КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сплоченность малой группы
Вопросы для самопроверки 1. Опишите основные теоретические походы к пониманию происхождения лидерства. 2. Дайте краткое описание трем стилям лидерства, которые изучаются в социальной психологии. 3. От чего зависит изменение стиля лидерства? 4. Каковы отличительные особенности явлений лидерство и руководство.
Проблема групповой сплоченности тесно связана с проблемой формирования малой группы. Сплочение группы - это процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют формальную структуру группу, задаваемую извне, превратить в психологическую общность. Сплоченность имеет различные проявления и может выражаться в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, в стремлении их к сохранению своего группового членства, в единстве ценностей и целей участников группового общения. Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как групповое состояние, к которому надо стремиться. Начало систематическому изучению групповой сплоченности за рубежом положили первые крупные исследования этой проблемы, выполненные в США в конце 40-х годов под руководством Л. Фестингера. Ему же принадлежит наиболее распространенное и используемое по сей день определение групповой сплоченности как «результирующей всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы они остались в ней». Теоретическую основу исследования групповой сплоченности составила психологическая концепция «динамического поля» К. Левина. Источник движения группового поведения К. Левин и его последователи усматривали в динамике «энергетических» сил, якобы изначально присущих группе, а ведущими механизмами развития внутригрупповой активности в целом – притяжение, отталкивание и равновесие, характеризующие прежде всего структуру эмоциональных отношений. В качестве детерминант развития группы сторонники этой концепции выделяли частоту, интенсивность и продолжительность непосредственных межличностных контактов и взаимодействий. Некоторые зарубежные исследователи пытались изучить и выявить различные факторы и детерминанты группового сплочения. Отсутствие четкой концепции групповой сплоченности обусловило произвольность выбора таких детерминант. 1) Сходство между членами группы – сходство во мнениях, установках, ценностях. Так, Т. Ньюком в своих исследованиях уделял особое внимание согласию, которое определял как существование между двумя или более личностями сходных ориентаций по отношению к чему-нибудь. Автор попытался включить в анализ сплоченности предметно-содержательные связи между индивидами. 2) Стиль лидерства в группе. Первые исследования лидерства были проведены в конце 1930-х годов К. Левиным и его сотрудниками. Эти работы позволили сделать вывод, что в условиях демократической формы отношения членов группы имеют более дружественный характер. Развитию межличностной привлекательности и тяготения к группе способствует свободное участие членов группы в обсуждении стоящих перед группой проблем, возможность участвовать или влиять на принятие групповых решений. 3) Размер группы. Как отмечают Р. Акофф иР. Эмери, непосредственные контакты между людьми оказывают положительное влияние на готовность к сотрудничеству. В российской социальной психологии методологически исходным для решения проблемы групповой сплоченности является понимание социально обусловленной совместной деятельности как ведущего фактора формирования внутригрупповых взаимоотношений, групповых ценностей, и как главного системообразующего признака всякой социальной группы. В истории изучения проблемы сплоченности в отечественной психологии можно выделить три направления ее исследования. I) Исследования сплоченности, которые основаны на изучении эмоционального аспекта межличностных отношений. С этих позиций сплоченность характеризуется высоким уровнем взаимной приемлемости членов группы. Методическим аппаратом измерения в данном случае является социометрическая техника, основанная на сопоставлении числа полученных или отданных выборов (отвержений), сделанных членами группы. Так Ю.Е. Дуберман рассматривал сплоченность как основную характеристику структуры межличностных отношений. Сплоченность, по его мнению, отражает фактическую готовность ее членов к определенной совместной деятельности. Ю.Е. Дуберман выделяет три стадии процесса сплочения: ориентировку индивидов в группе, адаптацию к групповым параметрам и единство реального поведения. В качестве операционального определения сплоченности можно использовать тесноту связей между индивидами; членами данной малой группы, которая может быть измерена с помощью социометрической методики. II) Исследования сплоченности, концентрированные на изучении когнитивно-оценочных аспектов внутригрупповой активности. В данном случае в качестве показателя сплоченности рассматривается степень согласованности (точнее, сходства) различных по характеру представлений, ориентаций или интересов членов группы. Согласно Ю.Л. Наймеру, сплоченность - это степень единства действий (поведения) членов коллектива, при этом единство действий рассматривается как выполнение каждым из них своих задач в рамках общих целей, то есть сотрудничество. Соответственно, автор предполагает исследование сплоченности как общности целей, интересов и норм поведения членов коллектива, проявляющейся в реальной деятельности. Считая социометрические индексы сплоченности непоказательными, Ю.Л. Наймер предпринял попытку разработать оригинальную методику измерения степени единства поведения членов коллектива, являющейся, по его мнению, центральным показателем уровня сплоченности. В.