КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная идентичность личности
Вопросы для самопроверки 1. Что такое социализация? 2. Опишите содержание процесса социализации. 3. Какие стадии социализации выделяются в отечественной психологии? 4. Что относится к институтам социализации и какова их роль в процессе развития индивида? 5. Раскройте стадии социализации, выделенные А.В.Петровским. 6. Перечислите механизмы социализации.
Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности началась в 60-е годы ХХ столетия, хотя само понятие идентичности имеет довольно длительную историю и использовалось многими теориями. Близким по смыслу к нему было понятие «базовая личность», введенное А. Кардинером и определяемое культурантропологическими теориями как манера вести себя, вступать во взаимодействие с другими людьми, общая для людей одной социальной группы. Понятие идентичности широко использовали различные ролевые теории личности, в рамках которых она понималась как структурная совокупность различных ролей, интериоризируемых в процессе социального обучения. Начиная с 70-х годов ХХ столетия, понятие идентичности становится популярным в психологии, дополняя, уточняя, а нередко и заменяя собой более традиционные понятия Я-концепции, образа «Я», self, самости и т.д. Э. Фромм, обращаясь к проблеме идентичности, анализировал диалектическую взаимосвязь индивидуального и всеобщего в человеческой природе. В своей книге «Бегство от свободы», он определяет персональную идентичностькак результат индивидуализации человека. Однако человек характеризуется потребностью в связи с окружающим миром, потребностью избежать одиночества, что достигается путем самоотождествления с какими-либо идеями, ценностями, социальными стандартами, т.е. путем формирования социальной идентичности. Детально понятие идентичности было представлено в 1950 г. в известной работе Э. Эриксона «Детство и общество», им были выделены структурно-динамические характеристики этого явления. Все дальнейшие исследователи данной проблематики так или иначе соотносились с его концепцией. Э. Эриксон понимал идентичность как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное «Я», что предполагало его динамику на протяжении всей жизни человека. Основной функцией данной личностной структуры является адаптация. Э. Эриксон определяет идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным. I) На индивидном уровне анализа идентичность определяется им как результат осознания человеком собственной временной протяженности,это представление о себе как некоторой относительно неизменной данности того или иного физического облика, темперамента, задатков, осознание имеющегося у него прошлого и устремленности в будущее. II) С личностнойточки зрения идентичность определяется как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, обусловливающее некоторую тождественность самому себе. III) Социальной идентичность – личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу Я-категоризации: это те наши характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя. Подобное представление о структуре идентичности как об имеющей две основные составляющие — персональную и социальную — присутствует в большинстве работ, посвященных данной проблеме. Наряду с этим можно встретить более дробную детализацию, в основном касающуюся ее социального аспекта и имеющую в качестве основания для своего выделения те или иные виды социализации. Так, речь может идти о формировании полоролевой, профессиональной, этнической, религиозной идентичности личности. Для Э. Эриксона персональная и социальная идентичность выступают как некоторое единство, как две неразрывные грани одного процесса — процесса психосоциального развития ребенка. Возрастные закономерности формирования и развития социальной идентичности изучались в основном в рамках определенного возрастного этапа — ранней юности. На этом возрастном рубеже происходит определенная консолидация самохарактеристик и усвоенных образцов социального поведения. Расширение социоролевого репертуара, заимствование моделей социального поведения, присущих более старшему возрасту, достижение равновесия между зависимостью и независимостью, развитие персональной системы ценностных ориентации и многие другие социально-психологические «приобретения» подростка впервые становятся для него предметом рефлексии, результатом которой, по выражению Э. Эриксона, является «обретение идентичности». Центральный конфликт подростково-юношеского этапа в формировании идентичности составляет, по мнению Э. Эриксона, конфликт между становлением индивидуальности и диффузией («размыванием») идентичности. Рефлексия себя и своего места в социальном мире могут привести к структурно-динамически оформленной Я-концепции, но могут решаться и в сторону отрицательного полюса, приводя к неуверенности в понимании собственного «Я», неспособности сформулировать свои цели, ценности и идеалы, т.е. к диффузной идентичности. Диффузия идентичности может проявляться в диффузии времени, застое в работе и отрицании. 1. Диффузия времени, имеющая двойственное проявление: как ощущение цейтнота («не успеваю жить») и как ощущение потери четкой возрастной локализации (одновременное чувство себя «и ребенком, и стариком»). 2. Застой в работе может сопровождаться либо нарушениями работоспособности (неспособность сосредоточиться, апатия), либо чрезмерной поглощенностью социально бесполезной деятельностью в ущерб учебе. 3. Отрицательная идентичность в целом отражает возрастной негативизм подростка ко всем предлагаемым ему обществом системам ролей, образцов поведения, ценностей и т.п. Отрицательная идентичность – это ориентация при построении Я-концепции на те модели и образцы, которые классифицируются взрослыми как нежелательные или опасные. Для Э. Эриксона кризис идентичности в подростковом возрасте, потенциально сопровождающийся всеми вышеперечисленными трудностями в развитии, является нормативным, его нельзя считать отклонением или психопатологией. В каждом обществе, в каждой культуре, по мнению Э. Эриксона, существует так называемое пространство психосоциального моратория — время, в течение которого могут быть опробованы разные роли, нонконформное поведение, пограничные реакции и пр. Это дает возможность взрослеющему человеку справиться с множественным личностным и социальным выбором, составляющим основную задачу отрочества. Неразрешенный кризис подросткового этапа поиска идентичности может вызвать в дальнейшем регрессивные тенденции: инфантилизм, желание как можно дольше отсрочить обретение социального статуса взрослого, тревожность и депрессию, трудности межличностной коммуникации и т.д. Последователи Э. Эриксона предприняли попытки выделения различных структурных компонентов идентичности. Так, М. Де Левита была предложена конкретизация социальной идентичности, в которой были выделены три составляющие: - «приписная» социальная идентичность определяется условиями, которые человек не выбирает (половая или этническая идентичность), истоки ее формирования лежат в раннем детстве, а завершение — в отрочестве; - приобретенная социальная идентичность, включает то, что достигнуто собственными усилиями (в основном это профессиональная идентичность), подростковый этап лишь создает предпосылки к ее формированию; - заимствованная социальная идентичность понимается как выполнение спектра ролей, усвоенных в ходе развития в результате тех или иных обстоятельств, динамика этого вида идентичности продолжается на протяжении всей жизни человека. Дж. Марсиа был предложен структурный анализ идентичности в подростковом возраст, основанный на двух критериях: наличии/отсутствии исследования альтернатив и наличии/отсутствии выбора в результате этого исследования. Автор предположил, что виды идентичности проявляются через наблюдаемые паттерны «решения проблем»: - реализованная идентичность характеризуется тем, что подросток перешел критический период, отошел от родительских установок и оценивает свои будущие выборы и решения, исходя из собственных представлений. Он эмоционально включен в процессы профессионального, идеологического и сексуального самоопределения, которые Дж. Марсиа считает основными «линиями» формирования идентичности; - «мораторий» является наиболее критическим периодом в формировании подростковой идентичности. Основным его содержанием является активная конфронтация взрослеющего человека с предлагаемым ему обществом спектром возможностей. Требования к жизни у такого подростка смутны и противоречивы, его бросает из одной крайности в другую, и это характерно не только для его социального поведения, но и для его представлений о себе; - «диффузия» характеризуется практическим отсутствием у подростка предпочтения каких-либо половых, идеологических и профессиональных моделей поведения. Проблемы выбора его еще не волнуют, он еще как бы не осознал себя в качестве автора собственной судьбы; - «предрешение» реализуется, когда подросток хотя и ориентирован на выбор в указанных трех сферах социального самоопределения, однако руководствуется в нем исключительно родительскими установками, становясь тем, кем хотят видеть его окружающие.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |