Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность. Сравнительный анализ инженерной психологии и психологии труда Сравнитель-ные параметры Психология труда Инженерная психология Объект




Сравнительный анализ инженерной психологии и психологии труда

Сравнитель-ные параметры Психология труда Инженерная психология
Объект Человек как участник трудового процесса Система «человек–техника»
Предмет Процессы, психологические факты и закономерности, порождаемые трудовой деятельностью человека Процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной
Задачи 1.Изучение структуры и динамики профессионально значимых свойств индивида и личности 2.Изучение умений и навыков, обеспечивающих решение профессиональных задач 3.Изучение мотивов трудовой деятельности 4.Изучение состояний человека в труде и причин изменения этих состояний 5.Изучение качеств личности, влияющих на успешность и безопасность труда 1. Согласование человека и техники как элементов единой системы 2. Рациональное распределение функций между человеком и техникой 3. Исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорных «входов» человека 4. Анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решений, психологических механизмов регуляции деятельности

 

Прикладные отрасли базируются на теоретических и экспериментальных исследованиях фундаментальной психологии.

Вопросы для самоконтроля

1.Что вы можете сказать об историческом пути развития психологии как науки?

2.Дайте характеристику психологическим методам.

3.Чем обусловлено выделение в качестве самостоятельной науки психологии труда и инженерной психологии?

4.Что общего и в чем различие психологии труда и инженерной психологии?

5.На чём основаны связи психологии труда и инженерной психологии с другими наукам?

6.Что понимается под субъектностью деятельности человека?

7.Что является предметом изучения общей и инженерной психологии?

8. Каковы основные задачи психологии труда и инженерной психологии на современном этапе?

Глава 2. Психология человека

Личность является продуктом конкретных общественно-исторических условий. Человек становится личностью по мере усвоения социального опыта. Содержание понятия «личность» включает устойчивые свойства человека, которые определяют его значимые отношения к общественным явлениям и другим людям.

Личность – конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

 

В отечественной психологии главным условием развития личности признаётся деятельность (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.). Только в деятельности, вначале игровой, затем учебной и трудовой развиваются познавательные процессы, чувства и воля, черты характера и способности, формируются убеждения и мировоззрение. Основу личности составляет её структура, т.е. относительно устойчивое взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В психологической структуре личности выделяют: направленность, способности, темперамент, характер, особенности самосознания.

К направленности личности относится система убеждений, интересов, отношений человека. Она целиком социальна, то есть определяется не врожденными особенностями, а приобретенными социальным опытом человека, обучением, воспитанием и собственной его деятельностью.

Способности –свойства личности, характеризующиеся возможностью успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Основой способностей являются природные задатки (строение органов чувств, свойства нервной системы). Разовьются задатки в способности или нет, зависит от многих внешних и внутренних условий становления личности.

Темперамент и характер тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент непосредственно зависит от биологических свойств, основой его являются врожденные особенности нервной системы. Характер социален, он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих факторов в семье, в школе, в общении с другими людьми и в результате собственной деятельности человека.

Самосознание понимается в психологии как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я». Самосознаниепозволяетличности выделить себя из окружающей среды, определить своё отношение к ней и к самой себе. Пониманию сущности самосознания способствует её структура (схема 6).

 

 

 

Схема 6. Структура самосознания

 

Когнитивным компонентом самосознания является самопознание и как результат – система знаний о себе, своих возможностях, места и назначения в жизни. Эмоционально-ценностное отношение к себе составляет самоотношение. Эмоциональное отношение человека к себе и когнитивные представления (знания) о себе определяют «образ-Я», на основании которого формируется самооценка. Самосознание создает возможность саморегуляции поведения, поступков, действий, мыслей, чувств, физических и волевых усилий. Саморегуляция осуществляется на основе самоконтроля и самооценки путем изменения поведения, действий, поступков, мыслей соответственно требованиям общества, условиям конкретной деятельности. Система сознательной саморегуляции целиком социальна. Она создается в течение жизни, в длительном процессе развития и становления личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.