Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерактивная сторона общения




Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятию «коммуникация»?

2. Что такое вербальная коммуникация?

3. Какие элементы включает в себя процесс передачи и восприятия сообщения?

4. От чего зависит точность понимания сообщения?

5. Опишите виды информации, которая может передаваться в процессе общения.

6. Приведите виды коммуникативных барьеров.

7. Что такое невербальная коммуникация?

8. Перечислите функции невербальных сигналов.

9. Кратко опишите системы невербальных сигналов, дополняющих речевое сообщение.

 

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Интерактивную сторону общения можно представить как последовательность реакций людей на действия друг друга.

Практически люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Наиболее распространенной классификацией является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных: кооперацию и конкуренцию. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами.

Кооперация, или сотрудничество – это тип взаимодействия, когда партнеры помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей. Такой тип взаимодействия предполагает координацию единичных сил участников. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

Средством соединения непосредственного результата деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы прежде всего в кооперации. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Поэтому экспериментальные исследования кооперации чаще всего имеют дело с анализом вкладов участников взаимодействия и степени их включенности в него.

Противоборство или конкуренция наблюдается в том случае, когда партнеры противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого. Чаще всего анализ конкурентного типа взаимодействия сконцентрирован на наиболее яркой ее форме – конфликте.

Помимо кооперации и конкуренции существуют и другие типы взаимодействия, занимающие различные промежуточные позиции:

- уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда партнеры сознательно стараются избегать друг друга;

- однонаправленное содействие, когда один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальный целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия;

- однонаправленное противодействие реализуется, когда один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником;

- «контрастное взаимодействие» проявляется в том, что один из участников старается содействовать другому, а второй активно ему противодействует;

- компромиссное взаимодействие наблюдается в том случае, когда оба партнера проявляют отдельные элементы и содействия, и противодействия.

Существуют ряд теорий, объясняющих внутренние механизмы межличностного взаимодействия. Наиболее популярными в психологии являются теория обмена, психоаналитический подход, теория управления впечатлениями, концепция символического интеракционизма, трансактный анализ.

Согласно теории обмена, автором которой является Дж. Хоманс, люди взаимодействуют друг с другом на основе своего прошлого опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Причем, каждый стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать взаимодействие устойчивым и приятным; поведение человека в настоящий момент определяется тем, вознаграждались ли и как именно вознаграждались его поступки в прошлом. Эта теория опирается на 4 принципа:

1. чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

2. если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия;

3. если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;

4. когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Согласно Дж. Хомансу, с помощью его теории могут быть описаны разные сложные виды взаимодействий типа: отношения власти, переговорный процесс, лидерство и т.п.

Автор Психоаналитического подходаЗ. Фрейд считал, что межличностное взаимодействие определяется в основном представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни. В процессе взаимодействия люди тиражируют, воспроизводят детский опыт. З. Фрейд считал, что формирование групп и их притягательность для человека заключается в том, что они испытывают чувство преданности и покорности лидерам групп. Это объясняется не столько личностными качествами лидеров, сколько тем, что лидеров отождествляют с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли наши родители. Такой регресс происходи в основном в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным. Отсутствие определенных ожиданий способствует укреплению власти лидеров групп.

Э. Гоффманом была предложена теория управления впечатлениями, согласно социальные ситуации следует рассматривать как драматические спектакли в миниатюре: люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя «декорации» и «окружающую обстановку» для создания у других определенного впечатления о себе. Для проявления и выражения символического значения, с помощью которого можно произвести хорошее впечатление на других, люди сами готовят и создают соответствующие ситуации.

Наиболее подробно интерактивная сторона общения исследовалась в работах представителей символического интеракционизмаДж. Мид, Г. Блумер, считавших, что поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают.

Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. Сущность концепции символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимула осуществляется в промежуток времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. В это время мы связываем стимул с символом, на основе которого определяется ответная реакция.

Наконец, еще один подход к структурному описанию взаимодействия был представлен Э. Берном в транзактном анализе — направлении, предлагающем управление действиями участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия. С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Дитя. Эти позиции не обязательно связаны с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя – как «Надо!», позиция Взрослого — это объединение «Хочу» и «Надо». Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися».

Второй показатель эффективности — адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней. Э. Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам и играм, которые регулируют различные ситуации взаимодействия.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то успех не может быть гарантирован.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.