Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные установки. Основные положения общепсихологической теории установки разрабатывались в 40-е гг




Основные положения общепсихологической теории установки разрабатывались в 40-е гг. ХХ в. в Грузии Д.Н. Узнадзе.

Концепция личн. Узнадзе строится на понятии (установки", которую он считал гл. психол. образованием. Установка считается осн. регулятивным механизмом поведения чел., определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личн. не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личн. явл. осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции чел. Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и явл. определ. формой антиципации.

Поведение личн. может протекать на двух уровнях – как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей чел. и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому чел. противопоставляет себя внеш. среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.

Установка – это готовность, предрасположенность, возникающая при предвосхищении определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

 

Предложенная иерархия диспозиционных образований, взятая в целом, выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Более или менее точно можно соотнести каждый из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов проявления деятельности: первый уровень означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию ("поведенческий акт") (1"), второй уровень регулирует поступок личности, осуществляемый в привычных ситуациях (2"), третий уровень регулирует уже некоторые системы поступков или то, что можно назвать поведением (3"), наконец, четвертый уровень регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности (4"). "Целеполагание на этом высшем уровне представляет собой некий "жизненный план", важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека — в области труда, познания, семейной и общественной жизни". (Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности, 1979.)

Становление проблемы аттитюда в социальной психологии. Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии (Дэвис, 1972. С. 54). Отличие этой линии исследований заключается в том, что с самого начала категориальный строй исследований, расставленные в них акценты были ориентированы на проблемы социально-психологического знания. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин "аттитюд", который в литературе на русском языке переводится либо как "социальная установка", либо употребляется как калька с английского (без перевода) "аттитюд". Эту оговорку необходимо сделать потому, что для термина "установка" (в том смысле, который ему придавался в школе Д.Н. Узнадзе) существует другое обозначение в английском языке — "set". Очень важно сразу же отметить, что изучения аттитюдов есть совершенно самостоятельная линия изучение, идущих не в русле развития идей установки ("set") и превратившихся в одну из самых разработанных областей социальной психологии.

В истории исследований аттитюдов в западной социальной психологии выделяются четыре периода: 1) от введения этого термина в 1918 г. до второй мировой войны (характерная черта этого периода — бурный рост популярности проблемы и числа исследований по ней); 2) 40—50-е гг. (характерная черта — упадок исследований по данной проблематике в связи с рядом обнаружившиихся затруднений и тупиковых позиций); 3) 50—60-е гг. (характерная черта возрождение интереса к проблеме, возникновение ряда новых идей, но вместе с тем признание кризисного состояния исследований); 4) 70-е гг. (характерная черта — явный застой, связанный с обилием противоречивых и несопоставимых фактов) (Шихирев, 1979. С. 87—89). Рассмотрим некоторые детали этой общей картины.

В 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий, изучая адаптацию польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку, установили две зависимости, без которых нельзя было описать процесс адаптации: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида.

Эти зависимости были лишь модификацией старой постановки проблемы о взаимодействии личности и общества. Томас и Знанецкий предложили характеризовать две стороны описанного отношения при помощи понятий "социальная ценность" (для характеристики социальной организации) и "социальная установка", "аттитюд" (для характеристики индивида). Таким образом, впервые в социально-психологическую терминологию было внесено понятие аттитюда, которое было определено как "психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта", или как "состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности". Введение этого понятия в социальную психологию также опиралось на определенные исследования в экспериментальной психологии, но тем не менее здесь оно получило новое, самостоятельное толкование.

После открытия феномена аттитюда начался своеобразный "бум" в его исследовании. Возникло несколько различных толкований аттитюда, много противоречивых его определений. В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Из этих семнадцати определений были выделены те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследователями. В окончательном, систематизированном виде они выглядели так. Аттитюд понимался всеми как:

а) определенное состояние сознания и нервной системы,

б) выражающее готовность к реакции,

в) организованное,

г) на основе предшествующего опыта,

д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.

