КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рынок как экономическая категория
Рынок - это комплексная экономическая категория. Рынок организован по законам товарного производства и обращения и характеризует совокупность экономических отношений, возникающих между людьми по поводу купли и продажи товаров. Рынок можно определить и как соединение спроса и предложения товаров. На рынке могут покупаться и продаваться сырье, товары, услуги, труд. Рынки являются центром экономической деятельности и поэтому решения многих наиболее важных экономических проблем связаны с их функционированием. Все составляющие экономику рынки продуктов и ресурсов, а также связи между ними образуют рыночную систему. Рыночная система составляет основу рыночной экономики, но не единственный ее признак. Другими признаками рыночной экономики являются: 1. частная собственность на средства производства; 2. свобода предпринимательства и выбора: 3. личный интерес, как главный мотив поведения; 4. конкуренция; 5. опора на рыночную систему цен; 6. ограниченная роль правительства. Основными рынками, входящими в рыночную систему, являются: - рынок ценных бумаг; - рынок труда: - рынок капитала; - рынок товаров и услуг. Все эти рынки представлены разветвленной сетью организационных структур: предприятия, компании, фирмы (и т.ч. аптеки), акционерные общества, биржи, банки и т.д. На рынке могут покупаться и продаваться сырье, товары, услуги, труд и др. Большинство людей, фирм на рынке одновременно являются продавцами и покупателями. Рынок выполняет ряд функций: · информационную; · посредническую; · ценообразующую; · регулирующую; · стимулирующая; · санирующую. Информационная функция, так как сложившиеся цены как бы «сообщают» о состоянии экономики, через падение или рост цен участники рыночных отношений узнают о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и т.д. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров (покупателей), предоставляя им возможность общаться друг с другом. Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных механизмов складываются цены на товары и услуги. Через тот же механизм свободных рыночных цен действует и регулирующая функция. Из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (в случае перепроизводства продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли. В результате в первом случае производство сокращается, а во втором растет. Стимулирующая функция также осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае через цены стимулируется эффективность экономики. Цены «вознаграждают» дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Санирующая или оздоровительная функция заключается в том, что рыночный механизм жесткая и даже жестокая система, способствующая социальному расслоению, отличается беспощадностью по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищается от неустойчивых хозяйственных единиц и поддерживает более предприимчивых и эффективных. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей, не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе. Рыночный механизм хозяйствования имеет ряд очевидных преимуществ и оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние: Ø стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития; Ø повышает эффективность производства, побуждает экономить трудовые и материальные ресурсы; Ø формирует такую систему хозяйствования, которая отвечает потребностям и запросам потребителей; Ø рынок создает саморегулирующую систему хозяйства, в которой каждый занимает свою нишу. Однако, рынок нельзя идеализировать, ему также присущи недостатки. Можно отметить следующие проявления отрицательного влияния рыночного механизма на экономическую и социальную жизнь общества: Ø Как саморегулирующая система, рыночная система недостаточно стабильна. Типичной формой нестабильности является циклический характер развития экономики. Одной из форм нарушения равновесия является инфляция. Ø Рыночная система не обеспечивает полного использования ресурсов, ей свойственны неполная занятость материальных и трудовых ресурсов (безработица – спутник рынка). Ø Рынок безразличен к производству общественных, социально значимых благ и услуг (национальная оборона, образование, здравоохранение, культура, содержание пенсионеров, инвалидов и т.д.). Рынки классифицируются по различным признакам, которые можно использовать при их исследовании. 1. По отраслевой принадлежности товара, как объекта обмена; рынок металлов, обуви, автомобильный, лекарственных препаратов (това- ры связаны определенными признаками производственного харак тера или служат удовлетворению одной и той же потребности, на пример, в здоровье). 2. По отношению к границам сферы обмена: - внутренний (национальный). - внешний (иностранный); - местный. 3. По характеру и уровню спроса и предложения: · рынок покупателя - характеризуется высоким уровнем конкуренции между производителями и поставщиками товаров и услуг. Рынок насыщен широким ассортиментом товаров, предложение превышает спрос. Преимущества в данных условиях имеют покупатели; · рынок продавца - характеризуется недостатком производимых товаров и услуг, наблюдается дефицит товаров, покупатель покупает то, что предлагают поставщики, спрос превышает предложение. Преимущества в данных условиях имеют производители и продавцы товаров. 4. По характеру взаимоотношений продавцов и покупателей: · конкурентные: · чистая конкуренция; · монополистическая; · олигополия: · неконкурентные: · чистая монополия. Последняя классификация определяет четыре наиболее распространенные ситуации на рынке иди модели рынка, от которых зависят действия основных рыночных инструментов - цены, спроса, предложения, а также цели и методы управления рынком (табл.1). Таблица 1 - Модели рынка
*Стандартизованный продукт - продукт, который приобретают у безразлично какого продавца, при условии, что цена одинакова, все единицы товара полностью заменяют друг друга. **Дифференцированный продукт - продукт, отличный от аналогичного у других фирм, подобен, но не идентичен, следовательно не является полным заменителем. Как видно из таблицы характерными чертами этих моделей являются: число фирм, тип продукта, степень контроля за ценой, наличие неценовой конкуренции. Встречаются классификации рынка, в основе которой лежит только число продавцов и покупателей - много, несколько, один. Тогда различают 9 моделей рынка (табл. 2.). Таблице 2 - Классификация рынков по числу участников
Названия моделей рынка взяты из греческого: ро1у ~ много; oligos - несколько; mоnоs – один; opsоnein - покупатель, спрашивать; polien -продавать. Билатеральный от bi... и латинского lateralis - боковой, двусторонний. Составной частью рыночной системы является фармацевтический рынок, который представлен лекарственными препаратами (ЛП), изделиями медицинского назначения (ИМН), услугами, идеями. Функционирование рынка осуществляется с помощью обмена товарами, деньгами правом собственности, информацией. Для того, чтобы представить, как функционирует рынок необходимо определить, какие типы обмена для него характерны. Вообще обмен может быть трех типов: двоичный, комплексный, взаимодействующий. Например, на фармацевтическом рынке эти типы обменов будут выглядеть следующим образом (рис. 3):
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |