Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модельное представление социума




Общественная жизнь в свете философской рефлексии. Понятия общества (социума).

Во всех известных нам философских учениях исследование социального бытия человека (помимо вопросов, связанных с выяснением его природы, жизни и судьбы), включает совершенно необходимую часть – социологическую. Философско-социологические воззрения, в которых в теоретической форме выражались познавательные, нравственно-этические, социально-управленческие установки конкретно-исторической эпохи и культуры, имели своей целью воссоздание картины социального мира через систему отношений между людьми или социальными группами, и тем самым обозначение принципов, критериев, норм человеческого общежития. Поэтому социальные мотивы и нормы в любой философской системе носят ярко выраженный прагматический характер.

Спектр способов описания и представления общественных явлений (впрочем, как и квалификации явлений в качестве общественных) достаточно широк и разнообразен. С некоторыми способами, приемами описания и представления социального мира и его моделями можно познакомиться, изучив рекомендуемую к этому занятию литературу. Вопрос о способах описания мира всегда остается вопросом открытым и проблематичным. Тем не менее, каждая культура, эпоха, народ порождают и формируют определенную систему представлений (в конечном счете соответствующую образу жизни людей) о мире, в том числе и о социальном мире. При этом используются опять-таки выработанные в данной культуре средства выражения и закрепления своей качественной специфики, будь то традиции, обряды и обычаи или какая-либо знаково-символическая форма, например, система понятий и категорий, методология и методика исследования и описания тех или иных социальных реалий.

Краткое изложение подходов к постановке социологической проблематики и способов ее разрешения в истории классической рационалистической традиции можно найти в учебном пособии «История социологии». – Минск, 1993. (с. 5-30). Уясняя специфику собственно философского взгляда на общественную жизнь, обратите внимание на такие моменты:

- глобальный охват общественной жизни в ее закономерном изменении и развитии как целостности особого рода;

- попытка выявления перспектив развития и судеб человечества;

- описание социальных процессов, общих принципов установления и построения социальных институтов и их взаимодействия;

- разработка методологии философско-социологического исследования общественной жизни, истории общества, перспектив его развития. Далее следует подумать о том, как связаны эти моменты с рационалистическим подходом к объяснению общества в западноевропейской философской традиции.

 

На основе разработанной в рационализме методике и методологии осмысления социальной реальности и способов ее описания следует сформулировать определения общества, связывая каждое из них с эмпирически наблюдаемыми явлениями в жизнедеятельности людей. Если исходить из содержания и характера отношений между индивидами, осуществляющих свою жизнедеятельность, то определяющим фактором их совместного бытия будут выступать деятельность и оформляющие ее связи и отношения. В этом смысле любое сообщество индивидов имеет в качестве условий своего существования совместную (кооперированную, организационно оформленную и управляемую, самоорганизующуюся и т. д.) деятельность, требующую, в свою очередь, определенных знаний, умений и навыков ее осуществимости. Понятая таким образом общность людей, которая может быть описана и выражена в категориально-понятийной форме как система сложившихся и постоянно складывающихся отношений в ходе взаимодействий многообразных форм, видов, типов, родов деятельности, есть общество. Иначе говоря, общество как система отношений – это рационалистически описанная и выраженная в системе понятий и категорий социальная реальность. При таком способе описания общество не может быть чем-либо иным как системой отношений. Все многообразие представлений общества в рационалистической традиции обусловлено выбором фундаментальных отношений, способом их организации в систему и трактовкой природы этих отношений.

Попытайтесь привести другие возможные определения общества, пользуясь методикой рационалистического (абстрактно-теоретического) мышления.

Применение различных методик и методологий описания состояний социальной реальности, ее динамики и вероятных состояний в будущем дает довольно пеструю картину, что и служит дополнительным аргументом в пользу идеи плюралистических моделей общественной жизни. Показательны в этом отношении современные культурологические, сциентистско-социологические, технократические, эмпирико-социологические концепции, составляющие особый класс социального знания и, строго говоря, выходящие за рамки социальной философии. (См.: История социологии. – Минск, 1993. – Разделы 2, 3). В каждой из них дается картина тех или иных общественных явлений через призму определенного способа описания, который, в свою очередь, предполагает определенную онтологическую схему социального мира. Для философского анализа и осмысления они интересны тем, что в них проявляются определенные познавательные и прагматические интенции (установки) человеческого сознания. Задача философского осмысления этих видов социологического знания состоит в том, чтобы выявить онтолого-гносеолого-методолого-методические, а вместе с тем и праксеологические моменты духовно-практического бытия человека в мире, в обществе, в социуме. Философская мысль, имея это многообразие видения, описания, представления и выражения реалий общественной жизни, культурно-исторических типов, видов, родов жизнедеятельности людей различных эпох и народов, предпринимает попытку осмыслить многообразие форм проявления общественной жизни. Не является ли в таком случае философская мысль в ее истории и в ее современном состоянии вариациями на одну и ту же тему – тему Человека в его духовно-практическом исполнении в Универсуме?

2. Общество как самоорганизующаяся система.

Обозначенные выше подходы к описанию социальной реальности далее конкретизируются во втором вопросе данного занятия, в частности, через способы представления ее как системы. С этой целью необходимо проанализировать системно-структурные модели общества, с которыми имеют дело социология, история, культурология, политология и другие дисциплины современного обществознания. Продолжая уяснять специфику философских подходов к осмыслению общественной жизни и ее истории, необходимо уточнить собственно философскую проблематику представления жизнедеятельности людей, отчленяя ее от проблематики специализированных обществоведческих дисциплин, например, системно-структурного и структурно-функционального анализа. Такая проблематика может быть обозначена так:

- выявление природы социальности и способов ее системного представления и выражения в философско-социологическом знании;

- выявление специфики системных образований в общественной жизни как формы бытия социального;

- выявление статуса модельных представлений общественной жизни в современных исследовательских программах и определение в них онтологического, гносеологического, праксеологического содержания;

- выявление принципов социальной прагматики в современном обществознании в контексте исторического процесса с учетом событий глобального характера.

Историко-философский и историко-научный анализ социальной проблематики (какою она была представлена в западноевропейской культуре) показывает устойчивую тенденцию в описании и объяснении общества как системного образования. Развитие аналитических методов исследования с использованием логического и математического формализмов позволило в теоретической форме описывать и выражать устойчивые связи и отношения в явлениях действительности, включая инвариантные структурообразующие моменты в жизнедеятельности людей. Социальная реальность представала в теоретическом выражении как система отношений устойчивых образований, имеющих законосообразный характер. Акцентируя внимание на выявлении детерминационных связей и структурно-функциональных зависимостей в общественной жизни и систематизируя опыт исследовательских подходов, их результативность, философско-социологическая мысль в XVIII и особенно в XIX вв. составила более или менее удовлетворительную картину социального мира. Эта картина соответствовала научной парадигме и прагматике эпохи Нового времени.

 

Опираясь на историко-философские знания, выделите основные характеристики данной парадигмы и покажите их проявления в создании общей картины социальных миров, включая современное состояние человеческого общежития. Повышенный интерес к этой теме обусловлен кризисным состоянием техногенной цивилизации, размышлениями над судьбой человечества на пороге второго и третьего тысячелетий, его перспективами, наконец, человеческим вопрошанием «Как нам жить дальше?»; «Как найти оптимальный вариант взаимоотношения человека и природы, человека и человека, социальных групп, стран, народов, различных культур?»; «Как возможно человеческое общежитие в планетарном масштабе?»

Совместная жизнь людей (сообщество) – сложное системное образование, достаточно динамичное, качественно определенное и способное менять самым существенным образом свои состояния. Человеческое общество – форма и способ существования совместной деятельности людей и одновременно – продукт такой деятельности. Многообразие форм и способов деятельности и их необходимая связь в процессах обеспечения условий существования людей в естественной и искусственной средах обитания порождает многоуровневое, многомерное, динамичное и вместе с тем устойчивое образование под названием общество. Такой обобщенный «образ» общества дает возможность определять его статус в мироздании по самым различным основаниям: от естественно-природных до мистико-трансцендентальных и строить на этих основаниях различные концепции социума.

Подход «от природы к обществу» лежит в основе натуралистических концепций общества. В них определяющими моментами общественных изменений выступают географические и демографические факторы, биология человека, которая рассматривается в духе дарвинизма и генетики. Эти концепции не бесплодны, они выявляют и объясняют важные аспекты взаимодействия природы и общества. Однако присущий им методологический принцип редукционизма не дает возможность увидеть специфику социального. Подумайте, почему так происходит.

