Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и технология завоза товаров в розничную торговую сеть




 

Основанием для завоза товаров в розничное торговое предприятие служит заявка. Она составляется по установленной форме: указывается наименование товаров и основные ассортиментные признаки (вид, сорт, размер и т.п.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах направляют поставщику для исполнения. В отдельных случаях заявка может передаваться по телефону (по хлебу и хлебобулочным изделиям, молочным и мясным товарам). Поставщик сверяет заявку с договором.

Товары могут доставляться в магазины централизованным и децентрализованным методами.

Наиболее эффективным методом доставки является – централизованный завоз товаров, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных торговых предприятий. Применение этого метода позволяет организовать более четкое снабжение магазинов товарами, не отрывает работников розничных торговых предприятий от выполнения их основных функциональных обязанностей, эффективней используется транспорт, снижаются издержки обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазинах поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.

При централизованной доставке завоз товаров в розничную торговую сеть может осуществляться собственным транспортом поставщика или транспортом общего пользования. Если завоз осуществляется автотранспортом общего пользования, то наряду с договором поставки, который заключается между поставщиком и покупателем, поставщик заключает договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов.

Поставщики, осуществляющие централизованный завоз товаров, проводят следующие подготовительные мероприятия:

– анализируют расположение торговой сети, группируют предприятия розничной торговли по типам и объему товарооборота.

– рассчитывают грузооборот, оптимальные размеры поставки и частоту завоза товаров, потребность в транспортных средствах и многооборотной таре и разрабатывают рациональные маршруты доставки.

– осуществляют подготовку механизмов, транспортных средств и оборудования складов и предприятий розничной торговли для рационального выполнения операций, связанных с доставкой товаров.

– устанавливают систему материальной ответственности сторон за выполнение условий централизованной доставки.

– рассчитывают эффективность применения централизованной доставки и выявляют резервы ее повышения.

Анализируя дислокацию розничной торговой сети, обращают внимание на следующие данные: наименование, типы розничных торговых предприятий, среднемесячный розничный товарооборот, площадь торгового зала и помещений для хранения товаров, численность работников, режим работы магазина, расстояние от магазина до поставщика.

Частоту и оптимальные размеры завозимых партий товара определяют для того, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю товарами соответствующего ассортимента при минимальных размерах товарных запасов.

При определении частоты завоза товаров учитывают: физико-химические свойства товаров; предельные сроки их реализации; среднедневной товарооборот; размер неснижаемых товарных запасов; емкость подсобных помещений; уровень расходов по доставке. Так хлебобулочные изделия должны завозиться ежедневно, другие продовольственные товары с небольшими сроками реализации – не реже чем через два-три дня. Непродовольственные товары, а также продовольственные товары с длительными сроками реализации могут завозиться один раз в семь-десять дней.

Табл. 3

Частота завоза товаров в магазины по отдельным товарным группам

Товарные группы. Объем поставки. Частота завоза.
Овощи и фрукты 48% 5 раз в неделю
Молочные продукты 34% 6 раз в неделю
Мясо и колбасные изделия 40% 3 раза в неделю
Бакалейные товары. 41% 2 раза в неделю
Хлеб 67% 6 раз в неделю
Непродовольственные товары 40% 1 раз в неделю

Количество заказываемых товаров должно полностью обеспечивать устойчивость ассортимента и бесперебойную их продажу до очередного завоза вместе с тем исключать образование излишних запасов. При определении этого количества учитывают частоту завоза; среднедневную реализацию; неснижаемые запасы и остатки товаров на день завоза.

Если составляется заявка на завоз товаров сложного ассортимента (готовое платье, обувь и др.), то количество изделий по размерам, расцветкам заказывают с учетом удельного веса в продаже их.

Товары-новинки заказываются небольшими пробными партиями.

Централизованная доставка товаров должна осуществляться по строго установленным графикам. График завоза – это расписание времени отборки и доставки товаров в магазины, в котором указывают номер маршрута, дни завоза, наименование торгового предприятия, его адрес, вид транспорта, часы доставки. При составлении графиков учитывают размещение розничной торговой сети, объем завозимых товаров и периодичность их завоза, особенности эксплуатации используемого транспорта. Их согласуют с товаропроизводителями.

Графики завоза товаров тесно связаны с маршрутами централизованной доставки, разрабатываемыми поставщиками. Они бывают линейные и кольцевые. Линейные маршруты используются для доставки товаров за один рейс в один магазин. По кольцевым маршрутам товары завозятся одним рейсом на несколько розничных торговых предприятий.

