КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия жизни
Фридрих Ницше (1844-1900) – немецкий философ, творческий последователь Шопенгауэра. Сделал жизнь и волю к власти основным объектом философского анализа. Главные произведения – «Так говорил Заратустра» (1885), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Антихрист» (1888), «Воля к власти» (1901), Философия Ницше может быть отнесена к субъективному идеализму и иррационализму, в ней нет строгой академической системы, равно как нет и определенного метода исследования. Это набор переживаний, дионисийское начало человека, выраженное в форме многозначных, часто двусмысленных афоризмов, ибо нет однозначной истины в этом мире, поскольку сама жизнь иррациональна. Реальный мир, в котором живет человек – это хаос, в нем нет никакой закономерности, никаких законов, есть только некие изменения. Мир есть постоянное становление, и как таковое содержит в себе противоречия, конфликты, трагедии, дисгармонии. Жизнь человека в этом мире трагична.
Искусство, а не наука или мораль, объясняет трагичность бытия. Все есть результат столкновения двух непримиримых начал – аполлоновского и дионисийского. Аполлоновское начало – все, что ограничивает дисгармонию мира (причинные связи, мера, гармония, культура, мораль). Дионисийское начало – спонтанная сила, источник дисгармонии мира. Воля к жизни, власти, к сверхчеловеку начинается с осознания в себе дионисийского начала и решительного избавления от всего, что ему противодействует – прежде всего традиционных моральных [христианских] ценностей. Сверхчеловек стоит «по ту сторону добра и зла», он – творец своих моральных норм. Мир – вечное становление, бессмысленное повторение и возвращение. Познание и наука не указывают правильного смысла жизни. «…в мире ничто не свершается божественным путём, ни даже по человеческой мере - разумно, милосердно или справедливо: нам известно, что мир, в котором мы живём, небожествен, неморален, «бесчеловечен», — мы слишком долго толковали его себе ложно и лживо, в угоду нашему почитанию и, значит, в угоду некоей потребности»[62].Жизнь имеет лишь один смысл - волю к власти. «Живое существо прежде всего старается проявить свою силу - сама жизнь есть воля к власти: самосохранение есть только одно из косвенных и многочисленных следствий этого»[63]. «Жизнь не имеет иных ценностей, кроме степеней власти – если мы предположим, что сама жизнь есть воля к власти»[64]. «Всюду, где было живое, обнаруживал я волю к власти; и даже в повиновении слуги находил я стремление быть господином»[65]. Жизнь как постоянное возвращение требует переоценки ценностей и оправдания появления новой и высшей ценности – сверхчеловека. Сверхчеловек – тот, кто способен преодолеть раскол самого себя на «жалкого и слабого человека» и «великого и изумительного Бога», понять, что «Бог умер», и самостоятельно создавать свои собственные ценности и правила поведения.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |