Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная идентичность личности




Вопросы для самопроверки

1. Что такое социализация?

2. Опишите содержание процесса социализации.

3. Какие стадии социализации выделяются в отечественной психологии?

4. Что относится к институтам социализации и какова их роль в процессе развития индивида?

5. Раскройте стадии социализации, выделенные А.В.Петровским.

6. Перечислите механизмы социализации.

 

Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентич­ности началась в 60-е годы ХХ столе­тия, хотя само понятие идентичности имеет довольно длительную историю и использовалось многими теориями.

Близким по смыслу к нему было понятие «базовая личность», введенное А. Кардинером и определяемое культурантропологическими теориями как манера вести себя, вступать во взаимодействие с другими людьми, общая для людей одной социальной группы.

Понятие идентичности широко использовали раз­личные ролевые теории личности, в рамках которых она понима­лась как структурная совокупность различных ролей, интериоризируемых в процессе социального обучения.

Начиная с 70-х годов ХХ столетия, понятие идентичности становится попу­лярным в психологии, дополняя, уточняя, а нередко и заменяя собой более традиционные понятия Я-концепции, образа «Я», self, самости и т.д.

Э. Фромм, обращаясь к проблеме идентичности, анали­зировал диалектическую взаимосвязь индивидуального и всеобщего в человеческой природе. В своей книге «Бег­ство от свободы», он определяет персональную идентичностькак результат индивидуализации че­ловека. Однако человек характеризуется потребностью в связи с окружающим миром, потребностью избежать одиночества, что достигается путем самоотождествления с какими-либо идеями, ценностями, соци­альными стандартами, т.е. путем формирования социальной иден­тичности.

Детально понятие идентичности было представлено в 1950 г. в известной работе Э. Эриксона «Детство и общество», им были выделены структурно-динамические характеристики этого явления. Все дальнейшие исследователи данной проблематики так или иначе соотносились с его концепцией.

Э. Эриксон понимал идентичность как процесс орга­низации жизненного опыта в индивидуальное «Я», что предполагало его динамику на протяже­нии всей жизни человека. Основной функцией данной личностной структуры является адаптация.

Э. Эриксон определяет идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы: инди­видным, личностным и социальным.

I) На индивидном уровне анализа идентичность оп­ределяется им как результат осознания человеком собственной временной протяженности,это представление о себе как не­которой относительно неизменной данности того или иного физического облика, темперамента, задатков, осознание имеющегося у него прошлого и устремленности в будущее.

II) С личностнойточки зрения идентичность определяет­ся как ощущение человеком собственной неповторимости, уникаль­ности своего жизненного опыта, обусловливающее некоторую тож­дественность самому себе.

III) Социальной идентичность – личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидар­ность человека с социальными, групповыми идеалами и стандарта­ми и тем самым помогает процессу Я-категоризации: это те наши характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя.

Подобное представление о структуре идентичности как об име­ющей две основные составляющие — персональную и социальную присутствует в большинстве работ, посвященных данной проблеме. Наряду с этим можно встретить более дробную детализацию, в ос­новном касающуюся ее социального аспекта и имеющую в качестве основания для своего выделения те или иные виды социализации. Так, речь может идти о формировании полоролевой, профессио­нальной, этнической, религиозной идентичности личности.

Для Э. Эриксона персональная и социальная идентичность выступают как некоторое единство, как две нераз­рывные грани одного процесса — процесса психосоциального раз­вития ребенка.

Возрастные закономерности формирования и развития социальной идентичности изучались в основном в рам­ках определенного возрастного этапа — ранней юности. На этом возрастном рубеже происходит определенная консолидация самохарактеристик и усвоенных об­разцов социального поведения. Расширение социоролевого репер­туара, заимствование моделей социального поведения, присущих более старшему возрасту, достижение равновесия между зависи­мостью и независимостью, развитие персональной системы цен­ностных ориентации и многие другие социально-психологические «приобретения» подростка впервые становятся для него предме­том рефлексии, результатом которой, по выражению Э. Эриксона, является «обретение идентичности».

Центральный конфликт подростково-юношеского этапа в фор­мировании идентичности составляет, по мнению Э. Эриксона, конф­ликт между становлением индивидуальности и диффузией («раз­мыванием») идентичности. Рефлексия себя и своего места в социальном мире могут привести к структурно-динамически оформленной Я-концепции, но могут решаться и в сторону отрицательного полюса, приводя к неуверенности в понимании собственного «Я», неспособности сформулировать свои цели, ценности и идеалы, т.е. к диффузной идентичности. Диффузия идентичности может проявляться в диффузии времени, застое в работе и отрицании.

1. Диффузия времени, имеющая двойственное проявление: как ощущение цейтнота («не успеваю жить») и как ощущение потери четкой возрастной локализации (одновремен­ное чувство себя «и ребенком, и стариком»).

2. Застой в работе может сопровождаться либо нарушениями работоспособности (неспособность сосредоточиться, апатия), либо чрезмерной поглощенностью социально бесполезной деятельнос­тью в ущерб учебе.

3. Отрицательная идентичность в целом отражает возрастной негативизм подростка ко всем пред­лагаемым ему обществом системам ролей, образцов поведения, ценностей и т.п. Отрицательная идентичность – это ориентация при построении Я-концепции на те модели и образцы, которые клас­сифицируются взрослыми как нежелательные или опасные.

Для Э. Эриксона кризис идентичности в под­ростковом возрасте, потенциально сопровождающийся всеми вы­шеперечисленными трудностями в развитии, является норматив­ным, его нельзя считать отклонением или психопатологией.

В каждом обществе, в каждой культуре, по мнению Э. Эриксона, существует так называемое пространство психосоциального морато­рия — время, в течение которого могут быть опробованы раз­ные роли, нонконформное поведение, пограничные реакции и пр. Это дает возможность взрослеющему человеку справиться с множественным личностным и социальным выбором, составляю­щим основную задачу отрочества.

Неразрешенный кризис подросткового этапа поиска иден­тичности может вызвать в дальнейшем регрессивные тенденции: инфантилизм, желание как можно дольше отсрочить обретение социального статуса взрослого, тревожность и депрессию, труд­ности межличностной коммуникации и т.д.

Последователи Э. Эриксона предприняли попытки выделения различных структурных компонентов идентичности. Так, М. Де Левита была предложена конкретизация социальной идентичности, в которой были выделены три составляющие:

- «приписная» социальная идентичность определяется ус­ловиями, которые человек не выбирает (половая или этническая идентичность), истоки ее формирования лежат в ран­нем детстве, а завершение — в отрочестве;

- приобретенная социальная идентичность, включает то, что достигнуто собственными усилиями (в основном это профессио­нальная идентичность), подростковый этап лишь создает предпо­сылки к ее формированию;

- заимствованная социальная идентичность понимается как выполнение спектра ролей, усвоенных в ходе развития в результа­те тех или иных обстоятельств, динамика этого вида идентич­ности продолжается на протяжении всей жизни человека.

Дж. Марсиа был предложен струк­турный анализ идентичности в подростковом возраст, основанный на двух кри­териях: наличии/отсутствии исследования альтернатив и на­личии/отсутствии выбора в результате этого исследования. Автор предположил, что виды идентичности проявляются через наблюдаемые паттерны «ре­шения проблем»:

- реализованная идентичность характеризует­ся тем, что подросток перешел критический период, отошел от родительских установок и оценивает свои будущие выборы и ре­шения, исходя из собственных представлений. Он эмоционально включен в процессы профессионального, идеологического и сек­суального самоопределения, которые Дж. Марсиа считает основ­ными «линиями» формирования идентичности;

- «мораторий» является наиболее критическим периодом в формировании подростковой идентичности. Основным его содержанием является активная конфронтация взрослеющего человека с предлагаемым ему обществом спектром возможностей. Требования к жизни у такого подростка смутны и противоречивы, его бросает из одной крайности в другую, и это характерно не только для его социального поведения, но и для его представле­ний о себе;

- «диффузия» характеризуется практическим отсутствием у подростка предпочтения ка­ких-либо половых, идеологических и профессиональных моделей поведения. Проблемы выбора его еще не волнуют, он еще как бы не осознал себя в качестве автора собственной судьбы;

- «предрешение» реализуется, когда подросток хотя и ори­ентирован на выбор в указанных трех сферах социального самооп­ределения, однако руководствуется в нем исключительно роди­тельскими установками, становясь тем, кем хотят видеть его окружающие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.