Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы создания автоматизированной системы




АС создаются в соответствии с техническим заданием, являющимся основным исходным документом, на основании которого проводят создание АС и приемку ее заказчиком.

Общесистемные принципы создания АС определены РД 50-680-88. Создание АС должно осуществляться на основе принципов системности, совместимости, стандартизации (унификации), развития (открытости) и эффективности.

Принцип системности заключается в том, что на всех стадиях создания и развития целостность системы должна обеспечиваться связями между подсистемами и комплексами задач. Требования к создаваемой системе должны определяться со стороны высшей по иерархии системы, включающей в себя данную АС. В создаваемой АС должна быть обеспечена связность решения отдельных автоматизированных задач системы и работы учреждения в целом. Этот принцип должен быть реализован путем создания единой подсистемы управления АС.

Принцип совместимости заключается в том, что при создании АС должны быть реализованы информационные интерфейсы, благодаря которым она может взаимодействовать с другими АС в соответствии с установленными правилами. Символы, коды, информационные и технические характеристики структурных связей между подсистемами и компонентами АС должны быть согласованы так, чтобы обеспечивалось совместное функционирование всех подсистем АС. В АС должны использоваться единые термины, символы, условные обозначения и способы представления информации во всех автоматизированных задачах, комплексах задач, подсистемах. Этот принцип требует использования в АС единой системы классификации и кодирования информации, единых правил сопоставления всех взаимосвязанных информационных показателей.

Принцип стандартизации (унификации) состоит в том, что подсистемы и компоненты системы должны быть по возможности типовыми. Этот принцип должен реализовываться путем:

создания единой базы данных;

использования единого информационного обеспечения;

унификации алгоритмов решения задач, программных модулей, программ и т.п.

Принцип развития (открытости) состоит в том, что АС должна создаваться как развивающаяся система, допускающая пополнение, совершенствование и обновление подсистем и компонентов. Этот принцип должен реализовываться за счет открытой структуры всех подсистем АС. Развитие системы будет осуществляться путем пополнения ее новыми подсистемами и компонентами, модернизации действующих подсистем и компонентов, обновления используемых средств вычислительной техники более совершенными.

Принцип эффективности заключается в достижении рационального соотношения между затратами на создание АС и целевыми эффектами, включая конечные результаты, получаемые в результате автоматизации.

Основные положения по созданию и функционированию АС приведены в приложении 2 РД 50-680-88.

Процесс создания АС представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных, объединенных в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания АС, соответствующей заданным требованиям.

Стадии и этапы создания АС в общем случае приведены в ГОСТ 34.601-90. Стадии работ:

· формирование требований к АС;

· разработка концепции АС;

· техническое задание;

· эскизный проект;

· технический проект;

· рабочая документация;

· ввод в действие;

· сопровождение АС.

Содержание работ на каждой стадии и этапе приведено в приложении 1 ГОСТ 34.601-90, перечень организаций, участвующих в работах по созданию АС–в приложении 2 этого ГОСТ.

ГОСТ 34.602–89 устанавливает состав, содержание, правила оформления, порядок разработки, согласования и утверждения документа “Техническое задание на создание (развитие или модернизацию) автоматизированной системы”. Проект ТЗ на АС разрабатывает организация-разработчик системы-с участием заказчика на основании технических требований (заявки, тактико-технического задания и т.п.). При необходимости, разработчик ТЗ и заказчик осуществляют согласование проекта ТЗ с органами государственного надзора и заинтересованными организациями. Утверждение ТЗ осуществляют руководители предприятий (организаций) разработчика и заказчика АС.

ГОСТ 34.201–89 определяет виды, наименования, комплектность и обозначение документов, разрабатываемых на стадиях создания АС (в общем случае), а РД 50-34.698-90–требования к содержанию этих документов. Необходимо помнить, что в ТЗ на АС разработчик и заказчик всегда должны уточнять окончательный состав документов по конкретной АС.

Специалисты в управленческой, экономической, финансовой, правовой сферах выступают, как правило, в процессе создания АС в роли заказчика. Роль заказчика очень велика в разработке информационного, организационно-методического, правового и эргономического видов обеспечения АС.

Информационное обеспечение - совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в АС при ее функционировании. Информационное обеспечение подразделяется на внемашинное и внутримашинное и состоит из следующих компонентов:

· фонда информации;

· системы классификации и кодирования информации;

· системы документации.

Фонд информации состоит из постоянной, оперативной и условно-постоянной информации. Постоянная информация представляет собой сведения о машинных программах, структурных и знаковых моделях информационных объектов и хранится в памяти ПК. Оперативная информация представляет собой сведения об условиях решения автоматизированных задач, не хранится в памяти ПК, а вводится перед запуском задачи. Условно-постоянная информация хранится в памяти ПК достаточно длительный период времени и состоит из управленческой, экономической, финансовой, правовой, служебной, организационно-технологической и другой информации.

Процесс создания АС, как правило, начинается с изучения существующих входных, внутренних и выходных информационных потоков, системы документации, системы классификации и кодирования информации, фондов информации. На основании этой работы осуществляется определение и проектирование организации и технологии работ учреждения в условиях функционирования автоматизированной системы, состава подсистем и комплексов функциональных задач системы, способы организации информации в будущей АС, необходимость использования покупных баз и банков данных, АС, сетей передачи данных.

На современном этапе в управленческой, экономической, финансовой, правовой сферах решение всех или большинства функциональных задач АС обеспечивается, как правило, использованием ОПО и приобретаемого у коммерческих организаций СПО, приобретаемых баз и банков данных, АС, сетей передачи данных. Это в значительной мере упрощает процесс создания АС и позволяет уже на стадии разработки ТЗ принять окончательные решения по многим компонентам всех видов обеспечения.

Если в процессе проектирования АС принято решение о необходимости организации информации (или части ее) в виде собственных реляционных БД, то процесс изучения информационных потоков должен быть углублен вплоть до определения состава и описания каждого реквизита по каждой прикладной задаче, решаемой с использованием таких БД. По каждой такой функциональной задаче системы проектируются новые входные, внутренние и выходные информационные потоки и документы, алгоритмы решения задач. Процесс проектирования информационного обеспечения этих задач должен включать в себя построение концептуальных и логических моделей реляционных баз данных.

Уже на первых этапах создания системы должны быть приняты решения по логическому контролю входной информации системы, приданию юридической силы выходным документам системы, организационным и техническим мерам по обеспечению требований информационной безопасности.

Как правило, при решении автоматизированных задач, достаточно визуального контроля входной, внутренней и выходной информации. При вводе входной информации в реляционную БД самим пользователем контроль информации на соответствие модели БД дополнительно осуществляется средствами СУБД. Однако, если входная информация получена в виде “транспортного массива” от сторонней организации, то необходимы дополнительные мероприятия для загрузки такой информации в БД. Прежде всего “транспортный массив” должен быть загружен в специально выделенную область памяти ПК и проверен с использованием специально разработанного ППП на соответствие его логической модели логической модели БД АС. В случае несоответствия логических моделей, необходимо разработать специальный ППП для преобразования логической модели “транспортного массива” в логическую модель БД АС. И только после такой подготовки информации “транспортного массива” она может быть загружена в реляционную БД АС.

Для особо ответственных АС разработчикам приходится создавать специальные подсистемы логического контроля входной информации, загружаемой в реляционные БД. Такие подсистемы осуществляют не только проверку логических моделей, но и само содержание входной информации по различным критериям, заданным заказчиком и разработчиком АС: полноту информации, предупреждение сбоев в работе АС после загрузки информации, предупреждение аварий и катастроф при использовании результатов решения задач АС и т.п.

Порядок придания юридической силы выходным документам системы подробнее рассмотрен в разделах 3.4 и 3.5 настоящего пособия и определен рядом нормативных документов:

Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 6.30-97 "Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов";

Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ 6.10.4-84 "Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения";

Методические рекомендации по оформлению документов на основе ГОСТ Р 6.30-97 "Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), 1998.

Современное ОПО обеспечивает автоматическую запись фамилии (по паролю) разработчика электронного документа, даты его создания или корректировки. В некоторых АС эти реквизиты автоматически распечатываются в выходных документах.

При создании АС необходимо обеспечивать информационную безопасность и защиту информации. Термины и определения в области информационной безопасности приведены в приложении 2.

При работе в однопользовательской АС защита массовой внутримашинной информации, как правило, обеспечивается парольной защитой, а при работе в ЛВС – комплексом программных средств, подробно описанных в разделе 3.2 настоящего пособия.

Для защиты внемашинной и внутримашинной информации с ограниченным доступом дополнительно должны быть выполнены специальные организационные, правовые, технические и технологические меры по предотвращению угроз информационной безопасности и фактов опасности, а также по устранению их последствий. При создании АС необходимо руководствоваться нормативно-правовыми актами в области защиты информации, основные из которых приведены в приложении 1, и разрабатывать специальные компоненты организационного, правового и методического обеспечения на основе этих актов. Организационные мероприятия по защите информации предусматривают выделение специальных помещений для работы с информацией с ограниченным доступом, специальных ПК, установку специальных программно-технических средств, выполнение специальных технологических мер и др. Необходимо помнить, что установка специальных программно-технических средств должна всегда осуществляться организацией, имеющей лицензию на их установку. Технологические меры должны предусматривать строгий учет внемашинной информации, технологию ее движения внутри и вне организации.

Решения по всем вышеназванным вопросам должны быть отражены на концептуальном уровне уже на стадии разработки ТЗ на АС.

На последующих стадиях создания АС (эскизного, технического проектирования, разработки документации и т.д.) разработчик и привлеченные организации реализуют решения, принятые в ТЗ, с участием и под контролем заказчика.

На стадиях эскизного и технического проектирования должны быть выполнены, как правило, следующие работы:

принятие окончательных решений по составу подсистем и задач АС;

принятие окончательных решений по комплексу технических средств и общесистемному программному обеспечению;

принятие окончательных решений по организациям–поставщикам СПО, содержанию адаптации СПО, оформление хозяйственных договоров на адаптацию программ с оформлением технических заданий;

адаптация СПО;

принятие окончательных решений по составу реляционных БД, а также БД, формируемых средствами Word и Excel, разработка структуры БД и форм документов в электронном виде;

разработка организационных и методических документов, определяющих технологию и организацию формирования и ведения документов, организационную структуру учреждения в условиях функционирования АС;

принятие решений по вопросам подключения ЛВС к сетям передачи данных, работы с электронной почтой, глобальной информационной сетью Интернет, общероссийской сетью распространения правовой информации Консультант Плюс и другими базами и банками данных, к которым целесообразно иметь доступ;

разработка эксплуатационных документов системы и ее частей;

разработка схем монтажа технических средств;

оформление хозяйственных договоров на строительно-монтажные и пусконаладочные работы;

оформление документов на поставку недостающих программно-технических средств.

На стадии ”Ввод в действие” должны быть выполнены следующие работы:

реализация решений по организационной структуре и обеспечение персонала инструктивно-методическими материалами;

подготовка персонала;

комплектация программно-технических средств, расширение объемов оперативной и внешней памяти ранее приобретенных ПК;

создание систем управления, защиты и доступа АРМ;

строительно-монтажные работы;

пусконаладочные работы;

проведение предварительных испытаний программно-технического комплекса, подсистем и задач, системы в целом на работоспособность и соответствие техническим заданиям, устранение неисправностей и внесение изменений в документацию, оформление акта о приемке системы в опытную эксплуатацию;

проведение опытной эксплуатации, при необходимости-доработка программного обеспечения и дополнительная наладка технических средств, оформление акта о завершении опытной эксплуатации;

проведение сертификационных испытаний с оформлением сертификата соответствия;

проведение приемочных испытаний, оформление акта о приемке АС в постоянную эксплуатацию.

На стадии ”Сопровождение системы ” должны быть выполнены следующие работы:

выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами в течение установленных сроков с внесением, при необходимости, изменений в документацию;

послегарантийное обслуживание в случае обнаружения недостатков.

Предварительные испытания, опытная эксплуатация, сертификационные и приемочные испытания СПО и АС в целом должны осуществляться в соответствии с методиками и программами, утвержденными руководителем организации-заказчика.

Продолжительность опытной эксплуатации с момента подписания акта сдачи системы должна быть не менее 3 месяцев.

Состав приемочной комиссии по приемке АС в целом утверждается руководителем организации-заказчика.

До ввода в действие АС необходимо выполнить следующие основные организационные мероприятия:

назначить ответственного исполнителя работ для создания и ввода в действие АС;

ввести в штатное расписание системного программиста и инженера по автоматике и телемеханике (или оформить хозяйственные договора со сторонними специалистами) для создания и обеспечения качественной подготовки ЛВС к вводу в действие;

провести обучение персонала основам автоматизации информационных систем с целью его квалифицированного участия в процессе создания и ввода в действие АС;

решить вопросы финансирования работ.

В процессе создания АС необходимо обращать особое внимание на эргономическое обеспечение, т.е. совокупность реализованных решений в АС по согласованию психологических, психофизиологических, антропометрических, физиологических характеристик и возможностей пользователей АС с техническими характеристиками комплекса средств автоматизации АС и параметрами рабочей среды на рабочих местах персонала АС. Правильное решение эргономических вопросов повышает производительность и качество труда пользователей, в значительной мере определяет здоровье людей. К эргономическим параметрам относятся удобство офисной мебели, качество освещения, цветовые параметры и многие другие технические характеристики комплекса средств автоматизации АС и параметры рабочей среды.

ГОСТ 24.702-85 определяет основные положения по эффективности автоматизированных систем управления, которую определяют сопоставлением результатов от функционирования АСУ и затрат всех видов ресурсов, необходимых для ее создания и развития. Основными обобщающими показателями экономической эффективности являются:

годовой экономический эффект;

расчетный коэффициент эффективности капитальных затрат на разработку и внедрение АСУ;

срок окупаемости капитальных затрат на разработку и внедрение АСУ.

К основным частным показателям экономической эффективности относят:

· годовую экономию;

· снижение издержек производственно-хозяйственной деятельности на объекте управления в результате разработки и внедрения АСУ;

· повышение производительности труда;

· экономию по видам ресурсов;

· высвобождение работающих;

· повышение качества выпускаемой продукции.

К показателям затрат ресурсов относят материальные, людские, финансовые, временные и другие затраты.

На практике в последние годы расчет экономической эффективности не производят, а выполняют только расчет финансовых затрат на разработку и внедрение АСУ на стадии разработки ТЗ на создание АС




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.