Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познавательная сфера личности 1 страница




 

У каждого человека свое умение видеть, думать и чувствовать. Нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение.

 

Ж.-Ж. Руссо

Умей понять психологические качества других людей, и тогда ты поймешь, что представляют собой их внутренний мир.

Лопе де Вега

 

Психические процессы являются основным способом существования психического. Они предельно пластичны и динамичны. Исходя из функциональной необходимости обеспечения деятельности человека, выделяют познавательные (обеспечение предметности деятельности), эмоциональные (обеспечение субъективности деятельности) и волевые (обеспечение активности деятельности) процессы.

Психические процессы, выступающие в качестве первичных регуляторов поведения человека, генетически и функционально являются начальным этапом его психической деятельности. Они имеют определенное начало, течение и конец. На их основе возникают психические состояния, формируются психические образования, проявляются свойства личности, приобретается жизненный опыт.

К психическим процессам относят познавательные процессы – ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление и речь.

Каждый из этих психических процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы в каждый данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на каком-то экране, а именно как мир, находящийся вне нас.

Несмотря на то, что с помощью органов чувств в каждый данный момент мы воспринимаем только часть пространства, мы знаем, что пространство окружающего нас мира целостно и непрерывно.

С помощью этих процессов человек отражает объективный мир и ориентируется в нем. Нормальное функционирование познавательных процессов представляет собой важную предпосылку эффективности учебной и профессиональной деятельности. Эти процессы присущи каждому человеку и различаются своими качественными характеристиками.

Образы окружающего мира представляют собой сложнейшие психические образования, в их формировании принимают участие различные психические процессы, значение которых в структуре целостного образа можно выявить лишь путем искусственного расчленения этого образа на составные части, а также при нарушениях протекания этих процессов.

Принятое в психологии деление единого психического процесса на отдельные познавательные процессы (ощущение, восприятие и др.) является, таким образом, условным.

В совокупности они представляют своеобразную пирамиду процессов, в основе которой лежит первоисточник завершенного образа – ощущение.

 


 

 

4.1. Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы
Свойства ощущений
Адаптация
Контраст
Пороги ощущений
Сенсибилизация
Последовательные образы
Возникновение ощущений
Физический процесс
Физиологический процесс
Психический процесс
Раздражение
Орган ощущений
Возбуждение
Центр в коре головного мозга
Синестезия

пояснения

Адаптация – повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.

Контраст – явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

Пороги ощущений:

Нижний порог ощущения – та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения.

Верхний порог ощущения – та максимальная величина раздражителя, сверх которой раздражение перестает ощущаться.

Разностный порог ощущения (порог различения) – та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить.

Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

Последовательные образы – это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.

Синестезия – возникновение ощущения в одном анализаторе при воздействии на другой анализатор.

Физиологической основойощущений является деятельность анализаторов. Действуя на воспринимающий орган (рецептор), различные раздражения (цвет, звук, прикосновение, движение и др.) вызывают в нем возбуждение.


4.2. Восприятие – это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств
Виды восприятия
Пространства
Времени
Движения
Человека
Осмысленность
Апперцепция
Константность
Целостность
Предметность
Избирательность
Свойства восприятий   восприятий  
Обобщенность

Пояснения

Восприятие возникает как результат одновременно действующих комплексных раздражителей и функционирует как следствие осуществляемой тогда же согласованной деятельности нескольких анализаторов, которая протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

Избирательностьвосприятия – это направленность восприятия, определяемая опытом личности. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.

Предметностьвосприятия – это отнесение сведений о внешнем мире к объектам этого мира. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.

Апперцепция– это зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т. д.

Константностьвосприятия – это постоянство в восприятии, которое обусловлено знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

Целостностьвосприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

Обобщенностью восприятия называют отнесение единичных объектов к определенному классу объектов, однородных с ним по какому-либо признаку.


4.3. Представления – это образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений
Функции представлений
Сигнальная
Настроечная
Регулирующая
Особенности представлений
Высокая степень осмысленности
Схематичность
Привязанность к конкретным условиям
Обобщенность образов
Утонченность образов
Относительная полнота образов
Физиологические основы
«Следы» в коре больших полушарий головного мозга после реальных возбуждений центральной нервной системы

пояснения

Сущность сигнальной функциипредставлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации о нем, которая впоследствии под влиянием конкретных воздействий превратилась в систему сигналов, управляющих нашим поведением.

Сигнальная функция представлений становится наиболее действенной при появлении динамического стереотипа корковых процессов. Считая наши представления первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность, И. П. Павлов показал, что они складываются по механизму условного рефлекса.

Регулирующая функцияпредставлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

Настроечная функцияпредставлений проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.

Действенность этой функции состоит обеспечении определенного тренирующего эффекта двигательных представлений.

Физиологическую основупредставлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной пластичности центральной нервной системы.


 

 

4.4. Память-это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания
Процессы
Запоминание
Воспроизведение
Сохранение
Забывание
Наглядно-образная
Двигательная
Словесно-логическая
Эмоциональная
Механическая
Логическая
Виды памяти
Физиологические основы
Следы бывших ранее нервных процессов, сохранившиеся в коре головного мозга
Запечатление

пояснения

Память– это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем, для того чтобы можно было жить в будущем.

Запечатление – это как кратковременное, так и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд.

Запоминание – сохранение в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.

Сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.

Воспроизведение – активизация закрепленного ранее содержания психики. Формами воспроизведения являются узнавание и припоминание.

Забывание – это процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможностей припоминания и воспроизведения заученного материала.

Различают следующие виды памяти:

Наглядно-образную память – на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т. п. образы.

Словесно-логическую память – на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

Двигательную память – на движения.

Эмоциональную память – на переживания.

Физиологической основойпамяти являются следы имевших место ранее нервных процессов, сохраняющиеся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы.


4.5. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или деятельности при одновременном отвлечении от других объектов или явлений.
Свойства внимания
Виды внимания
Устойчивость
Распределение
Концентрация
Объем
Переключение
Колебание
  Непроизвольное
  Произвольное
  Послепроизвольное

пояснения

Концентрация внимания – это способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

Распределение внимания – это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций,

Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости.

Переключение внимания – это способность последовательно переходить от одного вида деятельности к другому, сохраняя высокую степень концентрации сознания на выполняемой деятельности.

Устойчивость внимания – измеряется периодом, в течение которого человек может быть сосредоточен на каком-либо объекте или виде деятельности.

Непроизвольное внимание возникает стихийно, для его возникновения не требуется волевых усилий. При непроизвольном внимании человек не ставит перед собой цели на чем-то сосредоточиться и не прикладывает для этого волевые усилия. Причиной такого внимания является новизна, яркость, сила, значимость раздражителя.

Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного внимания, характеризуется усилением интереса человека и ослаблением его волевых усилий.


4.6. Воображение– это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, на основе переработки, мысленной реконструкции представлений, имеющихся в опыте человека  
Функции воображения
Представление действительности в образах
Регуляция эмоциональных состояний
Преобразование действительности
Планирование и программирование деятельности человека
Формирование внутреннего плана действий человека
  Виды воображения
Активное
Пассивное
Преднамеренное
Творческое
Непреднамеренное
Антиципирующее
Воссоздающее
Участие в управлении психическими и физиологическими процессами

пояснения

Функции воображения. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая различные возникающие задачи.

Вторая – состоит в регулировании эмоциональных состояний.

Третья – связана с его участием в управлении другими психическими и физиологическими процессами, в частности волей, вниманием, памятью, речью, переживаниями.

Четвертая – состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятая – планирование и программирование деятельности, составление определенных программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Шестая – преобразование действительности, т.е. преобразование опыта для построения образов будущего.

Активное воображение, как правило, направлено в будущее и представляет собой процесс решения творческой или личностной задачи.

Пассивное воображение направлено на создание образов, отвечающих внутренним потребностям личности.

Воссоздающее воображение – это процесс создания образов, на основе описания.

Творческое воображение участвует в процессе самостоятельного создания человеком новых образов и идей, представляющих ценность для других людей и общества в целом.

Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвидеть результаты своей работы.


 

4.7. Мышление-это социально обусловленный, непрерывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности
Мыслительные операции
Формы мышления
Виды мышления
Методы мышления
Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация
Понятие, суждение, умозаключение, рассуждение
Наглядно-действенное, образное, отвлеченное
Индукция, аналогии, дедукция
Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе. И.П. Павлов
Не мыслям надобно учить, а мыслить. И. Кант

пояснения

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Синтез - это мыслительная операция, позволяющая переходить от частей к целому. Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом.

Абстрагирование – это мыслительная операция, основанная па отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Конкретизация – это движение мысли от общего к частному. Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичное» сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. Наглядно-действенное мышление – это мышление, непосредственно включенное в деятельность. Образное мышление – это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Отвлеченное мышление – это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются. Методы мышления.

Индукция – это метод мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедукция – это метод мышления, осуществляющегося в порядке, обратном индукции. Аналогия – этот метод мышления имеет место тогда, когда вывод делается на основе сходства предметов, явлений, обстоятельств.


 

4.8. Речь – это процесс использования языка в целях общения людей
Свойства речи
Выразитель-ность
Воздействен-ность
Понятность
Содержатель-ность
Поучение
Наставление
Просьба
Приказание
Инструкции
Совет
В общении
В мышлении
Функции речи
Виды речи
Устная
Письменная
Внутренняя
Внешняя
Приказ
Команда

пояснения

Речьюназывается процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

Речь имеет свои свойства.

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделением слов с помощью логического ударения (т. е. интонационным рисунком).

Выразительность речи связана с эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Действенность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Функции речи:

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.

 

Виды речи.

Внешняя речь реализуется в четырех речевых процессах: письме, чтении, говорении и аудировании.

Устная речь – это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой. Устная речь существует в форме монолога, диалога и полилога

Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли.

Диалогическая речь – это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников.

Письменная речь – это речь посредством письменных знаков.

Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Язык – система знаков для передачи, приема и использования информации.

 


 

Тема 5. Эмоционально-волевая сфера личности

 

Эмоции и чувства - это своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-то факторов в жизни данного человека.

П. К. Анохин

Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, — это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения.

И. М. Сеченов

 

Мир психических явлений включает не только познавательные, но и эмоциональные и волевые процессы, которые делают его более насыщенным и многообразным.

Эмоции и чувства играют большую роль в жизни и деятельности человека. Они обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности.

Как психические процессы, чувства и эмоции обладают своими особенностями: они субъективны; вызывают удовольствие или неудовольствие; отражают характер взаимодействия организма со средой; они многообразны; вызывают успокоение или возбуждение. Источником возникновения эмоций и чувств является сама объективная действительность, соответствие или несоответствие предметов и явлений потребностям и целям личности.

Как и все психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воздействием каких-либо раздражителей. Эмоции могут проявиться также и в результате внутренних раздражений, возникающих в организме.

В возникновении и протекании эмоций у человека важную роль играют механизмы второй сигнальной системы. Они приобретают значение высшего коркового регулятора эмоциональных переживаний и их проявлений. Благодаря второй сигнальной системе изменяется характер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмоциональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями.

Волевые психические процессы выражают сосредоточение психических и физических усилий или всего потенциала человека на каком-либо объекте или достижении своей цели. Они раскрываются через способность человека управлять своим поведением, мобилизовать свои силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели.

Не любые действия человека являются волевыми. Действия, не связанные с сознательной постановкой цели и преодолением трудностей, являются непроизвольными. Произвольные действия всегда предполагают осознание цели, представление тех операций, с помощью которых она может быть достигнута. Это сознательные действия, направленные на определенную цель и связанные с преодолением трудностей, стоящих перед человеком на пути к цели.

Особую роль в психике, ее проявлении, развитии и совершенствовании играют психические состояния являющиеся совершенно самостоятельными психологическими феноменами со своими функциями.

Психические состояния отражают внутренний ритм и биологические потенциалы человека, которые окрашивают его деятельность определенным фоном, нацеливают на определенную активность. Каждый компонент психики (познавательный, эмоциональный, волевой) по-разному представлен в том или ином состоянии. Свое название психическое состояние получает от ведущего компонента: эмоциональное состояние (радости, печаль и т.д.), волевое состояние (решительности, настойчивости и т.д.). Жизнь человека есть смена одного состояния другим. Состояние человека есть тестирующий фактор жизненной ситуации, которая возникла в данный момент времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.