КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение о природе
Гносеология Стремление к знанию как таковому – вот, что направляет людей к мудрости. Существует пирамида (лестница) мудрости, начало которой – чувственные восприятия вещей, вершина – знание первых причин и начал вещей, т.е. знание бытия как такового. Пирамида мудрости: 1. Чувственные восприятия (начало мудрости; созерцательное состояние души; знание единичного, случайного); 2. Опыт (умение действовать на основании знания единичного и случайного; деятельное состояние души, но без знания причин); 3. Искусство (знание преходящих причин искусственно изготовляемых вещей); 4. Наука (знание необходимых, вечных причин); 5. Первая наука (первая философия; высшая, «божественная» мудрость; знание первых причин и начал существующего, самое истинное знание, доступное только мудрецам). Определение первой философии: «Итак, из всего сказанного следует, что имя мудрости необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины». Как высшая мудрость философия делится на теоретическую (созерцательную) и практически-творческую. Теоретическая философия делится далее на первую (о первом бытии), вторую (о природе) и математику; практически-творческая – на науки, основанные на преобразовательной деятельности человека.
В отличие от первой философии физика имеет дело с природой – движущимся и телесным бытием. Природа – все, «что имеет в самом себе начало движения и покоя, будь то в отношении места, увеличения и уменьшения или качественного изменения». Так как научное знание – знание причин и начал, то и «в науке о природе надо попытаться определить прежде всего то, что относится к началам». У природы не может быть одного начала, единого, неподвижного и не способного что-либо двигать (как у Парменида), ибо природа, как убеждает наблюдение, вся находится в движении. У природы не может быть бесконечно много начал (как у Анаксагора), т.к. в силу непознаваемости бесконечного по качеству и количеству непознаваемой становится и природа. Двух противоположных начал для познания природы также недостаточно, т.к. противоположности несовместимы и не превращаются друг в друга. Может изменяться лишь субстрат от одного противоположного состояния к другому «Ведь не любовь соединяет вражду и делает из нее что-нибудь и не вражда из любви, но обе действуют на нечто иное, третье». У природы – три начала: 1. То, что изменяется, – субстрат (способный изменяться); 2. То, из чего возникает, – состояние потенциальной лишенности формы (первая противоположность); 3. То, во что изменяется, – состояние актуального наличия формы (вторая противоположность). Случайность не может быть предметом научного исследования. Она возникает либо по внутренней причине, тогда это – самопроизвольное зарождение, или по внешней, тогда это совпадение. Общей причиной случайности является сопротивление материи принятию формы. В исследовании природы вопрос о движении наиважнейший, «Ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы». Движение есть: - «Действительность существующего в возможности, поскольку последнее таково», т.е. превращение одной из возможностей действительности в новую действительность; - Изменение от одной противоположности (потенциального состояния) к другой (актуального состояния). - Изменение местоположения (перемещение в пространстве). Общая причина движения – лишенность материи формы; следовательно, всякое движение – некоторое изменение, вызванное приобретением материей какой-либо формы. Новая форма должна соответствовать потенции вещи. Цель изучения природы – причины движения, содержащиеся в самих вещах. Таких причин четыре – материальная (отвечает на вопрос “Из чего сделана эта вещь?”), формальная (отвечает на вопрос “Что это за вещь?”), действующая (отвечает на вопрос “Кто или что сделал эту вещь?”) и целевая (отвечает на вопрос “Ради чего сделана эта вещь?”).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |