КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поверьте: моего стыда
Квалификация лексем и словоформ с точки зрения их отнесенности к тем или иным частям речи и другим морфологическим классам
Задание 1 (4 балла)
Определите частеречную принадлежность всех словоформ предложенного текста одной из строф «Евгения Онегина» (номер строфы в соответствии с индивидуальным вариантом). Текст строфы приложить. Задания 2 (до 10 баллов)
Отдельно приведите анализ морфологических, семантических, синтаксических признаков следующих лексем и словоформ, на его основе сделайте вывод об их частеречной принадлежности. При неоднозначности решения приведите доводы в пользу избранного варианта решения.
1) (3 глава, 1 строфа) Куда, пора, чудно, помилуй!, отселе, во-первых, прав. (3 глава, 2 строфа) Да, милее, где, ну, что, Нету, рад, когда, хоть, сей час.
2) (3 глава, 4 строфа) Весь, теперь, украдкой, ну, как-то, больше, нет, равно, однако, темно, скорей, пошел, какие, кстати. (3 глава, 5 строфа) Которая, да, как, неужто, влюблён, меньшую, точь-в-точь, Вандиковой, весь.
3) (3 глава, 17 строфа) Так, душно, да, чем, бывало, то, да, зашибло, влюблена, тогда. (3 глава, 18 строфа) И, полно, то, да, как, же, мой, моложе, было, наконец.
4) (3 глава, 19 строфа) И, вот, да, тошно, милая, готова,нездорова, чего, господь с тобою. (3 глава, 20 строфа) Влюблена, нездорова, между, распущенные, всё.
5) (3 глава, 21 строфа) Смотря, вдруг, поди, да, прости, вот, одна, все, тихо, облокотясь, необдуманном, готово, сложено. (3 глава, 24 строфа) Виновны, то, ль, избранной, так, что, доверчива, озарена, ужели.
6) (3 глава, 27 строфа) Право, ли, «Благонамеренным», в руках,правда, которым, втайне, все, с трудом, так. (3 глава, 28 строфа) Иль, быть может, вняв, молящий, какое, верен.
7) (3 глава, 34 строфа) Изволь, родная, право, вот, итак, тому, да, чтоб, милая, нынче, кругом, бестолкова, куда, и, перечить. (3 глава, 35 строфа) Как, недогадлива, уж, то, бывало, того, ли, да, что, снова, так, право, ничего
8) (3 глава, 36 строфа) Нет, другой, все, как, одета, когда, ж, Ваш, что-то, вспыхнув, как будто, слыша. (3 глава, 38 строфа) Между, полон, вдруг, все, ближе, легче, прыг, другие, прямо, мигом, летя.
9) (4 глава, 20 строфа) Гм, здорова, ль, вся, может быть, угодно, теперь, значит, именно, родные, вот, обязаны, или, чтоб, итак. (4 глава, 32 строфа) Тише, да, все, одно и то же, прежнем, другом, довольно, прав, верно, так, ли, ничуть, куда.
10) (4 глава, 48 строфа) Ну, что, довольно, вся, здорова, милый, как, что за, когда-нибудь, то, раза, там, уж, да, вот, какой, зван. (4 глава, 49 строфа) Да, там, всякого, такого, и, никого, уверен, кто, ну, согласен, сих, вновь.
11) (5 глава, 8 строфа) То-то, ветреная, которой, необозрима, жаль, сквозь, всё, равно (5 глава, 8 строфа) Чудно, что-то, там, то, всё, богаты, сей, милей.
12) (5 глава, 9 строфа) Всё, ясно, так, согласно, одна, чу, прохожий, цыпочках, нежней, как. (5 глава, 45 строфа) Нельзя, да, боже, возможно, чуть, лишь, научена, в силах, вдруг.
Задание 3 (2 балла)
Обоснуйте, почему лексему, в состав которой включается подчеркнутая словоформа, является спорной, и ее нельзя однозначно отнести к части речи, указанной в скобках. Укажите теоретический источник различных решений. 1) он возьми и скажи (глаг.); он было пошел (глаг.); он, бывало, сидит (глаг.); восхищаться друг другом (сущ.); 2) оба друга (числ.); спасибо, сестра помогла (междом.); то снег, то ветер (местоим.); ты все пела (местоим.); несгораемый шкаф (прич., глаг.); 3) бывший солдат (прич.); в данных обстоятельствах (прич.); что за чудо (предлог); пускай себе говорят (глаг., местоим.); почитай уже как целый день (глаг.); 4) благо бы умный был (сущ.); пора идти (сущ.); страсть как нужно (сущ.); жил один человек на берегу реки (сущ.); 5) один Петя сумел сделать это (числ.); значит, он уже здесь (глагол); Батюшки! (сущ.); ты прямо герой (наречие); 6) Марш! (сущ.); несмотря на болезнь (дееприч.); молча (дееприч.); Давайте споем! (глаг.); 7) Дай-ка я скажу (глаг.); Пришел и Петя (союз); он, правда, был здесь (сущ.); знать, не суждено (глаг.); 8) бежать все быстрей (местоим.); он прямо герой (наречие); мимо меня (наречие); да будет вам (глаг.); 9) благо бы умный был (сущ.); пока живу, надеюсь (наречие); чем злее, тем больнее (местоим.); да хватит вам (глаг.); 10) рядом с ним (наречие); куда там (наречие); возьми и скажи (союз); давай скажем (глаг.); 11) Вот, черт, дела! (сущ.), молча (глагол), ему неймется (глагол), что за дела (предлог), он себе помалкивает (местоимение); 12) он всегда «за» (предлог), бесконечные ахи-охи (междометие), блестящий студент (глагол в форме прич.), пускай приходит (глагол), страсть как хочется (сущ.). 13) Караул, спасите! (сущ.), данные обстоятельства, быстрорастворимый кофе (глагол в форме причастия), гуляет себе (местоим.), быть дома (сущ.); 14) Шагом марш (сущ.), бывший солдат (глагол), я не против (предлог), вот тебераз (местоим., сущ.), вожатый (прилаг.), недосуг (сущ.).
Задание 4 (2 балла)
Составьте контексты, иллюстрирующие употребление одной лексемы в функциях, свойственных разным частям речи. Отметьте возможность разных квалификаций частеречной принадлежности данных лексем.
1) ХВАТИТ: глагол, наречие, междометие; ТО: частица, местоимение, союз, морфема; НАПАСТЬ (гл., сущ.); 2) (на) ВСТРЕЧУ: существительное, предлог, наречие; ЛАДНО: наречие, прилагательное, модальное слово, категория состояния; 3) ЗА: частица, предлог, наречие; БЫЛО: глагол, связка, частица; ДАННЫЙ: причастие, прилагательное, местоимение; 4) ТОЧНО: наречие, прилагательное, союз, частица; ПРЯМО: наречие, прилагательное, частица; БЛАГО: существительное, союз; 5) ХОРОШО: прилагательное, наречие, слово категории состояния по В.В. Виноградову); СОГЛАСНО: прилагательное, наречие, предлог; 6) ЧЕМ: местоимение, союз, союзное слово; ПОКА: союз, наречие, междометие; ПРОПАСТЬ (сущ., гл.); 7) БУДЕТ: глагол, связка, слово категории состояния; КАК: местоимение, союз, союзное слово, частица; 8) СЛЕДУЮЩИЙ: причастие, прилагательное, местоимение; 9) ОДИН: числительное, наречие, частица, местоимение; ЗНАЧИТ: глагол, модальное слово; 10) МИМО: наречие, предлог; ДЕЙСТВИТЕЛЬНО: прилагательное, частица, модальное слово; 11) ЧТО: местоимение, союз, ПУСКАЙ: союз, междометие, глагол, частица; УШЕЙ (глагол, сущ.); 12) ОТНОСИТЕЛЬНО: прилагательное, частица, модальное слово; ГОЛУБЕЙ: глагол, сущ., прилаг.; 13) (на) КОНЕЦ: существительное, наречие, модальное слово; БЫВАЛО (глагол, частица); 14) ЗНАТЬ: частица, глагол, существительное; БЫЛО (глагол, частица).
Задание 5 (2 балла)
Следующие единицы могут обозначать различные словоформы одной лексемы или разных лексем, разных частей речи. Опишите грамматическую форму и грамматическое значение каждого из омонимов (в том числе омографов). Укажите начальную форму и часть речи каждой лексемы. Приведите контексты употребления анализируемых словоформ ОБРАЗЕЦ: ГОЛУБЕЙ (ГОЛУБ,-ЕЙ)– существительное, род. пад., мн.ч. (нач.ф. - ГОЛУБЬ); прилагательное ср.степ.(ГОЛУБ, -ЕЙ (нач.ф. - ГОЛУБОЙ); глагол повелительного наклонения (ГОЛУБЕЙ - ð - ð), ед.ч. (нач. ф. - ГОЛУБЕТЬ). Контексты: О небо, становись чище, голубей, светлей с каждым днем лета! (глагол) Вода озера Байкал голубей, чем вода Балхаша (прилагательное, по школьной грамматике, наречие – по вузовской). Летело пять голубей (существительное).
1) Выдвинут, нагрев 2) Тронут, приезжая 3) Различим, струя 4) Мямля, обманут 5) Сторожа, душа 6) Устав, вдохновляем 7) Намыв, храним 8) Родня, корча 9) Простой, бита 10) Дома, жаркое 11) Звонок, издали 12) Мелок, застав 13) Почесть, смела 14) Течь, любим.
Задание 6 (2 балла)
Определите различие части речи и /или грамматической формы и грамматического значения выделенных словоформ
1) ВЕЛИКАН: Остановились у дома великана / остановились у дома-великана; ВСЁ: Ты всё пела? (логическое ударение на всё) / Ты всё пела? (логическое ударение на пела) 2) КАЗАЛОСЬ: Казалось ему: тогда было лучше / Казалось, ему тогда было лучше / Кaзaлось ему тогда: было лучше; СМИРНОВ: письмо доставлено Смирновым; 3) ДЕЙСТВИТЕЛЬНО: Он действительно герой / Он, действительно, герой; ДЕРЕВЬЯ: Заголовок брошюры «Как лечат деревья?»; 4) ВИДНО: Это видно оттуда/ это, видно, оттуда; МАТЬ, ДОЧЬ: мать (подлежащее) любит дочь / мать (дополнение) любит дочь; 5) ГОВОРИТЕ: Говорите, хорошо? / говорите хорошо?; УЧИЛИЩЕ: прием в училище закончен (какую форму существительного здесь можно толковать двояко?) 6) ДОЛЖНО БЫТЬ: Наше положение должно быть вам известно / наше положение, должно быть, вам известно; ГРУЗИН: у борта стояли двое русских и грузин (какую форму существительного здесь можно толковать двояко?); 7) ПОХОЖЕ: Это, похоже, на море / это похоже на море; СОЛДАТ: пришли двое матросов и солдат (какую форму существительного здесь можно толковать двояко?) 8) СКАЖЕМ: Всё, скажем, мы / Всё скажем мы / «Всё!» – скажем мы; ТОВАРИЩА: Давно не видел брата, товарища и сестру / давно не видел брата товарища и сестру; 9) ЧАЙ: Чай, пил не по летам / Чай пил не по летам. МАДАМ: видно мадам / видно, мадам. 10) И: А и Б сидели трубе… / А, И, Б сидели на трубе …; КАК: Богат, хорош собою Ленский, везде был принят как жених / Богат, хорош собою Ленский, везде был принят, как жених; 11) ТАК КАК: Сделал, так как было приказано / сделал так, как было приказано; ВСЕМ: Всем (=для всех) он хорош / всем (=всеми качествами) он хорош. 12) ВСЁ: Грязь покрыла всё: окно, двери, стены / Грязь покрыла всё окно, двери, стены; ИМ: Им (субъект) приказано идти; им (объект) приказано идти. Задание 7 (5 баллов)
Определите согласовательный класс именных лексем, охарактеризуйте его соотношение с родом, одушевленностью/неодушевленностью лексемы ОБРАЗЕЦ: Я - согласовательный класс одушевленный, перекрещивающийся, морф., рода нет, номинат. сем. – «общий род». ДИТЯ –; согл.класс одушевл.,средн.; морф., ср. род, ном. сем. – не актуальна. Номинативное значение - способность обозначать существ мужского и женского пола («общий род»).
1) Тверь, Чикаго, трио, протеже, путь, щупальце, голосишко, управдом, мозоль, жалюзи, шарамыга, особь, шляпа (перен.зн.), Элен Курагина, я, загс, РОНО, соня, Соня, диван-кровать, лыжи, теленок, Чили, соус-чили, ловчила, самоучка, пять; млекопитающее; 2) шампунь, бра, конферансье, фламинго, дитя, домище, кондуктор, ты, шесть, стерлядь, рояль, особа, святоша, чучело, старшина, Чебурашка, ТЭЦ, колхоз, НАТО, Цхалтубо, голова (перен.одушевл.), ракета-носитель, слезы, яичница; 3) зверь, лебедь, фламинго, денди, чудовище, топорище, хлебушко, подлец, сатана, вертихвостка, пень (перен.одуш.), Рысь (фамилия), Заяц (фамил.), США, ЦРУ, колхоз, сирокко, иваси, район-новостройка, ребенок, дитя, себя, ты; 4) ферзь, сажень, попури, кофе, буржуа, зебу, «Юманите», тенек, домишко, пожарище, бремя, чучело, пропойца, мымра, Буратино, мышь, ГОС, Мышь (фам.), БСЭ, Днепрогэс, эсперанто, кафе-столовая, повидло, фрукты, контрас; 5) щенок, Элен, авеню, повеса, мегера, дубина (прям. и перен.), толь, Шевченко. г.Шевченко, сорвиголова, амплуа, платьишко, мужичишко, себя, заморыш, чертяга, сто, плащ-палатка, святоша, пропойца, полчаса, час, фамилия, ЖЭК, загс, вирус; 6) интервью, эсперанто, Чили, БАМ, ТЭЦ, ЮНЕСКО, лиса (перен.Одуш.), лебедь, фламинго, дылда, Чавчавадзе, зубрила, сорвиголова, голова (перен.одушевл.), район-новостройка, плащ-палатка, соседушка, вымя, Валя, савраска, сам, контрас; 7) соль (вещество, нота), Соль (прозвище), Замбези, По (река, писатель), Воевода (фам.), СМУ, РСФСР, вуз, сулугуни, салями, маэстро, пони, врач, Мишель, вермишель, ЭмильЗоля, метель, представитель, отель, миля; 8) филолог, трусишка, соседушка, амеба, прощелыга, недотрога, гусь, привидение, печь-исполин, занавесь, выхухоль, пламень, доктор Живаго, дворишко, желе, рантье, рысь, Рысь (фам.), пила (перен.одуш), денди, слезы, нечто, два, персона нон грата; 9) хапуга, старшина, староста, ворона (перен.одуш), тюль, шоу, брызги, СССР, БАМ, тюз, зазывала, подмастерье, звезда (перен.одуш.), Гоголь, гоголь (птица), кокетка, вельможа, Сочи, ракетоноситель, ракета-носитель, жалюзи, болонка, ребенок, Сомали, ты, что-то, полтора, микроб; 10) ЮАР, загс, ГАИ, передовик, соседушка, пенальти, Баку, Никарагуа, человечишко, пепелище, Чебурашка, бездарь, стерлядь, шампунь, Валя, Валера, буржуа, орел (перен.одуш), орел, звезда (перен.), кто-то, староста, комсорг, чучело (перен.одуш.), полтораста; 11) полтора, полтораста, атташе, рысь, топорище, зайчишка, судья, воевода, конь, лебедь, диван-кровать, кассир, Герцен, Яичница (фам.), кафе-столовая, сорвиголова, бремя, чудовище, мегера, совхоз, США, ЦРУ, самоучка, хлебушка, шампунь, кто-либо, обе, пень (перен., прям.), бактерия; 12) гуляка, коняга, мастер, подмастерье, маэстро, комсорг, дитя, староста, какао, кофе, виски, драпри, дрожжи, жалюзи, три, трио, два, недотрога, протеже, племя, конферансье, филолог, статуя, персонаж, путь-дорога, ГЭК, СССР, иваси, Чарджоу, Борнео, пила (перен.одуш.), шимпанзе, город (ликует); 13) представитель (одуш.), зазноба, детинушка, образ, приведение, зверушка, лежебока, бигуди, дрожжи, голова (перен.одуш), голова (Должностное лицо), лицо (одуш.), судья, сорвиголова, повеса, оба, сивка-бурка, завкафедрой, что-либо, девятьсот, девяносто, тысяча, ты, Миссисипи, Мали, коми, Евгения; 14) Птаха, рояль, особа, Никарагуа, хинди, эскимо, племя, диван-кровать, НАТО, Чека, Саша, Коваленко, бригадир, староста, комсорг, прототип, змея (перен.одуш), шимпанзе, профессор, я, сорок, миллион, полдома, двадцать два.
Задание 8 (5 баллов)
Определите согласовательный класс именных лексем. ОБРАЗЕЦ: СЕБЯ - согласовательный класс одушевленный, перекрещивающийся, морф. рода нет, номинативное значение - способность обозначать существ мужского и женского пола («общий род»); ДИТЯ – морф. ср. род; согл.класс одушевл., средн.; номинативное значение - неактуально.
1) секретарь, кафе-столовая, голова (перен.одуш.), товарищ, Перу, Хуанхэ, Петренко, жалюзи, драпри, чудовище, сани, кенгуру, мадам,рококо, сирокко, кокетка, идальго, ГАИ, тополь, рояль, сто, сотня, желе, сто один, жабо, завкафедрой; 2) млекопитающие, Батуми, рантье, пони, акула-молот, зубрила, морзе, ДОСААФ, ГТО, паинька, дитятко, воробьишко, ворона (перен.), воронье, рабы, много, множество, сто, сотня, купе, вкупе, вуаль, ставни, США, образ (в литературе), полчаса; 3) занавесь, чудо-юдо, район-новостройка, Черемушки, Чили, меню, сто, персона, ВГИК, ВЛКСМ, пройдоха, офицеришко, колхоз, банкроты, клавиши, себя, супруги, супруга, путь, распутье, ре (нота), полгода, постель, коростель, ограничитель; 4) ставни, контральто, бао (одежда), бао (змея), животное, коми, я, Янцзы, Сочи, Сумы, МХАТ, Шевченко (топоним, антропоним), злюка, вороны, подмастерье, печь-исполин, судья, мозоль, кружева, времена, сорок, сорока, существо, завскладом; 5) супруги, неженка, Гоби, вуаль, повидло, кофе, кафе, кафе-столовая, шампунь, МГУ, вуз, чучело (перен.оду.), дитятко, ребенок, девчата, ясли-сад, что-то, лото, сто, десяток, юла (перен.одуш.), Мария Кюри, Алма-Аты, полгорода; 6) загс, НИИ, чертяка, чертушка, черт, привидение, АЭС, Афины, времена, слезы, Чикаго, кондуктор, завкафедрой, первокласскник (в сочетании «Подарок первокласснику»), кто-либо, семь, фамилия, факсимиле, лицо (одуш.), Шмидт, город (вывалил на улицы); 7) управдом, управделами, воевода, Женя, АТС, жертва (по отношению к лицу), представитель (лицо), Борнео, шоу, передовик, выскочка, «Юманите», позорище, жилище, себя, темя, много, множество, уйма, миллион, двадцать две; 8) персонаж, тебя, двадцать два, двадцать три, завуч, шляпа (перен. одуш.), попрошайка, молодежь, гороно, СМУ, совхоз, ТАСС, пепелище, толь, тюль, Чавчавадзе, колибри, зебу, боа, что-либо, две, Миссури, бездарь, Рио-де-Жанейро; 9) тюль, фламинго, старейшина, РСФСР, ВВС, тысяча, два, сто, староста, окна, старшина, НТР, человек, детище, днище, кандидат, Мали, салям, оно,реноме, я, восемь, выхухоль, рысь, Инга, Рысь, дубина (перен.одуш.), ты, салями; 10) днище, малютка, дитя, ребенок, Валя, заяц, заинька, паинька, МЖК, ЖЭК, ГЭС, Камю, меню, Чарджоу, сова (перен.одуш.), соло, педагог, обе, сто, слезы, супруги, рояли, контральто, шимпанзе, комикадзе; 11) кофе, кафе, соня, Соня, туфли, суфле, возишко, самоучка, прообраз, овощи, вуаль, Хельсинки, пельмени, вуз, БАМ, мозоли, я, два, пять, две сотых, треть, вода, проводы, Сочи, зверушка, топоришко, филолог, тире, ты, вы. 12) кто, персона, США, подмастерье, оба, товарищ, молодежь, староста, старичьё, детина, егоза, тварь, Женя, колибри, Эммануэль, Любовь, любовь, страшилище, пугало, существо, умница, пьяница, контрас. 13) особа, особь, Слава, слава, Кемерово, Пушкин, г. Пушкин, что-то, чудовище, божество, животное, плакса, размазня, воевода, повеса, кокетка, Иваново, Евгения Синица, Евгений Синица, биттлз, пальто, это. 14) пьяница, пугало, пожарище, Белово, Чикаго, Килиманджаро, мадемуазель, кокетка, персонаж, лицо, особа, особь, персона, скотина, дрянь, деревенщина, повеса, староста, США, Чили.
Задание 9 (10 баллов)
В произвольно избранных текстах разных функциональных стилей (по 100 лексем) описать соотношение знаменательных и служебных слов по синтаксическому признаку: слова, самостоятельно выполняющие и самостоятельно не выполняющие функцию определенных членов предложения. Вывести статистические данные, вытекающие из схемы описания (см. ниже). Дать краткую интерпретацию количественных различий, обнаруживаемых в разных функциональных стилях с точки зрения соотношения знаменательных и незнаменательных слов и типов.
Схема описания
Знаменательные лексемы: I. Полнозначные II. Неполнозначные, или местоименные лексемы Указать, какую функцию выполняют в данном предложении: подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства.
Незнаменательные лексемы: I. Служебные слова, обслуживающие структурно-семантическую схему; обеспечивающие формально-грамматические связи в предложении: а)предлог, б) союз. II. Незнаменательные лексемы, обслуживающие чисто семантическую (коммуникативно-синтаксическую) схему высказывания; обеспечивающие семантические (неформальные) связи, расставляющие семантические акценты и т.п.: а) частицы, б) модальные слова, в) междометия. Указать, с какими членами предложения (или предложениями в целом) связаны данные незнаменательные лексемы или какие члены предложения (целые предложения) они связывают.
ОБРАЗЕЦ: Я – местоим. – сущ., подлежащее К – предлог, вместе с управляемым им по форме местоим.-сущ. (ВАМ) выполняет роль обстоятельства места (куда?), которое обеспечивает грамматическую связь действия, выраженного сказуемым, с адресатом (ВЫ). ВАМ – местоим.–сущ., обстоятельство (совместно с предлогом). ПИШУ – глагол, сказуемое. ЧЕГО – местоим. –сущ., дополнение. ЖЕ – частица, связана по смыслу с лексемой ЧЕГО (входит в группу дополнения). БОЛЕ – наречие, обстоятельство. ЧТО – местоим. – сущ. Я – местоим. –сущ., подлежащее. МОГУ – глагол, часть сказуемого (вместе с лексемой СКАЗАТЬ) ЕЩЁ – наречие, знаменательность ослабленная (движение к частицам), обстоятельство.
Задание 10 (5 баллов)
В произвольно избранном тексте (100 лексем) описать семантико-грамматические, функциональные и структурные разряды предлогов и союзов в предложенных текстах разных функциональных стилей. Сделать обобщение относительно их продуктивности. Кратко интерпретировать полученные данные. ОБРАЗЕЦ:
Но вы к моей несчастной доле, хоть каплю жалости храня…
НО – сочинит., противит. союз, соединяет два предложения. Непроизводный.. К – предлог с дополнительным значением (жалость К чему-либо). Оттенок определительного значения; зависит от словоформы ЖАЛОСТЬ, управляет словоформой ДОЛЕ. ХОТЬ – в данном предложении не союз, а частица, «усиливающая» слово.
Задание 11 (5 баллов)
В произвольно избранном тексте разговорного стиля (100 лексем) описать семантико-грамматические, функциональные, структурные разряды частиц, междометий, модальных слов в предложенном тексте разговорного стиля. ОБРАЗЕЦ:
вы не узнали б никогда, когда б надежду я имела хоть редко, хоть в неделю раз… НЕ – отрицательная частица (относится к глаголу узнали). Б – формообразующая частица (образует форму сослагательного наклонения глагола имела б). ХОТЬ – модальная частица III группы (по «Русской грамматике»), значение уступительного ограничения.
Задание 12 (4 балла)
В произвольно избранном тексте разговорного стиля (100 лексем) описать переходные явления в сфере взаимодействия знаменательных и служебных частей речи и внутри служебных частей речи в предложенном тексте. Описать факты грамматической омонимии служебных и знаменательных слов.
ОБРАЗЕЦ: … Вам слово молвить и потом Все думать, думать об одном … А мы… ничем мы не блестим, Хоть вам и рады простодушно.
ВСЁ – в данном контексте не местоимение, а модальная частица. ХОТЬ – здесь уступительный союз (ср. хоть редко, хоть в неделю раз, где хоть – частица) И (рады) – усилительная частица (не союз!)
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |