Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индукция отрицательная




Читайте также:
  1. II вид. Индукция через анализ и отбор фактов
  2. III вид. Научная индукция
  3. Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.
  4. ДЕДУКЦИЯ И ИНДУКЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
  5. Индуктивные умозаключения. Полная индукция
  6. Индукция 77
  7. Индукция методом исключения
  8. Индукция методом отбора
  9. Индукция. Рекурсия. Стек
  10. Магнитная индукция
  11. Магнитное поле и электромагнитная индукция

Концентрация торможения

Иррадиация торможения

Возбуждения и торможения

Закономерности процессов

 





 

 

Процессы возбуждения и торможения протекают и функционируют в соответствии со своими определенными особенностями и закономерностями, которые необходимо знать и учитывать.

 

 

пояснения

Процессы возбуждения и торможения протекают и функционируют в соответствии со своими определенными особенностями и закономерностями, которые необходимо знать и учитывать.

Иррадиация– способность нервных процессов возбуждения и торможения распространяться в центральной нервной системе от одного се элемента (участка) к другому.

Иррадиация возбуждения, согласно исследованиям И. П. Павлова, лежит в основе генерализации условного рефлекса и зависит от интенсивности раздражения. Как показали исследования П. К. Анохина, иррадиация торможения является следствием проявления доминантности отрицательных воздействий внешней среды и их тормозящего действия па другие реакции.

Доминанта – временно господствующий очаг возбуждения, подчиняющий себе в данный момент деятельность нервных центров, направляющий и определяющий характер ответной реакции.

Концентрация это способность процессов возбуждения и торможения возвращаться (после иррадиации) к исходному очагу (участку), где сила возбуждения или торможения была наивысшей, а поэтому и сохранение их следов наиболее устойчиво. Концентрация лежит в основе механизмов различения условных стимулов, специализации условно-рефлекторных реакции.

Индукция нервных процессов— взаимовлияние процессов возбуждения и торможения.

Индукция — это возбуждающее влияние одного процесса на другой как в периферии от пункта данного процесса, так и в месте прекращения раздражения, вызывающего непосредственно тот или иной процесс. Это влияние взаимное, реципрокное: процесс раздражения ведет к усилению торможения — к усиленному раздражению.

И. П. Павлов

2.5. Особенности безусловных рефлексов
Раздражение
Раздражение  
Нервная система
Безусловный рефлекс  
Особенности
Врожденный характер реакции организма на раздражение
Постоянство нервной связи между раздражениями и ответными реакциями организма  
Независимость от индивидуального опыта и неизменность самого рефлекса
Видовой характер ответной реакции, т.е. однотипные безусловные рефлексы у всех представителей данного вида животных протекают одинаково
Осуществление безусловных рефлексов у высших животных низшими отделами центральной нервной системы без участия коры больших полушарий головного мозга



пояснения

Безусловный рефлекс – врожденная, наследственно закрепленная форма реагированиям на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма. Термин введен И. П. Павловым для обозначения качественно своеобразного класса рефлексов - основы пожизненного формирования условно-рефлекторных связей.

Безусловный рефлекс имеет место, если: а) действует жизненно важный раздражитель; б) рефлекторный центр находится в возбужденном состоянии. Безусловные рефлексы прекращаются, если: а) получены сигналы достижения требуемого результата; б) выполнена врожденная программа действий; в) раздражитель прекратил свое действие; г) начал действовать более сильный (значимый) раздражитель.

Безусловные рефлексы стойки, мало меняются в процессе жизни. Например, человеку очень трудно не реагировать, когда на него действует тот или иной безусловный раздражитель (т.е. раздражитель, обязательно вызывающий распространение возбуждения по определенной, врожденно организованной цепи или сети нейронов).

При росте и развитии человека и животного система, безусловно-рефлекторных, связей оказывается недостаточной (бедной, инертной, слишком простой), чтобы обеспечить все необходимое разнообразие реакций в условиях постоянно меняющейся и бесконечно многоликой окружающей среды. Начинают образовываться и приобретать все большое значение в поведении условные рефлексы – временные связи между какими-то раздражителями и определенными реакциями на них.


 

Тема 3. психология личности

Весь сырой материал нашего познания состоит из психических явлений жизни отдельных людей.

Б. Рас

Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.

К.А. Гельвеций

Личность – субъект и объект общественных отношений.

А.Г. Ковалев

 

Психика человека, мир его психических явлений - не только производное от его собственного развития, но и результат воздействия окружающего мира, общественных отношений.

Богатство психики человека зависит от многообразия его связей с другими людьми, от активного отношения к жизни. В этом случае человек предстает как личность, как член общества.

В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях. Во-первых – это любой человек, обладающий сознанием; конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему.

Во-вторых, личностью следует считать человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличительное от других людей и выражающееся в понятии «Я».

Личность человека как члена общества проявляется в сфере влияния различных отношений, складывающихся, прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ.

Личность проявляется также в сфере политических отношений. От того, свободна ли она или угнетена, имеет политические права или нет, может реально избирать или быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть исполнительницей воли господствующего класса, зависит психология личности.

На психологию личности вместе с тем влияют и отношения людей в социальной группе, в которую личность входит. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность – существо активное и сознательное. Она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами.

3.1. Типы теорий личности
Психодина-мические
Интеракцио-нистские
Эксперименталь-ные
Не эксперименталь-ные
Структурные
Динамические
Дошкольный. Школьный период жизни
Вся жизнь от рождения до последних дней
Черты, качества, свойства
Формы поведения
Способ объяснения поведения
Способ получения данных о личности
Угол зрения на личность
Возрастной диапазон
Понятия, в которых описывается личность
Гуманисти-ческие
Социоди-намичес-кие

пояснения

Психодинамическими называются теории личности, в которых человек как личность представлен и описывается в терминах, характеризующих его внутренний мир. Это – потребности, мотивы, черты личности, свойства.

Социодинамическими называются теории личности, в которых в личности человека подчеркивается внешнее, поведенческое начало. При описании человека выделяют типичные формы социального поведения, его привычки, действия, поступки и реакции на разного рода социальные ситуации.

Интеракционистскими называют теории личности, в которых при описании и объяснении поведения человека, а также при изучении его формирования и развития как личности учитываются и внутренние, психологические особенности данного человека, и его поведение.

Гуманистическими называют теории, в которых в описаниях и объяснениях поведения человека как личности не используются данные полученные в исследованиях, проведенных над животными.

В теориях личности экспериментального типа основным источником данных о ней, являются факты, добываемые в научном эксперименте с применением современных психологических тестов и методов математической статистики (теория личности Г. Олпорта и Р. Кеттелла).

Не экспериментальными называются теории, созданные на базе анализа и обобщения результатов наблюдений, размышлений и т.п.

Структурные теории личности акцентируют внимание на описании личности, уточнении ее структуры, а динамические теории личности – преимущественно на изучении процесса формирования, развития и изменения человека как личности, т.е. ее динамики.


 

3.2. Структура личности
Сверх-Я Super-Ego   Я Ego   Бессозна-тельное Jd
Структура личности по З. Фрейду
Теория черт личности Г. Олпорта и Р. Кеттелла
Ситуацион-ные
Первичные
Вторичные
Базисные
Структура личности по Б.Г. Ананьеву
Человек как вид
История
Человечество как история общества
Человек как индивид
Взаимосвязь онтогенеза и жизненного пути
Личность
Субъект Индивидуальность Деятельность

пояснения

Понятие психологической структуры личности имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно ориентирует на познание закономерностей, механизмов, условий и фактов формирования и развития человека с целью выработки практических рекомендаций по повышению эффективности обучения, воспитания, деятельности и поведения.

В теории личности З. Фрейда структура личности представлена как состоящая из трех областей:

Сфера Jd – это инстинктивное ядро личности. В целом функционирование сферы Jd подчиняется принципу удовольствия.

Сфера Ego – это рациональная часть личности, т.е. сфера сознания. Функционирование сферы Ego определяется принципом реальности.

Сфера Super-Ego – это сфера морального «Я» личности, включающая в себя систему норм, ценностей, этических представлений, согласующихся с требованиями социума.

В теории черт личности Г. Олпорта и Р. Кэттелла люди отличаются друг от друга как личности по набору и степени развитости у них отдельных черт личности.

Базисные черты личности – это такие, которые составляют основу личности, формируются в детстве и далее в течение жизни человека практически не изменяются.

Ситуационными называются черты личности, которые у человека являются неустойчивыми, проявляются не всегда и не везде, а лишь в отдельных, специфических ситуациях.

Первичные – это черты личности, которые формируются и развиваются у человека первыми по порядку.

Вторичные – это черты личности, которые формируются и развиваются на основе первичных личностных черт.

 

3.3. Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, социальной группы, коллектива, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему, имеющий свой жизненный опыт и свои индивидуально-психологические особенности
Активная   деятельность
Личность
Социальные факторы
Биологические факторы
Воспитание
Самовоспитание
    Психические состояния
Психические процессы
Мировоззрение
Психические образования
Психические свойства
Психологическая структура личности

пояснения

Активность – это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе богатств материальной и духовной культуры и проявляющуюся в волевых актах, общении и творчестве.

Биологические факторы – это состояние здоровья, уровень физического развития, телосложение, рост, вес, мускульная сила, объем легких и другие показатели. Их необходимо знать и учитывать руководителю в работе с людьми.

Социальные факторы – социальным в человеке является система его личностных свойств и качеств.

Структурные компоненты психологии личности раскрывают его психический мир и включают в себя:

- Психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые);

- Психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности);

- Психические состояния (подъем, упадок, уверенность и др.);

- Психические образования (знания, навыки, умения, привычки, убеждения и др.).

Отличительными психологическими признаками личности являются:

1. сформированность психологических свойств и качеств; 2. сознание, т.е. способность человека осознанно отражать окружающий мир, происходящие в нем события; 3. самосознание – способность осознавать самого себя; 4. саморегулирование, т.е. управление своим поведением и деятельностью.

Психические свойства как структурный компонент психики человека раскрываются через его направленность, темперамент, характер и способности.Тема 4.





Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 95; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.92.201.232
Генерация страницы за: 0.045 сек.