Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление предмета психологической науки




История становления психологии как самостоятельной науки

ВВЕДЕНИЕ

Проблема подготовкикомпетентного инженера-химика-технолога – многоаспектна. Под психологической компетенцией инженера мы понимаем способность применять психологические знания, умения в области техники и технологий для успешной практической инновационной, инженерной деятельности. Учебное пособие «Основы психологии» предназначено для студентов технических специальностей. В основе курса лежит междисциплинарный подход, включающий:

· индустриальную деятельность инженера (инженер – субъект, занятый преимущественно знаковой деятельностью, направленной на исследование, эксплуатацию, усовершенствование и разработку технических объектов или организацию производства, основанную на использовании научно-технических знаний и средств умственного труда);

· психологию человека труда (когнитивные функции, эмоционально-волевую сферу, сенсомоторику, психомоторику, психофизиологию).

В содержании пособия включены три модуля «Психология человека и его профессиональная деятельность», «Человек как участник трудового процесса», «Психология безопасности профессиональной деятельности». В пособие включен достаточно ёмкий блок по развитию психологической, личностной компетентности студентов, необходимой для дальнейшего успешного вхождения в профессиональную среду – основы психологии управления, развития навыков делового общения, планирование карьеры.

Таким образом, учебное пособие «Основы психологии» способствует развитию профессиональной компетентности и включает знания особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности и ее функциональным обеспечением.


РАЗДЕЛ 1. Психология человека и его профессиональная деятельность

Глава 1. Общая характеристика психологии как науки

Термин психология состоит из двух древнегреческих слов:
«psuche» – душа, «logos» – наука, учение.

Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.

Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении человеком объективного мира в процессе его взаимодействия с внешним миром.

Сознание – высшая форма психики человека, продукт общественно-исторического развития.

Толкование сущности души • душа как искорка, часть вечно живого огня, которая течет и изменяется как ручей (Гераклит); • душа как соединение атомов (Демокрит); • душа как результат смешения трех жидкостей: крови, желчи, слизи (Гиппократ); • душа как целостное образование, возникшее благодаря «нусу» – разуму (Анаксагор); • душа как часть универсальной, бессмертной мировой души, которая соединяется с телом (Сократ, Платон); • душа как форма живого тела и цель его существования (Аристотель); • душа – соединение движущихся как спонтанно, так и закономерно атомов (Эпикур, Лукреций)и др.
1 этап. Развитие представлений о психических явлениях в рамках учения о душе (с древности до XVII в.).

     
 
Основные принципы научного познания мира, открытые античными учеными • Гераклит (530 – 470 гг. до н.э.) ввел идею «развития как закона». • Анаксагор (500 – 428 гг.. до н.э.) выдвинул идею «организации». • Демокрит(460 – 370 гг. до н. э.) выдвинул идею «причинности».  
 
   
Аристотель 384-322 гг. до н. э. величайший древнегреческий ученый, выделил растительную, животную и разумную души.  

 

 


 

В философии Древней Греции сложились две точки зрения на психику: материалистическая (линия Демокрита) и идеалистическая (линия Платона).

2 этап. Развитие представлений о психике в философских учениях (XVII в. до второй половины XIX в.).

Для ученых XVII в. научное познание психики исходило из обращения к телесному устройству. Приверженцы эмпирической психологии ограничивались описанием ощущений, ассоциаций и т.д. как фактов внутреннего опыта.

Открытия XVIII в.: понятия о рефлексе, ощущении, представлении, ассоциации, аффекте, мотиве вошли в основной фонд научных знаний. Однако они были построены на умозрительном представлении об организме как «машине тела».

К началу XIX в.были разработаны методологические предпосылки для возникновения психологии как науки:

Идеалистическая методология понимала сознание как замкнутую в себе сущность. Единственным адекватным для его изучения методом являлась интроспекция.

Материалистическая методология рассматривала сознание как свойство мозга, свойство материи, а содержание сознания как отражение в сознании реальной жизни людей. Для изучения психики применялись методы, используемые естественными науками.

3 этап. Развитие психологических знаний в системе психологии как самостоятельной науки (вторая половина XIX в. до настоящего времени).

Основные направления зарубежной психологии

 
 
В. М. Вундт (1832–1920) основал в Лейпциге в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию, ее работа заложила основы экспериментальной психологии.

 


В зарубежной психологии ХХ в. были сформированы различные подходы и направления в изучении психики и сознания:

бихевиоризм, изучающий поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды;

психоанализ – одно из наиболее влиятельных направлений в психологии, внесшее огромный вклад в познание бессознательных механизмов поведения человека;

когнитивный подход, определяющий закономерности получения человеком информации, ее переработки и влияния на поведение человека;

гуманистическая психология, изучающая творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (самореализации).

В настоящее время психологи придерживаются эклектического подхода, то естьотбирают и используют в каждой из существующих теорий те концепции, которые дают больше знаний о психических явлениях.

Отечественная школа психологии

 
 
  Отечественная психология развивалась естественно-научным путем. Экспериментальное направление с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857–1927)– основатель первой в России психофизиологической лаборатории (Казань, 1885). Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862–1936) – создателю первого в России Психологического института (Москва, 1912). Основные концепции начала ХХ в.: § культурно-историческая концепция (Л. С. Выготский); § теория деятельности (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев). С начала 60-х годовXX в. активно разрабатываются теоретические и прикладные проблемы социальной психологии, проводятся исследования по инженерной, военной психологии и др..

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.