КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Познавательная сфера личности 6 страницаОрганы чувств – периферические анатомо-физиологические системы, с помощью которых человек (животное) воспринимает и частично анализирует разнообразные раздражения, поступающие из внешней среды (экстерорецепция) и из его собственного организма (интерорецепция). Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем возможном воспроизведении в сфере сознания или в процессе деятельности того, что человек делал, переживал, воспринимал. Первая сигнальная система – система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды. Понятие введено И. П. Павловым. Перцепция (ощущаю) – в современной психологии то же, что и восприятие. Г. Лейбниц употреблял термин «перцепция» для обозначения смутного и бессознательного восприятия в противоположность ясному, осознанному – апперцепции. Поведение – система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой. Термин «п.» употребляют и при анализе активности животных. В современной психологии в качестве центральной категории принято рассматривать не п. а деятельность. Позиция (в психологии) (от лат. positio) – 1) устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении; 2) положение человека в статусно-ролевой внутригрупповой структуре. Познавательные психические процессы – психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь. Познание – процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является новое знание о его многопорядковой сущности. Предмет психологии – закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека. Представление – психический познавательный процесс воссоздания образов предметов, событий на основе их припоминания иди же продуктивного воображения. Привычка – сложившийся в динамический стереотип, способ поведения, возможность осуществления которого в определенной ситуации приобретает силу потребности. Психика (от греч. psychikos – душевный) – системное свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся В специфическом отражении субъектом объективной реальности, включающем в себя интроспектирующееся моделирование им этой реальности и регуляцию на основе созданной модели своего поведения и деятельности. Изучение закономерностей развития и функционирования п. составляет предмет психологии как науки. Психическое состояние – определенный, временный уровень целостного функционирования психики, непосредственно влияющий на характер и эффективность деятельности личности, группы людей, который, будучи устойчивым проявлением психики индивида, закрепляется и повторяется в ее структуре. Психология – наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики. Психология коллектива – система психических явлений, возникающих в процессе развития и функционирования коллектива, которые характеризуются коллективными ценностями, взглядами, интересами, убеждениями; коллективным мнением; коллективным настроением; традициями и др. Рефлекс (от лат. reftoxus – повернутый назад, отраженный) – реакция организма, опосредованная центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды. Рефлексия (от позднелат. reflexk) – обращение назад, отражение) – внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией. Рецепторы (от лат. receptor – принимающий) – специальные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему. Р. делят на внешние (экстерорецепторы), внутренние (интерорецепторы) и на рецепторы, воспринимающие положение тала в пространстве, напряжение связок, мышц (проприорецепторы). Речь – одно из средств коммуникативной деятельности человека, общения, опосредованное языком; процесс материализации мысли. Самоактуализация (от лат. aktuafc – действительный, настоящий) – непрерывное стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. С. во многом определяет дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям, независимость в отстаивании своей точки зрения, принципов, а также обусловливает стремление к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию. Самовнушение (аутосуггестия) – процесс внушения, направленный субъектом на самого себя с целью саморегуляции, самовоспитания и самоорганизации человека, заключающийся в сознательном использовании им возможности влияния второй сигнальной системы на психические и даже физиологические процессы в организме. Самонаблюдение – психодиагностический метод исследования непосредственного познания сознанием самого себя, основанный на фиксации человеком динамики его собственного сознания, сформированности различных качеств и уровня подготовленности. Самопознание – сложный процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств и реализации творческого потенциала в деятельности и поведении. Саморегуляция (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) – свойство живых систем видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуаций. Самосознание – высшее выражение сознания человека, проявляющееся в осознании и переживании системы его представлений о самом себе, присущих ему социальных отношениях, потребностях, мотивах деятельности, поведении, которое активно развивается в рамках «Я-концепции». Сангвиник (от лат. sanguis – кровь) – субъект – носитель одного из четырех основных типов темперамента, отличающийся подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью. Сознание – высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий, категорий. Способности – психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладевать ими. Структурная психология – одно из направлений зарубежной психологии (В. Вундт, Э. Титченер и др.), уделявшее основное внимание структурной организации психического, отношениям между его структурными элементами. С. п. подверглась критике со стороны гештальт-психологии и функциональной психологии, Субъект (лат. subjectum – подлежащее, лежащий внизу, в основании) – конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, активный творец своей жизни. Темперамент (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – психическое свойство личности, предопределяемое силой, уравновешенностью, подвижностью нервных процессов и влияющее в свою очередь на динамику протекания всех психических явлений, свойственных личности. Различают четыре основных вида темперамента: сангвинистический, флегматический, холерический, меланхолический. Кроме данного классического деления людей по типам темперамента существуют и другие классификации (по У. Шелдону и др.). Теория личности А. Маслоу – система взглядов на личность американского психолога А. Маслоу – одного из основателей гуманистической психологии. Согласно данной теории фундаментальными потребностями человека являются: физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлежности к какой-то общности людей (семья, дружба и др.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации. Условный рефлекс – индивидуально приобретенная, сложная приспособительная реакция организма животных и человека, возникающая при определенных условиях на основе образования временных нервных связей между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловно-рефлекторным актом. Система взаимосвязанных у. р. образует динамический стереотип. Термин у. р. предложен И. П. Павловым. Феноменологическая психология – направление зарубежной, главным образом, американской психологии (Р. Берне, К. Роджерс, А. Комбас), объявившей себя «третьей силой» и в противовес бихевиоризму и фрейдизму обратившая главное внимание на целостное человеческое «Я», его личностное самоопределение, его эмоции, отношения, ценности, убеждения. Ф. п. рассматривает поведение личности как результат восприятия ею ситуации- Флегматик (от греч. phlegma – слизь) – субъект – носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно высокой силой нервных процессов, что проявляется в психическом плане в замедленных темпах психических процессов, спокойствии, устойчивости интересов и стремлений. Фрейдизм – общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения 3. Фрейда (психоанализа) и работавших над созданием единой психотерапевтической концепции. Психоанализ (от греч. psyche - душа и analysis - разложение, расчленение) – учение, разработанное 3. Фрейдом и исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека. В дальнейшем ф. возвел свои положения в ранг общепсихологической теории, приобретя большое влияние во всем мире. Для ф. характерно объяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. Характер (от греч. charakter – печать, чеканка) – совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на вое стороны поведения человека, обусловливающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении. Холерик (от греч. chole – желчь) – субъект – носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов, который проявляется в психическом плане в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, мимике, поведении. Цель – один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения. Чувство – особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность. Экставерсия (от лат. extra – сверх, вне и versio – поворачивать, обращать) – преимущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления, события. Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность. «Я-концепция» – относительно устойчивая, достаточно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе как субъекте своей жизни и труда, на основе которой он строит взаимодействия с другими, относится к себе, осуществляет свою деятельность и поведение. Язык – стихийно возникшая в человеческом обществе и постоянно развивающаяся знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения личности, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи. Приложение 2 Словарь конфликтологических терминов Агрессия – индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе. Амбивалентность (чувств) – наличие «нежных» и враждебных чувств, одновременно испытываемых человеком по отношению к одному и тому же лицу. Антагонизм – непримиримое противоречие. Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности. Арбитр – третья сторона в конфликте. Блеф – тактический прием конфликтного противоборства; представляет собой демонстрацию реально не существующих сил и средств с целью запугивания оппонента. Вытеснение – перевод психического содержания из сознания в бессознательное и/или удерживание его в бессознательном состоянии. Поддерживается определенными бессознательными силами. Один из важнейших защитных механизмов, благодаря которому неприемлемые для Я желания становятся бессознательными. Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса в группе. Внутриличностный конфликт – представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление. Враждебность – психологическая установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению. Границы конфликта – внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников (субъектные границы); по территории, на которой происходит конфликт (пространственные границы); по продолжительности конфликта (временные границы). Групповая атрибуция – объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы – внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот. Групповые конфликты – представляют собой не что иное, как противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой группой. Групповые нормы – правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения. Групповые санкции – принятые в группе ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы. Диагностика конфликта – исследование конфликта с целью определения его основных характеристик. Динамика конфликта – ход развития конфликта по этапам и фазам. Инцидент — 1) внешнее открытое противоборство сторон, возникшее впервые; 2) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Институционализация конфликта – установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом. Интерес – то, что побудило участника конфликта занять свою позицию. Катарсис – термин введен Аристотелем как душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания. Употребляется в религиозном, эстетическом и психологическом значении как чувство «очищения» верующих после молитвы, облагораживание человека благодаря эстетическому переживанию, облегчение после психического напряжения. Катарсис — это освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов. В конфликтологии данное понятие означает освобождение от агрессивных импульсов путем направления их на различного рода эрзац-объекты (куклы-противники, участие в спортивной борьбе и др.). Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки. Комплекс – совокупность аффективно заряженных мыслей, интересов и установок личности, воздействие которых на актуальную психическую жизнь, как правило, бессознательно. Складывается главным образом в раннем детстве и обусловливает многие закономерности последующей психической жизни. Фрейдом выделяются Эдипов комплекс, комплекс кастрации, экскрементальный комиплеке и др. Комплекс кастрации (кастрационный комплекс) – комплекс, возникающий у ребенка в тесной связи с детским сексуальным развитием (сексуальными исследованиями детей и детскими сексуальными теориями). Основным проявлением К. к. у мальчика является возникающий под влиянием мнимых или реальных угроз со стороны взрослых страх потерять свой половой орган в качестве наказания за детский онанизм. У девочки К. к. состоит в своеобразном, появляющемся после открытия различия полов сплаве чувств страха и зависти к мужскому половому органу, определенных сексуальных фантазий и т. п. Конгруэнтность – адекватная реакция личности на конфликтную ситуацию. Консенсус – общее согласие по спорному вопросу; соглашение, которое устраивает обе конфликтующие стороны на основе взаимных уступок. Конфликт – отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами. Конфликтогены – слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту, вызывают возмущение, ярость, злость и другие отрицательные эмоциональные состояния. Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте. Лидер – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер). Лидерство – способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера. Маргиналы – неадекватные, не приспособившиеся к социальным условиям люди. Медиатор – профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта. Медиация – переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника-медиатора. Межличностные конфликты – это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми. Мотивы – истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту. Невроз – психически обусловленное расстройство, симптомы которого выражают в символической форме породивший его душевный конфликт (конфликт влечений), в частности сексуальных влечений и влечении «Я». Невроз страха – невроз, главным симптомом которого является свободный страх. Необходимые и достаточные условия конфликта – наличие противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий между субъектами социального взаимодействия, а также состояния противоборства между ними. Образ конфликтной ситуации – субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта. Поведение конфликтное – агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне. Позиция – то, о чем заявляют субъекты конфликта. Посредник – третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы. Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт. Предупреждение конфликта – деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта. Предупреждение конфликта может осуществляться в вынужденной и превентивной форме. Прогнозирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии. Проекция – осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей, побуждений и качеств на других. Противоборство – взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба. Разрешение конфликта – вид деятельности субъекта управления, связанной с завершением конфликта. Регрессия – реакция на ответственные ситуации «возвращением» к детским типам поведения, которые на той стадии были успешными. Регулирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Ригидность – отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке. Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе. Сверх-Я – высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняющая роль внутреннего цензора, совести и т. п. С–Я возникает с исчезновением Эдипова комплекса. Деятельность С–Я остается бессознательной. Соперничество – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением одержать победу над соперником. Сотрудничество – стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. Социальная напряженность – психологическое состояние людей (индивидов или групп), причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий. Статус – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень его авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким. Статус социальный – общее положение личности или социальной группы в обществе, определяемое совокупностью прав и обязанностей. Структура конфликта – совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему. Сублимация – отклонение энергии сексуальных влечений от прямой цели получения удовольствия и продолжения рода и направление ее к несексуальным (социальным) целям. Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т. д. Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции (Родитель, Взрослый, Ребенок). Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. Установка – готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации, определенному поведению, действию. Установка конфликтная – предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом. Уступка – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника. Уход – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника. Эдипов комплекс – характерная установка ребенка по отношению к родителям, которая складывается в фаллической фазе сексуального развития примерно между 3 и 4 годами. Назван по имени героя древнегреческой легенды царя Эдипа, который, не зная того, убил собственного отца и женился на собственной матери. Для мальчика обычно характерен позитивный Э. к. (любовь к матери и желание инцеста с ней и одновременно ревность и ненависть по отношению к отцу с желанием устранить его как соперника). Может развиться, однако, и негативный (обратный) Э. к. – любовь к отцу и ненависть к матери. Зачастую обе формы сочетаются и возникает амбивалентная установка по отношению к родителям. У девочки аналогичный комплекс (любовь к отцу и ненависть к матери) и обратный к нему называется комплексом Электры. Я – подструктура душевной жизни, выступающая посредником между Сверх-Я и Оно, индивидом и реальностью. Несет на себе функцию восприятия внешнего мира и приспособления к нему, стремится учесть и согласовать между собой требования реальности, Оно и Сверх-Я. Подчиняется принципу реальности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная 1. Аллахвердов В.М., Богданова С.И., Богданов В.А.Психология. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Гриф МО РФ., М., Проспект. - 2011. – 752 с. 2. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов СПб., Питер. - 2011 - 624 с. 3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2011. 4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., АСТ, Астрель. – 2010. 5. Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Гриф УМО по классич. университетскому образованию. Трикста, Академический проект. – 2011. 521 с. 6. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология личности. 2-е изд. Изд-во Феникс. – 2011. - 560 с. 7. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб., Питер. – 2011. – 589 с. 8. Колюцкий В.Н., Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для вузов. – 2011. 9. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2011. 10. Немов Р.С. Психология. М.: 2011. 11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2009.
Дополнительная: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2011. 2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб., 2010. 3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2010. 4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Социальная психология. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М., Academia 2011 – 224 c. 5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., Питер. – 2011. - 368 с. 6. Дружинин В.Н. психология. Учебник для вузов – СПб., Питер 2010. 7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., 2011. 8. Изард К. Психология эмоций. – СПб., 2010. 9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – М., 2011. 10. Ильин Е.П. Психология воли. – СПБ., 2011. 11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2011. 12. Карпов А.В. Психология труда. – М., Владос-пресс, - 2011. 352 с. 13. Конфликтология. Учебник для студентов вузов. Гриф МО РФ. Юнити. – 2011. - 543 с. 14. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 2011. 15. Лучинин А.С. История психологии. Конспект лекций. – М., 2008. 16. Майерс Д. Социальная психология. – СПб, 2010. 17. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 2010. 18. Немов Р.С. Общая психология. – М., 2011. 19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., Юрайт. – 2011. – 460 с. 20. Пиз А. Пиз Б. Новый язык телодвижений. – М., 2011. 21. Психология: Словарь /Под ред. А.В. Петровского. - М., 2010. 22. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб., Питер. 2011. – 224 с. 23. Тугушева Р.Х., Тугушев Р.Х., Зильберт Б.А. Общая психология. Учебник. – М., 2009. 24. Фрейд З. Психология бессознательного. – СПб, 2009. 25. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. – М., 2005. 26. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2010. 27. Щербатых Ю.В. Общая психология. – СПб., 2010.
Содержание
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |