Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие автоматизированной системы




АС - система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.

В зависимости от сферы автоматизированной деятельности АС разделяют на:

АС управления (ОАСУ, АСУП, АСУТП, АСУ ГПС и др.);

системы автоматизированного проектирования (САПР);

АС научных исследований (АСНИ);

АС обработки и передачи информации (АСОИ);

АС технологической подготовки производства (АСТПП);

АС контроля и испытаний (АСК);

системы, автоматизирующие сочетания различных видов деятельности.

АС реализуют информационную технологию в виде определенной последовательности информационно связанных функций, задач или процедур, выполняемых в автоматизированном (интерактивном) или автоматическом режимах. В процессе функционирования АС представляет собой совокупность комплекса средств автоматизации, организационно-методических и технических документов и специалистов, использующих их в процессе своей профессиональной деятельности. Поэтому в процессе проектирования АС или ее частей разрабатывают, в общем случае, следующие виды обеспечения: техническое, программное, информационное, организационно-методическое, правовое, математическое, лингвистическое, эргономическое.

Техническое обеспечение - совокупность всех технических средств, используемых при функционировании АС.

Программное обеспечение - совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенных для отладки, функционирования и проверки работоспособностиАС.

Информационное обеспечение - совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в АС при ее функционировании.

Организационное обеспечение - совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала АС в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности АС.

Методическое обеспечение - совокупность документов, описывающих технологию функционирования АС, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при функционировании АС.

Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании АС и юридический статус результатов ее функционирования.

Математическое обеспечение - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, применяемых в АС.

Лингвистическое обеспечение - совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатационного персонала АС с комплексом средств автоматизации при функционировании АС.

Эргономическое обеспечение - совокупность реализованных решений в АС по согласованию психологических, психофизиологических, антропометрических, физиологических характеристик и возможностей пользователей АС с техническими характеристиками комплекса средств автоматизации АС и параметрами рабочей среды на рабочих местах персонала АС.

Внутреннее строение АС характеризуют при помощи структур, описывающих устойчивые связи между их элементами:

· функциональных (элементы-функции, задачи, процедуры; связи–информационные);

· технических (элементы-устройства, компоненты и комплексы; связи-линии и каналы связи);

· организационных (элементы-коллективы людей и отдельные исполнители; связи-информационные, соподчинения и взаимодействия);

· документальных (элементы-неделимые составные части и документы АС; связи-взаимодействия, входимости и соподчинения);

· алгоритмических (элементы-алгоритмы; связи-информационные);

· программных (элементы-программные модули и изделия; связи-управляющие);

· информационных (элементы-формы существования и представления информации в системе; связи-операции преобразования информации в системе).

В настоящее время наиболее массовыми техническими компонентами любой информационной технологии являются персональные компьютеры. ПК содержит три главных устройства: системный блок, клавиатуру и монитор. К ним добавляются печатающее устройство, внешняя память, средства поддержки коммуникаций для связи ПК с дополнительными устройствами.

Отдельные ПК при помощи модемов могут быть подключены к телефонной сети. Это позволяет организовать электронную почту, обмен информацией между удаленными ПК.

АРМ (автоматизированное рабочее место) - это совокупность методических, языковых, технических и программных средств, позволяющих организовать работу пользователей на базе ПК в некоторой предметной области.

АРМы, обеспечивающие работу различных специалистов учреждения, как правило, объединяют в единую систему - локальную вычислительную систему. ЛВС учреждения позволяет отдельным АРМ обмениваться друг с другом информацией, использовать общую информацию для решения своих специфических задач.

ЛВС, как правило, подключаются к другим ЛВС, федеральным и международным сетям передачи данных, что позволяет организовать электронную почту, обмен информацией между удаленными ПК и сетями.

Функциональные возможности АРМ определяются, прежде всего, информационным, программным и техническим обеспечением ЛВС в целом и АРМ конкретного пользователя.

Состав информационного обеспечения определяется составом БД, размещенных на АРМ конкретных пользователей и в ЛВС в целом. Как правило, это БД, созданные самими пользователями в процессе их работы, промышленно функционирующие БДразличного назначения, устанавливаемые на файл-серверах ЛВС (БД правовых систем, экспертных систем, систем поддержки принятия решений и т.п.), оперативная информация и БД органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций, коммерческих организаций, содержащие информацию по различным видам деятельности общества и передаваемые из других ЛВС через федеральные и международные сети передачи данных по запросам пользователей.

Программное обеспечение АРМ конкретного пользователя и ЛВС в целом представляет собой интегрированную систему, призванную обеспечить решение задач, стоящих перед пользователями ЛВС и конкретным пользователем. ПО условно можно разделить на две основные части: приобретаемое общее программное обеспечение (ОПО), собственное и приобретаемое у коммерческих организаций специальное программное обеспечение (СПО).

ОПО - совокупность программных средств, предназначенных для организации вычислительного процесса и решения часто встречающихся задач обработки информации вне зависимости от сферы деятельности. Включает в себя операционные системы АРМ, операционные системы ЛВС, прикладные программы клиент-сервера, программы обеспечения связи рабочих станций, различные СУБД, Office для Windows и т.п. ОПО должно быть недоступно пользователям АРМ.

СПО - совокупность программных средств, разработанных или приобретенных для решения конкретных прикладных задач в какой-то сфере деятельности. Включает в себя собственные ППП и отдельные программы, ориентированные на решение конкретных прикладных задач АРМ, а также ПО систем различного назначения, устанавливаемые на АРМ и серверах ЛВС (правовых систем, экспертных систем, систем поддержки принятия решений и т.п.).

Основные операции компьютерных технологий, применяемые в любой сфере деятельности:

текстовая обработка;

табличная обработка;

статистическая обработка;

графическая обработка;

обработка файлов реляционных БД;

организация, накопление и хранение информации;

работа с промышленно функционирующими БД в конкретной сфере деятельности;

коммуникации (межперсональные, интерактивные и пакетные услуги доступа к ресурсам).

Техническое обеспечение также является важным элементом АРМ и ЛВС в целом, поскольку его возможности в значительной мере определяют эффективность АРМ и ЛВС. Наиболее универсальными техническими устройствами являются клавиатура, монитор и принтер.

Процесс реализации информационных потребностей различных групп работников учреждений и организаций в управленческой, экономической, финансовой, правовой сферах разделяется на виды работ, наименования которых приведены в таблице 1.

Таблица 1

Удельные значения видов работ

Группы работников Наименования видов работ Типовые удельные значения видов работ
Руководители Деловые контакты Работа с документами Телефонные переговоры Анализ проблем и принятие решений Командировки Прочее 0,47 0,29 0,09 0,04 0,06 0,05
Специалисты Деловые контакты Работа с документами Телефонные переговоры Аналитическая работа Прочее 0,23 0,42 0,17 0,12 0,06
Технические работники (обслуживающий персонал) Работа с документами Телефонные переговоры Ведение учета Прочее 0,68 0,20 0,06 0,06

Процессы обработки информации по степени сложности и затрат интеллектуального труда можно подразделить на три класса:

· структурированные задачи;

· слабоструктурированные задачи;

· неструктурированные задачи.

Структурированные задачи являются наиболее простыми и образуют класс полностью формализованных (или хорошо структурированных) процедур, выполнение которых, кроме затрат времени, трудностей для исполнителей не представляет. Эти задачи легко стандартизируются и программируются. К таким задачам относятся: учет и контроль, оформление документов, их тиражирование и рассылка и т.п. Подобные задачи в настоящее время решаются практически всеми автоматизированными информационными системами (“Бухгалтерский учет”, “Кадровая система” и т.п.).

Слабоструктурированные задачи – содержат неизвестные или неизмеряемые компоненты (количественно неоцениваемые). Для этих задач характерно отсутствие методов решения на основе непосредственных преобразований данных. Постановки задач базируются на принятии решения в условиях неполной информации. В ряде случаев на основе теории нечетких множеств и приложений этой теории удается построить формальные схемы решения.

Неструктурированные задачи содержат не формализуемые процедуры, базирующиеся на неструктурированной информации, которая определяется высокой степенью неопределенности. К таким относится большинство задач прогнозирования, перспективного планирования и т.п. Основой решения этого класса задач остаются творческий потенциал человека и различные атрибуты его деятельности (информированность, квалификация, талант, интуиция и т.п.).

Как видно из таблицы 1, если для технических работников (обслуживающего персонала) характерно решение структурированных задач, то для руководителей–слабоструктурированных и неструктурированных задач. Процессы обработки информации по степени сложности и затрат интеллектуального труда специалистов занимают промежуточное положение.

Решение структурированных задач в современных АС обеспечивается использованием приобретаемого у коммерческих организаций ОПО, собственного и приобретаемого СПО, БД, созданных самими пользователями в процессе их работы, промышленно функционирующих БДразличного назначения, оперативной информацией и БД органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций, коммерческих организаций, содержащих информацию по различным видам деятельности общества и передаваемых из других ЛВС через региональные, федеральные и международные сети передачи.

Решение слабоструктурированных и неструктурированных задач может быть обеспечено на современном этапе развития компьютерных технологий, в какой-то мере, использованием экспертных систем и систем поддержки принятия решений.

Основные стратегии внедрения современных информационных технологий в учреждениях:

информационная технология приспосабливается к организационной структуре в ее существующем виде. Рационализируются только рабочие места, происходит локальная модернизация сложившихся методов работы;

организационная структура модернизируется таким образом, чтобы информационная технология дала наибольший эффект. Максимальное развитие коммуникаций и разработка новых организационных взаимосвязей. Стратегия ориентируется на будущую организационную структуру, при которой происходит коллективная обработка документа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.