Б В   А Д Г Кольцевой маршрут  
 
 


А Б

 

Линейный (маятниковый) маршрут с обратным холостым пробегом.

Рис. 5 Виды маршрутов централизованной доставки товаров

 

Маршруты доставки товаров разрабатывают с учетом территориального размещения сети магазинов. Для этого составляют карту-схему размещения магазинов и по ней определяют возможные транспортные связи между несколькими населенными пунктами.

Рациональная организация централизованного товароснабжения связана с применением технологических схем с использованием тары-оборудования. В этом случае выполняются следующие операции:

– комплектование ассортимента товаров для магазина и укладка их в контейнер;

– зачехление и пломбирование контейнеров;

– доставка и передача опломбированных контейнеров и сопроводительных документов в экспедицию оптового предприятия.

– группировка контейнеров по маршрутам;

– оформление передачи загруженных контейнеров водителям транспортных средств;

– погрузка и крепление контейнеров в кузове транспортного средства:

– доставка в розничное торговое предприятие;

– выгрузка контейнеров, оформление сдачи-приемки;

– прием, погрузка и доставка поставщику порожних контейнеров.

Внедрение товароснабжения по этой схеме требует соответствующей подготовленности: наличие необходимого количества тары-оборудования, автомобилей, оснащенных борт-подъемниками, оборудование мест для приемки грузов в магазинах.

Использование контейнерной доставки товаров в магазины позволяет существенно сократить численность работников, занятых разгрузкой и перемещений товаров, упрощает организацию товароснабжения магазинов и облегчает внутримагазинной перемещение товаров, создает условия для более эффективной эксплуатации автотранспорта и торговой площади.

Для организации управления процессом товароснабжения могут использоваться технологические карты, которые представляют собой детальную разработку важнейших составных элементов централизованной доставки: день, время доставки товаров в магазин, номер автомашины, фамилия водителя, размер партий и др.

Для оперативного управления товароснабжением создается диспетчерская служба, которая обеспечивает постоянную связь с розничной торговой сетью и оптовыми предприятиями, занимается сбором и обработкой информации, поступившей от магазинов, передачей ее коммерческой службе оптового предприятия для принятия необходимого решения о завозе товаров.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимают под товародвижением?

2. Какие операции включает товародвижение?

3. Какой процесс называют товароснабжением?

4. Какие требования предъявляются к организации товароснабжения?

5. Перечислите основные принципы товароснабжения?

6. Что означает принцип планомерности?

7. Значение принципы ритмичности?

8. Что означает принцип оперативности?

9. Как Вы понимаете принцип экономичности?

10. За счет чего обеспечивается принцип технологичности?

11. Какие факторы оказывают влияние на организацию товароснабжения?

12. Какие существуют источники поступления товаров в торговую сеть?

13. Что влияет на выбор источников поступления товаров?

14. Какие формы товароснабжения применяются?

15. В чем сущность транзитной формы?

16. Когда используется складская форма товароснабжения?

17. Какие существуют методы завоза товаров в розничную торговую сеть?

18. Какой метод наиболее эффективный и почему?

19. От чего зависит частота завоза товаров?

20. Как определяют количество подлежащих завозу товаров?

21. Что включает график завоза?

22. Какие существуют маршруты завоза?

23. В чем преимущества завоза товаров с использованием тары-оборудования?

 

Рекомендуемая литература

Федеральные законы и нормативные документы:

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» ФЗ-212 от 17.12.1999.с последующими изменениями и дополнениями.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Административный кодекс РФ.

4. Правила продажи отдельных видов товаров. Пост. Правит. РФ № 55 от 19.01.98. с последующими изменениями и дополнениями.

5. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами. Пост. Правительства №569 от 6 июня 1998 г.

6. Правила продажи алкогольной продукции. Пост. Правительства № 987 от 19 августа 1996г. с изменениями и дополнениями от 13.10.99, 02.11.2000.

7. Правила продажи по образцам. Пост. Правительства № 918 от 21.07.97.. с изменениями и дополнениями от 07.12.2000 № 929.

8. Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке. Пост. Правительства № 292/95 от 01.12.94

9. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли пищевыми продуктами. М.: ИНФРА-М.2002.

10. Транспортный устав железных дорог РФ от 08.01.98. № 2-ФЗ

11. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству. № П-6 от 15.06.65. с последующими изменениями и дополнениями.

12. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству. № П-7 от 25.04.66. с последующими изменениями и дополнениями.

13. ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения.

14. ГОСТ Р 51304-99. Услуги розничной торговли.

15. ГОСТ Р 51773-2001. Розничная торговля. Классификация предприятий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.