Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познавательная сфера личности 4 страница

Читайте также:
  1. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 1 страница
  2. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 2 страница
  3. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 3 страница
  4. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 4 страница
  5. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 5 страница
  6. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 6 страница
  7. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 7 страница
  8. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 8 страница
  9. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 1 страница
  10. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 10 страница
  11. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 11 страница
  12. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 12 страница



Члены коллектива связываются друг с другом, прежде всего, функционально на основе выполнения единой профессиональной деятельности. Служебно-деловые связи соединяют членов коллектива как исполнителей определенных функций.

Служебно-функциональные роли персонала и связи между ними образуют профессиональную деятельностную структуру коллектива.

Коллектив высокого уровня развития характеризуется, прежде всего, стабильностью, профессиональной и социально-психологической устойчивостью, которая обуславливается сплоченностью членов коллектива. А сплоченность, в свою очередь, является следствием приверженности сотрудников к одним и тем же нравственным ценностям, деловому (служебному) единству и личной дружбе.

 


8.6. Психология коллектива– это сложная совокупность внутриколлективных социально-психологических процессов и явлений, одна из сторон его духовной жизни
Структурные компоненты психологии коллектива
  Явления, возникающие в коллективе
Взаимоотношения
Авторитет
Подражание
Соревнование
Коллективное мнение
Самоутверждение
Другие явления
Внутриколлективные традиции, обычаи, нормы
Коллектив-ные цели, устремления, мотивы
Коллективные настроения, чувства
Конформизм, психологическая совместимость, психологическое заражение, эмпатия, внушение, идентификация, самоутверждение, толерантность и др.


пояснения

Групповую психическую активность, а также ее духовные результаты обычно называют коллективной психологией.

Общественное (коллективное) мнение – это совокупность оценочных суждений, в которых выражается отношение коллектива к различным событиям в жизни общества и коллектива и которые влияют на поведение коллектива и всех его членов. Коллективные настроения – это совместные переживания тех или иных событий, фактов общественной жизни, а также сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время всем коллективом или его частью и влияющие на его жизнь и деятельность. Традиции коллектива – это установившиеся в коллективе строго определенные отношения, соблюдение которых становится коллективной потребностью. Психологическое подражание – сознательное следование примеру, образцу; копирование определенных действий или поведения. Внушение – воздействие на сознание и поведение при помощи слова; принятие каких-либо постулатов, не требующих аргументированного доказательства их необходимости; принятие на веру без доказательств. Конформизм – внешнее согласие с коллективом при внутреннем расхождении с его позицией. Приспособление-крайняя форма конформизма. Эмпатия – умение (способность) проникнуться чувством к другому; испытать такие же чувства, как и другой человек. Идентификация – полное или частичное отождествление себя с другими членами коллектива. Самоутверждение - стремление занять и удержать в коллективе определенную позицию, которая обеспечивала бы данной личности уважение, признание ее достоинств и авторитета. Психологическое заражение – неосознанная, непроизвольная подверженность поведению, настроению, психологическому состоянию других людей.




Тема 9.Психология общения

Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве.

Л.А. Фейербах

Ни для кого не секрет, что межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим.

Е. Мелибруда

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».

А. де Сент-Экзюпери

 

Искусство общения, знание психологических особенностей взаимоотношений и применения психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек»: политикам, педагогам, сотрудникам милиции и многим другим.

Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.

Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: Философия, психиатрия, психология, этиология, социология, информатика. Каждая из них вкладывает в понятие «общение» свое содержание.

Сложность достижения единства в понимании того, что же такое общение, с одной стороны связана с его вездесущностью, а с другой стороны, попытки охватить всевозможные составляющие понятия «общение» приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием.

В системе взаимосвязи человека с другими людьми выделяют три функции, такие как информационно-коммуникативная, регуляционно – коммуникативная и аффективно – коммуникативная.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.

Существуют различные правила, приемы и техники конструктивного общения. Однако любой прием предполагает не механическое его выполнение, а адекватность его использования «здесь и сейчас».

Сколько бы техник общения мы ни знали, важно, прежде всего, помнить, что общение – особое, тонкое мастерство.


Средства общения
Вербальная
Невербальная
Речь
Устная
Письменная
Кинесика
² -Мимика; ² Жестикуляция; ² Пантомимика
Проксемика
Такесика
Контакт глаз
- Зоны общения: - -Интимная; - -Персональная; - -Социальная; - -Публичная
9.1. Общение – это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности (по А.А. Реан)
Внешняя
Внутренняя
² поглаживания; ² похлопывания
Структура общения
Когнитивный
Аффективный
Поведенческий
Виды коммуникации
Ольфактор-ные
Приятные и неприятные запахи, запах человека.


пояснения

Общение является важнейшей категорией психологической науки.

Кинесика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движения мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела – позы, осанку, поклоны, походку.

Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.

Проксемика (пространственная и временная организация общения) исследует расположение людей в пространстве при общении; выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте: 1. интимная зона (15-45 см); 2. личная, или персональная зона (45-120 см); 3. социальная зона (120-400 см); 4. публичная зона (свыше 4000 см).

Ольфакторные средства учитывают запахи окружающей среды; естественный и искусственный запахи человека.

Непосредственное общение (здесь и сейчас) самая древняя форма общения.

Опосредованное общение можно рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств.

Межличностное общение - связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей.

Межперсональное общение – участниками общения являются конкретные личности.

Ролевое общение – определяется ролью, которую человек исполняет.


9.2. Общение
Функции общения
Типы межличностного общения
Прагматическая
Формирующая
Подтверждения
Организация и поддержание межличностных отношений
Внутриличностная
Императивное
Манипулятивное
Диалогическое
Ошибки общения
Эффект проекции
Эффект средней ошибки
Эффект порядка
Эффект ореола
Стратегии поведения во взаимодействии:
1. Сотрудничество; 2. Противодействие; 3. Компромисс; 4. Уступчивость; 5. Избегание.

пояснения

При кратковременных контактах люди обычно опираются на сложившиеся эталоны восприятия. Отождествляя собеседника с определенным эталоном на основе некоторых общих признаков между ними, мы приписываем ему одновременно и множество других черт, которые, по нашему опыту, обычно встречаются у людей такого типа.

Восприятие людей с опорой на эталоны, стереотипы связано с целым рядом типичных ошибок и так называемых «эффектов».

1. Эффект проекции – приятному собеседнику люди склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки, т.е. наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у них самих.

2. Эффект средней ошибки – тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

3. Эффект ореола – когда человека начинают считать выдающимся во всех отношениях после первой удачи или, наоборот, считать ущербным во всех отношениях после неудачи.

4. Эффект порядка – когда при противоречивой информации о человеке после первой встречи большой вес придается данным, полученным вначале (при общении со старыми знакомыми, наоборот, больше доверяется последним сведениям).

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.

Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению

Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция организации и поддержания межличностных отношений связана с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо позитивных, либо негативных по своему знаку.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь).


Тема 10. Психология конфликта

Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды.

Конфуций

Кто раздувает пламя ссоры и ворочает головни, тот не должен жаловаться, если искры попадают ему в лицо.

Б. Франклин

…если задаться целью найти дефиницию, которая не противоречила бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт, она звучала бы абсолютно бессодержательно: конфликт – это столкновение чего-то с чем-то.

Ф.Е. Василюк

 

Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.

Нет необходимости говорить о том практическом интересе, который связан с работой с конфликтами. Вся практическая психология с ее разнообразными современными формами работы, так или иначе, связана с проблемами психологических трудностей человека, в том числе переживаемых и в виде конфликтов.

Поэтому, чтобы компетентно ответить на вопросы: «Что это за конфликт, в который я угодил?», «Какова его причина?» и самое главное - «Что мне делать?»,- нужны систематические знания и сумма умений работы с конфликтом

Конфликты невозможно запретить, но ими можно управлять, используя для этого эффективные методики поведению деловую устойчивость и убедительность в общении.

К основным видам социальных конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями.

Теоретическое и практическое значение конфликтологиив том, что ценность любой теории заключается в способности описывать то или иное явление общественной жизни, вскрывать его структуру и механизмы функционирования, прогнозировать его развитие. Современная теория конфликта во многом продвинулась вперед и сегодня в определенной степени обеспечивает решение как научно-прикладных, так и практических проблем изучения и улаживания конфликтов.

Конфликты играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человечества в целом. В России на любом этапе ее развития конфликты оказывали решающее влияние на судьбу страны. Конфликты являются основной причиной гибели людей. Для того чтобы грамотно вести себя в конфликтах, человек должен знать закономерности их возникновения, развития и разрешения. Конфликтология может сохранить здоровье, благосостояние и даже жизнь миллионам россиян, ежегодно несущим огромный ущерб в результате деструктивных последствий внутриличностных и социальных конфликтов.

Социальный конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов и сопровождающийся переживанием ими негативных эмоций по отношению друг к другу.

Внутриличностный конфликт – тяжело переживаемое психическое состояние, вызванное затянувшейся борьбой мотивов, влечений, ценностей, отражающих противоречивые связи с со­циальной средой и задерживающее принятие решения.

Объектом конфликтологии являются конфликты в целом, а предметом – закономерности их возникновения, развития и завершения.

Свой специфический предмет находят в конфликте одиннадцать наук: военные науки, искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политические науки, правоведение, психология, социобиология, социология и философия.

Основными целями отечественной конфликтологии сегодня являются: исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки, развитие на этой основе конфликтологической теории; создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе; организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.

В конфликтологии используются различные методы, которые применяются на основе определенных методологических принципов и конкретного учета особенностей изучаемого объекта, целей и задач совместной деятельности.

 


10.1. Конфликтология–наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.
конфликтология
объект конфликта
предмет конфликта
методологические принципы конфликтологии:
общенаучные принципы конфликтологии:
междисциплинарности
преемственности
эволюционизма
личностного подхода
поиска скрытого содержания конфликтов
развития
системного подхода
всеобщей связи
объективности
конкретно-исторического подхода
единства теории и практики

пояснения

Объектом конфликтологии являются конфликты в целом.

Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приемы управления ими.

Принцип междисциплинарности ориентирует конфликтолога на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии. Принцип преемственности требует максимально полного знания конфликтологом всего основного в той науке, которую он представляет. Принцип эволюционизма ориентирует на учет основных закономерностей эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании. Принцип личностного подхода формулируется как необходимость учета особенностей конкретного человека. Принцип поиска скрытого содержания конфликтов ориентирует конфликтолога на изучение не только доступной информации, но и скрытых глубинных причин конфликта. Принцип развития требует при изучении конфликтов выявлять тенденции в их эволюции. Принцип всеобщей связи ориентирует на то, что изучая конфликт, нельзя ограничиваться рассмотрением только отдельных элементов. Принцип диалектического единства теории и практики раскрывает диалектику движения знания к истине. Принцип системного подхода ориентирует конфликтолога в методологии поиска причин позитивных и негативных тенденций в развитии того или иного конфликта. Принцип конкретно-исторического подхода показывает необходимость учета в процессе изучения конфликтов всех конкретных условий их развития. Принцип объективности требует минимизировать влияние личных и групповых интересов, установок, других субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов. Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, каковы они есть.


Структура конфликта (по С. М. Емельянову)
П Предмет конфликта
P1
ОК1
Р2
ОК2
S1
М1
S2
М2
S1 и S2 – стороны конфликта (субъекты конфликта); П – предмет конфликта; ОК1 и ОК2 – образы предмета конфликта (конфликтной ситуации); М1 и М2 – мотивы конфликта; Р1 и Р2 – позиции конфликтующих сторон.
10.2. Конфликт–это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.д.).

пояснения

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Признаки:

1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.

2. Конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.д.). Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления к) конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.

Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то, из-за чего возникает конфликт.

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или негативно поддерживающие конфликтующих.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.


10.2. Классификация конфликтов– научный метод, заключающийся в разъединении всего множества изучаемых объектов и последующем их объединении в группы на основе какого-либо признака
Конфликты с участием человека
социальные
внутриличностные
межличностные
между «хочу» и «хочу»
между «хочу» и «не могу»
между «хочу» и «нужно»
между «могу» и «не могу»
между «нужно» и «не нужно»
между «нужно» и «не могу»
между личностью и группой
между малыми социальными группами
между средними социальными группами
между большими социальными группами
межгосударственные
между коалициями государств
между отдельными государствами

пояснения

Классификация конфликтов необходима для сравнительного изучения их существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации и т.д. основная задача классификации – выявить те системные признаки, которые уже объективно существуют во всем множестве конфликтов.

Основные виды классификации:

Типология – в ее основе лежит существенный признак конфликта. Это наиболее ценный и сложный вид классификации. В результате типологии выделяется ряд типов конфликта.

Систематика – приведение в систему представлений о некоторой совокупности конфликтов. Основанием для классификации служит менее существенный признак конфликта, нежели тип.

Таксономия – теория классификации и систематизации деятельности, имеющей обычно иерархическое строение.

Основной объект конфликтологии составляют несколько видов социальных конфликтов.

Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т. д.), представленные в сознании индивида соответствующими переживаниями.

Межличностный конфликт – это, как правило, производное от психического состояния, поведения конфликтующих и ситуации, в которой они находятся


10.3. Внутриличностный конфликт –это острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.
    Подходы к пониманию внутриличностного конфликта (по А.И. Шипилову
  психоанализ
гуманистическая психология
когнитивная психология
  логотерапия
  интеракционизм
  психосинтез
отечественная психология
  бихевиоризм

пояснения

В зарубежных исследованиях внутриличностный конфликт рассматривается исходя из понимания личности, которое сложилось в рамках определенной психологической школы.

Психоанализ делает акцент на его биопсихологической трактовке: столкновение желаний (З. Фрейд); регресс на более низкий уровень психики (К. Юнг); столкновение стремлений к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей» (К. Хорни).

Бихевиоризм – плохая привычка, результат ошибочного воспитания (Д. Скинер); фрустрация (Н. Миллер, Дж. Доллард).

Гуманистическая психология – противоречие между осознанными, но ложными самооценками (К. Роджерс); нереализованная потребность человека в самоактуализации (А. Маслоу).

Когнитивная психология – когнитивный диссонанс как негативное состояние в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний (Л, Фестингер).

Логотерапия – потеря смысла жизни (В. Франкл).

Интеракционизм – конфликт ролей (А. Голднер).

Психосинтез – острые противоречия внутри личности, снижающие цельность «Я» (Р. Ассаджиоли).

Отечественная психология видит внутриличностный конфликт как столкновение двух сильных, но противоположно направленных тенденций (А. Лурия); «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности» (В. Мерлин); столкновение двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей (Ф. Василюк).

Сферы внутриличностного конфликта: когнитивная, эмоциональная, поведенческая, интегративные показатели.

Сложный внутренний мир личности и актуализация этой сложности
Высокий уровень развития чувств и ценностей
Сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов личности
Сложно организованная и развитая познавательная структура
Внешние условия. Возникают затруднения в удовлетворении каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности
Внутренние условия. Сводятся к противоречию между различными сторонами личности
10.4. Условия возникновения внутриличностных конфликтов





Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 81; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.196.2.131
Генерация страницы за: 0.014 сек.