Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская религиозная философия




Марксистко-ленинская философия

В советский период отечественной истории (1917-1991г.г.) исключительную поддержку получила материалистическая традиция в философии. В Советском Союзе в 20-х годах единственным философским течением становиться марксизм, который со временем обрел статус официального учения. Философия постепенно превратилась в служанку политики.

В период советской власти, в десятилетия государственной марксистско-ленинской идеологии, ленинизм рассматривался как вершина всей мировой философии, то как-то само собой разумелось, что это и вершина русской философии, хотя в силу исключительности феномена ленинизм выносили за «узкие» рамки русской философии и обособленно изучали как «ленинский этап» философии.

Программным документом, определяющим статус философии в Советской России, можно считать работу В.И.Ленина "О значении воинствующего материализма", в которой определены основные философские проблемы, подлежащие разработке. Философия, по мысли вождя, это, прежде всего, диалектический и исторический материализм, на основе которых можно создать цельную систему философского знания. Основные задачи, стоявшие перед советскими философами:

· Разработка теории материалистической диалектики.

· Разработка философских проблем естествознания на основе философии марксизма.

· Создание марксистско-ленинской истории философии, в которой все философские школы прошлого оценивались бы в перспективе марксизма.

· Разработка диалектико-материалистической концепции общества, истории, морали, права, искусства.

Философия в СССР выполняла идеологическую, охранительную функцию. По своей сути она не являлась русской философией, ибо марксизм, лежащий в её основе - это западная теория, претендующая на универсальность. Сколько-нибудь значительных открытий в философии здесь сделано не было. Можно лишь отметить работы по истории философии таких исследователей, как В.Ф. Асмус, А.В. Гулыга, А.Ф.Лосев.

Отрицательную роль сыграла философия в 40-50-е годы, выступив в роли судьи в споре научных направлений в генетике и кибернетике.

 

Религиозно ориентированная философия занимала ведущее место в рус­ской философии. Ее главная цель – разработка всеобъемлющего христианс­кого мировоззрения и воплощение идеалов православия в жизнь.

В русской религиозной философии выделяют ряд направлений.

· Консервативно-религиозное (Ю. Ф. Самарин, И. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, М. Н. Катков, К. П. Победоносцев).

· Религиозное реформаторство (В. Н. Карпов, П. Д. Юркевич.М. М. Тареев.В. И. Несмелое).

· Светское религиозное реформаторство (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой).

· Философию «русского духовного ренессанса» (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский).

Особое влияние на русскую религиозную философию оказали идеи Л.Н. Толстого, В. С. Соловьева и Н. Ф. Федорова.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910 гг.) – один из выдающихся мыслите­лей в истории человечества. Философия Толстого – чрезвычайно оригиналь­ный синтез высочайшей духовности, мощного аналитического ума и совер­шенно земного, «крестьянского» здравого смысла.

Основафилософии Л. Н.Толстого – идеалы христианства. Для него «истинное христианство» – это не мистическое учение, а новый способ совместной жизни людей, основанный на любви и брат­стве. Отсюда суть его философии – разработка путей воплощения евангель­ских заповедей в жизнь.

Стержень философии Л. Н. Толстого – религиозно-нравственный. Но по­нимание им религии своеобразно. Он создает рациональную религию, осно­ву которой составляет христианство, но которая включает в себя также гума­нистические идеи восточных религий (буддизм, даосизм, конфуцианство, индуизм).

Основой построения Царства Божьего на земле, по Толстому, является лю­бовь к ближнему. Л. Н. Толстой считает, что совершенствование общества и обществен­ной жизни возможно только путем нравственного совершенствования человека и личности. Без изменения самого человека все внешние обще­ственные изменения – бесполезны и неэффективны.

В своих произведениях Толстой показывает несовершенство существующего государства, права и закона и требует их изменения на основе евангельских заповедей.

В полном соответствии с евангельскими заповедями Л. Н. Толстой выдви­гает свой знаменитый принцип – непротивление злу насилием. Л.Н. Толстой не отрицает необходимости борьбы со злом. Однако он считает, что эта борь­ба должна вестись ненасильственными средствами, поскольку применение на­силия лишь увеличивает зло. Проблема природы зла и поиск способов его устранения становятся центральной проблемой русской философии.

Философия В.С. Соловьева (1853-1900 гг.) – начало русского «духовного возрождения» и теоретическая основа «нового религиозного сознания».

Центральная проблема философии В. С. Соловьева – проблема добра и зла. Он не согласен с ее решением Л. Н. Толстым и критически относится к его принципу «непротивления злу насилием».

В.Соловьев считает, что зло существует как «действительная сила», с кото­рой надо бороться всеми доступными силами и средствами. Борьба добра со злом составляет реальное содержание мировой истории. Смысл истории и борьбу со злом В. С. Соловьев рассматривает с трех точек зрения.

1. Религиозно-бытовой. Суть ее в том, что добро и истины православия нужно защищать с помощью «христолюбивого и достославного российского воинства». Она правомерна, но она принадлежит прошлому.

2. Культурно-прогрессивной. Она господствует в настоящее время. Суть ее в том, что цивилизованные народы и государства должны заключить серию договоров для защиты добра и подавления зла, прежде всего, войны.

3. Безусловно религиозной, которой еще предстоит проявить свое ре­шающее значение в будущем. Суть ее в том, что решить проблему борьбы со злом можно только путем объединения всего христианского мира, путем создания Вселенской церкви и установления власти «свободной теократии». Вселенская церковь, лишенная национализма и конфессиональной ограни­ченности, будет включать в себя всех христиан (православных, католиков, протестантов). Основанная на этом идейном «всеединстве» власть «свобод­ной теократии» (теократия – форма правления, при которой глава государ­ства является и его религиозной главой) устранит все религиозные и госу­дарственные противоречия и конфликты, т. е. устранит главные источники зла.

Создание Вселенской церкви и устранение зла позволит достиг­нуть конечной цели истории – создания Богочеловечества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.