактов происхо­дит по мере их возникновения.

Прерывным называют статистическое наблюдение, при котором ус­тановление и обследование фактов производится либо регулярно через определенные промежутки - периодическое статистическое наблюде­ние, либо по мере надобности - единовременное статистическое наблю­дение.

Непосредственный учет -это статистическое наблюдение, при ко­тором необходимые сведения получают путем подсчета, измерения и взвешивания единиц совокупности.

Документальным учетом называют статистическое наблюдение, при котором все необходимые сведения получают на основе различной до­кументации.

Опросом называют статистическое наблюдение, при котором необ­ходимые сведения работники статистических органов (регистраторы, счетчики) получают у опрашиваемого. Если регистраторы сами заполняют опросный бланк со слов опраши­ваемого - это экспедиционный опрос; при корреспондентском опросе опрашиваемый самостоятельно заполняет опросный бланк и возвраща­ет его на добровольных началах. Если опросные бланки заполняет сам опрашиваемый, а регистратор только проводит инструктаж, контроль правильности заполнения блан­ков при их получении, то это - саморегистрация.

Рисунок 1. Классификация статистического наблюдения

Постановка задачи статистического наблюдения предполагает предваритель­ное определение:

* целей, для достижения которых оно производится;

* объекта наблюдения, под которым понимают совокупность со­циально-экономических процессов, подлежащих обследованию (например, при статистическом обследовании промышленности объектом наблюдения являются предприятия);

* единицы наблюдения, под которой понимают первичную ячей­ку-источник необходимых статистических сведений (например, предприятие);

Затем разрабатывается программа статистического обследования, заключающаяся в перечне вопросов, на которые необходимо получить ответ, и инструкция для заполнения статистического бланка, на кото­ром производится запись ответов на вопросы. Для обеспечения точности и сравнимости собираемых сведений они должны быть приурочены к одному и тому же моменту времени, кото­рый называется критическим моментом. При сборе статистических сведений возможны ошибки при запол­нении статистических бланков и различных отчетов, подразделяемые на случайные и систематические. Систематические ошибки имеют тенденциозный характер и бывают преднамеренными и непреднаме­ренными.

Основная литература 2 [54-96];

Контрольные вопросы:

1. Определение и понятие статистического наблюдения.

2. Классификация статистического наблюдения.

3.Виды статистического обследования

4. Как определяется методы оценок большой выборки?

5. Как определяется методы оценок малой выборки?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.