Одновременно последовал ряд предложений относительно методов измерения аттитюдов. В качестве основного метода были использованы различные шкалы, впервые предложенные Л. Тёрнстоуном. Использование шкал было необходимо и возможно потому, что аттитюды представляют собой латентное (скрытое) отношение к социальным ситуациям и объектам, характеризуются модальностью (поэтому судить о них можно по набору высказываний). Очень быстро обнаружилось, что разработка шкал упирается в нерешенность некоторых содержательных проблем аттитюдов, в частности, относительно их структуры; оставалось не ясным, что измеряет шкала? Кроме того, поскольку все измерения строились на основе вербального самоотчета, возникли неясности с разведением понятий "аттитюд" — "мнение", "знание", "убеждение" и т.д. Разработка методических средств стимулировала дальнейший теоретический поиск. Он осуществлялся по двум основным направлениям: как раскрытие функций аттитюда и как анализ его структуры.

Было ясно, что аттитюд служит удовлетворению каких-то важных потребностей субъекта, но надо было установить, каких именно. Были выделены четыре функции аттитюдов: 1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей; 2) функция знания — аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту; 3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности; 4) функция защиты — аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой. В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются: а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки); б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему); в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту). Теперь социальная установка определялась как осознание, оценка, готовность действовать. Три компонента были выявлены в многочисленных экспериментальных исследованиях ("Иельские исследования" К. Ховланда). Хотя они дали интересные результаты, многие проблемы так и остались нерешенными. Прежде всего так и оставалось неясным, что измеряют шкалы: аттитюд в целом или какой-то один его компонент (складывалось впечатление, что большинство шкал в состоянии "схватить" лишь эмоциональную оценку объекта, т.е. аффективный компонент аттитюда). Далее, в экспериментах, проведенных в лаборатории, исследование велось по простейшей схеме — выявлялся аттитюд на один объект, и было непонятно, что произойдет, если этот аттитюд будет вплетен в более широкую социальную структуру действий личности. Наконец, возникло еще одно затруднение по поводу связи аттитюда с реальным поведением. Это

Основой концепции В. А. Ядова является рассмотрение иерар­хической системы диспозиций человека, регулирующих его пове­дение и деятельность на разных уровнях социальной действитель­ности. Диспозиции личности представляют собой зафиксирован­ные в социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность инди­вида и действия других, а также предуготовленность действовать в определенных условиях соответствующим образом [Саморегуля­ция и прогнозирование социального поведения личности, 1979].

В основу механизма образования диспозиций в теории В. А. Ядова

 

положена схема Д. Н. Узнадзе, разработанная им для объяснения возникновения первичных установок (set). Таким образом, диспо­зиции возникают при «встрече» определенного уровня потребно­стей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. На раз­ных уровнях потребностей и разных уровнях ситуаций действуют соответственно разные диспозиционные образования. Вначале от­дельно рассмотрим иерархию потребностей и иерархию ситуаций. Иерархия потребностей. В концепции В. А. Ядова выделяются четьгре уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение. Основанием клас­сификации служит здесь последовательное расширение границ активности личности:

• первая сфера, где реализуются потребности человека, — бли­жайшее семейное окружение;

• вторая сфера — контактная (малая) группа, в рамках кото­рой действует индивид;

• третья сфера — более широкая сфера деятельности, связан­ная с определенной сферой труда, досуга, быта;

• четвертая сфера — сфера деятельности, понимаемая как оп­ределенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценнос­тей общества.

Иерархия ситуаций. Ситуации структурированы по длительно­сти времени существования данных условий деятельности, т.е. си­туацию деятельности можно рассматривать как быстро изменяю­щуюся или же устойчивую:

• первый уровень — быстро изменяющиеся предметные ситуа­ции;

• второй уровень — ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы. По своей дли­тельности подобные ситуации деятельности человека гораздо боль­ше, чем предыдущие;

• третий уровень — устойчивые условия деятельности, имею­щие место в различных социальных сферах (труда, досуга, семей­ной жизни человека);

• четвертый уровень — наиболее длительные, устойчивые усло­вия деятельности в рамках определенного типа общества, широкой экономической, политической и культурной структуры его функ­ционирования.

10. Влияние аттитюдов на поведение

 

Определенная диспозиция, как уже было сказано, возникает (и действует) на пересечении определенного уровня потребнос­тей и ситуаций их удовлетворения. При этом выделяют четыре уров­ня диспозиций.

Первый уровень диспозиций — установка (set) (элементарные фиксированные установки, по Д. И. Узнадзе). Они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Эти установки лишены модальности (переживания «за» или «против») и не осознаются субъектом.

Второй уровень диспозиций — социальные фиксированные уста­новки,или аттитюды— более сложные диспозиции, которые фор­мируются на основе потребности человека в общении, осуществ­ляемом в малой (контактной) группе. Социальные установки об­разуются на базе оценки отдельных социальных объектов (или их свойств) и отдельных социальных ситуаций (или их свойств).

Третий уровень диспозиций — базовые социальные установки (общая направленность интересов личности относительно кон­кретной сферы социальной активности). Данные установки имеют трехкомпонентную структуру (как и аттитюды), но это выражение отношения не столько к определенному социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям. В этом случае направленность может быть представлена как идентифика­ция личности со значимой для нее социальной деятельностью. Например, можно обнаружить доминирующую направленность в сферу профессиональной деятельности (тогда основные интересы человека будут связаны, например, с достижением высокого уровня профессионализма, расширением профессиональных знаний и умений, построением профессиональной карьеры и т.п.).

Четвертый уровень диспозиций — система ценностных ориен­тации личности на цели жизнедеятельности человека, а также на средства их достижения. Система ценностных ориентации форми­руется на основе высших социальных потребностей личности и детерминирована общими социальными условиями, типом обще­ства, системой его экономических, политических, идеологичес­ких и культурных принципов.

Предложенная иерархия диспозиционных образований высту­пает как регулятивная система по отношению к поведению лично­сти, т.е. основная функция диспозиционной системы — психичес­кая регуляция социальной деятельности или поведения субъекта в социальной среде. Если структурировать деятельность в отноше­нии ближайших или более отдаленных целей, можно выделить не-

 

В 1942 году М. Смитом была определена трехкомпонентная структура установки.

1. Ког­нитивный компонент состоит из всех мыслей человека от­носительно данного объекта — фактов, знаний, убеждений.

2. Аффективный (или оценочный) компонент состоит из всех чувств или эмоций человека по отношению к объекту, осо­бенно позитивных или негативных оценок.

3. Поведенческий компонент состоит из готовности человека реагировать или тенденции как-то действовать по отношению к объекту установки.

Установки характеризуются когнитивной сложности и оценочной просто­те.

- Когнитивная сложность проявляется в многочисленности мыслей и убеждений, связанных с объектом установки; они различаются по роду взаимосвязей с центральным ком­понентом и по оценочным составляющим, кроме того, когниции могут отличаться друг от друга степенью важности.

- Оценочная простота объясняется быстротой активизации аффективного компонента, а также длительностью сохранения оценки объекта после того, как причина, ее вызвавшая забыта. Аффективный компонент аттитюда изменить гораздо труднее, чем когнитивный.

Установки выполняют ряд функций:

1. инструментальнаяфунк­ция заключается в том, что установки помогают нам увеличить вознаграждение и уменьшить цену, позволяют избежать затрат на мышление;

2. функция знания проявляется в том, что установки помогают осмыслить мир и дают чувство понимания того, что мы делаем, они помогают определить, обозначить или распознать социальные группы, установить нашу идентичность;

3. функция эго - защиты реализуется в том, что установкизащищают людей от получения неприятной правды о себе и мире;

4. функция выражениеценностей связана с возможностью выразить то, что важно для нас, и организовать поведение соответствующим образом; установки задают направлениенашим мыслям и действиям.

Установки не всегда определяют поведение человека. На взаимосвязь установок и поведения влияет ряд факторов.

1. Характеристики самой установки. Установка, предсказывающая поведения, должна обладать свойством доступности, что определяется ее осознанностью, информированностью человека об объекте, способом, которым она была сформирована, и частотой ее использования.

2. Личностные особенности индивида. В случае «выбора» из альтернативных установок значительное влияние оказывает мотивационный фактор: люди чаще руководствуются фактором выгоды и личной заинтересованности. Второй важной личностной характеристикой выступает самомониторинг, который понимается как способ презентации себя в социальных ситуациях и регулирование поведения с целью произвести желаемое впечатление. Поведение людей с низким самомониторингом более предсказуемо.

3. Ситуационные переменные, к которым относятся влияние на человека установок и норм других людей, отсутствие приемлемой альтернативы, воздействие непредсказуемых событий, дефицит времени.

 

 


ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – это отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

МЕТОД – один из способов получения научных данных о социально-психологических явлениях.

НАБЛЮДЕНИЕ – метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях.

ОПРОС – метод получения информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т, д.) фактах со слов опрашиваемых.

АНКЕТИРОВАНИЕ – опосредованный способ получения данных через заполнение респондентом опросного листа.

ИНТЕРВЬЮ – способ получения информации от респондента в процессе устной беседы.

ЭКСПЕРИМЕНТ – спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор воздействует на изолированный объект и регистрирует изменение его состояния.

ТЕСТ – это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет специально разработанное задание или отвечает на вопросы, носящие косвенные характер. Тесты не являются специфическим методом социальной психологии.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ – это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой.

ГРУППА – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие­-то идентичные условия, обстоятельства

БОЛЬШИЕ СТИХИЙНЫЕ ГРУППЫ – кратковременные объеди­нения большого числа лиц, часто с весьма различными интере­сами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия.

БОЛЬШИЕ УСТОЙЧИВЫЕ ГРУППЫ – группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенные места в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества.

МАЛАЯ ГРУППА – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

ЗАРАЖЕНИЕ – бессознатель­ная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям.

ПАНИКА – определенное эмоциональное состояние, являющееся следст­вием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации.

ВНУШЕНИЕ – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу.

УБЕЖДЕНИЕ – это аргументированное воздействие одного человека на другого.

ПОДРАЖАНИЕ – воспроизве­дение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

ТОЛПА – скопление людей, образующееся на улице по поводу самых различных событий, длительность существования которого определяется значимостью инцидента.

МАССА – достаточно сознательное собрание людей ради проведения какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга.

ПУБЛИКА – кратковременное собрание лю­дей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зре­лищем.

КЛАСС – это большая, организованная группы людей, занимающая определенное место в системе экономических и общественных отношений конкретного социума.

НАЦИЯ – это высший этап развития этнической общности, которая формируется на основе общности национального самосознания, территории, языка, особенностей материальной и духовной культуры, в том числе психического склада, проявляющегося в национально-психологических особенностях, традициях и обычаях.

МЕНТАЛИТЕТ – интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира.

ГРУППОВЫЕ НОРМЫ – определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна.

ГРУППОВЫЕ САНКЦИИ – механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм.

СТАТУС – место индивид в системе групповой жизни.

РОЛЬ – динамический аспект статуса, описываемый через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности.

СИСТЕМА «ГРУППОВЫХ ОЖИДАНИЙ» - это система представлений, на основании которых группа осуществляет контроль за полнотой и качеством выполнения групповых функций членами этой группы.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – обыденное представление какой-либо группы о каких-либо социальных явлениях.

СОЦИОМЕТРИЯ – метод, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющий выявить структуру взаимоотношений в малой группе, позиции ее членов в данной структуре, лидеров, наличие микрогрупп.

МЕНТАЛИТЕТ – интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ – склонность воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон.

ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ – это группы, характеризующиеся непосредственными контактами.

ВТОРИЧНЫЕ ГРУППЫ – группы, в которых нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи.

РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ – группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают

ГРУППЫ ЧЛЕНСТВА – это группы, в которых индивиды реально состоят.

ФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ – группы, в которых представлены отношения по вертикали через четко заданную систему ролей и статусов ее членов, предписанных групповыми нормами.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ – стихийно складывающиеся группы, в которых роли и статусы заранее не предписаны и нет заданной системы отношений по вертикали.

ОТКРЫТЫЕ ГРУППЫ – группы, отличающиеся высокой степенью проницаемости границы членства, и открытые внешнему влиянию.

ЗАКРЫТЫЕ ГРУППЫ – группы, характеризующиеся низкой степенью проницаемости границы членства и ограниченностью контактов с окружающей средой.

СТАЦИОНАРНЫЕ ГРУППЫ – группы, функционирующие в течение продолжительного времени.

ВРЕМЕННЫЕ ГРУППЫ – группы, функционирующие короткий срок.

СТРУКТУРА ГРУППЫ – это совокупность связей, складывающихся в ней между ее членами.

ПОУРОВНЕВЫЙ АНАЛИЗ ГРУППОВОЙ СТРУКТУРЫ – анализ, заключающийся в выделении определенных систем внутригрупповых отношений, иерархически располагающихся в «пространстве» группового функционирования.

МНОГОМЕРНЫЙ АНАЛИЗ ГРУППОВОЙ СТРУКТУРЫ – анализ, основывающийся на факторе престижности занимаемых индивидами позиций в системах официальных и неофициальных внутригрупповых отношений.

КОММУНИКАТИВНАЯ СТРУКТУРА МАЛОЙ ГРУППЫ – это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема групповой информации.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МАЛОЙ ГРУППЫ – это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений.

ФОРМАЛЬНО-СТАТУСНОЕИЗМЕРЕНИЕ СТРУКТУРЫ МАЛОЙ ГРУППЫ дает представление о позициях индивидов в системе официальных отношений в малой группе и фактически полностью зафиксиро­вало в штатном расписании социальной организации.

АВТОРИТЕТ – вид влияния на людей, выражающийся в способности человека направлять поступки и мысли других людей, не прибегая к принуждению.

ЛИДЕРСТВО – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

РУКОВОДство – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

СПЛОЧЕННОСТЬ – характеристика психологии группы, выражающая степень единомыслия и единодействия ее членов и являющаяся обобщенным показателем их духовной общности и единства.

КОНФОРМИЗМ – давление группы (большинства) на индивида.

КОНФОРМНОСТЬ – подверженность индивида реальному или воображаемому давлению группы, проявляющееся в изменении его поведения и установок в соответствии с не разделявшейся им позиции большинства.

НЕГАТИВИЗМ – сопротивление индивида давлению группы, выражающееся в отрицании всех групповых стандартов.

ОБЩЕНИЕ – взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникаций для установления взаимоотношений.

КОНФЛИКТ – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ - это процесс восприятия, понимания и оценка социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общества.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП – «сокращенное», упрощенное и ценностно окрашенное представление о социальных объектах и явлениях, функционирующее в общественном сознании.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых ин­дивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

ЛИЧНОСТЬ -

ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ - конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ – личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидар­ность человека с социальными,групповыми идеалами и стандарта­ми.

УСТАНОВКА – это готовность, предрасположенность, возникающая при предвосхищении определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

Я-КОНЦЕПЦИЯ – относительно устойчива, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, но основе которой он строит сове взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

АТТРАКЦИЯ – механизм социальной перцепции, заключающийся в понимании одного человека другим на основе формирования устойчивого положительного чувства, которое способствует более полному и глубокому пониманию личности.

КОЛЛЕКТИВ – высокоорганизованная просоциальная малая группа людей, обладающая благоприятными для развития индивида интегральными психологическими характеристиками.

КОММУНИКАТОР – субъект общения, осуществляющий передачу информации.

 

 


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

3. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2000.

4. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. М., 2001.

5. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.

6. Безменова И.К., Гулевич О.А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением. М., 1999.

7. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. М., 2001.

8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. М., 1988.

9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

10. Битянова М.Р. Социальная психология. М., 2001.

11. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. М., 1992.

12. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

13. Бодалев А.А. Личность в общении. М., 1995.

14. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., Воронеж, 1995.

15. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л., 1974 г.

16. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.

17. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.

18. Донцов А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. М., 1984.

19. Ждан А.Н. История психологии. М., 1990.

20. Кан-Калик В.А. Грамматика общенияю М., 1995.

21. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

22. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.

23. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. М., 2002.

24. Крысько В.Г. Этнопсихология. М., 2002.

25. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

26. Лебон Г., Тард Г. Психология толп. М., 1998.

27. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

29. Лидерство и руководство / Под ред. Б.Д. Парыгина. М., 1974.

30. Лютова С.Н. Социальная психология личности. Теория и практика: Курс лекций. – М., 2002.

31. Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ. СПб., 1999.

32. Морено Дж. Социометрия М., 1993.

33. Московичи С. Век толп. М., 1998.

34. Немов Р.С. Психология. М., 1990.

35. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.

36. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1991 г.

37. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

38. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.

39. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

40. Психология масс: Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 1998.

41. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

42. Рогов Е.И. Психология общения. – М, 2001.

43. Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М., 1999.

44. Руденский Е.В. Социальная психология. Новосибирск, 1996.

45. Социальная психология / Под ред. А.Л. Столяренко. М., 2001.

46. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской – М., 1999.

47. Социальная психология: Учеб. Пособие. / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. М., 2001.

48. Социальная психология: Хрестоматия / Составитель И.М. Марковская. – Челябинск, 2000.

49. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М., 2003.

50. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.Л. Журавлева. - М., 2002.

51. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.

52. Шибутани Т. Социальная психология. – М.: Гардарики, 1999.

53. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.

54. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. М., СПб., 1998.

55. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

56. Эриксон Э.Детство и общество. СПб., 1996.

57. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994.

58. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.

59. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.