В. Шпалинский в основу экспериментального исследования сплоченности положил идею о ценностно-ориентационном единстве группы как важнейшем показателе групповой сплоченности, являющимся интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей. Индексом ценностно-ориентационного единства, по мнению автора, «может служить частота или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, явлениям, событиям), наиболее значимым для группы в целом». А.В. Петровский исследовал сплоченность в рамках разработанной им «стратометрической концепции групповой активности», согласно которой структуру малой группы можно представить себе как состоящую из трех (в последней редакции четырех) основных слоев (страт). Во внешнем уровене групповой структуры, где даны непосредственные эмоциональные межличностные отношения. Второй слой представляет собой более глубокое образование, обозначаемое термином «ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ), которое характеризуется опосредованностью отношений содержанием совместной деятельности. Третий слой групповой структуры предполагает максимальное включение индивида в совместную групповую деятельность, на этом уровне члены группы разделяют цели групповой деятельности, и, следовательно, здесь могут быть выявлены наиболее серьезные, значимые мотивы выбора членами группы друг друга. Три слоя групповых структур могут одновременно быть рассмотрены и как три уровня развития групповой сплоченности (рис. 6). На первом уровне (что соответствует поверхностному слою внутригрупповых отношений) сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов (В). На втором уровне (что соответствует второму слою — ЦОЕ) происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности (Б). На третьем уровне (что соответствует «ядерному» слою внутригрупповых отношений) интеграция группы (а значит, и ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности (А). III) Предметом анализа третьего направления исследований сплоченности является изучение условий оптимального внутригруппового взаимодействия, нацеленного на решение стоящих перед группой задач. К.К. Платонов предпринял изучение проблемы сплоченности через исследование совместимости членов группы в процессе взаимодействия. Им были выделены четыре вида совместимости: 1) физиологический уровень, включающий поло-возрастные особенности индивидов, их темпо-ритмическую организацию, свойства нервной системы; 2) психофизиологический уровень, который основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов, сюда же включается взаимная «созвучность» (знание личностных качеств своих партнеров), положительный характер эмоциональных установок (взаимная симпатия, потребность в общении), взаимовнушаемостъ (взаимное уподобление партнеров друг другу), общность интересов, потребностей, сходство динамической направленности и психофизиологических реакций и отсутствие в данной группе выраженных эгоцентрических устремлений; 3) психологический уровень предполагает взаимодействие характеров, мотивов поведения; 4) социально-психологический уровень – это более интегрированный уровень взаимодействия, он предполагает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций. Н.Н. Обозовым было предложено понятие сработанности – согласованности в работе между ее участниками. Согласие, по мнению автора, определяется как единомыслие, общность точек зрения, единодушие и дружеские отношения. При срабатываемости взаимная удовлетворенность взаимодействием партнеров опосредована деятельностью. При высокой успешности совместной деятельности у партнеров возникает удовлетворенность не только собой, но и удовлетворенность партнером, также успешно выполняющим совместные задачи. Срабатываемость является условием возникновения межличностных симпатий, а несработанность может и не вызывать взаимных антипатий. Субъективная удовлетворенность - главный компонент совместимости. Антипатии возникают при несовместимости. Отечественные психологи выделяют 6 групп факторов, влияющих на групповую сплоченность. 1. Эмоциональная привлекательность членов группы. Сам по себе этот параметр не обеспечивает продуктивной совместной деятельности и высокой сплоченности, но без эмоциональной притягательности людей трудно создать сплоченную группу. 2. Сходство членов группы между собой, которое включает в себя возрастной, социальный, этнический, а главное - ценностный аспекты, близость взглядов и социальных ориентации членов группы. Человек более тяготеет к группе, взгляды и ценности которой он разделяет и в которой его собственные взгляды находят поддержку. 3. Предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы. Более привлекательна для людей и имеет большие шансы стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на кооперации, и в которой преобладает мотив сотрудничества. Кооперация способствует уменьшению числа внутригрупповых конфликтов, реализации свободного и открытого общения людей, оказанию взаимной поддержки действий. 4. Особенности групповых целей. Цели, которые ставятся группой или перед группой ее руководителем, помогают коллективу сплачиваться, если они отвечают потребностям членов группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей, а также в том случае, если группа может рассчитывать на успех в достижении цели. Другой очень важной характеристикой групповой цели должна быть четкость, ясность и однозначность ее постановки. 5. Удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе. Чем выше удовлетворенность участников деятельностью группы и самими собой, тем в большей степени будет сплачиваться такая группа. 6. Характер руководства и стиля принятия решений, которая реализуется в группе. Известно, что коллегиальный, кооперативный стиль руководства и возможность для каждого члена группы принимать участие в выработке общего решения способствуют сплочению.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 6082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |