Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я-концепция личности




Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная идентичность личности? В чем отличие социальной и персональной идентичности личности?

2. Раскойте понятие «диффузия идентичности». Кем был предложен данный термин?

3. Что такое пространство психосоциального моратория?

4. Перечислите структурные компоненты социальной идентичности, предложенные аторами М. Де Левита и Дж. Марсиа.

 

Социально-психологический подход к проблеме «Я» оформился относительно недавно, на рубе­же 60—70-х годов, в основном в рамках когнитивистского направления.

В социальной психологии наибольшее распространение получила концепция Р. Бернса. Он предлагал рассматривать Я-концепцию как совокупность устано­вок, направленных на самого себя. В структуре Я-концепции им были выделены три компонента.

1. Когнитивный аспект Я-концепции – образ «Я» включает представления индивида о самом себе. Здесь отражаются основные характе­ристики нашего привычного самовосприятия, самоописания через тот или иной набор отдельных черт, роле­вых, атрибутивных или статусных характеристик. В образ я могут быть включены как положительные, так и отрицательные характеристики. Представления о себя, относящиеся к когнитивному аспекту, могут быть центральными или периферическими.

2. Аффективный аспект Я-концепции – самооценка или самоотношение, представляет собой аффективную оценку представления о себе, обладающую различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик. Характер самоот­ношения тесно связан с особенностями социального опыта чело­века на всем протяжении его жизни. Основы самоотношения закладываются в раннем детстве, и основным фактором при этом выступает характер детско-родительских отношений.

3. Поведенческий аспект Я-концепции – самопрезентация – это те действия, которые вызывают­ся образом «Я» и самооценкой. Конкретные действия человека также зависят от многих факторов. Самопрезентация служит целям проверки и подтверждения ее когни­тивной и аффективной структур. Выделяются следу­ющие цели и стратегии самопрезентации:

- желание понравиться (поведенческая стратегия — демонст­рация согласия с мнением другого, лесть, сверхнормативная веж­ливость и др.);

- продвижение себя (поведение — хвастовство, преувели­чение достоинств в сравнении с небольшими недостатками и т.п.);

- служение примером (менее распространенная цель, направ­ленная на то, чтобы вызвать у партнера восхищение или чувство вины, выражающаяся в демонстративно просоциальном поведе­нии);

- стремление вызвать сочувствие (используется в тех случаях, когда другие стратегии не оправдали себя, и направлена на то, чтобы выз­вать у партнера чувство жалости, поведенческая стратегия — пре­уменьшение своих сил, демонстрация своего слабого «Я»);

- стремление запугать (плохо осознаваемая чело­веком цель, выражающаяся в слабоконтролируемом поведении, когда все остальные стратегии не привели к успеху).

Каждый из этих трех установочных компонентов может быть представлен, согласно Р. Бернсу, по крайней мере, в трех модальностях:

- реальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с актуальными способностями, ролями, статусами («Я-на-самом-деле»);

- социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с мнением человека о том, как его видят другие («Я-глазами-Других»);

- идеальное «Я», отражающее установки, которые связаны с представлениями человека о желаемом «Я» («Я-каким бы-я-хотел-быть»).

К. Герген выделил пять групп факторов, влияющих на пред­ставление человека о самом себе:

- степень согласованности «внешней», социальной, оценки и самооценки;

- субъективная значимость Я-представлений, которые затраги­вает «внешняя» оценка;

- степень доверия человека к субъекту оценочной по отноше­нию к нему информации (данный параметр лишь частично «по­крывается» понятием референтности);

- субъективно оцениваемая модальность «внешней» оценки;

- частотность (повторяемость) той или иной модальности «внешней» оценки.

Дальнейшие возможности развития «Я» могут быть рассмотре­ны контексте теории когнитивного диссонанса: несоот­ветствие между имеющимся представлением о себе и другой когницией или действием «запускает» процесс редукции диссонанса, опосредованный общим уровнем самооценки.

На субъективном уровне Я-концепция является основ­ным личностным образованием, имеющим устойчивую структуру. Однако в ходе социально-психологических исследований Я-концепции было установлено, что ее содержание относительно, и эта относительность проявляет себя в динамике социальных вза­имодействий.

В концепции X. Маркус это противоречие было предложено снять введением понятия «рабочая Я-концепция», определяемой как Я-концепция в данное время и в заданном социальном кон­тексте взаимодействия. Некоторые рабочие Я-концепции актуализируются чаще, другие — реже, поэтому изменчивость Я-представлений заключается в вероятностипоявления той или иной част­ной Я-концепции в ситуации конкретного социального взаимо­действия.

X. Маркус и П. Нуриус ввели категорию «возможное Я», определяющуюся как экстраполяция текущей рабочей Я-концепции индивида. «Возможные Я» — это наши воображаемые представления о том, чем мы можем стать в буду­щем (как «хорошие», так и «плохие»). «Возможных Я» столь же неограни­ченное количество, сколько и рабочих Я-концепций.

«Возможные Я» могут по-разному соотносится с другими структурными составляющими Я-концепции. Т. Хиггинсом было выявлено, что сильные разли­чия между текущей «рабочей Я-концепцией» и «возможным Я» являются источником тревожных или депрессивных состояний.

 

1. Дайте определение понятию Я-концепция.

2. Какие компоненты выделены в структуре Я-концепции? В каких модальностях они могут быть рассмотрены?

3. Назовите группы факторов, влияющих на представление человека о себе.

4. Раскройте значение понятий «рабочая Я-концепция» и «возможное Я». Какова их роль в изменения Я-концепции?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.