КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русская религиозная философияМарксистко-ленинская философия В советский период отечественной истории (1917-1991г.г.) исключительную поддержку получила материалистическая традиция в философии. В Советском Союзе в 20-х годах единственным философским течением становиться марксизм, который со временем обрел статус официального учения. Философия постепенно превратилась в служанку политики. В период советской власти, в десятилетия государственной марксистско-ленинской идеологии, ленинизм рассматривался как вершина всей мировой философии, то как-то само собой разумелось, что это и вершина русской философии, хотя в силу исключительности феномена ленинизм выносили за «узкие» рамки русской философии и обособленно изучали как «ленинский этап» философии. Программным документом, определяющим статус философии в Советской России, можно считать работу В.И.Ленина "О значении воинствующего материализма", в которой определены основные философские проблемы, подлежащие разработке. Философия, по мысли вождя, это, прежде всего, диалектический и исторический материализм, на основе которых можно создать цельную систему философского знания. Основные задачи, стоявшие перед советскими философами: · Разработка теории материалистической диалектики. · Разработка философских проблем естествознания на основе философии марксизма. · Создание марксистско-ленинской истории философии, в которой все философские школы прошлого оценивались бы в перспективе марксизма. · Разработка диалектико-материалистической концепции общества, истории, морали, права, искусства. Философия в СССР выполняла идеологическую, охранительную функцию. По своей сути она не являлась русской философией, ибо марксизм, лежащий в её основе - это западная теория, претендующая на универсальность. Сколько-нибудь значительных открытий в философии здесь сделано не было. Можно лишь отметить работы по истории философии таких исследователей, как В.Ф. Асмус, А.В. Гулыга, А.Ф.Лосев. Отрицательную роль сыграла философия в 40-50-е годы, выступив в роли судьи в споре научных направлений в генетике и кибернетике.
Религиозно ориентированная философия занимала ведущее место в русской философии. Ее главная цель – разработка всеобъемлющего христианского мировоззрения и воплощение идеалов православия в жизнь. В русской религиозной философии выделяют ряд направлений. · Консервативно-религиозное (Ю. Ф. Самарин, И. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, М. Н. Катков, К. П. Победоносцев). · Религиозное реформаторство (В. Н. Карпов, П. Д. Юркевич.М. М. Тареев.В. И. Несмелое). · Светское религиозное реформаторство (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой). · Философию «русского духовного ренессанса» (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский). Особое влияние на русскую религиозную философию оказали идеи Л.Н. Толстого, В. С. Соловьева и Н. Ф. Федорова. Лев Николаевич Толстой (1828-1910 гг.) – один из выдающихся мыслителей в истории человечества. Философия Толстого – чрезвычайно оригинальный синтез высочайшей духовности, мощного аналитического ума и совершенно земного, «крестьянского» здравого смысла. Основафилософии Л. Н.Толстого – идеалы христианства. Для него «истинное христианство» – это не мистическое учение, а новый способ совместной жизни людей, основанный на любви и братстве. Отсюда суть его философии – разработка путей воплощения евангельских заповедей в жизнь. Стержень философии Л. Н. Толстого – религиозно-нравственный. Но понимание им религии своеобразно. Он создает рациональную религию, основу которой составляет христианство, но которая включает в себя также гуманистические идеи восточных религий (буддизм, даосизм, конфуцианство, индуизм). Основой построения Царства Божьего на земле, по Толстому, является любовь к ближнему. Л. Н. Толстой считает, что совершенствование общества и общественной жизни возможно только путем нравственного совершенствования человека и личности. Без изменения самого человека все внешние общественные изменения – бесполезны и неэффективны. В своих произведениях Толстой показывает несовершенство существующего государства, права и закона и требует их изменения на основе евангельских заповедей. В полном соответствии с евангельскими заповедями Л. Н. Толстой выдвигает свой знаменитый принцип – непротивление злу насилием. Л.Н. Толстой не отрицает необходимости борьбы со злом. Однако он считает, что эта борьба должна вестись ненасильственными средствами, поскольку применение насилия лишь увеличивает зло. Проблема природы зла и поиск способов его устранения становятся центральной проблемой русской философии. Философия В.С. Соловьева (1853-1900 гг.) – начало русского «духовного возрождения» и теоретическая основа «нового религиозного сознания». Центральная проблема философии В. С. Соловьева – проблема добра и зла. Он не согласен с ее решением Л. Н. Толстым и критически относится к его принципу «непротивления злу насилием». В.Соловьев считает, что зло существует как «действительная сила», с которой надо бороться всеми доступными силами и средствами. Борьба добра со злом составляет реальное содержание мировой истории. Смысл истории и борьбу со злом В. С. Соловьев рассматривает с трех точек зрения. 1. Религиозно-бытовой. Суть ее в том, что добро и истины православия нужно защищать с помощью «христолюбивого и достославного российского воинства». Она правомерна, но она принадлежит прошлому. 2. Культурно-прогрессивной. Она господствует в настоящее время. Суть ее в том, что цивилизованные народы и государства должны заключить серию договоров для защиты добра и подавления зла, прежде всего, войны. 3. Безусловно религиозной, которой еще предстоит проявить свое решающее значение в будущем. Суть ее в том, что решить проблему борьбы со злом можно только путем объединения всего христианского мира, путем создания Вселенской церкви и установления власти «свободной теократии». Вселенская церковь, лишенная национализма и конфессиональной ограниченности, будет включать в себя всех христиан (православных, католиков, протестантов). Основанная на этом идейном «всеединстве» власть «свободной теократии» (теократия – форма правления, при которой глава государства является и его религиозной главой) устранит все религиозные и государственные противоречия и конфликты, т. е. устранит главные источники зла. Создание Вселенской церкви и устранение зла позволит достигнуть конечной цели истории – создания Богочеловечества.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |