Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый всплеск философской мысли, «досократики». 2 страница




Учитывая вышесказанное, формулируется первое важнейшее положение теории материи Анаксагора - «принципом сохранения материи»: все «существующие вещи» не возникают и не уничтожаются, а существуют всегда в одном и том же количестве.

Следующей, Анаксагору, нужно было решить основную проблему, вставшую перед всеми мыслителями послепарменидовской эпохи - проблему согласования идеи истинного Бытия с данными нашего опыта. Чувственно воспринимаемый мир есть мир непрерывного становления: в нем всегда что-то возникает, а что-то исчезает; мы непрерывно наблюдаем, как вещи, обладающие определенными свойствами, изменяются, приобретают новые свойства и превращаются в нечто совсем иное. Анаксагор разрешает эту проблему самым радикальным образом, вводя принцип «универсальной смеси», согласно которому нет таких вещей, которые состояли бы из чистого, несмешанного вещества. Каждая эмпирическая данная вещь представляет собой смесь всех «существующих вещей» - не некоторых, не многих, а именно всех, т.е. бесчисленного их множества. «Во всем заключается часть всего» - эту фразу Анаксагор повторяет неоднократно и настойчиво, а для безупречной логичности столь парадоксального принципа он добавляет еще два дополнительных положения.

Первое из них - положение об относительности большого и малого. Так как в любой, сколь угодно большой или сколь угодно малой вещи заключена «часть всего», то тем самым стирается принципиальная разница между большим и малым, т.е. мельчайшая пылинка содержит в себе то же богатство «существующих вещей», что и весь космос. Ее малость не имеет абсолютного характера т.к. «и у малого ведь нет наименьшего, но всегда еще меньшее... Но и у большого всегда есть большее. И оно равно малому по количеству... Сама же по себе каждая вещь и велика и мала».

Отсюда необходимо вытекает и второе положение - о безграничной делимости вещества. В этом положении Анаксагор, в отличии от атомистов, не допускал существование мельчайших, далее уже не делимых частиц. Не допускал по причине того, что если бы такие частицы существовали, то они были бы простыми и качественно однородными, что находилось бы в противоречии с принципом «универсальной смеси» и было бы естественным масштабом абсолютной малости, которого, согласно положению об относительности большого и малого, быть не может.

Т.о. с помощью принципов «сохранения материи» и «универсальной смеси» Анаксагор решает проблему поставленную Парменидом. А объяснение того, почему вещь, представляющая собой смесь бесчисленного множества качественно однородных веществ, представляется нам состоящей из какого-то одного вещества, сводится им к «принципу преобладания», т.е. к тому, что наши органы чувств воспринимают только то вещество, которое преобладает в данной вещи.

5. Сократические школы.

Если во взглядах представителей милетской и злейской школ, «физиков» и «натурфилософов», например у Демокрита, человеческое поведение, как и поведение любой существующей вещи, объяснялось из цепочки природных причин и следствий, то уже Сократ разрывает указанную цепь.

Сократ извлекает человека из мира природных связей и зависимостей. Поведение человека определяется его внутренней целью, а задача философии помочь человеку разобраться в смысле и целях собственного поведения. В результате вопрос о смысле и цели человеческой жизни становится главным в учении Сократа.

Но Сократ резко разошелся во взглядах с софистами, которые взялись учить юношей как выявлять мотивы собственных действий, придавая им статус целей, как раз в вопросе о природе «наилучшего».

По Протагору (софист) смысл человеческой жизни заключается в ясном выражении и удовлетворении личных желаний и потребностей.

Для Сократа человек вынужден вступать на путь самопознания, чтобы открыть высший смысл своего существования, не сводимый ни к телесной радости, ни к эгоистической пользе.

Душа по Сократу – антипод тела. У Сократа есть высшие ценности, и он стремится открыть путь к ним. Платон истолковывал их как мир идей.

Сократ первым стал определять общие понятия: Что есть прекрасное, доброе и т.д.

Сам Сократ ничего не написал. Участвовал в политической жизни, был исправным воином и мужественно проявил себя в пелопонесских (Греко-персидских) войнах. Всегда отстаивал свое мнение против большинства, т.к. считал его не правым; в следствии его непрофессионализма (назначение по жребию). И будучи не знатного происхождения был апологетом аристократии.

Его философские опыты – это беседы на рыночной площади.

За то, что он учил юношей «не тому» был осужден и казнен (цикута).

Сократ оказал огромное влияние на современников.

Люди, слушавшие Сократа на площади, основали 4 философские школы: Киники (выросли в стоики); Киренаики; Мигаики; Академия Платона.

Киники

Киники были космополиты (нет родины, полиса и т.д.). Главное – это добродетель. Добродетель надо культивировать упражнением. Добродетель одна на всех – «что хорошо – то хорошо для всех». Счастье и наивысшая мудрость – следовать добродетели.

Следовать добродетели – быть ближе к богам, т.к. мудрецы друзья богов. Яркий представитель – Диоген Синопский – жил в бочке (по полгода). Прожил до 90 лет. Исповедовал крайнюю простоту(выбросил даже чашку).

Киренаики (потом эпикурейцы).

Глава школы Аристипп. Сократ его не любил т.к. за науку он брал деньги. Акцент в школе делается на наслаждении. Счастье в наслаждении. Любое резкое движение или эмоция – это боль. Мудрец же чужд боли, т.о. мудрец чужд и эмоции в т.ч. и добродетели.

Эпикур (341-270 д.н.э.) родился на острове Самосе. Переехал в Афины, где основал школу «Сад Эпикура».

Главная задача философии - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика м.б. построена только при условии если будет определено место, кот. человек занимает в мире. Поэтому этика должна опираться на физику, а физике должно предшествовать разработка теории познания.

Все, что мы ощущаем истинно (материалистический сенсуализм). Ошибки возникают от неправильной оценки того, что мы ощущаем.

На основе ощущений возможны заключения о предметах и их причинах. Восприятие – единственный критерий истинности, оно есть критерий и для заключений о таких вещах, которые непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в логическом противоречии с данными восприятиями.

Эпикур принял основные положения атомистики Демокрита. Доказывал, что учение о причинной необходимости всех явлений природы не должно вести к выводам о невозможности для человеческой свободы. В рамках необходимости должен быть указан путь к свободе.

У Демокрита движение атомов в пустоте вызывается механической необходимостью. Эпикур полагает, что движение обусловлено внутренним свойством атомов - их тяжестью, которая наряду с их формой, положением и порядком становится важным объектом определением атома. Количество форм атомов ограничено, т.к атом не может обладать большой тяжестью. При движении атомы могут самопроизвольно отклоняться на небольшой угол и т.о переходить с прямолинейного путей движения на криволинейные. Это явление считается необходимым условием свободы человека. Итог – более глубокий взгляд на необходимость и случайность.

Критерий счастья – удовольствие. Существует типа удовольствия: природные и необходимые для жизни; природные, но для жизни не необходимые; не необходимые для жизни и не природные.

Благо - то, что порождает удовольствие. Зло – то, что порождает страдание. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед богами, смертью и загробным миром. Освобожденным от страхов открыв путь к счастью.

Стремится необходимо только к первым удовольствиям, и воздерживаться от остальных. Результат такого воздержания – полная невозмутимость, или безмятежность, которое и есть философское счастье. Естественное состояние человека – покой, атараксия.

Боги не способны вмешиваться в наш мир, а душа смертна.

Мигаики. Глава школы Эвклид. Существует одно Единое благо (его имена – Ум, Бог, Истина и т.д.). Кроме него ничего нет.

Школа внесла вклад в технологию доказательств, отвергая как бессмысленное доказательство по аналогии.

Академия Платона. Платон – 427 – 347 г. д.н.э. До встречи в 20 лет с Сократом ничего не писал кроме стихов, которые после этого сразу уничтожил. В 40 лет открыл Академию. На дверях: «Не геометр туда не войдет». Написал много эзотерических (для внутреннего употребления в Академии) и экзотерических произведений. Дошло 34 диалога и несколько писем. Основные диалоги: «Федон», «Федр», «Пир», «Парменид», «Государство», «Софист», «Темей».

Главное в философии Платона «учение о душе». Диалог «Федон» – доказательство бессмертия души: наша душа имеет возможность постигать неизменное, идеальное – и если она для этого предназначена то и сама имеет подобную природу, т.к. «подобное стремится к подобному».

Решающий аргумент «бессмертия души» Платона выглядит так: есть такие вещи, которые тесно срослись с теми или иными свойствами, что не могут принять другие (например – огонь), то же и душой; душа это вещь – жизнь и смерть это свойство этой вещи, а если свойство жизни неразрывно со свойствами души так, что невозможно помыслить мертвую душу, то следовательно, душа бессмертна.

В диалоге «Темей» Платон приводит разъяснения по поводу строения души. Есть одна бессмертная часть души – первая.

1-ая часть – это Ум, Интеллект – она в голове.

2-ая часть – это Воля – она в сердце //лев//.

3-я часть – вожделеющая – она в печени //чудовище//.

2 и 3 часть служебные и смертны.

Три части души могут конфликтовать, но у каждой есть свои добродетели: Ум – мудрость, воля – мужество, вожделение – воздержанность.

Но есть одна интегральная величина, которая уравновешивает все способности – это «справедливость». //Ничто сверх меры – общегреческое//

По Платону и общество д.б. устроено по принципу души («Государство»): Правители (Ум) – это философы; Воля (Ярость) – воины (по примеру Спарты); Вожделеющие – ремесленники. Каждый из слоев живет своим укладом. Философы должны руководить деторождением. Нравы очень суровые – особенно у воинов. Все д.б. строго регламентировано – цензура. Частная собственность и семья – подрывают условия общества. Поэтому Платон разработал план общежития, основанного на устранении для правителей и воинов личной собственности, а также учение об общности жен и государственном воспитании детей.

Конечная цель: государство – как отдельное живое существо, единое сознание (государство выше личности).

Важной частью философии Платона также является «учение об идеях». И зложено в диалогах: «Парменид», «Государство», «Федон», «Софист».

Идеи по Платону существуют в умном месте, мире инобытия, а конкретные вещи нашего мира – это толь подражание этим идеям. Человек – тоже есть идея, которая существует сама по себе – чистое бытие «человека». Эта идея общая для всех индивидов.

Согласно Платона, наше существование – это существование прикованных узников, которые наблюдают только тени на стене пещеры; что другие люди у входа несут в руках статуэтки, лишь тени которых люди видят на стене. А не в пещере есть еще и подлинный мир, где есть и Солнце и другие люди, и огонь на горе, который подсвечивает статуэтки.

В данной «алигория пещеры»: тени означают образы вещей в органах чувств, люди и остальные вещи – это идеи, огонь на горе – наше Солнце, Солнце – идея Блага.

Мир чувственных вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлинной сущностью вещей их причинами является бестелесные нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом. По отношению к чувственным вещам идеи и причины и образцы и цели, к которым стремятся вещи, и понятия об общей основе вещей каждого класса. Т.к. чувственные вещи преходящи, то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя и пространство. Материя принимает на себя идеи и превращает их во множество частных вещей, разделенных пространством.

Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага. Она обуславливает познаваемость, сущность предметов, от нее они получают свою сущность. Идея блага является не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология – учение о целесообразности).

Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зависят от условий пространства и времени. Мир вещей – мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены условиями пространства и времени.

Материю сотворил демиург – творец, чистый разум. В центре космологии Платона учение о мировой душе. Душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям. Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа, забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия материальных предметов напоминают душе позабытые ей знания. Вид познания зависит от различия познаваемых вещей. Достоверное познание (воспоминание) - только об истинно сущих видах –идеях. О чувственных вещах и явлениях возможно лишь вероятное мнение. Тут не понятно, что есть истина. Между идеями и чувственными вещами - математические понятия, доступные рассудочному познанию.

Метод познания – диалектика. Два пути – восхождение по обобщению понятий вплоть до высших родов и нисхождение от общего к частному, это касается только идей, но не чувственных единичных вещей.

Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувственного восприятия, чувственные вещи отражаются лишь во мнениях, которые не дают подлинного знания.

Бытие – тождественное и неизменное, однако в диалогах «Софист» и «Парменид» Платон приходит к выводу, что высшие роды сущего – Бытие, движение, покой, тождество и изменение - могут мыслится, только таким способом, что каждый из них и есть и не есть, и равен самому себе и не равен, и тождественен себе и переходит в иное. Так бытие, поскольку оно рассматривается само по себе – едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же поскольку оно рассматривается по отношению к иному, содержит в себе различие, изменчиво, подвижно. Поэтому бытие содержит в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво.

Противоречия есть необходимое условие для побуждения души к мышлению. Искусство побуждать к размышлению посредством выявления противоречий, таящихся в повседневных мнениях, есть, по Платону, искусство диалектики.

В космогоническом учении Платон утверждает, что последними элементами всех вещей являются неделимые треугольники или геометрические бестелесные атомы.

Космология Платона: в центре земля, вокруг планеты и звезды, которые движутся благодаря их собственным душам.

6. Аристотель.

Аристотель (384-322 днэ). Обучался в платоновской академии. После смерти Платона проживал в Атарнее (остров Лесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына – Александра. В 335 году возвратился в Афины, где основал школу – гимнасии (Ликей).

До нас дошли не все тексты Аристотеля. Многие из дошедших, по видимому, не являются текстами самого Аристотеля. Например «Метафизика», по-видимому, представляет составленные слушателями своды различных по времени курсов Аристотеля. Очень важны для понимания Аристотель его сочинения: «О душе», «Физика», «Категории». Физика Аристотеля охватывает вопросы логики, психологии теории познания, Учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения Платона, атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Эти критические введения представляют большую ценность.

Учение Аристотеля – сложилось в результате критики учения Платона об идеях. Эта теория (об идеях) несостоятельна по ряду причин:

1. Идеи Платона суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию.

2. Так как Платон отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать существованию вещей. И хотя Платон утверждает, будто вещи причастны к идеям, эта их причастность просто метафора. Учение Платона не может объяснить отношение идей к вещам еще и потому, что Платон отрицает способность идей быть непосредственно сущностями вещей.

3. Утверждая, будто идеи относятся к другим идеям, как общее к частному Платон впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и не сущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более общей идее, которая и будет ее сущностью.

4. Платоновское учение о сущности идей, независимых по отношению к вещам чувственного мира, приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и так как, для всего сходного должна существовать идея, то кроме идеи, например человека, и кроме соответствующей ей вещей, должна существовать идея того сходного, что существует между ними. Далее для этой новой идеи человека и для находящейся под нею первой идеи и ее вещью должна существовать еще одна - третья - идея... и т.д.

5. Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувственного мира, Платон лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и движения.

По Аристотелю е сли вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой. Нет принципиального отрыва идеи вещи от самой вещи. Идея вещи находится внутри самой вещи. Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некой общностью. Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает все её раздельные части и потому является целостностью вещи. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных её частей и замену их другими частями. Организм есть такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность присутствует субстанционально.

В философии Аристотель различал: Теоретическую часть – учение о бытие, его частях, причинах и началах; Практическую – о человеческой деятельности; Поэтическую – о творчестве.

Предмет науки – общее, но оно существует в единичном и познается через него, то есть условие познания – индуктивное обобщение и чувственное восприятие.

Аристотель признавал 4 причины: материя, или пассивная возможность становления; форма – сущность бытия, действительность того, что материи дано как возможность; начало движения; цель.

Аристотель постулировал четырехпринципную структуру всякой вещи, как организма:

1. Эйдос (идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь.

2. Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта – бесконечно разнообразная. Эйдос вещи не есть её материя, а материя вещи не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществления эйдоса.

3. Если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так или иначе отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от движения другой вещи.

4. Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель движения – специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина. Общая формулировка четырехпринципной структуры – вещь есть материя, форма, действующая причина и определенная целесообразность, то есть каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.

Аристотель предложил художественно-творческий первопринцип:

1. Художественная роль материи – материя не просто отсутствие всяких форм, но и бесконечная творческая возможность. Материя проявляет себя в виде тех или иных пространственных и временных форм.

2. Природа как произведение искусства – природные вещи и вся природа, взятая в целом, является той или иной смысловой картиной.

3. Душа есть не что иное, как принцип живого тела. Душа – субстанция в качестве эйдоса физического тела, в потенции обладающего жизнью.

Художественно-творческий принцип в его завершении:

1. Подобно тому, как всякое материальное тело есть нечто, то есть является тем или иным эйдосом, и подобно тому, как эйдос живого тела есть принцип его жизни, то есть его душа, подобно этому и всякая душа, движущая телом в том или другом направлении, тоже имеет свой собственный эйдос, называемый Умом, так что душа есть энергия Ума.

2. Ум есть эйдос всех эйдосов.

3. Ум, несмотря на всю свою свободу от чувственной материи, содержит свою собственную чисто умственную материю, без которой он не был бы художественным произведением.

По Аристотелю каждая единичная вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества – меди – и формы – шаровидности, которая придана меди мастером, но в реально существующем шаре она составляет одно с веществом.

Противоположность материи и формы не безусловная. Медь есть материя по отношению к шару, но она же и форма по отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю является медь. Медь лишена формы, т.к. еще не является шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя. Согласно Аристотеля, в пределах мира чувственных вещей возможен последовательный переход от материи к соотносительной ей форме и наоборот. Категории эти т.о. становятся текучими.

Каждая форма может рассматриваться и как материя, для которой должна существовать соответствующая ей высшая форма. Например, если кирпич, является формой глины, рассматриваемой как материю, то формой этой материи будет дом. Однако так мы поднимаемся до формы, которую уже нельзя рассматривать как материю. Такой предельной формой является перводвигатель или Бог. (Суть идеализма).

Но вообще по Аристотелю чувственно-воспринимаемые вещи есть единство материи и формы. Материя – пассивность, вся активность принадлежит форме, к которой сводится начало движения и ее цель, источник движения – Бог, неподвижный перводвигатель.

По Аристотелю все живое обладает душой. Существует 3 вида души:

1) растительная – обладают растения. Способна к размножению и осуществлению обмена веществ;

2) чувствительная – живая, обладает способностью воспринимать формы с помощью ощущений

3) разумная – присуща человеку, познает и думает.

Теория познания Аристотеля. Исходная точка – существование независимой от субъекта объективной действительности. Ощущения человека являются отражениями, копиями предметов внешнего мира. Т. о. источником познания является чувственный опыт, а ощущения предполагают независимый от сознания предмет восприятия. Есть знание достоверное и вероятное, относящееся к области мнения. они связаны. Опыт не есть последняя инстанция в проверке «мнения», и высшие посылки науки усматриваются непосредственно не опытом, а умом. Они не даны уму от рождения, а предполагают деятельность – собирание фактов, направленность мысли.

Логика по Аристотелю.

Это наука о доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания. Связи мыслей являются по Аристотелю отражениями объективно существующих связей.

Аристотель рассматривал логическое строение суждений, вопросы о терминах, об определении строении и о правилах умозаключений и доказательств. В центре всех этих исследований лежит теория умозаключений. В соответствии со спецификой античного знания, ограниченного прямым наблюдением и построением умозрительных гипотез, Аристотель главное значение придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план выдвигает движение мысли от общего к частному (дедукция), а на индукцию обращает мало внимания. Так как нет понятия, которое могло бы стать предикатом всех других понятий, то различные вещи не могут быть объединены в едином общем роде, и Аристотель указал высшие категории, к которым сводятся все остальные роды истинно сущего.

Космология и физика.

Космология – геоцентрическая. Земля – шар. Источник движения – бог (перводвигатель). Физика. Одним из важнейших принципов является учение о целесообразности в природе. Этот принцип распространяется на все бытие и даже на бога. Эта целесообразность является внутренней и бессознательной целесообразностью природы. Примеры целесообразности Аристотель видел в росте организмов.

Общественно- политические теории Аристотеля.

Научное созерцание есть высшая доблесть, наиболее совершенный вид блаженства. Созерцание – деятельность разума, существующая ради себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и заключает в себе ей одной свойственное наслаждение.

Идеалмыслящее себя мышление.

Наилучший из всех классов – земледельческий, однако они в силу своего образа жизни и территориальной распыленности не могут активно вмешиваться в вопросы управления, Этим делом должны заниматься средне зажиточные классы общества.

Аристотель различает 3 хороших и 3 плохих формы управления государством. Хорошими он считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом – таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основанная на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы – это тирания, олигархия и крайняя демократия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.