Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о природе




Гносеология

Стремление к знанию как таковому – вот, что направляет людей к мудрости. Существует пирамида (лестница) мудрости, начало которой – чувственные восприятия вещей, вершина – знание первых причин и начал вещей, т.е. знание бытия как такового.

Пирамида мудрости:

1. Чувственные восприятия (начало мудрости; созерцательное состояние души; знание единичного, случайного);

2. Опыт (умение действовать на основании знания единичного и случайного; деятельное состояние души, но без знания причин);

3. Искусство (знание преходящих причин искусственно изготовляемых вещей);

4. Наука (знание необходимых, вечных причин);

5. Первая наука (первая философия; высшая, «божественная» мудрость; знание первых причин и начал существующего, самое истинное знание, доступное только мудрецам).

Определение первой философии:

«Итак, из всего сказанного следует, что имя мудрости необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины».

Как высшая мудрость философия делится на теоретическую (созерцательную) и практически-творческую. Теоретическая философия делится далее на первую (о первом бытии), вторую (о природе) и математику; практически-творческая – на науки, основанные на преобразовательной деятельности человека.

 

В отличие от первой философии физика имеет дело с природой – движущимся и телесным бытием.

Природа – все, «что имеет в самом себе начало движения и покоя, будь то в отношении места, увеличения и уменьшения или качественного изменения».

Так как научное знание – знание причин и начал, то и «в науке о природе надо попытаться определить прежде всего то, что относится к началам».

У природы не может быть одного начала, единого, неподвижного и не способного что-либо двигать (как у Парменида), ибо природа, как убеждает наблюдение, вся находится в движении.

У природы не может быть бесконечно много начал (как у Анаксагора), т.к. в силу непознаваемости бесконечного по качеству и количеству непознаваемой становится и природа.

Двух противоположных начал для познания природы также недостаточно, т.к. противоположности несовместимы и не превращаются друг в друга. Может изменяться лишь субстрат от одного противоположного состояния к другому

«Ведь не любовь соединяет вражду и делает из нее что-нибудь и не вражда из любви, но обе действуют на нечто иное, третье».

У природы – три начала:

1. То, что изменяется, – субстрат (способный изменяться);

2. То, из чего возникает, – состояние потенциальной лишенности формы (первая противоположность);

3. То, во что изменяется, – состояние актуального наличия формы (вторая противоположность).

Случайность не может быть предметом научного исследования. Она возникает либо по внутренней причине, тогда это – самопроизвольное зарождение, или по внешней, тогда это совпадение. Общей причиной случайности является сопротивление материи принятию формы.

В исследовании природы вопрос о движении наиважнейший,

«Ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы».

Движение есть:

- «Действительность существующего в возможности, поскольку последнее таково», т.е. превращение одной из возможностей действительности в новую действительность;

- Изменение от одной противоположности (потенциального состояния) к другой (актуального состояния).

- Изменение местоположения (перемещение в пространстве).

Общая причина движения – лишенность материи формы; следовательно, всякое движение – некоторое изменение, вызванное приобретением материей какой-либо формы. Новая форма должна соответствовать потенции вещи.

Цель изучения природы – причины движения, содержащиеся в самих вещах. Таких причин четыре – материальная (отвечает на вопрос “Из чего сделана эта вещь?”), формальная (отвечает на вопрос “Что это за вещь?”), действующая (отвечает на вопрос “Кто или что сделал эту вещь?”) и целевая (отвечает на вопрос “Ради чего сделана эта вещь?”).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.