Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценовые и неценовые факторы спроса




Зависимость величины спроса от цены характеризуется коэффициентом ценовой эластичности (Еd), который рассчитывается по формуле:

Q1 – Q0 P1 - P0

Ed = /,

Q0 P0

 

Где: Q0, Q1 – количество приобретаемых товаров,

P0, P1 - цена товара

Или просто

 

% изменения спроса

Еd =

% изменения цены

 

Ed показывает на сколько % измениться величина спроса при изменении цены на 1%. Еd всегда < 0;

если /Еd/ > 1 – спрос эластичный; при /Еd/ < 1 – спрос неэластичный.

Рассчитав коэффициент ценовой эластичности или построив графики спроса, можно определить эластичен спрос на конкретный товар или нет.

При изучении закона спроса важно знать факторы, которые влияют на ценовую эластичность спроса. Наиболее значимыми из ценовых детерминант (факторов) спроса являются: заменяемость, удельный вес в бюджете потребителя, считается товар предметом роскоши или предметом необходимости, фактор времени.

1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта, тем более эластичен спрос на него. Например, спрос на витамины эластичен, т.к. есть много заменителей (другие витамины, фрукты, соки). Спрос на инсулин неэластичен, т.к. у него почти нет заменителей и при увеличении цены больные будут приобретать препараты инсулина в нужных количествах (рис. 6).

Р

 
 


Инсулин

 
 

 


Витамины

       
   
 
 

 

 


Q

Рисунок 6 - Кривые спроса и предложения на инсулин и витамины

 

2. Удельный вес в бюджете потребителя. Чем больший вес в бюджете потребителя занимает продукт, тем выше эластичность спроса на него. Например, одежда занимает значительную часть бюджета и увеличение цены на нее снизит спрос. ЛП занимают сравнительно небольшой удельный вес в бюджете и спрос на них менее эластичен (рис. 7).

Р

 
 


ЛП

 
 

 


Одежда

       
   
 
 

 

 


Q

Рисунок 7 - Кривые спроса и предложения на ЛП и одежду

 

3. Предмет роскоши или необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно неэластичен. Большинство лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам — это предмет необходимости - их будут покупать и при увеличении цены. А некоторые дорогостоящие предметы ухода за больными, санитарии, гигиены, которые сейчас появились в аптеках, например, средство ухода за зубами "Улыбка Голливуда" можно отнести к предметам роскоши. И если цены на них поднимутся, потребление снизится (рис. 8).

Р

 
 


ЛП по рецептам

 
 

 


Улыбка Голливуда

       
   
 
 

 

 


Q

Рисунок 8 - Кривые спроса и предложения на ЛП по рецептам и «Улыбку Голливуда»

 

4. Фактор времени. Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения. Одна из причин - привычки. Необходимо, чтобы прошло время для поиска достойного заменителя. Например, спрос на клофелин в краткосрочном периоде — неэластичный. Но, если цена клофелина будет достаточно высокой, через какое-то время часть больных может перейти на другой препарат и спрос на клофелин станет более эластичным.

 

Р

 
 


Клофелин (краткосрочный период)

 
 

 

 


Клофелин (долгосрочный период)

       
   
 
 

 

 


Q

Рисунок 9 - Кривые спроса и предложения на клофелин

 

Безусловно, цена является важным фактором, определяющим количество покупаемого товара, в том числе и ЛП. Но есть и другие факторы, которые влияют на размер покупки. Эти факторы называются неценовыми детерминантами спроса, они изменяют сам спрос (а не величину спроса). К важнейшим неценовым детерминантам спроса относятся:

- предпочтение потребителей;

- денежные доходы;

- число покупателей на рынке;

- цены на сопряженные товары;

- потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов. Неценовые детерминанты изменяют спрос и смещают кривые спроса вправо или влево, не изменяя их наклона (рис. 10).

Р

D1

D Увеличение

D2

Р Уменьшение

 

 

Q2 Q1 Q

Рисунок 10 - Изменения кривых спроса под воздействием неценовых

детерминант спроса

 

Например, увеличилось число покупателей на рынке, при той же цене покупается больше товара; линия спроса D сдвигается вправо — график D1. Или, снизились доходы некоторой части населения, при той же цене будет приобретаться меньше товара; кривая спроса D сдвинулась влево график D2.

 

Закон предложения и факторы предложения

 

Важным инструментом рыночной экономики является предложение.

Закон предложения утверждает — с повышением цен величина предложения возрастает, со снижением цен предложение сокращается (при прочих равных условиях).

Таким образом между ценой товара и величиной предложения суще-ствует прямая зависимость. По закону предложения основным фактором, влияющим на предложение, является цена. На графике кривая предложения выглядит следующим образом (рис. 11):

Р,

S (sypply),

Р2 предложение

 

Р1

 

Q1 Q2 Q,

Рисунок 11 - Изменения кривых предложения в зависимости от цены товара и величины предложения

 

Зависимость предложения от цены характеризуется коэффициентом эластичности предложения (Еs), который показывает процент изменения величины предложения при изменении цены на 1%.

Этот коэффициент всегда положительный. Для расчета коэффициента эластичности предложения используется следующая формула:

 

Es = (Q1 – Q0 / Q0) / (P1 – P0 / P 0)

 

где Q0, Q1 - количество предлагаемого товара при соответствующей цене;

Р0, Р1, — цены на товар.

На ценовую эластичность предложения влияют такие факторы, как доля товара на рынке, является ли товар предметом необходимости, фактор времени.

К неценовым детерминантам предложения относятся: цены на ресурсы, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидаемое изменение цен, число продавцов на рынке.

Неценовые детерминанты предложения смешают кривую вправо или влево без изменения угла наклона (рис. 12):

 

Р

S2 Увеличение

S

S1 Уменьшение

 

 

Q

 
 


Рисунок 12 - Изменения кривой предложения

 

Например, снизились цены на сырье, при той же цене готовой продукции предложение становится больше (Q1); кривая S сдвинута вправо, график S1.

Увеличились налоги, возросли затраты и, при той же цене готовой продукции предложение становится меньше; кривая S сдвинута влево, график S2.

Рыночное равновесие

 

В рыночной экономике спрос и предложение стремятся к равновесию, то есть установлению равновесной цены и количества товара.

График равновесной цены и количества выглядит следующим образом (рис. 13):

 

Р

 

 

D S

 

Р*

 
 

 


 

 
 


Q* Q

Рисунок 13 - График равновесной цены и количество

P* —равновесная цена; Q* - равновесное количество

 

Это абстрактный символ рынка - «Рыночный крест». На рынке точка равновесия устанавливается автоматически без вмешательства со стороны государства.

Рыночное равновесие — это компромисс между продавцом и потребителем. Оно достигается через механизмы цены равновесия. Противоречия между интересами покупателя и продавца заключаются в противоположном отношении к цене, ее изменению. Цена равновесная – это точка, в которой интересы покупателя и продавцов совпадают.

Подъем цены выше цены равновесия означает избыток товаров на рынке, т.к. интересы продавца ставятся выше интересов покупателей, а снижение цены ниже цены равновесия приводит к возникновению дефицита, т.к. продавцам невыгодно предлагать товары рынку. Такие явления происходят, в частности, при вмешательстве государства в рыночный механизм.

 

P

S Излишек предложения

Pmin D товара

 

 

P*

           
   
 
   
 
 


Дефицит спроса товара

Pmax

 

0 Qs Qd Q* Qs’ Qd Q

Рисунок 14 - График, отображающий излишек предложения и дефицит спроса товара

 

Государство устанавливает максимальную цену, которую может запросить продавец (Рmax ниже равновесной). Эти цены устанавливаются в том случае, когда считается, что "потолочная" цена позволит потребителю приобрести товар, который он не мог бы купить при рыночной цене (товары первой необходимости). На графике видно, что этой цене соответствует предложение Qs, которое меньше спроса QD’, в результате возникает дефицит.

Если цены установлены выше равновесных — минимальная цена, устанавливаемая правительством, то это приводит к излишкам. Производители стремятся больше произвести товара - предложение Qs', а покупатели могут купить только QD' товара, возникает избыток.

Между равновесным количеством, равновесной ценой, коэффициентом ценовой эластичности существует взаимосвязь, которая может быть использована для прогнозирования спроса при изменении цены.

Кривые предложения и спроса используются для прогнозирования изменений рыночных условий, например, последствий от изменения валового национального продукта, цен на другие товары, издержек.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.