Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация личности




Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятию «личность»?

2. В чем заключается социологический подход к пониманию личности?

3. Какова специфика общепсихологического подхода к исследованию личности?

4. Опишите особенности социально-психологического подхода к анализу личности и его отличие от социологических и общепсихологических точек зрения.

 

Согласно И.С. Кону, социализация – совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых ин­дивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и ис­пользует его для адаптации к социуму. Такое усвоение происхо­дит стихийно и целенаправленно. Целенаправленность реализуется в воспитании и обучении, определя­ется усилиями семьи, школы, различных общественных организа­ций.

Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Таким образом, человек понимается одновременно как объект и субъект общественных отношений.

В содержании процесса социализации выделяют три сферы, в которых осуществляется: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

1) По мнению А.Н. Леонтьева, на протяжении всего процесса социализации индивид расширяет «каталог» деятельностей, т.е. осваиваются все новые видов деятельности. При этом происходят три важных процесса:

- личностный выбор деятельности, который предполагает выявление человеком особо значимых аспектов деятельности, их освоение;

- центрирование вокруг главного, выбранного вида, cocpeдоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей;

- освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

2) Сфера общение рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Углубления общения выражается в переходе от монологического общения к диалогическому и в децентрации, т.е. умении ориентироваться на партнере.

3) Развитие самосознания личности в процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний, посредством включения человека в различные социальные группы.

Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым, осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений.

Вотечественной социальной психологии критерием выделения этапов социализации служит отношение к трудовой деятельности. Согласно этому принципу выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

I) Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в шко­лу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

б) стадия обучения включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу от­носится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техни­куме существуют различные точки зрения.

II) Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, это весь период его трудовой деятельности. В этот период личность не только ус­ваивает социальный опыт, но и воспроизводит его.

III) Послетрудовая стадия социализации предполагает внесение пожилыми людьми существенного вклада в воспроизводство социального опыта. Согласно Э. Эриксону, лишь в период после 65 лет человек постигает «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности.

В процессе социализации, согласно А.В. Петровскому, осуществляется ди­намика пассивной и активной позиции индивида.Пассивной - когда он усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; активной - когда он воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений; активно-пассивной - когда он способен интегрировать субъект-объектные отношения. Этот тройной цикл может повторяться на протяжении жизни много раз и связан с необходимостью ресоциализации индивида в меняю­щемся мире. Так, А.В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

I) На стадии адаптации, которая совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлены усилия родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхож­дение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правила­ми поведения, социальными ролями; усвоение простых форм дея­тельности.

II) На стадии индивидуализации происходит некоторое обособле­ние индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность - субъект общественных отношений. Индивидуализация во многом определяется противоречием, которое существует между достигнутым результа­том адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей, своего Я,самопроявлении как индивидуальности, так и личности. В то же время индивид подходит к проблеме разрешения противоречия между человеком и обществом, но пока еще это противоречие до конца не решается, поскольку не достигается соответствующего баланса, и личность недостаточно интегрируется в окружающий социальный мир.

III) Интеграция предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом. Человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе. На этой стадии складываются так называемые социально-типические свойства личности, т.е. такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности дан­ного человека к определенной социальной группе.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести к следующему: это нормы, ценности и знаки. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили назва­ние институтов социализации.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образо­вания, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является тру­довой коллектив.

На послетрудовой стадии социализации в качестве институтов социализации выступают различные общественные организации, членами которых по преимуществу явля­ются пенсионеры. Для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, однако необходимо обратить внимание на процесс ресоциализации, который понимается как усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотера­пия также является одной из форм ресоциализации.

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации - способов сознательного или бессознательного ус­воения и воспроизводства социального опыта, к которым относятся имитация, идентификация, конформность, механизм социальной оценки желаемого поведения, стыд и вина.

1) Имитация (подражание) – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения. Как правило, образцами для подражания в первую очередь становятся родители, но дети могут брать пример и с учителей или других людей, обладающих властью или высоким статусом, если между ними сложились теплые, эмоциональные отношения.

2) Идентификация – способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей, а также других людей, с которыми тесно связаны. Выделяют также механизм полоролевой идентификации, который заключается в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.

3) Конформность проявляется в некритичном принятии и следовании господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам, авторитетам и т.д.

4) Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля, когда подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих.

5) Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они запрещают определенное поведение или подавляют его. Чувство стыда возникает, когда человека разоблачают, уличают в совершение недозволенного поступка. Чувство вины связано с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.