Целостная целенаправленная деятельность осуществляется до тех пор, пока не будет достигнута ее конечная цель. В данном случае – до тех пор, пока сотрудник не почувствует себя достаточно сильным и смелым, чтобы физически постоять за себя. Достижение промежуточных и конечной целей и, следовательно, удовлетворение исходного мотива обязательно сопровождается положительными эмоциями, которые в данном случае выполняют функцию подкрепления.
По мнению А. Н. Леонтьева, именно мотив определяет вид и содержание деятельности.Поэтому при смене мотива происходит по сути дела смена старой деятельности на новую, т. е. старая деятельность распадается и формируется новая деятельность, содержание которой соответствует новому мотиву.
Прекращение деятельности связано либо с совпадением полученного результата с желаемым, либо с исчезновением инициировавшего ее мотива. Если мотив сохраняется, но полученный результат не совпадает с желаемым, будут вноситься соответствующие поправки в любой из функциональных элементов деятельности.
7.1. Деятельность–это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей, это условие существования общества.
Учение
Игра
Труд
Субъект деятельности – человек, ею управляющий.
Объект деятельности – на что она направлена.
-Деятельность – это активный, целенаправленный процесс.
-Действия человека предметны.
-Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека.
-Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность.
Общение
Характеристики
деятельности
Виды
деятельности
пояснения
Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между людьми.
Игра– это такой вид деятельности, результатом которого становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Типы игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, в которой занят один человек, групповые – включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Игры с правилами регулируются определенными стандартами поведения их участников.
Учениевыступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организовано и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда.
Предметность. Специфика предметной детерминации деятельности заключается в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а лишь, будучи преобразованы в процессе деятельности.
Субъектность. Она проявляется в активности субъекта: в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями, мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.
7.2. Структура
деятельности
Мотивы
Цели
Близкие
Дальние
Личные
Обществен-ные
Близкие
Дальние
Личные
Обществен-ные
Действия.
(умственные, двигательные, чувственные).
Способы
и приемы
Интериоризация
Экстериоризация
Внешние
Предметные
Внутренние
Умственные
3,4
Операции
пояснения
Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы деятельности, цель и результат.
Мотиваминазываются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью.
Действие – структурная единица деятельности, которая определяется направлением на достижение цели.
Способы и приемы– это действия, предпринимаемые человеком, чтобы достичь целей деятельности. Способы и приемы достижения результатов в деятельности могут состоять из одной или нескольких операций.
Цели– это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель выступает в образе результата деятельности.
Результат– это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности.
Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.
Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами.
Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией. В каждом действии выделяются его двигательные (моторные), умственные (внутренние) и чувствительные (сенсорные) компоненты. По способу функционирования действие является произвольным и преднамеренным.
7.3. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы этой деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей
подходы
Содержательный
Процессуальный
Позитивная теория мотивации А. Маслоу
Теория мотивации Дэвида Макклелланда
Теория мотивации Фредерика Герцберга
Теория ожиданий
В. Врума
Теория справедливости
Теория мотивации Портера - Лоулера
Теория мотивации Дугласа Мак-Грегора
Теория мотивации
Л.С. Выгодского
пояснения
Позитивная теория мотивации А. Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Ее сторонники, в том числе и А. Маслоу считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения, по их мнению, лежат потребности человека, которые условно можно разделить на пять групп (физиологические, в безопасности, в общении, в уважении и самовыражении).
Теория мотивации Дэвида Макклелланда. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, стремление к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность.
Теория мотивации Фредерика Герцберга. Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой. Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы.
Теория ожиданий В. Врума. Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением: руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника; сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение; сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение; сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.
Теория справедливости. Согласно этой теории эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.
Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера. Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами. Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: 1. затраченные усилия, 2. личностные качества человека и его способности и 3. осознание своей роли в процессе труда.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А.Н. Леонтьев и Б.Ф. Ломов. Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.
Теория мотивации Дугласа Мак-Грегора. Дуглас Мак-Грегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя: задания, которые получает подчиненный; качество выполнения задания; время получения задания; ожидаемое время выполнения задачи; средства, имеющиеся для выполнения задачи; коллектив, в котором работает подчиненный; инструкции, полученные подчиненным; убеждение подчиненного в посильности задачи; убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу; размер вознаграждения за проведенную работу; уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.
Дуглас Мак-Грегор пришел к выводу, что на основе этих факторов, возможно, применить два различных подхода к управлению, которые он назвал «Теория X» и «Теория Y».
«Теория X» воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам.
«Теория Y»соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.
Тема 8. Социально-психологические явления в малых группах
Работа в команде очень важна. Она позволяет свалить вину на другого.
Закон Финейгла
Группа (людей) – социологическая категория, изучаемая социальной психологией как взаимодействующая общность, что соответствует социально-психологическому понятию «реальная группа».
К.К. Платонов
Вся отечественная и зарубежная социальная психология в общественном сознании, так или иначе, связывается с представлением не о личности, а, прежде всего о массах людей, их психических особенностях.
Вместе с тем история нашей науки полна драматических событий связанных с психологическими характеристиками групп, коллективов и других объединений людей. Это находит свое отражение в том, что сегодня в употреблении термины «группа», «коллектив», «социальная группа», «малая и большая группа», «общность» и другие.
Кто именно первым объединил людей понятием «группа» так и не выяснено. Известно, что такое название для обозначения нескольких людей, имеющих некое основание для объединения в конкретную общность, появилось в Западной Европе не ранее второй половины 18 века, но только через полтора столетия термин «группа» стал предметом научно-психологического исследования.
Конкретная социальная общность, в пределах которой люди непосредственно контактируют между собой (семья, круг друзей, сотрудники отдела и т.п.) называется малой (референтной), или контактной группой. Обычно состав участников малой группы составляет от 2 до 5, 7 человек.
В современной социально-психологической науке малые (референтные) группы занимают особое место. Это не только старейшая, но и наиболее интенсивно разрабатываемая область социальной психологии.
Вот уже десятилетия проблемы групповой психологии (проблемы взаимодействия людей в рамках небольших контактных объединений, возникших либо вследствие предписаний социальной структуры, либо на основе эмоциональных предпочтений) находятся в центре внимания исследователей многих стран, а число публикаций с результатами их работы давно превысило пятизначный рубеж.
Возникновение малой группы обусловлено запросами общественно-экономического характера. Можно утверждать, что возникновение группы не зависит от входящих в это сообщество людей (в первую очередь речь идет о группах организованных), однако номинальное заявление о существовании той или иной социальной «ячейки» еще не делает данную группу реальностью. Не менее важными (а для психологов, может быть, и более) являются причины, определяющие приход людей в заявленную социумом группу.
Малая группа выполняет функцию создания для человека поля межличностного общения, условий удовлетворения потребности быть включенным в систему отношений с другими людьми. Затрагивая вопрос о факторах, побуждающих человека стать членом той или иной группы, мы обращаемся, по сути дела, к его мотивационной сфере, анализ которой имеет весьма сложный характер.
Образование группы является лишь отправной точкой ее существования.
1. Теория поля
6. Общепсихологический подход
7. Эмпирико-статистическое направление
2. Интеракционистская концепция
3. Теория систем
8. Формально-модельный подход
4. Социометрическое направление
5. Психоаналитическое направление
9. Теория подкрепления
Основные направления
Социометрическое
Социологическое
Групподина-мическое
8.1. Основные подходы, определяющие развитие групповой психологии за рубежом
пояснения
I. Теория поля. Это направление берет начало в работах К. Левина. В его основе лежит тезис о том, что поведение личности – продукт поля взаимозависимых детерминант.
II. Интеракционистская концепция. Здесь группа рассматривается как система взаимодействующих индивидов. Эта система характеризуется индивидуальной активностью, взаимодействием, отношением. Данная концепция явно примыкает к предыдущей.
III. Теория систем. В этом подходе группа также понимается как система, но используются другие элементы анализа: взаимозависимость позиции и роли, «входы» и «выходы» группы как открытой системы.
IV. Социометрическое направление. В рамках данного направления предполагалось исследовать лишь структуры межличностных отношений. Социометрическая методика практически стала основным методом. Однако несмотря на то, что эта теория стимулировала много практических исследований, влияние ее на развитие теории малых групп, по мнению зарубежных специалистов, нельзя переоценивать.
V. Психоаналитическая ориентация. Основа – идеи 3. Фрейда и его последователей. Внимание фиксируется на мотивационных и защитных механизмах личности.
VII. Эмпирико-статистическое направление. Основные понятия групповой теории выводятся на основании результатов статистики.
VII. Формально-модельный подход. Конструируются формальные модели группового поведения с использованием теории графов и теории множеств.
IX. Теория подкрепления. Базируется на идеях Б. Скиннера, согласно которым поведение в группе – функция двух переменных: вознаграждений и расходов (или наказаний).
1. Методологический
4. Параметрическая
концепция
5. Организационно-управленческий
2. Деятельностный
6. Социально-перцептивное направление
3. Социометрическое направление
Изучение групп в России имеет давнюю традицию, уходящую корнями в 19 столетие. Но решающую роль в становлении отечественной социальной психологии сыграли труды В.М. Бехтерева. В 1920 году он завершил книгу «Коллективная рефлексология». Интересны его мысли о функции коллективных целей, о факторах согласования индивидуальных и выработке коллективных действий, о возникновении «соборного ума», о типологии коллективов, о повышении мотивации трудовой деятельности введением соревновательности.
Идеи В.М. Бехтерева стимулировали эмпирические разработки. Так Б.В. Беляев показал, что влияние в группе отдельных индивидуумов на принятие решения зависит от того, кому принадлежат средства решения групповой задачи. Д.Б. Эльконин разрабатывал теоретические положения о природе коллектива. А.С. Макаренко изучал и активно управлял явлениями в группе, осуществлял социальный эксперимент.
8.2. Основные подходы, определяющие развитие групповой психологии в России
1. Методологический подход. Изучение любого сложного социального явления требует строгого соблюдения общих для всех наук и специфических для отдельной науки или конкретной ее отрасли методологических принципов. Общие социально-психологические принципы: принцип историзма, принцип детерминизма, принцип развития, принцип активности, личностный подход.
2. Деятельностный подход. В его основе лежит теория А.Н. Леонтьева. приложение этого принципа к исследованию социальной группы сказалось на построении ряда теорий: стратометрической концепции групповой активности А.В. Петровского, программно-ролевого подхода М.Г. Ярошевского, модели социально-перцептивных процессов в совместной деятельности Г.М. Андреевой и Р. Б. Гительмахера.
3. Социометрическое направление. В его развитие наибольший вклад внесли И.П. Волков, Н.Н. Обозов, Е.С. Кузьмин и другие исследователи, активно включавшие эмпереческие методы в содержательный теоретический контекст.
4. Параметрическая концепция. Ее создатель – Л.И. Уманский, разработавший концепцию групповой активности. Основная идея состоит в том, что поэтапное формирование малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров.
5. Организационно-управленческий подход. В его основе лежат представления о социальной организации и управленческой деятельности. Это направление представляют: Р.Б. Гительмахер, А.Л. Журавлев, А.В. Филиппов и др.
6. Социально-перцептивное направление. Его представляют А.А. Бодалев, Р.Б. Гительмахер, А.А. Деркач и др. Критическим моментом в прикладном аспекте является конструирование методов поведения личности в группе.
8.3. Социальная группа – это реально существующее образование, в котором люди собраны в месте, объединены каким-либо общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-либо идентичные условия, обстоятельства и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию
Классификация социальных групп
Условные
Реальные
Естественные
Лабораторные
Большие
Малые
Неорганизованные
Организованные
Становящие-ся
Высокоразви-тые
Группы
членства
Формальные
Неформальные
Референтные
пояснения
Реальные группы – это, прежде всего разнообразные по величине и назначению объединенные совместной деятельностью и оформленные по соглашениям исполнительские коллективы, а также неоформленные, часто случайные, объединения людей, не выполняющие совместной деятельности. Условные группы объединяют людей, как правило, в целях их изучения по какому-либо одному признаку: профессиональному, социально-демографическому, и т.т. Естественная группа – складывается сама по себе, исходя из потребностей. Лабораторная группа – созданная экспериментатором для проведения исследования, существует временно, только в лаборатории. Неорганизованные группы – это стихийные группы и массовые движения.
Толпа – это скопление людей, которое не имеет четкой структуры в статусном отношении, которое недостаточно определенно представляют собственные цели, но объединенные общим эмоциональным состоянием (ненависть, презрение, страх и т.д.), и его внимание направлено на один и тот же объект.
Виды толпы:
Конвенциальная. Ее возникновение связано с интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению.
Окказиональная. Людей, образующих эту группу, связывает любопытство и внимание к неожиданно возникшему происшествию.
Экспрессивная. Люди объединены эмоциональным отношением к какому-либо событию.
Действующая. Люди выражают не только эмоциональное отношение к чему-либо, но и определенным образом действуют (агрессивное поведение, спасение бегством в ситуации аварии и т.д.).
Организованные группы – это социальные классы.
Основные черты группы:
1. Способ взаимодействия;
2. Чувство принадлежности к данной группе;
3. Идентичность группы с точки зрения посторонних.
Признаки выделения малых групп:
1. Соприсутствие в пространстве и времени;
2. Наличие устойчивой цели;
3. Наличие лидера либо руководителя;
4. Наличие определенных ролей;
5. Существование норм, функции которых – формировать определенное поведение участников группы.
Критерии классификации
Формальные группы
Неформальные группы
Группы
членства
Референтные группы
Диффузные группы
Ассоциации
Корпорации
Коллективы
8.4. Малой группой называется конкретная социальная общность, в пределах которой люди непосредственно контактируют между собой (семья, круг друзей, сотрудники отдела и т.п.).
По форме
организации
группы
По уровню
развития группы
По степени психологического принятия со стороны личности
пояснения
Формальные группы – это группы, возникающие для реализации целей и задач, стоящих перед организацией, в которую включена малая группа. В формальной группе строго распределены статусы и соответствующие им роли в системе подчинения структуры власти. примерами формальной группы могут выступать студенческая (курсантская) группа, производственная бригада и т.п.
Неформальные группы – это группы, которые зарождаются непроизвольно, стихийно как в недрах организованных групп, так и вне их, как результат взаимных психологических (эмоциональных) предпочтений. В таких группах статусы и соответствующие им роли не задаются изначально, а формируются непосредственно в процессе взаимодействия между участниками группы.
Группа членства – это реальная группа, членом которой является данный индивид. Деление на группы членства было впервые введено в 1942 году американским исследователем Г. Хайменом. Ему же принадлежат и термин, и понятие «референтная группа» — такая группа, в которую индивиды не включены реально, но нормы, которой они принимают.
Под референтной группой понимается группа людей, мнение и оценка которой значима для индивида и к которой он добровольно себя причисляет.
Функции референтной группы (по Г. Келли):
1. Сравнительная. Состоит в том, что принятые в группе стандарты поведения, установки и т.п. выступают для личности в качестве некоторых образцов, на которые она ориентируется в своих решениях и оценках.
2. Нормативная. Она позволяет личности выяснить, в какой мере ее поведение соответствует нормам группы.
8.5. Коллективорганизованная общность людей, объединенных единством устремлений (целей), нравственных норм деятельности, близостью взаимоотношений, товарищеской взаимопомощью, единой волей и общим руководством
Виды коллективов
Признаки коллектива
Стадии развития коллектива
Особенности коллектива сотрудников ОВД
-трудовые;
-учебные;
спортивные;
-служебные;
-воинские;
-творческие
и т.п.
-единая цель, общая профессиональная деятельность;
-общая воля в лице руководителя, дисциплина, исполнительность;
-относительная временная устойчивость;
-наличие организационной структуры.
-номинальное (формальное) объединение людей;
-формирующийся коллектив;
-сплоченный коллектив (объединение единомышленников).
- общественная значимость целей деятельности;
-четкая регламентация взаимоотношений, особый характер норм и правил поведения;
-жесткая регламентация деятельности;
высокая эмоциональная и физическая напряженность и др.
пояснения
Коллектив – понятие латинского происхождения, означающее «собирательность», то есть целостность, единство. Существует два основных подхода к психологическому изучению коллектива. Согласно первому коллектив представляется как социальное (надындивидуальное, надличностное) образование, нечто самостоятельное, не сводимое к совокупности составляющих его членов: юридическое лицо, субъект конкретной деятельности или всего труда. Этот подход может быть назван «антропоморфным», потому что коллектив рассматривается как целостный социальный субъект, жизнь и деятельность которого воспроизводит активность каждого своего члена и за счет ее существует сам.
С позиции второго подхода коллектив воспринимается как социально-психологическая среда жизни и деятельности человека, среда, которую люди создают друг для друга.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление