Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская антропология. В XX веке одной из ведущих тем европейской философии становится проблемачеловека, рассматриваемого как исходный пункт и центральный предмет всякого




В XX веке одной из ведущих тем европейской философии становится проблемачеловека, рассматриваемого как исходный пункт и центральный предмет всякого философствования. Такой антропологический повороте европейкой философии был вызван радикальными переменами в социальной и политической жизни мира, а также необходимостью теоретического осмысле­ния возросших научных знаний о человеке.

Основными представителями философской антропологии являются М. Шелер,Г. Плеснер, А. Гелен, Э. Ротаккер, М. Ландман. Исходным тезисом фи­лософской антропологии является утверждение о том, что современное человечество страдает не столько от отсутствия знаний и научных истин, недостаточного проникновения в тайны объективного мира, сколько от неумения использовать достижения науки и техники на благо человека, от незнания природы самого человека, недостаточного проникновения и тайны его внутренней жизни.

Отсюда основную свою задачу они видят в том, чтобы не определять законы существования и развития объективного мира, а в том, чтобы рас­крывать и определять субъективные человеческие формы и нормы конституирования мира, которым должна быть подчинена научно-техничес­кая и нравственно-практическая деятельность человека.

В этом они отличаются и от позитивистов, и от экзистенциалистов, поскольку считают, что позитивисты абсолютизируют научное знание, а экзистенциалисты его отрицают и рассматривают человека лишь «изнутри». Преодоление односторонностей этих философских концепций видится ими на пути синтеза и философском учении о человеке данных разносторонних конкретных иссле­дований – биологических, психологических, этнографических, культурологи­ческих, социологических и т. д.

Наиболее полно реализация данной задачи была осуществлена М. Шелером, основателем философской антропологии. В заключительной части своей основополагающей работы «Положение человека в космосе» М. Шелер задачу философской антропологии видит в том, чтобы показать, как из основной струк­туры человеческого бытия вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека: язык, совесть, инструменты, оружие, идеи праведного и непра­ведного, государство, миф, религия, наука, историчность и общественность.

М. Шелер считает, что существует естественнонаучная, философская и те­ологическая антропология, которые не интересуются друг другом, единой же идеи человека у нас нет. Вместе с тем человек занимает особое положение, которое может стать для нас ясным, когда мы рассмотрим все строения био­психического мира. Исходит при этом Шелер из анализа ступеней психи­ческих сил и способностей, постепенно выявленных наукой.

Самую нижнюю ступень психического, которое объективно предстает как «живое существо», а субъективно – как «душа», образует бессознательный, лишенный ощущения и представления «чувственный порыв». На этой ступени представлены растения.

Второй ступенью, следующей за чувственным порывом в объективном порядке ступеней жизни, следует назвать инстинкт, третьей психической формой – память, четвертой – интеллект.

Используя данные как естественных, так и социальных наук, при рассмотрении этих четырех ступеней психической жизни живых существ, Шелер ста­вит вопрос, имеющий, по его мнению, решающее значение для всей постав­ленной им проблемы: если живет тот, кому присущ интеллект и выбор, то отличается ли вообще человек от животного более, чем только по степени?

При ответе на этот вопрос он хочет оставить интеллект и выбор за челове­ком и отказать в них животному. Другие, в особенности все эволюционисты дарвиновской ламарковской школ, отвергают существование какого-либо окончательного различия между человеком и животными именно потому, что уже животное обладает интеллектом. Шелер, отвергая оба подхода, утвержда­ет, что то, что делает человека человеком, есть принцип, противоположный всей жизни вообще, он как таковой вообще несводим к естественной эволю­ции жизни, и если его к чему-то и можно возвести, то только к высшей основе самих вещей – т. е. к духу.

Но что же такое этот «дух», этот новый и столь решающий принцип?

Исторически, по Шелеру, существуют две возможности понимания духа, которые играют фундаментальную роль в истории идеи человека. Первая из этихтеорий, развитая греками, приписывает самому духу не только силу и де­ятельность, но и высшую степень власти и силы – мы называем ее «классичес­кой» теорией человека. Высшей точкой здесь оказывается духовный и всемогу­щий Бог, то есть Бог, который именно благодаря своему духу также и всемогущ. Второе, противоположное воззрение, которое называется «отрицательной теорией» человека, представляет обратное мнение, что сам дух возникает ис­ключительно благодаря этому «нет». Здесь в качестве примеров отрицательной теории человека Шелер ссылается на учение Будды о спасении, учение Шопен­гауэра о «самоотрицании воли к жизни», учение 3, Фрейда.

Шелер отвергает обе эта теории на том основании, что они не совсем точно учитывают противоположность жизни и духа. Так, если, с одной стороны, клас­сика переоценивала роль духа, то с другой – абсолютизируется роль жизни, которая в его трактовке резюмируется соответственно в понятиях идеального и реального. Перед лицом данного противоречия Шелер должен был решить вопрос об «укоренении» духа в реальной человеческой жизнедеятельности, то есть вступить в контакт с «витальными» влечениями, господствующими в этом процессе. Но вот здесь возникает следующий основной вопрос: а хочет ли того самого сама эта реальная человеческая жизнедеятельность? И. Шелер отвечает: да, хочет, поскольку среди витальных влечений человека имеются три влечения, побуждающие его обращать свой взор к небесам идеального, духовного. Это, во-первых, влечение к знанию о боге -религиозное знание имизнание искушения, во-вторых, влечение к знанию о сущности мира как целого и, в-третьих, влечение к знанию о закономерностях – научное знание. Религия, метафизика и наука, эти три влечения образуют неразрыв­ное структурное единство бытия человека. Иными словами, для того, чтобы дух получил свое бытие, он должен соединиться с интересами, страстями и влечениями людей.

Выводы:

Во-первых, философская антропология выдвинула задачу создания ос­новополагающей науки о человеке, предполагая, что она соединит конкретно-научное изучение различных сфер человеческого бытия с философским его постижением.

Во-вторых, в философской антропологии человек – не столько биологи­ческое, но главным образом духовное существо, наделенное способностью разделять существование и сущность, которая обусловливает все остальные признаки человека.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. В чем суть антропологического материализма Фейербаха?

2. Какие новые идеи внесли в философию классики марксизма

3. В чем проявляется иррационализм философии Шопенгауэра и Ницше?

4. 4.Каковы этапы развития и основные идеи позитивистской философии?

5. Кто основатель психоанализа? Какова основная задача психоанализа?

6. Перечислите основных представителей неофрейдизма.

7. Что такое архетипы?

8. В чем заключается сущность философии прагматизма?

9. Какое понятие занимает центральное место в философии экзистенциализма?

10. В каких значениях используют термин "герменевтика"?

11. Какова главная цель структурализма?

12. Перечислите основные черты постмодернизма





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.