КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия русского Просвещения
Зарождение философской мысли на Руси (XI-XVII в.в.) До принятия христианства на территории Древней Руси проживали различные племена: поляне, древляне, кривичи, вятичи, радимичи, которые исповедовали язычество. Крещение Руси в 988 г. способствовало не только объединению на основе одной веры различных племен в один русский народ, но и внесло в мировоззрение и повседневный быт новые принципы, в основе которых находится нравственный идеал, соборность народа и державность государственного устройства. Первым проявлением нового религиозного мировоззрения на Руси и одновременно философского видения мира является «Слово о законе и благодати» русского митрополита Иллариона (ок. 1049). В период становления русской государственности монах Филофей обосновывает концепцию “Москва-третий Рим” (конец XV – начало XVI вв.). Согласно этому учению в основе исторического процесса лежит божественное провидение. · “Старый Рим” как центр христианского учения пал в 476 г. · “Новый Рим” (Константинополь-Византия) как продолжатель христианских идей пал под напором турок в 1453г. · “Третьему Риму – Москве” - как истинному продолжателю христианского учения – стоятьвечно. Падение “старого” и “нового” Рима Филофей объяснил тем, что тот и другой изменилиистиннойвере – православию – и за это подверглись божьей каре. Учение “Москва- Третий Рим”, по существу, имело целью обосновать необходимость объединения русских удельных княжеств в единое сильное государство во главе с Москвой. Заметную роль в становлении русской мысли сыграла переписка А.Курбского с Иваном Грозным, в которой царь ратует за абсолютную монархию, а Курбский отстаивает идею «святорусского царства», основанного на соблюдении законности, признании прав родовой знати, координации действий царя духовными и земскими соборами. Средневековая философия Руси развивалась под влиянием византийской культуры. В это время изучается и возвышается духовная деятельность человека, который, по словам М. Грека «…не должен уподобляться бессловесной скотине». Значительное место в религиозно-философских трактатах отводится морально-назидательной тематике: «Поучения» В. Мономаха, «Домострой» Сильвестра, сочинения И. Волоцкого. XVIII в. расставил заметные вехи во всех сферах общественной жизни. По сути дела, то был век русского Просвещения, время быстрого развития наук, ремесел и культуры. Во многом это было связано с реформаторской деятельностью Петра Великого. Философия того времени начинает обретать светский характер, а под воздействием европейской культуры, начинающейся просачиваться через прорубленное Петром «окно» ей была сделана, по выражению Бердяева, " прививка западной мысли ". Средневековый тип мышления в ней сменился новоевропейским, рациональным по существу. Наибольшее влияние на развитие русской философии оказали античные мыслители, французское и немецкое Просвещение. Официально и стихийно создаются многочисленные общества, кружки, собрания, где происходит свободный обмен мнениями, дискутируются острые вопросы общественной жизни, формируются многообразные философские направления. Даже при Петре I существует "ученая дружина", в которую входят такие знаменитые мыслители XVIII в., как Феофан Прокопович, Василий Татищев, Антиох Кантемир и др. На собраниях кружка обосновывался приоритет светской власти над духовной, говорилось о необходимости размежевания науки и религии, обсуждалась идея светской философии, свободной от опеки теологии. Вторая половина века характеризуется более резким размежеванием философских направлений. Этому способствовали демократизм Екатерины II в начале ее правления и обострение проблемы крепостного права. В XVIII веке философия начинает изучаться в светских учебных заведениях (университеты в Москве, Петербурге), в которых читались курсы логики, этики, истории, философии, психологии. Выдающуюся роль в развитии научного и философского мышления сыграл М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.) - русский ученый, энциклопедист, мыслитель и поэт, общественный деятель. Он заложил основы материалистической традиции русской науке и философии, основал ряд ветвей в научном познании. Ломоносов сделал крупные открытия в естествознании, предложил проекты развития промышленности, земледелия и торговли. Ему принадлежит большая заслуга в учреждении в 1755 году Московского Университета, в котором наряду с другими науками, стала изучаться и философия. Творчество М.В. Ломоносова оказало большое влияние на последующее развитие русской науки и философии, философского образования в России. От Ломоносова идут две ветви русской научной философской мысли: материалистическое естествознание и прогрессивная общественно политическая мысль, развитая впоследствии Радищевым, декабристами и революционерами-демократами XIX века. Базовая, типичная черта любого Просвещения, без которой оно просто немыслимо, - гуманизм. Но в России он представлял собой, к сожалению, не объединяющую общество тенденцию, а поле борьбы, поскольку отношение к освобождению крестьян - а именно здесь основной пафос российского гуманизма - оказалось диаметрально противоположным у разных философских течений. Внимание к проблеме человека, его освобождения привлекает А.Н. Радищев (1749-1802)- писатель, философ и просветитель, один из основателей русской революционно-демократической традиции. В 1790 году он нелегально выпустил книгу "Путешествие из Петербурга в Москву", в которой подверг критике систему крепостного права и самодержавие в России. Он называл крепостное право "наипротивнейшим человеческому естеству состоянием". "Порабощение человека является преступлением перед ним" - такова основная мысль автора книги. Крепостное право не только противоречит естественным правам человека, оно совершенно неэффективно и в экономическом отношении. Угнетение человека человеком безнравственно и представляет собой зверский обычай, порождающий "сердце окаменелое и души отсутствие совершенное". Также критически относился Радищев и к самодержавию. Он характеризовал этот строй как препятствие общественному прогрессу в России. По убеждению писателя, самодержавие есть царство произвола, сфера беспредельной и неконтролируемой власти. За это Радищев был приговорен к смертной казни и отправлен в сибирскую ссылку. Им был также написан философский трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии", где он указывает, что основной движущей силой общественного развития является человеческий разум в различных его проявлениях, - наука, искусство, ремесла. Большую роль в истории играют и народные массы, и выдающиеся личности. Каждый народ способен к прогрессу, располагая для этого всеми необходимыми предпосылками и данными.
Русская философия XIX – XX вв. Философская мысль этого времени постигала исторические события, связанные с победой 1812г. над Наполеоном, восстанием декабристов (1825 г.), отменой крепостного права (1861 г.). В 30-50-е гг. XIX веке разворачиваются дебаты по поводу определения будущего развития России. В этом споре противостоят друг другу западники и славянофилы. Для западников (В. П. Боткин (1811-1869 гг.), Т. Н.Грановский (1813-1855 гг.), К. Д. Кавелин (1818-1885 гг.), М. Н. Катков (1818-1887 гг.), А. И. Герцен (1812-1870 гг.), В. Г. Белинский (1811-1848 гг.), Н. П. Огарев (1813-1877 гг.), М. А. Бакунин (1814-1876 гг.)) нормой и идеалом общественного развития является западноевропейскаяцивилизация, с ее ориентацией на права и свободы человека и гражданина. По этому пути должна идти и Россия. В целом они положительно оценивают западноевропейскую философию, в частности, философию Гегеля, но начинают ее критическую переработку. В сфере познания западники упор делают на разум и науку, особенно на физику, химию, физиологию. Славянофилы (славянолюбы) И. В. Кириевский (1806-1856 гг.), А. С. Хомяков (1804-1860 гг.), К. С. Аксаков (1817-1860 гг.), Ю. Ф. Самарин (1819-1876 гг.) верили в наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития, принципиально отличного от западноевропейского пути. Запад не может быть нормой и идеалом для России, поскольку в них различные условия жизни. В каком-то смысле противостояние двух идеологий, ориентированных соответственно на особость российского пути и на единство России с западным миром, существовало на протяжении многих веков и сохраняется в настоящее время. В середине XIX века в России происходят изменения в социальной структуре общества, связанные с появлением нового слоя - разночинства. Разночинцы (буквальное значение - выходцы из разных сословий и чинов) представляли собой значительную социальную группу, состоящую из межсословного смешения людей, занимающихся преимущественно умственным трудом: учителей, врачей, мелких чиновников. Не будучи связанными экономическими, политическими и социальными интересами с определённым сословием или классом, разночинцы выступили с претензией на особую роль по отношению к "униженным и угнетённым". Они положили начало русской интеллигенции, отличительной чертой которой на протяжении полутора веков была попытка выступить в качестве идейного вдохновителя и руководителя в борьбе трудящихся за свои права. По своим политическим симпатиям разночинцы были социалистами, в идейной и политической борьбе придерживались радикальных средств, поэтому их деятельность называли политическим радикализмом. Чётко выраженных философских симпатий у них не было, ибо философия рассматривалась в качестве средства для достижения политических целей. Это течение в русской философии представлено именами А.И.Герцена, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачёва, М.А.Бакунина.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |