Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативная сторона общения




Вопросы для самопроверки

1. Что такое общение?

2. Какова взаимосвязь между общением и деятельностью?

3. Опишите виды и типы общения.

4. На каких уровнях может реализовываться общение?

5. Раскройте основные функции общения.

6. Что входит в структуру общения?

 

Коммуникация – это обмен информацией с помощью различных средств коммуникации.

Средства общения – это операции, с помощью которых осуществляются действия общения, они представлены знаковыми системами.

Выделяют вербальную и невербальную коммуникацию, которые используют различные знаковые системы.

Вербальная коммуникации использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. В ходе общения информация претерпевает различные изменения: она формируется, уточняется, развивается. Это не только прием и передача информации, каждый собеседник стремится «завоевать» внимания, проявить активность, повлиять на другого.

В ходе передачи речевого сообщения осуществляются кодирование и декодирование информации. коммуникатор осуществляет кодирование информации, а реципиент – декодирование информации. Схема передачи и восприятия сообщение представлена на рис. 9.

 
 

 


Рис. 9. Схема передачи и восприятия сообщения

 

С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения данная схема «Коммуникатор – Сообщение – Реципиент» асимметрична.

Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), т.к. «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» («коммуникатор», «реципиент»), т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е. происходит обогащение, развитие информации.

В ходе общения люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов – побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция может быть различной: а) активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении, б) интердикция, т.е. побуждение, не допускающее определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности, в) дестабилизация — рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры.

1) Барьеры социально-культурного различия могут возникать из-за отсутствия понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, но и различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам.

2) Барьеры отношения могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п.

3) Барьеры понимания могут возникнуть вследствие некоторых особенностей общающихся, сюда относятся фонетический, семантический, стилистический и логический барьеры.

Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других — неречевых — знаковых систем.

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) акустическую, 3) система организации пространства и времени коммуникативного процесса, 4) тактильную, 5) визуальный контакт. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции:

1) создание и поддержание психологического контакта;

2) регуляция процесса общения;

3) дополнение речи, придание новых смысловых оттенков словесному тексту, правильное толкование слов;

4) замещение речи;

5) репрезентация эмоциональных состояний и оценок партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук – жестикуляция; лица – мимика; позы – пантомимика). Общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований — кинесика.

Акустическая система включает в себя паралингвистические и экстралингвистические сигналы. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. Некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации.

Проксемика – специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики Э. Холл предложил методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, Э. Холл зафиксировал, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0—45 см); персональное расстояние (45—120 см), социальное расстояние (120—400 см); публичное расстояние (400—750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения.

Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций, которые получили название хронотопов. Описаны, например, хронотоп «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др.

Тактильная система знаков включает в себя различного рода физические воздействия на партнера по общению, например, контактный танец, рукопожатие, хлопание по плечу, объятия, поцелуи и другие прикосновения.

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, — это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия — движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, т.е. сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое «Я», или, напротив, скрыть его.

Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.