Многие исследователи усматривают природу и специфику социального не в биологии, а в психике человека. Анализируя социопсихологические взгляды, раскройте основные их принципы и покажите их ограниченность.

Социопсихология свое дальнейшее развитие получила в концепции социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс). Общество выступает как система социальных действий.

А любое социальное действие всегда личностно окрашено и осмыслено, оно связывает действующее лицо с другими субъектами. Каждый индивид лишь частично «запрограммирован» существующими социальными нормами. Проявляя инициативу, он принимает решения и добивается их исполнения. Эту концепцию часто подвергали критике за абсолютизацию личностных отношений в социальных связях.

В ответ появилась концепция символического интеракционизма (Дж. Мид). Взаимодействие (= интеракция) может быть символическим актом. Люди реагируют на ожидания тех, кто не присутствует в момент осуществления действий. Сами действующие – это символы тех реалий, которые они выполняют. Каждый человек играет определенную роль – инженера, учителя, студента и т. д. «Я» – это сумма ролей, которые усваиваются в результате социального опыта. Индивид формируется в результате социальных взаимодействий. Психическое становится социальным.

Особый интерес в понимании общества представляет марксистская концепция. В ней впервые дана материалистическая трактовка социальных явлений. Согласно этой концепции природа социальности кроется в постоянно складывающихся отношениях между людьми (социальными группами, сообществами, народами, нациями и т. д.) в процессе их жизнедеятельности. Такие отношения возникают и формируются независимо от сознания людей, по Марксу, прежде всего в сфере производства – в экономике. Поэтому К. Маркс назвал их производственными отношениями. Все иные отношения (политические, правовые, нравственные, религиозные и т. д.) формируются на основе производственных и в этом смысле являются вторичными, производными от них. В этом и состоит суть материалистического подхода к трактовке общественной жизни. Данный подход требует всякий раз выяснения природы тех или иных социальных явлений (духовных, организационно-управленческих, структурообразующих, этнических, идеологических, образовательно-воспитательных и т. д.) в зависимости от объективных (то есть независимых от сознания людей) факторов.

Общество в этом случае мыслится как продукт взаимодействия людей (это взаимодействие выражено системой отношений) в ходе осуществления их жизнедеятельности: производства необходимых благ для существования, их обмена и распределения, создания организационных структур человеческого общежития, поиска новых эффективных средств жизнеосуществления и т. д.

Социальное – интегральный эффект непосредственного или опосредованного взаимодействия людей, выраженного через системные характеристики.

В человеческом обществе системные эффекты возникают в результате перекрещивания, пересечения многих отдельных агентов. В этом случае системное выступает как новое, в котором во взаимодополняемом единстве присутствуют хаос и порядок. Выделяются некоторые параметры порядка, состояния, которые часто становятся доминирующими. На их базе вырабатываются нормы культуры, искусства, этики, языка, которые усваиваются максимальным числом членов данной социальной группы. На некоторый период времени в системе сохраняется состояние «покоя», но возникают новые импульсы, новые состояния, притяжение к которым разрушают параметры старого порядка. Какие модели (образы) Вы можете предложить для выражения и описания таких периодов в жизни общества?

В третьем вопросе данного занятия рассматривается одна из важнейших проблем философско-социального познания проблема законосообразного характера общественной жизни. Для уяснения этой проблемы обратимся к двум философским школам – марксизму и структурализму, которые не ставят под сомнение существование законов общества.

Согласно Марксу, экономическое содержание эпохи определяется, прежде всего, состоянием средств производства, технической инфраструктурой общества, а не свободной волей человека. В общественном бытии, в общественном труде индивидуальные особенности индивидуумов сглажены, они уже не существуют в виде самостоятельных сил. Законы общества действуют с такой же железной необходимостью, что и законы природы.

Сходным путем идут многие структуралисты. Как марксисты, так и структуралисты добились успехов в поисках законов общества, но при этом возникают трудности в характеристике индивидуумов, мотивов их действий, самих действий, ибо они часто не соответствовали объективным законам.

Во второй половине XX века проблема общественных законов стала обсуждаться логическими позитивистами и сторонниками аналитической философии. Состояние науки об обществе они рассматривают с позиции уяснения связей между высказываниями. Для обществоведов была предложена модель дедуктивного объяснения, принятая в науке о природе: знания получаются в результате подведения под закон конкретных данных. То и другое фиксируется соответствующими высказываниями. Однако существует много корректных форм использования языка, а значит поиск одной единственной схемы объяснения для науки об обществе несостоятелен. Программы нео - и постпозитивизма предлагают строить науку об обществе по тем же образцам, что и науку о природе. В науку о природе все больше проникают математические и физические методы описания. Так, например, математическое понятие предела в физике используется для определения того, что есть мгновенная скорость, в экономике – для описания феномена стоимости.

Для описания поведения большого числа частиц используются статистические закономерности, поведение отдельной частицы описывается вероятностным образом. Подобным же образом действует и социолог. Вероятностный тип поведения частей в целом рассматривается как аналог своеволия личностей в человеческом общежитии. Какие еще аналогии в естественнонаучном и общественно-научном исследованиях Вы можете выделить?

Другое направление социально-философского познания – феноменолого-герменевтическое – выделяет устойчивые связи в сфере духовной жизни общества, что привело к созданию понимающей психологии, а затем и социологии. Но при психологическом подходе реальности душевной жизни людей предстают как изолированные миры, поэтому возникает проблема их взаимосвязи и взаимодействия. Необходимость общезначимости познания требует выхода за пределы психологической трактовки индивидуальности. По этому пути пошла феноменология, разрабатывая концепцию «жизненного мира» (См. Тема VI, 2 занятие).

 

Рассмотренные концепции весьма различны по исходным посылкам, установленным связям, следствиям и в целом дают различные описания общества. На этой основе возникает представление, что науки об обществе быть не может. Однако корректнее будет сказать, что нет единственной, абсолютной теории общества, а есть концепции, взаимодополняющие, проясняющие, открывающие тайны, сокрытые глубины сложнейшего образования под названием социум.

3.1. Специфика и законы общественной жизни: сферы деятельности, общественные отношения, социальные институты.

Сферы общественной жизнедеятельности – это обширные области, в которых осуществляются взаимодействия, складываются определенные связи и отношения людей между ними, имеет место их самоутверждение, самоосуществление и реализация творческого потенциала. Специфика последних позволяет выделить в обществе несколько сфер: материально-производственную, социальную, политическую, духовную. Одной из центральных задач семинара является анализ системообразующего фактора каждой из этих сфер и общества как системы.

Материально-производственная сфера. Ее компонентами являются: труд как комплексное социальное явление, способ производства материальных благ, механизм функционирования материально-производственной сферы в целом.

Исходной предпосылкой и итогом исследования материально-производственной сферы выступает труд, созидательная деятельность человека (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23, С. 195). При анализе труда необходимо выделить основные компоненты труда и дать их характеристику: а) субъект труда, каковым выступает человек, воплощающий в себе все богатство общественных отношений и связей. Опираясь на такое понимание человека, объясните, почему труд есть воплощение родовой сущности человека? Дайте характеристики основных элементов труда: живому труду (или субъективные элементы труда); средствам труда; предметам труда. Необходимо при этом показать нерасторжимость единства социального и природного во всех элементах труда. Решив эту задачу, можно выделить общие, устойчивые признаки труда и определить его место в социально-историческом бытии человека, дать их развернутое описание: а) труд есть процесс созидания самого человека и самого общества. Осуществляя свою трудовую деятельность в условиях наличного бытия, человек постоянно стремится выйти за его пределы: б) труд есть всеобщеисторический момент. Развитие общественного труда подчиняется действию закономерностей определенных ступеней общественного развития; он испытывает влияние со стороны конкретных исторических ситуаций.

Уяснив фундаментальную роль труда в социальном бытии человека, необходимо разобраться в способах его организации. Базовым понятием здесь выступает предложенное К. Марксом понятие способа производства. Сторонами развития общества как целостного образования являются производительные силы и общественные отношения (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 46. Ч. II. С. 214). На основе анализа элементов способа производства необходимо выявить их характеристики, формы функционирования и законы взаимосвязи.

Социальная сфера жизни общества. Она охватывает собой систему связей между структурообразующими элементами общества (социальные группы, социальные институты, организационно-управленческие инстанции, неформальные объединения-сообщества и т. д.), носящей институциональный характер и выполняющей функцию интеграции и социализации индивидов в систему общественных отношений, а также упорядочивания и социального контроля действий ее членов в важных для них областях жизнедеятельности. Осмысление социальной системы, как правило, начинается с выделения связей и отношений в так или иначе взаимодействующих и организованных общностях людей.

Основой связи в социальных общностях могут быть: тип деятельности в общественном разделении труда, включенность в хозяйственные связи, общность экономических интересов; место в производственных отношениях, территория, общий язык, традиции, социально-психологическое чувство «мы», ценностные ориентации, идеологические установки и т. д. Следует выявить формы, в которых закрепляются характерные особенности жизнедеятельности социальной общности. Связь и взаимоотношения между социальными общностями формируют социальную структуру общества.

Далее необходимо раскрыть факторы, формирующие конкретные социальные общности.

В качестве примера рассмотрим человечество как социальную общность. Человечество характеризуется следующими чертами: общий интерес в сохранении совместной жизни на Земле; совокупная деятельность по развитию цивилизации, мировой культуры; активное содействие прогрессу во всех областях; интимно-личностный интерес (рождение и воспитание детей, сохранение здоровья, желание иметь определенный минимум материальных благ, общение и т. д.). Черты человечества как общности различны, неоднородны, вызревали и развивались неравномерно. Человечество как общность является историческим, развивающимся, противоречивым собственно социальным образованием.

Какие социальные общности могут быть выделены на микросоциальном уровне? Проведите анализ их основных характеристик.

Социальная жизнь осуществляется в форме взаимодействия всех общностей. Роль этих общностей в общей взаимосвязи неодинакова. Жизнедеятельность больших групп людей, подчиняющаяся определенным законам функционирования, оказывает определяющее влияние на жизнь малых групп, сохраняя их, видоизменяя или даже порождая новые.

Политическая сфера жизни общества. Ее содержанием выступает совокупность институтов общественного управления. Политическая сфера общества включает политическую систему и область общественного управления. Основным элементом политической сферы является организация. Она включает в себя следующие компоненты: а) объединение людей, социальный субъект; б) форма бытия, действования, целеполагания этого субъекта; в) определенные нормы, принципы, правила структурирования, координации, субординации, совместного действия, отношения к другим субъектам; г) определенный материальный субстрат – финансы, здания, оргтехника и т. д.); д) идейно-духовное начало (общая цель, общий интерес, мотивы деятельности, обоснование своего места и роли в обществе, политическая воля и т. д.).

Составными элементами политической сферы являются такие институты, как государство, политические партии, профессиональные организации. Дайте характеристику этим институтам.

Между различными политическими организациями существует система связей, отношений, зависимостей, что и образует целостную политическую сферу общества. Она подчиняется своим законам функционирования и имеет на вооружении принципы, в соответствии с которыми решаются стратегические и тактические задачи. Особая роль здесь принадлежит политическим партиям.

В целом политическая сфера в силу многокачественности своих элементов может структурироваться по-разному. В ней могут быть выделены политический субъект, политическая деятельность, политические отношения, политическое сознание.

Общественное сознание – духовная сторона жизни социума. Онасвязана с разными уровнями его организации и выполняет различные функции: ориентационную, благодаря которой человек определяется в способах деятельности и поведения в социуме; интегративную, благодаря которой возможна нормативная база человеческого общежития; контрольно-управляющую, благодаря которой осуществляется скоординированная жизнедеятельность микро- и макросоциальных общностей; ценностную, благодаря которой в духовной жизни кристаллизуются нравственно-этические приоритеты, обеспечивающие сохранение и приумножение положительного опыта собственно человеческого жизнеосуществления.

Общественное сознание выступает не просто как отражение общественного бытия. Оно есть его факт и одновременно акт человеческой жизнедеятельности. Оно есть форма и способ духовной включенности людей в общество. Оно тем самым обладает особым статусом бытийного образования.

Многокачественность и взаимопереплетение компонентов общественного сознания требуют и многопланового выявления связей его форм проявления, ибо они функционируют в различных структурах человеческой жизнедеятельности и выполняют различные функции.

Выделите такие проявления общественного сознания, как обыденное сознание, идеология и другие, и дайте им характеристику.

К формам общественного сознания относятся: политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская и научная. Содержание их определяется как предметом отражения (природа, общество, отношения между классами, государствами и т. д.), так и способами их выражения. Исходя из этого, дайте характеристику названных форм.

Духовная жизнь общества связана с удовлетворением духовных потребностей, с производством сознания, с отношениями между людьми в процессе духовного производства, с духовным общением. В духовной жизни выделяются такие элементы: духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, духовные отношения.

Слитность форм, типов общественного сознания с профессиональной деятельностью, общественная институционализация этой деятельности образуют особую подсистему общества с собственными законами развития и функционирования – духовную сферу жизни общества в целом.

Продумайте, каким образом связаны проявления и явления духовной жизни с деятельностно-производственной и над-деятельностной компонентами бытия человека.

Фактически все модели описания состояний социума рассматривают его как самоорганизующуюся систему. Они выявляют различные осевые принципы, которые «задают» самоперестройку и самонастройку общества как целостности, масштаб и направление его изменений, на основе чего предлагаются различные модели развития.

В прогрессистской концепции Кондорсе и Монтескье системообразующим принципом выступает Разум, который как бы стягивает к себе все остальные элементы и факторы общества, заставляя их изменяться и модифицироваться под влиянием возрастающей разумности человека.

В модели общества Гегеля организующим началом его является Дух, его потребность в самопознании через всю гамму духовных интенций человека. Это – движение вперед от несовершенного к совершенному, стремление Духа прорваться к самому себе. История общества, таким образом, есть история осознания Духом себя как стремления к свободе. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы» – к такому выводу пришел Гегель.

В диалектико-материалистической концепции К. Маркса общественная доминанта находится в сфере производства материальных благ.

Для современных технологических и сциентистских концепций самоорганизующим принципом выступает производство и виды используемого знания. По этим принципам Д. Бэлл выделил три стадии в развитии общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. В настоящее время происходит переход от производства товаров к производству услуг, кодификации теоретического знания, которые меняют всю систему отношений в обществе. Ступени различаются: а) по типу инфраструктуры: на первой – доминирует транспорт для перевозки людей и грузов; на второй – средства доставки энергии; на третьем – доставка информации-телекоммуникации; б) по изменению в характере труда: на первой ступени – жизнь есть игра между человеком и природой, в которой люди взаимодействуют с природой и работают малыми группами; на второй – жизнь есть игра между человеком и искусственной средой, где люди заслонены машинами, производящими товар; на третьем – игра человека с человеком.

Мак-Люэн предлагает коммуникационную теорию общества, где в качестве осевого принципа рассматривается тип коммуникации.

Первая ступень – «человек слушающий», эпоха племенного индивида, преобладание устной речи в качестве средства коммуникации, непосредственное отношение к действительности, которое находит свое выражение в мифологических стереотипах сознания.

Вторая ступень – «человек смотрящий», эпоха типографского или индустриального индивида, победа печатного слова над устным, утверждение рационалистически опосредованного видения мира, изменения в промышленности, индивидуализм, отчуждение, конфронтация с внешней средой.

Третья ступень – синтез «человека слушающего и смотрящего» в условиях доминирования электронной коммуникации, слияние мифологической непосредственности и рационально-опосредованного видения мира, социального и природного начал, городского и сельского образа жизни.

Теория «экологического разума» предлагает экологическую детерминанту в качестве организующего начала. Экологическое общество смотрит на мир с позиции органического единства социальных и природных начал. Оно ориентировано на диверсификацию и дегигантизацию, многообразие источников энергии, экономики, политики, социальных структур, мнений, культурных устремлений.

Эти теории построены на основе представлений о проявлении в обществе причинно-следственных связей и возможности определить на этой основе возможные состояния общества и картину его изменения.

Синергетическая концепция общества относит его к динамическим системам с хаотическим поведением. В ней не присутствует некий, один, определенный организующий принцип. С точки зрения этой теории, любое явление в обществе может вызвать такое «возмущение» общественной жизни, которое «переналадит» всю системно-структурную организацию общества: некоторое время общество как система может находиться в статичном состоянии, которое в определенный момент может смениться хаосом и переустроиться в свое иное.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.