Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античная философия




Античная философия просуществовалаоколо 1000 лет.

Датируется: VI век д.н.э. – 1-ые века н.э. Такое долголетие объясняется тем, что Христианская империя не хотела терять античную школу.

1. Откуда мы знаем об античной философии:

В античности книги были в основном на папирусе или пергаменте (поздний эллинизм). Но дело не только в материалах, а в людях. Библиотеки были разрушены. До нас дошло очень мало оригинальных работ. В основном это работы Платона и Аристотеля. Они сохранились т.к. были очень популярны в средние века.

Действовало два фактора. Во-первых: В монастырях V–X вв. европейской культуры сотни переписчиков монахов-христиан сохраняли тонкую нить традиции. Во-вторых: В эти же «темные века» происходил расцвет арабской и мусульманской философии, которая очень бережно опиралась на античное философское наследие.

Важным источником информации по античной философии также являются «доксографы» – собиратели мнений («докса» – мнение), встраивавшие фрагменты античных философов в свои сочинения.

1-ое из известных нам д оксографических сочинений «Мнение физиков» было создано Теофрастом (ученик Аристотеля). В этом труде были собраны философские системы современных авторов: пересказ + подкрепление цитатами. Это сочинение до нас не дошло, но были на ее основе написаны компендии. Например: «Мнения философов».

Один из наиболее известных доксографов – неоплатоник Плутарх обильно цитирует античность, т.к. неоплатоники ориентировались на синтез всей греческой мысли.

Еще один источник информации – ранние христианские авторы, н апример: Августин, Лактаций, Клемент Александрийский; писавшие по формуле – «Вот посмотрите, какие глупости говорят эти язычники …».

Знаменитый труд Диогена Лаэртского «Сборник анекдотов» об огромном количестве античных авторов – также важный источник информации для восстановления идейного каркаса их философских систем. (Эпикур, стоики и т.д.…).

Хуже всего сохранились сочинения досократиков ( т.е. до Сократа).

Значение античной философии состоит в том, что философия «как таковая» вещь несколько неопределенная, так что очень легко запутаться и понять где есть философия, а где что-то другое. Для правильной идентификации необходимо задать ориентиры, необходимо обратиться к началу философии, т.е. к античной философии.

2. Отношение античной и современной философии:

Во-первых: 80% языка философии изобретено в античности.

Например: такие термины как «материя», «апория», «форма» и т.д. имеют латинское или греческое происхождение или корни.

Во-вторых: в то время как христианство более тысячи лет составляло самую сердцевину европейской культуру, философия как служанка («служанка теологии») вращалась вокруг него, снабжая теологему рациональными объяснениями и толкованиями, по схемам, разработанным в античной философии.

Отцы церкви были и философами, которые базировались на античности: для ранней схоластики основа Платонизм; для поздней Аристотелизм. Т.о. мы видим, что выросшая из средневековья современная европейская культура, в том числе и философия, базируется на античности.

3. Предпосылки и место возникновения Античной философии.

Возникновение философии в Древней Греции это – синтез мифологии и науки в особом социально-политическом пространстве.

Основные доминанты жизни Греции 6-го века до н.э. – полити ческое устройство, судебная практика, мифология, наука.

Политическое устройство: Древняя Греция не была единым государством. Это была культурная общность и конгломерат полисов – автономных единиц, жители которых определяли стиль своей жизни так, как они этого хотели. Через письменное право, а не по традиции. Через законы, которые определялись на общем собрании жителей – граждан полиса. Когда каждый гражданин чувствовал ответственность за свою судьбу.

Избирательные округа – «филы» и избирательные участки «демы» делегировали кандидатов в собрание граждан, которое формировало исполнительную власть – власть «стратегов». Такая социальная динамика требовала разрыва родовых отношений.

Судебная практика. Греческая культура рассматриваемого периода – это правовая культура. Для разрешения спорных ситуаций в полисах по решению граждан возникали суды. Судьи выбирались по жребию. На судах греки не позволяли выступать адвокатам. Так появилась каста риторов, ориентировавшихся на рациональную аргументацию, причем аргументация – это уже профессиональная деятельность, т.к. из произведений (закон либо иной текст) нельзя было читать, следовательно, необходимо было заучивать. При этом необходимо иметь в виду, что в то время любое занятие – это соревнование, то немногое, что объединяло Грецию в одну нацию.

Но соревновались не только в силе, но и в театральных постановках и в мудрости. Греция того времени – страна поголовной грамотности.

Спор – это способ существования грека, а не только юридическая практика. Победа в споре (соревновании) достигалась либо красивой формулировкой, либо сильными доводами. Проза больше подходит для чистоты мысли и аргументации, т.к. в стихе форма отвлекает от содержания. Т ак происходит переход от стиха к прозе.

Мифология. Не было единой Греческой религии. У каждого полиса были свом боги, предания их могли отличаться, но были Дельфы – религиозный центр. В Дельфах был Оракул, Пифия + жрецы. Пифия восседала в храме Аполлона на Треножнике над трещиной с дурманящим газом. Ей задавали вопросы. Она бормотала ответ, а жрецы его истолковывали. Оракул (Пифия+жрецы) отвечал за все события в Греции, т.е. фактически правил страной. Дозволение Оракулу (Богу) де-факто определять судьбы полисов и людей есть отказ от самостоятельности. По воле Бога, через жребий отдавалось большинство постов в полисах. Смысл жребия понимался как рок, как сверхбожественная необходимость.

Что касается всей иерархии Богов, то мифологические построения касались задачи, что было в начале. Ответов было несколько: У Гесиода: Хаос – Земля – Хаос – Тартар и т.д. У Гомера: начало Океан. У орфиков: Космическое яйцо, из которого вылупливается мир.

Наука. Греки по сравнению с Египтом и Вавилоном не имели запаса научных знаний и заимствовали их у других. Стиль жизни образованного грека – путешествие в Египет и Вавилон для изучения астрономии, географии, математики и т.д. Но в этих странах не существовало доказательной науки, а была сплошная эмпирия, т.е. опыт. Заслуга греков состоит в создании доказательной науки, т.к. рациональная практика – это среда обитания грека. Пример: вывод «теорем» из «аксиом».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.