КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Феноменология
Феноменологическая установка на поиск истины о человеке во многом строилась на критике господствующего для XIX века идеала научного мышления – позитивизме. Основоположник феноменологической философской школы XX столетия Эдмунд Гуссерль (1859-1938 гг.) считал, что раньше понять человека было нужно, чтобы проникнуть к основаниям науки; теперь – исследовать науку в историческом развитии нужно, чтобы понять человека. С точки зрения феноменологии, основной объект философского исследования – это научное знание и познание. Цель – построить науку о науке. Основная проблема теории познания – вопрос об «объективности» познания. Именно эти положения феноменологии попали в поле зрения философов начала века. Гуссерль расценивается как создатель строго рационалистического учения, одним из главных принципов которого было удаление из сферы философии таких проблем, как вопросы о существовании внешнего мира, о человеческом существовании, о реальном познании и т. д. Философии, по Гуссерлю, принадлежит особая сфера исследований: трансцендетальный (выходящий за пределы опыта) мир «чистого» сознания, мир феноменов (все явления сознания, которые могут восприниматься). Речь идет не о реальном человеческом сознании, неразрывно связанном с внешним миром, а о «чистом» сознании, представляющем собой сверхчеловеческое, абсолютное бытие. Важнейшую роль в феноменологии играет понимание сущности, которая отделена от существования и представляет собой идеальный мир наших познавательных переживаний. Знание сущности, или феноменов, достигается не путем логических операций, а путем непосредственного созерцания и психологического самонаблюдения. Следуя Декарту, Гуссерль пытался очистить сознание от эмпирического содержания. Это очищение осуществляется с помощью феноменологической редукции, которая предполагает воздержание от каких-либо суждений до тех пор, пока сознание не освободится от всякого рода догм. В результате редукции остается неразложимое единство сознания – интенциональность, которая означает не только направленность на объект, находящийся в самом сознании, а не вне его, но и сами способы этой направленности. Гуссерль считал, что философия может стать строгой наукой, когда она сделает своим предметом структуру «чистого» сознания, когда она будет свободной от индивидуальных (психологических, социальных) характеристик, т. е. когда она превратится в феноменологию и откажется обосновывать свои выводы с помощью опытных наук. Однако в поздних своих работах Гуссерль показывает, что европейская наука (и прежде всего естествознание) находится в кризисе, поскольку она не понимает сущности человека вообще и европейского человека в частности. Как Маркс в XIX веке обнаруживает и подвергает анализу человека, являющегося следствием социального отчуждения, так и Гуссерль, исследуя «смысл» отчужденного научного знания, приходит к понятию «жизненного мира». Данное понятие – это действительность, в которой изначально живет человек; это неотчужденная реальность. Теперь Гуссерль усматривает функцию философии в том, чтобы раскрыть не мир науки, а «жизненный мир» как основу всего «объективного» познания, данную до всякой науки. «Жизненный мир» помимо того, что он является основой всякого объективного познания, представляет собой совокупность «очевидностей» или сферу феноменов. Именно в процессе постижения феноменов происходит достижение истины. При этом истина понимается не как процесс исторической, предметной деятельности человека, как это было в классической философии, но как сфера переживаний сознания. В данном случае элементами процесса переживания сознания и выступают феномены. Природа феноменов имеет две особенности: Во-первых, в них есть момент непосредственной очевидности, непосредственное единство с истиной, с сущностью. Во-вторых, это единство не является плодом рассуждения, вывода. Рассматривать феномен в его целостной природе можно, по Гуссерлю, только в том случае, если его «схватить» в интуитивном акте. Иными словами, основной идеей феноменологии, существовавшей в ней с самого начала и воспроизводившейся на различных этапах ее эволюции, является мысль о «данности» мира, о мире «как он есть» только через феномены сознания. Но тогда потребуется дать отчет, как и почему феноменология начинает с феноменов, с потока переживаний. Принимая в качестве исходной посылки данность мира через сознание, Гуссерль опирался на некоторые идеи Декарта и Канта. В философии Декарта Гуссерль считал наиболее важным принцип «мыслю, следовательно существуют», а у Канта – его идею о невозможности «перешагнуть» за пределы самого сознания и говорить о мире самом по себе. Отсюда, философия вообще и теория познания, в частности, обязаны отправляться от одного совершенно несомненного факта: мир дан мне только через мое сознание, другому человеку – через его сознание и т. д. Но, если субъективность, особая деятельность сознания является «первоосновой», то в философии следует рассуждать не о мире, но о структуре самой субъективности, структуре сознания человека, средством понимания которой выступает интенциональный анализ. Итенциональность, по Гуссерлю, означает, что сознание характеризуется направленностью на предмет. При этом, отношение сознания к предмету может принимать различный вид; так, например, в восприятии нечто воспринимают, в суждении о чем-то судят, в ненависти что-то ненавидят и т. д. В интенциональном отношении, таким образом, выделяется прежде всего способ отношения, зависящий от типа сознания, а не от предмета и различия предметностей. Тем самым, теория интенциональности Гуссерля по сути дела уже является учением не о реальном взаимодействии субъекта и объекта, как она мыслилась в классической гносеологии, но об особых типах, «состояниях», «направленностях» сознания, которые можно различить в пределах самосознания. В отличие от традиционных философских концепций, феноменология интересуется не логической рациональной структурой предметной деятельности человека, но структурными процессами переживания истины, состояниями и структурами опыта сознания. Что здесь имеется в виду? Пока мы рассматривали сознание как отражение мира, «сознание» – лишний термин, и мы не должны его вводить, поскольку при отражении мы просто дублируем мир. Но когда можем показать, что есть некоторые изображения, внутри себя рождающие что-то, тогда мы говорим о сознании. Скажем, картина создается не для того – возьмем для примера натюрморт Сезанна, – чтобы изобразить яблоки, а для того, чтобы в пространстве натюрморта породить, увидеть в мире яблок то, чего нельзя увидеть и что не породилось бы без этой конструкции. В этом смысле натюрморт «яблоки» не есть изображение яблок, а есть структура опыта сознания, отношение к нашим способностям зрения и видения: что мы видим этими яблоками. Или другой пример, как Кант говорил, что физика есть не опытное исследование, а исследование для опыта, имея в виду, что она есть создание конструкций, посредством которых впервые мы можем испытать то, чего без них никогда не могли бы испытать как эмпирические человеческие существа в своем опыте. Таким образом, феноменология как философское направление XX века в Западной Европе есть свидетельство того, что объективизм (научный и философский), свойственный философской мысли на протяжении тысячелетия лишним, сменился трансцендентальным субъективизмом. Основная проблема феноменологии — вопрос о структуре процесса «переживания» истин и общезначимых идей. Главный метод изучения структуры переживания – интуиция, усмотрение сущности, истины.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |