Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темперамент и характер




Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведение человека, определяет его поступки, индивидуальность. Он выступает как бы связующим звеном между организмом и личностью. Наибольший вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии принадлежит Б. М. Теплову.

Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента. И. П. Павлов считал, что физиологической основой темперамента является тип нервной системы (схема 7). Он характеризуется различным соотношением силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов.

Сила процессов возбуждения и торможения зависима от работоспособности нервных клеток, их выносливости относительно сильных и длительных раздражителей.

Уравновешенность нервных процессов – свойство, показывающее баланс возбуждения и торможения. Нервная система уравновешена, когда процесс возбуждения равен по силе процессу торможения; не уравновешена – при преобладании одного из них.

Подвижность нервных процессов связана со скоростью реагирования на внешние раздражители.

 

 

 


Схема 7. Объяснение темперамента по учению И. П. Павлова

 

Темперамент характеризует динамику психических процессов и состояний личности. Различие людей по темпераменту проявляется в деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности – целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.

 

Условия формирования индивидуального стиля деятельности:

· осознание особенностей собственного темперамента с оценкой выраженности его психологических свойств;

· поиск совокупности сильных и слабых сторон темперамента;

· формирование положительного отношения к овладению своим темпераментом;

· постоянная психологическая тренировка с целью совершенствования сильных свойств и возможной компенсации слабых.

Характер (с греч. – «чеканка», «примета») – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Характер определяет значимые поступки человека, его отношение к миру, другим людям, к делу и самому себе. Мировоззрение личности составляет стержень характера. Трудолюбие, леность, добросовестность, трусость, честность, доброта – всё это различные черты характера.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

 

Характер человека формируется достаточно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый. Сочетания личностных черт, входящих в характер человека, образуют различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Сензитивным[1] периодом становления характера является возраст от 2 3 до 9 10 лет. В дошкольные годы у ребенка формируется отношение к труду, в младшем школьном – общение со сверстниками, в подростковом – сила воли, в ранней юности закладываются нравственные, мировоззренческие основы личности. В формировании характера большое значение имеет семья, коллектив, а также самовоспитание и стремление к самосовершенствованию, имеющему сознательную направленность. Особенно благоприятным периодом для самовоспитания являются подростковый и юношеский возраст.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.