Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция мировоззрения, как эволюция понимания




Введение

«Существуют предметы, и существует еще бытие существующего. На первый взгляд, очень странная вещь, указывающая на то, что есть, видимо, еще нечто в мире, что требует своего языка для того, чтобы это «нечто» выразить. И этот особый язык есть … метафизика. Или философия, что в данном случае одно и то же.

Допустим, мы видим дом. Но если мы вдумаемся, видим ли мы его в действительности, то окажется, что не видим. То есть мы можем видеть всякий раз лишь какую-то часть дома; в зависимости от выбора точки наблюдения. Это может быть его крыша, та или иная стена, двери и т.д. И тем не менее мы говорим, что видим дом. По смыслу самого термина, по законам существования нашего языка и его мысленных предметов, которые в языке выражаются, где все существует целиком. И вот то, что мы видим, не видя, и есть БЫТИЕ. Или как сказал бы Платон, форма или ИДЕЯ. Бытийствуют только идеи, не в том смысле, что существуют бесплотные призраки, называемые идеями, а именно в смысле их существования как бытия существующего. В смысле горизонта возможностей нашего рассуждения о такого рода мысленных образованиях, когда принимается во внимание, что видение стены или угла дома, на основании чего мы заключаем, что видим дом, живет по законам восприятия и его научного изучения, а утверждение, что видим дом, хотя видим только стены и никогда целиком его не увидим, живет по законам философского понимания».1

Что же дает нам такое понимание?

Зачем необходимо стремиться к освоению широкого арсенала философских знаний накопленных на разных этапах человеческой истории?

Каков этот арсенал, в чем специфика этих знаний?

Что означает «философский», что такое философия, откуда и как она произошла?

1 Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию М.,!992 г.С.5

 

Что же такое философия, каковы ее основные вопросы, предмет.

ФИЛОСОФИЯ – это особый тип деятельности, который принципиально отличается от деятельности «политика», «ученого», «ремесленника» и т.д.

Специфика философского подхода – это работа с «целостностями».

Одной из таких целостностей является «мир».

Объемлющие человека целостности не позволяют применить к их анализу научные методы, поскольку любая наука занимается изучением фрагментов этих целостностей.

Философия же концентрирует свое понимание на анализе этих целостностей как таковых.

Следовательно, специфика философской деятельности, особенности ее языка и методов исследования, определяются спецификой объектов ее изучения, которые являются «умопостигаемыми метафизическими объектами».

Именно метафизика, ее категориальный аппарат, составляет суть философии, ее основной стержень.

Мета – означает то, что после; то, что над; то, что за пределами физики.

«Физика» работает с вещами. А философия работает с объектами, которые не изучаются в рамках «физики» вещей, т.е. в рамках естествознания.

И в этом смысле философия не является наукой, т.к. она использует суждения, которые выходят за привычные рамки «вещной» научности.

В месте с тем в течение многих веков философия выступала как натурфилософия, т.к. частные науки не имели в своей структуре теоретического уровня знаний.

Тех, кого принято называть философами, привлекала, в первую очередь, природа, причем их интересовали не частности, а поиск первоосновы всего сущего, космологические и космогонические вопросы возникновения и строения мира, Земли, Солнца, звезд, вопросы единого и многого.

Этот поиск первоосновы, единства и многообразия выражал характерную задачу синтеза ч еловеческого опыта и знаний.

Постепенно в сферу философии вошли также вопросы общественной жизни людей, ее политического, правового устройства. В этом направлении философы разрабатывали общее понимание и теоретические принципы единого знания об обществе, много думали о его наилучшем устройстве и завещали последующим векам, найденные ими гуманистические идеалы разума, справедливости и свободы.

Но ведь общество состоит из людей и, следовательно, сам человек не может не быть предметом философского рассмотрения; его природа, ум, чувства, язык, мораль, познание, религия, искусство и другие проявления человеческих способностей и жизненных проблем.

Смысл и предназначение человеческого существования, проблемы жизни и смерти, природы знаний, истины, справедливости, мужества и других нравственных добродетелей - вот те своеобразные вопросы, поиском ответов на которые занимается философская мысль и сегодня, все они затрагивают одну общую проблему: соотношения бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека.

Приведем примеры характерных философских вопросов:

Что такое истина?

Нечто объективное, не зависящее от людей или же это познавательное достижение человека, непрерывно связанное с его сознанием?

Что такое красота?

Принадлежит ли она предметам природы, людям, искусным творениям мастеров или продиктована чувством прекрасного, человеческой способностью созидать, воспринимать красоту?

Что такое человеческая свобода?

Касается ли этот вопрос только человека, или он предполагает также и понимание не зависящих от человеческой воли природных процессов и реалий общественной жизни, с которыми люди не могут не считаться?

Что такое общественный прогресс?

Связан ли он только с параметрами темпов экономического развития, роста производительности труда, другими объективными показателями, или же он включает и «субъективные» человеческие аспекты?

Знаменитые философские вопросы, поставленные И. Кантом, отражают три типа отношений человека и мира:

Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

Отношение человека к миру, понимание его – это в первую очередь его воззрение на мир, т.е. мировоззрение.

Это представление о мире и месте в нем человека, это необходимая составляющая его сознания и познания, состоящая из сложного интегрального взаимодействия разнородных интеллектуальных и эмоциональных элементов.

Мировоззрение включает: мысли, ценности, «блоки» знаний, убеждения, стремления, надежды, «программы» поведения.

В зависимости от соотношения интеллектуальной и эмоциональной составляющей в мировоззрении различают:

1. Мироощущение – это эмоционально-психологическая сторона, т.е. чувства и настроения.

2. Мировосприятие – образ мира в наглядных представлениях.

3. Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная сторона, представление о мире на основе рационального его объяснения.

Мировоззрение включает и внутренние регулятивы:

1. Убеждение – это уверенность в достоверности, правильности своих представлений.

2. Сомнение – это критика достоверности своих убеждений с целью их укрепления и дальнейшего обоснования.

3. Вера – это позиция разума в достоверности, правильности своих представлений.

ФИЛОСОФИЯ – это мировоззренческая форма сознания, увязывающая воедино все перечисленные выше внутренние регулятивы.

ФИЛОСОФИЯ – это результат эволюции понимания человеком мира и своего места в нем.

Предпосылкой философского понимания являются понимание мифологическое и религиозное.

Предпосылкой философского мировоззрения являются мифологическое и религиозное мировоззрение.

Миф – это целостное миропонимание, в котором воедино увязаны мысли и эмоции, знание и вера, естественное и сверхъестественное, реальность и фантазия, художественное воображение и религиозные представления.

Много мифов разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии и безличной необходимости. В мифе формирование мира понималось как его творение или как постепенное развитие из первобытного, бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил.

Наряду с тематикой о происхождении мира в мифе много внимания уделялось и происхождению людей, стадиям жизни, смерти. Особое место занимали мифы о культурных достижениях – добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, обычаях и обрядах.

Однако миф – не есть вид религии, науки или искусства.

Миф служит не объяснению, а служит оправданию определенных, священных установлений.

Миф основан на воображении и выдумке. В мифологической картине мира нет деления на объективное положение вещей и их субъективное восприятие, которое рождает рациональное познание.

Вместе с тем миф выполнял существенные социальные функции, он как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, объединяя в себе зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды, философию и искусство:

· формировал коллективные представления того или иного народа,

· обеспечивал духовную связь поколений,

· закреплял принятую в данном обществе систему ценностей, форму поведения и форму управления, т.е. выступал как мировоззрение.

Следующим этапом развития мировоззренческих представлений стала религия, которая в отличие от мифа отделила священное от повседневного, житейского, земного. Бог – творец мира, он недосягаем и свят.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.