Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сплоченность малой группы




Вопросы для самопроверки

1. Опишите основные теоретические походы к пониманию происхождения лидерства.

2. Дайте краткое описание трем стилям лидерства, которые изучаются в социальной психологии.

3. От чего зависит изменение стиля лидерства?

4. Каковы отличительные особенности явлений лидерство и руководство.

 

Проблема групповой сплоченности тесно связана с проблемой формирования малой группы.

Сплочение группы - это процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют формальную структуру группу, задаваемую извне, превратить в психологическую общность. Сплоченность имеет различные проявления и может выражаться в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, в стремлении их к сохранению своего группового членства, в единстве ценностей и целей участников группового общения.

Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как групповое состояние, к которому надо стремиться.

Начало систематическому изучению групповой сплоченности за рубежом положили первые крупные исследования этой проблемы, выполнен­ные в США в конце 40-х годов под руководством Л. Фестингера. Ему же принадлежит наиболее распространенное и используемое по сей день определение групповой сплоченности как «результирующей всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы они остались в ней».

Теоретическую основу исследования групповой сплоченности составила психологическая концепция «динамического поля» К. Левина. Источник движения группового поведения К. Ле­вин и его последователи усматривали в динамике «энергетических» сил, якобы изначально присущих группе, а ведущими механизмами развития внутригрупповой активности в целом – притяжение, оттал­кивание и равновесие, характеризующие прежде всего структуру эмо­циональных отношений. В качестве детерминант развития группы сторонники этой концепции выделяли частоту, интенсивность и продолжитель­ность непосредственных межличностных контактов и взаимодействий.

Некоторые зарубежные исследователи пытались изучить и выявить различ­ные факторы и детерминанты группового сплочения. Отсутствие чет­кой концепции групповой сплоченности обусловило произвольность выбора таких детерминант.

1) Сходство между членами группы – сходство во мнениях, установках, ценностях. Так, Т. Ньюком в своих исследованиях уделял особое внимание согласию, которое определял как существование между двумя или более личностями сходных ориентаций по отношению к чему-нибудь. Автор попытался включить в анализ сплоченности предметно-содержатель­ные связи между индивидами.

2) Стиль лидерства в группе. Первые исследования лидерства были проведены в конце 1930-х годов К. Левиным и его сотрудниками. Эти работы по­зволили сделать вывод, что в условиях демократической формы отношения членов груп­пы имеют более дружественный характер. Развитию межличностной привлекательности и тяготения к группе способствует свободное участие членов группы в обсуждении стоящих перед группой проблем, возможность участвовать или влиять на принятие групповых решений.

3) Размер группы. Как отмечают Р. Акофф иР. Эмери, непосредственные контакты между людьми оказывают положительное влияние на готовность к сотрудничеству.

В российской социальной психологии методологически исход­ным для решения проблемы групповой сплоченности является понимание социально обусловленной совместной деятельности как ведущего фактора формиро­вания внутригрупповых взаимоотношений, групповых ценностей, и как главного системооб­разующего признака всякой социальной группы.

В истории изучения проблемы сплоченности в отечественной психологии можно выделить три направления ее исследования.

I) Исследования сплоченности, которые основаны на изучении эмоционального аспекта межличностных от­ношений. С этих позиций сплоченность характеризуется высоким уров­нем взаимной приемлемости членов группы. Методическим аппара­том измерения в данном случае является социометри­ческая техника, основанная на сопоставлении числа полученных или отданных выборов (отвержений), сделанных членами группы.

Так Ю.Е. Дуберман рассмат­ривал сплоченность как основную характеристику структуры меж­личностных отношений. Сплоченность, по его мнению, отражает фактическую готовность ее членов к определенной совместной деятельности. Ю.Е. Дуберман выделяет три стадии процесса сплочения: ориентировку индивидов в группе, адаптацию к групповым параметрам и единство реального поведения. В качестве операционального определения сплоченности можно использовать тесноту связей между индивида­ми; членами данной малой группы, которая может быть измерена с помощью социометрической методики.

II) Исследования сплоченности, концентрированные на изучении когнитивно-оценочных аспектов внутригруп­повой активности. В данном случае в качестве показателя сплоченно­сти рассматривается степень согласованности (точнее, сходства) раз­личных по характеру представлений, ориентаций или интересов чле­нов группы.

Согласно Ю.Л. Наймеру, сплочен­ность - это степень единства действий (поведения) членов коллек­тива, при этом единство действий рассматривается как выполнение каждым из них своих задач в рамках общих целей, то есть сотрудни­чество. Соответственно, автор предполагает исследование сплоченности как общ­ности целей, интересов и норм поведения членов коллектива, про­являющейся в реальной деятельности. Считая социометрические индексы сплоченности непоказатель­ными, Ю.Л. Наймер предпринял попытку разработать оригиналь­ную методику измерения степени единства поведения членов коллек­тива, являющейся, по его мнению, центральным показателем уровня сплоченности.

В.В. Шпалинс­кий в основу экспериментального исследования сплоченности положил идею о ценностно-ориентационном единстве группы как важнейшем показателе групповой сплоченности, являющимся интегральной ха­рактеристикой системы внутригрупповых связей. Индексом ценно­стно-ориентационного единства, по мнению автора, «может служить частота или сте­пень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов груп­пы по отношению к объектам (лицам, явлениям, событиям), наиболее значимым для группы в целом».

А.В. Петровский исследовал сплоченность в рамках разработанной им «стратометрической концепции групповой активности», согласно которой структуру малой группы можно представить себе как состоящую из трех (в последней редакции четырех) основных слоев (страт). Во внешнем уровене групповой структуры, где даны непосредственные эмоциональные межличностные отношения. Второй слой представляет собой более глубокое образование, обозначаемое термином «ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ), которое характеризуется опосредованностью отношений содержанием совместной деятельности. Третий слой групповой структуры предполагает максимальное включение индивида в совместную групповую деятельность, на этом уровне члены группы разделяют цели групповой деятельности, и, следовательно, здесь могут быть выявлены наиболее серьезные, значимые мотивы выбора членами группы друг друга.

Три слоя групповых структур могут одновременно быть рассмотрены и как три уровня развития групповой сплоченности (рис. 6). На первом уровне (что соответствует поверхностному слою внутригрупповых отношений) сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов (В). На втором уровне (что соответствует второму слою — ЦОЕ) происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности (Б). На третьем уровне (что соответствует «ядерному» слою внутригрупповых отношений) интеграция группы (а значит, и ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности (А).

III) Предметом анализа третьего направления исследований сплочен­ности является изучение условий оптимального внутригруппового взаимодействия, нацеленного на решение стоящих перед группой задач.

К.К. Платонов предпринял изучение проблемы сплоченности через исследование совместимости членов группы в процессе взаимодействия. Им были выделены четыре вида совместимости:

1) физиологический уровень, включающий поло-возрастные особенности индивидов, их темпо-ритмическую организацию, свойства нервной системы;

2) психофизиологический уровень, который основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов, сюда же включается взаимная «созвучность» (знание личностных качеств своих партнеров), положительный характер эмоциональ­ных установок (взаимная симпатия, потребность в общении), взаимовнушаемостъ (взаимное уподобление партнеров друг другу), общность интересов, потребно­стей, сходство динамической направленности и психофизиологичес­ких реакций и отсутствие в данной группе выраженных эгоцентрических устремлений;

3) психологический уровень предполагает взаимодействие харак­теров, мотивов поведения;

4) социально-психологический уровень – это более интегрирован­ный уровень взаимодействия, он предполагает согласование соци­альных ролей, интересов, ценностных ориентаций.

Н.Н. Обозовым было предложено понятие сра­ботанности – согласованности в работе между ее участниками. Согласие, по мнению автора, определяется как единомыслие, общность точек зрения, единодушие и дружеские отношения. При срабатываемости взаимная удовлетворенность взаимодей­ствием партнеров опосредована деятельностью. При высокой успешности совместной де­ятельности у партне­ров возникает удовлетворенность не только собой, но и удовлетворенность партнером, также успешно выполняющим совместные задачи.

Срабатываемость является условием возникновения межличност­ных симпатий, а несработанность может и не вызывать взаимных антипатий. Субъективная удовлетворенность - главный компонент совместимости. Антипатии возникают при несовместимости.

Отечественные психологи выделяют 6 групп факторов, влияющих на групповую сплоченность.

1. Эмоциональная привлекательность членов группы. Сам по себе этот параметр не обеспечивает продуктивной совместной деятельности и высокой сплоченности, но без эмоциональной притягательности людей трудно создать сплоченную группу.

2. Сходство членов группы между собой, которое включает в себя возрастной, социальный, этнический, а главное - ценностный аспекты, близость взглядов и социальных ориентации членов группы. Человек более тяготеет к группе, взгляды и ценности которой он разделяет и в которой его собственные взгляды находят поддержку.

3. Предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы. Более привлекательна для людей и имеет большие шансы стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на кооперации, и в которой преобладает мотив сотрудничества. Кооперация способствует уменьшению числа внутригрупповых конфликтов, реализации свободного и открытого общения людей, оказанию взаимной поддержки действий.

4. Особенности групповых целей. Цели, которые ставятся группой или перед группой ее руководителем, помогают коллективу сплачиваться, если они отвечают потребностям членов группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей, а также в том случае, если группа может рассчитывать на успех в достижении цели. Другой очень важной характеристикой групповой цели должна быть четкость, ясность и однозначность ее постановки.

5. Удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе. Чем выше удовлетворенность участников деятельностью группы и самими собой, тем в большей степени будет сплачиваться такая группа.

6. Характер руководства и стиля принятия решений, которая реализуется в группе. Известно, что коллегиальный, кооперативный стиль руководства и возможность для каждого члена группы принимать участие в выработке общего решения способствуют сплочению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 6082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.