КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философская антропология. В XX веке одной из ведущих тем европейской философии становится проблемачеловека, рассматриваемого как исходный пункт и центральный предмет всякого
В XX веке одной из ведущих тем европейской философии становится проблемачеловека, рассматриваемого как исходный пункт и центральный предмет всякого философствования. Такой антропологический повороте европейкой философии был вызван радикальными переменами в социальной и политической жизни мира, а также необходимостью теоретического осмысления возросших научных знаний о человеке. Основными представителями философской антропологии являются М. Шелер,Г. Плеснер, А. Гелен, Э. Ротаккер, М. Ландман. Исходным тезисом философской антропологии является утверждение о том, что современное человечество страдает не столько от отсутствия знаний и научных истин, недостаточного проникновения в тайны объективного мира, сколько от неумения использовать достижения науки и техники на благо человека, от незнания природы самого человека, недостаточного проникновения и тайны его внутренней жизни. Отсюда основную свою задачу они видят в том, чтобы не определять законы существования и развития объективного мира, а в том, чтобы раскрывать и определять субъективные человеческие формы и нормы конституирования мира, которым должна быть подчинена научно-техническая и нравственно-практическая деятельность человека. В этом они отличаются и от позитивистов, и от экзистенциалистов, поскольку считают, что позитивисты абсолютизируют научное знание, а экзистенциалисты его отрицают и рассматривают человека лишь «изнутри». Преодоление односторонностей этих философских концепций видится ими на пути синтеза и философском учении о человеке данных разносторонних конкретных исследований – биологических, психологических, этнографических, культурологических, социологических и т. д. Наиболее полно реализация данной задачи была осуществлена М. Шелером, основателем философской антропологии. В заключительной части своей основополагающей работы «Положение человека в космосе» М. Шелер задачу философской антропологии видит в том, чтобы показать, как из основной структуры человеческого бытия вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека: язык, совесть, инструменты, оружие, идеи праведного и неправедного, государство, миф, религия, наука, историчность и общественность. М. Шелер считает, что существует естественнонаучная, философская и теологическая антропология, которые не интересуются друг другом, единой же идеи человека у нас нет. Вместе с тем человек занимает особое положение, которое может стать для нас ясным, когда мы рассмотрим все строения биопсихического мира. Исходит при этом Шелер из анализа ступеней психических сил и способностей, постепенно выявленных наукой. Самую нижнюю ступень психического, которое объективно предстает как «живое существо», а субъективно – как «душа», образует бессознательный, лишенный ощущения и представления «чувственный порыв». На этой ступени представлены растения. Второй ступенью, следующей за чувственным порывом в объективном порядке ступеней жизни, следует назвать инстинкт, третьей психической формой – память, четвертой – интеллект. Используя данные как естественных, так и социальных наук, при рассмотрении этих четырех ступеней психической жизни живых существ, Шелер ставит вопрос, имеющий, по его мнению, решающее значение для всей поставленной им проблемы: если живет тот, кому присущ интеллект и выбор, то отличается ли вообще человек от животного более, чем только по степени? При ответе на этот вопрос он хочет оставить интеллект и выбор за человеком и отказать в них животному. Другие, в особенности все эволюционисты дарвиновской ламарковской школ, отвергают существование какого-либо окончательного различия между человеком и животными именно потому, что уже животное обладает интеллектом. Шелер, отвергая оба подхода, утверждает, что то, что делает человека человеком, есть принцип, противоположный всей жизни вообще, он как таковой вообще несводим к естественной эволюции жизни, и если его к чему-то и можно возвести, то только к высшей основе самих вещей – т. е. к духу. Но что же такое этот «дух», этот новый и столь решающий принцип? Исторически, по Шелеру, существуют две возможности понимания духа, которые играют фундаментальную роль в истории идеи человека. Первая из этихтеорий, развитая греками, приписывает самому духу не только силу и деятельность, но и высшую степень власти и силы – мы называем ее «классической» теорией человека. Высшей точкой здесь оказывается духовный и всемогущий Бог, то есть Бог, который именно благодаря своему духу также и всемогущ. Второе, противоположное воззрение, которое называется «отрицательной теорией» человека, представляет обратное мнение, что сам дух возникает исключительно благодаря этому «нет». Здесь в качестве примеров отрицательной теории человека Шелер ссылается на учение Будды о спасении, учение Шопенгауэра о «самоотрицании воли к жизни», учение 3, Фрейда. Шелер отвергает обе эта теории на том основании, что они не совсем точно учитывают противоположность жизни и духа. Так, если, с одной стороны, классика переоценивала роль духа, то с другой – абсолютизируется роль жизни, которая в его трактовке резюмируется соответственно в понятиях идеального и реального. Перед лицом данного противоречия Шелер должен был решить вопрос об «укоренении» духа в реальной человеческой жизнедеятельности, то есть вступить в контакт с «витальными» влечениями, господствующими в этом процессе. Но вот здесь возникает следующий основной вопрос: а хочет ли того самого сама эта реальная человеческая жизнедеятельность? И. Шелер отвечает: да, хочет, поскольку среди витальных влечений человека имеются три влечения, побуждающие его обращать свой взор к небесам идеального, духовного. Это, во-первых, влечение к знанию о боге -религиозное знание имизнание искушения, во-вторых, влечение к знанию о сущности мира как целого и, в-третьих, влечение к знанию о закономерностях – научное знание. Религия, метафизика и наука, эти три влечения образуют неразрывное структурное единство бытия человека. Иными словами, для того, чтобы дух получил свое бытие, он должен соединиться с интересами, страстями и влечениями людей. Выводы: Во-первых, философская антропология выдвинула задачу создания основополагающей науки о человеке, предполагая, что она соединит конкретно-научное изучение различных сфер человеческого бытия с философским его постижением. Во-вторых, в философской антропологии человек – не столько биологическое, но главным образом духовное существо, наделенное способностью разделять существование и сущность, которая обусловливает все остальные признаки человека.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем суть антропологического материализма Фейербаха? 2. Какие новые идеи внесли в философию классики марксизма 3. В чем проявляется иррационализм философии Шопенгауэра и Ницше? 4. 4.Каковы этапы развития и основные идеи позитивистской философии? 5. Кто основатель психоанализа? Какова основная задача психоанализа? 6. Перечислите основных представителей неофрейдизма. 7. Что такое архетипы? 8. В чем заключается сущность философии прагматизма? 9. Какое понятие занимает центральное место в философии экзистенциализма? 10. В каких значениях используют термин "герменевтика"? 11. Какова главная цель структурализма? 12. Перечислите основные черты постмодернизма
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |