Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межгрупповые отношения




Вопросы для самопроверки

1. Какие группы оказывают влияние на психологию и поведение индивида?

2. В чем заключается положительное влияние группы на личность?

3. Каково отрицательное влияние группы на личность?

4. Какие виды влияния группы на индивида имеют неоднозначное значение?

 

В основе любых межгрупповых отношений лежат две основные тенденции: дифференциация и интеграция. Дифференциация определяется различиями и ве­дет к обособленности групп, интеграция, напротив, содержит в себе то общее, что способствует развитию тенденции к объедине­нию в том или ином аспекте. Эти две тенденции сосуществуют, и их динамика определяет жизнедеятельность социальной группы. Преобладание какой-либо одной тенденции может привести к не­гативным социально-психологическим результатам.

Так, преоб­ладание дифференциации приводит к такой обособленности группы от социальной жизни, которая разрывает социальные свя­зи, блокирует поступление новой информации и, в конечном счете, останавливает развитие группы, приводя ее к стагнации (застою). Группа, в которой доминируют тенденции интеграции, настолько открыта социальной жизни, что не умеет защищать свои интересы, она быстро утрачивает свою жизнеспособность, поскольку позволяет другим группам чрезмерно влиять на внутригрупповые процессы, в результате че­го и теряет собственную социальную устойчивость. Таким образом, ба­ланс интеграции и дифференциации выступает важнейшим усло­вием жизнеспособности и развития социальной группы.

Выделяют четыре основных направления в изу­чении межгрупповых отношений в социальной психологии и смежных с ней дисциплинах:

I) первое направление связано с изучени­ем отношений между большими социальными группами в рамках всего общества на уровне социальной стратификации;

II) второе определяется изучением межгрупповых отношений в условиях, когда одна группа выступает в качестве лидера, а другая (или дру­гие) следует (или следуют) за ней;

III) третье направление связано с исследованием отношений между малыми группами;

IV) четвертое - изучает влияние межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы.

Эти направления исследований лишь с известной долей условности можно четко разделить, поскольку все они взаимосвязаны и взаи­мообусловлены.

I) Межгрупповые отношения на уровне социальной стратифика­ции определяются местом каждой большой социальной группы в системе общественной жизни. В широком социологическом смыс­ле социальная стратификация – это деление общества на социальные слои - страты в зависимости от различных призна­ков, главными из которых выступают отношение к власти, про­фессия, социальный престиж, уровень культуры, экономическое положение. Страта - это социальный слой или класс, который имеет собственный социальный статус и свое место в системе об­щественной жизни. Социальная стратификация отражает специ­фику общественного расслоения данного общества в конкретный исторический период.

Любое общество делится на три страты, или класса: высший, средний и низший. Основными критериями такого деления явля­ются: доход, богатство, уровень жизни, профессиональная дея­тельность, отношение к власти и т.д. Все это вместе определяет социальный статус человека и группы.

В целом, социальное благополучие общества определяется по среднему классу: чем большее количество людей в него входит, тем более стабильным является общество. Мощный средний класс - основа стабильной жизни любого государства.

В целом, выделяют три стратегии взаимодействия между груп­пами на уровне социальной стратификации:

- стратегия индивиду­альной мобильности объединяет все действия индивидов, стремя­щихся перейти из одной страты в другую;

- стратегия социального творчества состоит в том, что на уров­не социальной группы происходит переоценка критериев сравне­ния в пользу низкостатусной группы, группа ищет новые основания для сравнения;

- стратегия выбора аутгруппы заключается в стремлении чле­нов группы (обычно низкостатусной) выбрать группу с еще более низким статусом для сравнения, здесь выбор обслуживает психологическую функцию повышения статуса тех, кто осуществляет выбор.

II) Проблемы второго направления исследований определялись вопросом о доминировании малой социальной группы, которое проявляется в двух аспектах: влияние малой группы на большую социальную группу; влияние личности лиде­ра на межгрупповые отношения. Этой проблемой занимались представители социоло­гической и философской Франкфуртской школы - Т.Адорно, Э.Фромм и др., исследуя межгрупповые отношения с учетом конкретных исторических событий и трех субъектов от­ношений: личность - группа - общество. Полагалось, что некоторые межгрупповые отношения, особенно отношения больших социальных групп, определяются деятельностью лидера, обладающего авторитетом и большой властью. Особая роль в этом процессе отводится малой социальной группе, которая, в свою очередь, детерминирует поведение большой социальной группы. Малая группа способна вести за собой большую соци­альную группу и определять основные направления ее развития только в том случае, если она обладает сплоченностью, высоким уровнем ценностно-ориентационного единства ее членов.

Позднее в работах социолога С.Московичи (70-е годы), иссле­дующего процессы социальных изменений в обществе, нашла подтверждение идея о доминирующем влиянии малой активной и сплоченной группы на большую социальную группу, частью ко­торой является малая.

Важнейшую роль играют модные социаль­ные тенденции, которые оказывают существенное влияние как на характер межгрупповых отношений, так и на выбор субъектами ведущей социальной идеи. Они проявля­ются в склонности, пристрастии большинства индивидов к опре­деленной точке зрения.

Изучая межгрупповые отношения, В.С.Агеев и А.А.Сыродеева выделили три интегративных межгрупповых фе­номена:

- групповая аффилиация означает такие отношения между груп­пами, которые предполагают, что одна из них является составной частью другой;

- групповая открытость проявляется в стремлении группы по­лучить информацию и влияние извне, вследствие чего она подвер­гается различного рода воздействиям и оценкам со стороны дру­гих групп;

- межгрупповая референтность проявляется в обращении к зна­чимой внешней группе, которая выступает в качестве носителя определенных ценностей и норм, некой эталонной модели;

III) Отношения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы изучались в контексте различных теорий. Большинство современных исследователей выделяют следующие межгрупповые отношения: кооперация, конкуренция (соревнование, соперничество), межгрупповой конфликт и отношения независимо­сти. Конкуренция и конфликт являются очень близкими стратегиями взаимодействия и связаны с тенденцией дифферен­циации, а кооперация (сотрудничество, компромисс) - с тенден­цией интеграции. В отно­шениях независимости находятся группы, не имеющие социаль­ных связей между собой, в то время как наличие таковых делает группы взаимозависимыми в том или ином аспекте деятельности и отношений.

IV) Внешние отношения малых групп влияют на их внутрен­ние отношения. Эта зависимость была определена в соци­ально-психологических исследованиях М. Шерифа. В условиях соревновательной деятельности конфликт интере­сов провоцирует развитие агрессии, враждебности по отношению к представителям другой группы, вызывает у участников взаимодействия ощущение опасности, угрозы, что способствует:

- усилению внутригрупповой солидарности, сплочения, более полное осознание индивидами своей принадлежности к своей группе;

- увеличению непроницаемости границ группового членст­ва;

- значительному усилению социального контроля в группе, который ведет к тому, что уменьшается степень отклоне­ния индивидов от выполнения групповых норм;

- ужесточению мер наказания за нарушение норм вплоть до изгнания нарушителя из группы.

Таким образом, внешняя тенденция дифференциации усиливает внутреннюю тенденцию интеграции.

А. Тэшфел по итогам проведения собственных экспериментов пришел к заключению, что причина межгрупповой дискриминации (т.е. внутригруппового фаворитизма по отношению к своей группе и внегрупповой враждебности по отношению к другой группе) не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе

А. Тэшфелом был сделан вывод о том, что вообще область межгрупповых отношений — это преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.