Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые проблемы русской философии




1. Проблема человека. Что есть человек? Какова его природа и сущность? В русской философии сложились два подхода к пониманию природы и сущ­ности человека:

a. натуралистический: человек – продукт естественного развития при­роды и общества;

b. супранатуралистический: человек есть творение неких высших сил Бог, Мировой дух и т. д. На этой основе строится затем философская концепция, объясняющая смысл и цель жизни человека.

2. Проблема получения истинного знания о мире и человеке. Русскую философию интересуют не просто знания, её интересуют знания, соотнесенные с человеком и его жизнью, знания, делающие жизнь человека и общества разумной, гармоничной и счастливой, т. е. мудрой.

3. Проблема сущности и смысла жизни человека. Разработка этих проблем составляет содержание «моральной или этической» философии. Ее задача – выяснение природы и сущности нравственности, обоснование обще­ственного и личного нравственных идеалов.

a. В религиозной философии эта задача решается с позиций христианства. Нравственная жизнь – это жизнь по заповедям Христа, нравственный идеал - достижение святости. Однако, поскольку сами заповеди понимают и трактуют по-разному, то и здесь разброс мнений достаточно велик.

b. В светской философии сложились две концепции:

Одна исходит из приоритета коллективных форм жизни (народ, общество, государство, община, церковь) по отношению к жизни отдельного человека и видит нравственный идеал в «служении» человека, личности целому (народу, царю, классу и т. д.).

Другая исходит из приоритета человека, личности, гражданина по отношению к целому (обществу, государству) и видит нравственный идеал в формировании гармоничной, свободной и активной личности. На ее основе разрабатыва­ются правовые теории естественных прав и свобод человека и гражданина.

4. Проблема природы, общества и общественного развития. Центральная проблема этого раздела русской философии – выяснение ме­ста и роли России в мировом историческом процессе, выяснение историчес­кой судьбы и исторической миссии России и русского народа. Постановка и решение этих вопросов составляет содержание концепций «русской идеи».

Сложилось два подхода к этой проблеме.

a. Россия – нормальная страна, развивающаяся по общим законам общественного развития.

b. Россия – это особая, «богоизбранная страна», историческая миссия которой состоит в объединении человечества во всемирное сообщество, построенное на основах любви и братства. Способы решения этой задачи разрабатываются в учении о «соборности» и «всеединстве».

5. Проблема построения совершенного общества. Общества без зланасилия и страданий. Отсюда центральная проблема русской философии - выяснение природы зла и поиск способов его устранения.

Решение этой проблемы ставит вопросы:

· возможно ли построение совершенного общества или это невозможно и единственный путь – путь нравственного и духовного совер­шенствования личности;

· какое государственное и социальное устройство наиболее полно соот­ветствует природе человека (монархия, республика, социализм, анархия, те­ократия), или все они несовершенны и по сути своей вредны?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.