КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура малой группы
Вопросы для самопроверки 1. Какие выделяются подходы к анализу развития малой группы? 2. В чем заключается суть стратометрической концепции коллектива? 3. Опишите схему развития малой группы, предложенную Л.И. Уманским. 4. Раскройте специфику двухмерных моделей развития малой группы. 5. Каковы отличительные особенности развития малой группы в экстремальных условиях и как они влияют на групповую динамику? 6. Опишите основные механизмы групповой динамики.
Структура малой группы — это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Выделяют два подхода к анализу структуры малой группы: поуровневый анализ и многомерный анализ. I) Поуровневый анализ структуры малой группы заключается в выделении определенных систем внутригрупповых отношений, иерархически располагающихся в «пространстве» группового функционирования. Так, различные типы групповых деятельностей задают и различныесистемы внутригрупповых отношений: деловых, отвечающих деятельностям инструментального типа, и эмоциональных, отвечающих деятельностям экспрессивного плана. Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская выделяют три уровня группового функционирования: 1) систему официальных отношений, которая реализуется членами группы в сфере ведущей деятельности группы по решению задач, поставленных перед ней в рамках более широкой социальной общности (организации); 2) систему неофициальных деловых отношений, которая возникает в ходе решения этих же задач, в ходе развертывания той же самой деятельности, но члены группы выполняют роли не предписанная социальной организацией (например, роли критика, эрудита, генератора идей и т.д.); 3) систему неофициальных отношений, отношений эмоционального типа, представляющих собой различные неинструментальные формы межличностного общения. А.В. Петровский разработал модель многоуровневой структуры межличностных отношений в рамках развиваемой им стратометрической концепции коллектива. Его модель включает несколько слоев (страт), каждый из которых характеризуется определенным принципом построения межличностных отношений: 1) центральное (ядерное) звено – это слой официальных отношений в группе, т.е. сама предметная деятельность группы, ее содержательные общественно-экономические и социально-политические характеристики; 2) во втором слое фиксируется отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивация деятельности, ее социальный смысл для каждого участника; 3) в третьей страте представлены межличностные отношения, опосредствованные содержанием групповой совместной деятельности, ее целями и задачами, принятыми в группе принципами и ценностными ориентациями и т.п. 4) четвертый уровень групповой структуры представляет собой поверхностный слой межличностных отношений, применительно к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты членов группы. Согласно А.В. Петровскому, последние три страты (слоя) отличаются чисто психологическими характеристиками. II) Многомерный анализ групповой структуры основывается главным образом на факторе престижности занимаемых индивидами позиций в системах официальных и неофициальных внутригрупповых отношений. В любой из этих систем можно выделить разные по степени престижности позиции и, выстроив их по вертикали, получить различные измерения групповой структуры. Причем, между этими измерениями вполне дотустимы и взаимопереходы, и взаимодополнения. В литературе чаще других различными авторами упоминаются формальнo-статусное измерение, социометрическое измерение, модели коммуникативных сетей, позиции социальной власти, лидерство. Формально-статусное измерение дает представление о позициях индивидов в системе официальных отношений в малой группе и фактически полностью зафиксировало в штатном расписании социальной организации. Социометрическое измерение характеризует положение индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений и репрезентируется в классическом варианте социометрической структуры группы. По существу социометрическое измерение в значительной мере является аналогом неформальной статусной структуры группы, в которой могут быть выделены: – социометрические "звезды " – наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии; – высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержений; – изолированные члены группы – индивиды, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные; – пренебрегаемые – члены группы, имеющие большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений; – отверженные ("изгои") – члены группы, не имеющие по результатам социометрии положительных выборов, а только отрицательные. Модели коммуникативных сетей (коммуникативное измерение групповой структуры) отражают совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, а также концентрацию у них того или иного объема групповой информации. Основными характеристиками коммуникативной структуры группы являются: доступ к получению и передаче информации, частота, устойчивость, направленность и интенсивность коммуникативных связей в группе, тип коммуникативных связей между членами группы. Выделяют два типа коммуникативных сетей (рис. 7). 1) В централизованных коммуникативных сетях один из членов группы находится в центре информационных потоков и играет основную роль в организации обмена информацией и межличностного взаимодействия. Через него осуществляется общение остальных участников данной деятельности, которые непосредственно между собой контактировать не могут. Существуют различные варианты централизованных сетей: – фронтальная структура характеризуется тем, что ее участники, не вступая в контакт друг с другом, все же находятся рядом, видят друг друга, что помогает им, позволяя учитывать реакции и поведение других участников взаимодействия; – радиальная структура отличается тем, что вся информация передается членам группы только через центральное лицо, что затрудняет получение обратной связи от партнеров, которых нельзя увидеть или услышать, но зато обеспечивает возможность работать полностью самостоятельно, до конца реализуя свою собственную позицию; – в иерархической структуре имеется два и более уровней соподчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть - нет. 2) Основное отличие децентрализованных сетей состоит в "коммуникативном равенстве" всех участников. Каждый из участников этой сети обладает одинаковыми со всеми остальными возможностями принимать, передавать и перерабатывать информацию, вступая в прямое общение с участниками совместной деятельности. Выделяют 3 типа децентрализованных коммуникативных сетей: – цепной вариант децентрализованной сети предполагает, что общение и взаимодействие между членами группы осуществляется по цепочке, такая система коммуникаций работает в конвейерных производствах; – круговая система предполагает, бесконечно долгое циркулирование информации между членами группы, ее дополнение и уточнение, а также контакт "лицом к лицу" всех участников совместной деятельности; – полная, или неограниченная сеть коммуникации характеризуется отсутствием в ней каких-либо препятствий для свободного межличностного общения участников, и каждый член группы может свободно взаимодействовать с любым другим.
1) Централизованные коммуникативные сети
фронтальная радиальная иерархическая
2) Децентрализованные коммуникативные сети
цепная круговая полная
Рис. 7. Типы коммуникативных сетей
На практике выбор той или иной коммуникативной сети зависит от вида и целей взаимодействия. Применение централизованных коммуникативных сетей целесообразно для решения конкретных задач, возложенных на группу, а также в тех случаях, когда необходимо простимулировать развитие лидерства и организационное сплочение группы. Напротив, использование децентрализованных сетей уместно при решении нестандартных, не лимитированных временем сложных задач, в случаях, когда организовывающаяся деятельность должна служить развитию межличностных отношений, повышению удовлетворенности членов группы групповым членством. Позиции социальной власти отражают систему вертикальных расположений индивидов в зависимости от их способности оказывать актуальное или потенциальное влияние в группе. К. Левин одним из первых в 40-е годы предпринял изучение феномена социальной власти и выделил 3 стиля лидерства, которые могут реализовываться в малых группах – авторитарный, демократический и либеральный. Согласно результатам теоретического анализа Д. Френча и Б. Равенна, социальная власть в группе может осуществляться по разным направлениям. Ими были выделены 5 различных типов социальной власти в отношениях между людьми: 1) вознаграждающая, которая способствует вознаграждению другого лица, 2) принуждающая, способствующая принуждению, наказанию другого лица, 3) легитимная основывающаяся на допущении, что один субъект имеет узаконенное право предписывать поведение другого субъекта, 4) референтная, в основе которой лежат отношения симпатии, эмоционального предпочтения, 5) экспертная, которая базируется на превосходстве другого лица в специальных знаниях, компетентности в определенной деятельности.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |