Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема личности в социальной психологии




СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная перцепция?

2. Приведите отличительные особенности социальной перцепции.

3. Перечислите механизмы социальной перцепции.

4. Каковы отличительные особенности механизмов эмпатии и идентификации?

5. В чем заключается механизм приписывания и какие его виды выделены Г. Келли?

6. Опишите ошибки, которые могут проявляться в процесс восприятия человека человеком.

 

 

Для социальной психологии важно как минимум установить отличие своего подхода к личности от подхода к ней в двух «родительских» дисциплинах: социологии и психологии. Трудность решения данной проблемы заключается в том, что личность по-разному понимается в какой-либо конкретной социологической или психологической концепции.

Система социологического знания имеет дело преимущественно с анализом объективных закономерностей общественного развития, поэтому главный фокус ее интереса — макроструктура общества, и такие единицы анализа, как социальные институты, законы их функционирования и развития, структура общественных отношений и социальная структура каждого конкретного типа общества.

По мнению В.А. Ядова, в рамках социологического подхода личность понимается не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как социальный тип, как деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность. Е.В. Шорохова отмечает, что для социологии личность выступает как продукт общественных отношений, как выразитель и конкретный носитель этих отношении, как субъект общественной жизни, как элемент общности. Таким образом, знание о конкретных личностях есть знание о том, как в них воплощаются значимые для группы характеристики и как они представляют личность в различных массовых действиях. Главная проблема социологического анализа личности — это проблема социальной типологии личности.

Гораздо сложнее разделить проблематику личности в общей и социальной психологии, что связано с многообразием точек зрения к пониманию личности в общепсихологической литературе. Различия в трактовке личности связаны больше всего с представлением о ее структуре.

Так, А.Г. Ковалев предложил различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Специально вопрос о структуре личности освещался К.К. Платоновым, выделившим в структуре личности ее различные подструктуры, перечень которых состоял из четырех уровней:

1) биологически обусловленной подструктуры (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики);

2) психологической подструктуры, включающей индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли);

3) подструктуры социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки);

4) подструктуры направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности — убеждения).

По мнению К.К. Платонова, эти подструктуры различаются по «удельному весу» социального и биологического содержаний; именно по выбору таких подструктур как предмета анализа общая психология отличается от социальной. Если общая психология концентрирует свое внимание на трех первых подструктурах, то социальная психология, согласно этой схеме, анализирует преимущественно четвертую подструктуру, поскольку социальная детерминация личности представлена именно на уровне этой подструктуры.

А.Н. Леонтьев предложим принцип деятельности в качестве теоретической схемы исследования личности. Согласно этому подходу личность и сознание человека порождаются деятельностью. Поэтому ключом к научному пониманию личности может быть только исследование процесса порождения и трансформации личности человека в его деятельности. Личность выступает в таком контексте и как условие деятельности, и как ее продукт.

Все разделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную ими и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности.

Таким образом, социологический подход характеризуется тем, что в нем личность рассматривается преимущественно как объект социальных отношений, а общепсихологический — тем, что здесь акцент сделан лишь «на всеобщих механизмах психической деятельности индивида». Задача же социальной психологии, по мнению Б.Д. Парыгина, раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений.

Социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, через какую из систем ее деятельности личность усваивает социальные влияния и каким образом, в каких конкретных группах, через какие конкретные виды совместной деятельности она реализует свою социальную сущность.

Отличие такого подхода от социологического заключается не в том, что для социальной психологии не важно, каким образом в личности представлены социально-типические черты, а в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти социально-типические черты, почему в одних условиях формирования личности они проявлялись в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определенной социальной группе. Поэтому в социальной психологии в большей мере, чем в социологии делается акцент на микросреду формирования личности, хотя это не означает отказа от исследования и макросреды ее формирования. В большей мере, чем в социологическом подходе, здесь принимаются в расчет такие регуляторы поведения и деятельности личности, как вся система межличностных отношений, внутри которой наряду с их деятельностной опосредованностью изучается и их эмоциональная регуляция.

От общепсихологического подхода названный подход отличается тем, что социальная психология рассматривает поведение и деятельность «социально детерминированной личности» в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит величина этого вклада в общую деятельность. Точнее, изучаются два ряда таких причин: коренящихся в характере и уровне развития тех групп, в которых личность действует, и коренящихся в самой личности, например, в условиях ее социализации.

Можно сказать, что для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой, не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой. На основании таких отличий социально-психологического подхода от социологического и общепсихологического можно выделить проблематику личности в социальной психологии.

Самое главное — это выявление тех закономерностей, которым подчиняются поведение и деятельность личности, включенной в определенную социальную группу. Но такая проблематика немыслима как отдельный, «самостоятельный» блок исследований, предпринятых вне исследований группы. Поэтому для реализации этой задачи надо по существу возвратиться ко всем тем проблемам, которые решались для группы, но взглянуть на них с другой стороны — не со стороны группы, а со стороны личности.

Но вместе с тем остается еще ряд специальных проблем, которые в меньшей степени затронуты при анализе групп и которые тоже входят в понятие «социальная психология личности». Если главный фокус анализа личности в социальной психологии — ее взаимодействие с группой, то необходимо выявление того, через какие группы осуществляется влияние общества на личность. Это проблема социализации. Несмотря на возможность выделения в этой проблеме социологических и общепсихологических аспектов, это — специфическая проблема именно социальной психологии личности.

С другой стороны, если изучена вся система воздействий на личность на протяжении ее формирования, то теперь важно проанализировать, каков же результат, получившийся в ходе активного освоения личностью всей системы социальных связей. Как личность действует в условиях активного общения с другими в тех реальных ситуациях и группах, где протекает ее жизнедеятельность. Эта проблема может быть обозначена как проблема социальной установки. Это направление анализа также достаточно логично укладывается в общую схему представлений социальной психологии о взаимоотношениях личности и группы. Хотя и в этой проблеме часто усматривают и социологические, и общепсихологические грани, она как проблема входит в компетенцию социальной психологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.