КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Межгрупповые отношения
Вопросы для самопроверки 1. Какие группы оказывают влияние на психологию и поведение индивида? 2. В чем заключается положительное влияние группы на личность? 3. Каково отрицательное влияние группы на личность? 4. Какие виды влияния группы на индивида имеют неоднозначное значение?
В основе любых межгрупповых отношений лежат две основные тенденции: дифференциация и интеграция. Дифференциация определяется различиями и ведет к обособленности групп, интеграция, напротив, содержит в себе то общее, что способствует развитию тенденции к объединению в том или ином аспекте. Эти две тенденции сосуществуют, и их динамика определяет жизнедеятельность социальной группы. Преобладание какой-либо одной тенденции может привести к негативным социально-психологическим результатам. Так, преобладание дифференциации приводит к такой обособленности группы от социальной жизни, которая разрывает социальные связи, блокирует поступление новой информации и, в конечном счете, останавливает развитие группы, приводя ее к стагнации (застою). Группа, в которой доминируют тенденции интеграции, настолько открыта социальной жизни, что не умеет защищать свои интересы, она быстро утрачивает свою жизнеспособность, поскольку позволяет другим группам чрезмерно влиять на внутригрупповые процессы, в результате чего и теряет собственную социальную устойчивость. Таким образом, баланс интеграции и дифференциации выступает важнейшим условием жизнеспособности и развития социальной группы. Выделяют четыре основных направления в изучении межгрупповых отношений в социальной психологии и смежных с ней дисциплинах: I) первое направление связано с изучением отношений между большими социальными группами в рамках всего общества на уровне социальной стратификации; II) второе определяется изучением межгрупповых отношений в условиях, когда одна группа выступает в качестве лидера, а другая (или другие) следует (или следуют) за ней; III) третье направление связано с исследованием отношений между малыми группами; IV) четвертое - изучает влияние межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы. Эти направления исследований лишь с известной долей условности можно четко разделить, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. I) Межгрупповые отношения на уровне социальной стратификации определяются местом каждой большой социальной группы в системе общественной жизни. В широком социологическом смысле социальная стратификация – это деление общества на социальные слои - страты в зависимости от различных признаков, главными из которых выступают отношение к власти, профессия, социальный престиж, уровень культуры, экономическое положение. Страта - это социальный слой или класс, который имеет собственный социальный статус и свое место в системе общественной жизни. Социальная стратификация отражает специфику общественного расслоения данного общества в конкретный исторический период. Любое общество делится на три страты, или класса: высший, средний и низший. Основными критериями такого деления являются: доход, богатство, уровень жизни, профессиональная деятельность, отношение к власти и т.д. Все это вместе определяет социальный статус человека и группы. В целом, социальное благополучие общества определяется по среднему классу: чем большее количество людей в него входит, тем более стабильным является общество. Мощный средний класс - основа стабильной жизни любого государства. В целом, выделяют три стратегии взаимодействия между группами на уровне социальной стратификации: - стратегия индивидуальной мобильности объединяет все действия индивидов, стремящихся перейти из одной страты в другую; - стратегия социального творчества состоит в том, что на уровне социальной группы происходит переоценка критериев сравнения в пользу низкостатусной группы, группа ищет новые основания для сравнения; - стратегия выбора аутгруппы заключается в стремлении членов группы (обычно низкостатусной) выбрать группу с еще более низким статусом для сравнения, здесь выбор обслуживает психологическую функцию повышения статуса тех, кто осуществляет выбор. II) Проблемы второго направления исследований определялись вопросом о доминировании малой социальной группы, которое проявляется в двух аспектах: влияние малой группы на большую социальную группу; влияние личности лидера на межгрупповые отношения. Этой проблемой занимались представители социологической и философской Франкфуртской школы - Т.Адорно, Э.Фромм и др., исследуя межгрупповые отношения с учетом конкретных исторических событий и трех субъектов отношений: личность - группа - общество. Полагалось, что некоторые межгрупповые отношения, особенно отношения больших социальных групп, определяются деятельностью лидера, обладающего авторитетом и большой властью. Особая роль в этом процессе отводится малой социальной группе, которая, в свою очередь, детерминирует поведение большой социальной группы. Малая группа способна вести за собой большую социальную группу и определять основные направления ее развития только в том случае, если она обладает сплоченностью, высоким уровнем ценностно-ориентационного единства ее членов. Позднее в работах социолога С.Московичи (70-е годы), исследующего процессы социальных изменений в обществе, нашла подтверждение идея о доминирующем влиянии малой активной и сплоченной группы на большую социальную группу, частью которой является малая. Важнейшую роль играют модные социальные тенденции, которые оказывают существенное влияние как на характер межгрупповых отношений, так и на выбор субъектами ведущей социальной идеи. Они проявляются в склонности, пристрастии большинства индивидов к определенной точке зрения. Изучая межгрупповые отношения, В.С.Агеев и А.А.Сыродеева выделили три интегративных межгрупповых феномена: - групповая аффилиация означает такие отношения между группами, которые предполагают, что одна из них является составной частью другой; - групповая открытость проявляется в стремлении группы получить информацию и влияние извне, вследствие чего она подвергается различного рода воздействиям и оценкам со стороны других групп; - межгрупповая референтность проявляется в обращении к значимой внешней группе, которая выступает в качестве носителя определенных ценностей и норм, некой эталонной модели; III) Отношения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы изучались в контексте различных теорий. Большинство современных исследователей выделяют следующие межгрупповые отношения: кооперация, конкуренция (соревнование, соперничество), межгрупповой конфликт и отношения независимости. Конкуренция и конфликт являются очень близкими стратегиями взаимодействия и связаны с тенденцией дифференциации, а кооперация (сотрудничество, компромисс) - с тенденцией интеграции. В отношениях независимости находятся группы, не имеющие социальных связей между собой, в то время как наличие таковых делает группы взаимозависимыми в том или ином аспекте деятельности и отношений. IV) Внешние отношения малых групп влияют на их внутренние отношения. Эта зависимость была определена в социально-психологических исследованиях М. Шерифа. В условиях соревновательной деятельности конфликт интересов провоцирует развитие агрессии, враждебности по отношению к представителям другой группы, вызывает у участников взаимодействия ощущение опасности, угрозы, что способствует: - усилению внутригрупповой солидарности, сплочения, более полное осознание индивидами своей принадлежности к своей группе; - увеличению непроницаемости границ группового членства; - значительному усилению социального контроля в группе, который ведет к тому, что уменьшается степень отклонения индивидов от выполнения групповых норм; - ужесточению мер наказания за нарушение норм вплоть до изгнания нарушителя из группы. Таким образом, внешняя тенденция дифференциации усиливает внутреннюю тенденцию интеграции. А. Тэшфел по итогам проведения собственных экспериментов пришел к заключению, что причина межгрупповой дискриминации (т.е. внутригруппового фаворитизма по отношению к своей группе и внегрупповой враждебности по отношению к другой группе) не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе А. Тэшфелом был сделан вывод о том, что вообще область межгрупповых отношений — это преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |