Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формально-структурный анализ словоформ текста 2 страница




6. Почему выражение не сто́ит (напр. не сто́ит приходить) сочетается только с инфинитивом глаголов несовершенного вида?

7. У него нет денег – какой частью речи выражено сказуемое?

8. По каким семантическим признакам различаются глаголы: ЛЕТЕТЬ и ЛЕТАТЬ, КАТИТЬ и КАТАТЬ,

9. По каким семантическим признакам различаются глаголы смотреть и видеть, слушать и слышать,

10. По каким семантическим признакам различаются глаголы пить и поить, сидеть и садить?

11. По каким семантическим признакам различаются глаголы попадать и попасть (куда я попал, куда меня попали), уйти и уйти (он не ушел, его ушли),

12. По каким семантическим признакам различаются глаголы влюбиться и любить, драться и драть (ср. у детей: меня в садике «дерут»),

13. Почему глаголы совершенного вида не могут сочетаться со словом бесполезно? Почему глаголы несовершенного вида не могут сочетаться со словом вдруг?

14. Почему частица всё сочетается только с глаголами несовершенного вида? Почему наречие иногда сочетается только с глаголами несовершенного вида?

Задание 6 (по 10 баллов)

Проблемные вопросы морфологии (именные части речи)»

 

1. Почему одушевленность\неодушевленность рассматривается то как грамматическая категория (см. например, учебник для университетов под ред. В.А.Белошапковой), то как семантико-грамматический разряд существительных («Русская грамматика» и др.)?

2. Что общего и отличного в противопоставленныхгруппах словоформ или лексем: спрягаемые-неспрягаемые формы глагола, количественные-порядковые числительные, полные-краткие формы прилагательных, личные-притяжательные местоимения?

3. Существительные непрерывно пополняют словарь. От чего зависит, что неологизмы возникают и фиксируются в определенном, именно этом, а не другом роде? Какой характер носит связь словообразовательной системы и системы распределения существительных по родам?

4. Трехчленной или четырехчленной категорией является род существительных? Сравните: вода, молоко, кефир, сливки.

5. Какого рода слово оба в сочетании оба озера?

6. Ср.: Я люблю мой город. Я люблю свой город. В каких случаях взаимозаменимость мой\свой, твой\свой возможна, а в каких не возможна из-за изменения смысла?

7. Ср.: Всякий, любой, каждый. Определите (обоснуйте) часть речи данных слов и их семантико-грамматический разряд. Доп. вопрос:В чем различия в значении и употреблении трех приведенных лексем?;

8. Может ли быть выражено значение женскости в русском языке средствами других (неморфологических) уровней: словообразовательными, морфологическими, синтаксическими (через связь с другими словами), общеконтекстуальными (через значение контекста, особенности описываемой ситуации), лексическими. Если «да», то проиллюстрируйте сказанное конкретными примерами.

9. От чего зависит родовая форма глагола: кто-то был, что-то было, прошло полчаса, прошел час, пришло двадцать один человек, пришла тысяча человек, смеркалось?

10. От чего зависит числовая форма прилагательного в выражениях типа: Прошли томительные полчаса. Две прекрасные девушки. Двадцать одно новое пальто. Каждые два года. Каждые полгода?

11. Меняется ли в рамках традиционной морфологии родовой признак существительных типа дитя, ребенок, шимпанзе и т.п., если они обозначают существ разного пола? Ср.: чудовище, существо, шляпа (перен.). Но: Это дитя – сирота. Этот ребенок – сирота. Рим – жертва. Афины – жертва. Здесь сущ., оканчивающиеся на –а, «вне пола». Их род?

12. Должна ли логика изменения признака родовой принадлежности существительного общего рода при его употреблении в разных контекстах (ситуациях) проявляться также при решении вопроса о числе существительных типа сани, пальто, если в разных контекстах они обозначают то один, то много предметов? Будут ли такие употребления разными единицами? Если разными, то какими: лексемами или словоформами?

13. Как с позиции концепции, утверждающей наличие общего рода, должен решаться вопрос о родовой принадлежности существительных со значением лица в контекстах типа, ср.: Маша и Витя – сироты (забияки). Сирота сироте – рознь. Жужу – кудрявая болонка.

14. Три тысячи не дел…тся и никогда не делил…сь на семь без остатка. Тысяча не дел…тся и никогда не делил…сь на семь без остатка. Тридцать один не дел…тся и никогда не делил…сь(ся) на семь. Меняется ли форма числа и рода глагола в данных контекстах? От чего зависит изменение? Как связано это изменение с морфологическими характеристиками числительных?

 

Задание 7 (по 10 баллов)

Проблемные вопросы морфологии (именные части речи)

 

1. Может ли быть в русском языке одушевленное несклоняемое существительное среднего рода?;

2. Присуща ли личным местоимениям категория одушевленности?

3. Может ли несклоняемое существительное быть плюралиа тантум?;

4. Можно ли утверждать, что у возвратного местоимения себя есть число? Ср.: Он жалел себя, такого … Они жалели себя, таких …

5. Три верн… друга, пришедш… сюда, исправили дело. От чего зависит форма существительных и причастий в данных контекстах?;

6. В чем причина «колебаний» в оценке рода и числа существительных типа коми, саами (см. «Грамматический словарь», «Обратный словарь»)?

7. Меняется ли число существительного: 20 пальто, 21 пальто, 22 пальто, 23 пальто?;

8. Супруги Ивановы пошли гулять. Кажд… из них думает о своем. Поставьте в начальную форму существительное и определите его род;

9. Почему невозможны словосочетания: 22 сани, 24 суток и т.п.?

10. «Я как судья, как мать, как ответственное лицо, не должна бы Вам этого говорить». Так закончила свою речь народный судья Янцен Ирма Генриховна. Льнешь ли лживой зверью, юбкою вертя, я тебе не верю, верую в тебя». Определите род, число существительных и местоимений, обоснуйте ваше решение.

11. К Ольмину на помощь сквозь громы и молнии спешит на вертолете Глеб, но его опережает физик из цветка, которую любит Ольмин. Женщина с усами закурил трубку, и сладкий запах табака внес в мятежную душу Берлаги успокоении. (И.Ильф и Е.Петров. Золотой теленок).Определите и обоснуйте род сущ. физик, женщина

12. Эдакий американский Буратиночко. Куда уж идти дальше, товарищ педагогическая наука? Бедное значительное лицо чуть не умер. Определите род, число существительных, обозначающих лиц, обоснуйте Ваше решение.

13. Растем от года к году мы. Смотри, земля-старик! Определите род существительно земля-старик

14. Определите род, число подчеркнутых словоформ, обоснуйте Ваше решение. Мама сходила за врачом, врач принесла каких-то капель. Поэт была седая и худая (Е.Евтушенко).

15. – Фамилия? – спросил комендант парня. – Мыш без мягкого знака, - пояснил парень. Определите род и тип склонения существительного Мыш.

16. В чем заключаются различия в природе «несклоняемости» лексем «некто» и «Немо» (имя собственное, персонаж романов Ж.Верна)?

 

Задание 8 (до 5 баллов)

Ответьте на вопросы или выполните задания:

 

1. Полоскает /поласкает – по каким морфологическим признакам различаются эти омофоны?

2. Встать! Пошли! верно ли что глаголы стоят в повелительном наклонении?

3. Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить. – квалифицируйте часть речи сказуемых.

4. Жили дед с бабкой. Жили дед и бабка. Почему С – предлог, а И – союз?

5. Правомерно ли характеризуются по роду существительные во множественном числе? Почему?

6. В «Русской грамматике» (М. Наука, 1980) сочетания типа с той целью чтобы, после того как рассматриваются в ряду с союзами (см. «Предметный указатель»). Возможно ли другое решение вопроса об из частеречной принадлежности?

7. В «Русской грамматике» сочетания типа по направлению к…, в случае…, при условии… относятся к предлогам. Возможно ли другое решение?

8. Кажется, он хитр. Кажется, что он хитр. В классификации лексем по частям речи, восходящей к В.В. Виноградову, словоформа кажется в данных предложениях должна быть отнесена к разным частям речи. К каким и почему?

9. Определите частеречную принадлежность лексемы друг друга. Дополнительный вопрос: почему друг друга – слово, а не словосочетание?

 

10. Какая часть речи клинышком (бородка клинышком)? Почему?

11. Наречие или существительное: зимой, летом, вечером?

12. Почему типы склонения, спряжения, глагольные классы не являются грамматическими категориями?

13. Докажите частеречную принадлежность лексем досуг, недосуг.

14. Почему являются спорными с точки зрения частеречной принадлежности лексемы нет, хаки, бултых, минус, жаль, рад, оба?

15. Можно ли определить род и число у личных местоимений? В чем особенность реализации данных категорий в лексемах этого класса?

16. Я был учителем. Почему неверны утверждения: я – мужской род, был – первое лицо, учителем – прошедшее время?

 

Задание 9 (до 3 баллов)

Ответьте на вопросы или выполните задания:

 

1. В чем ошибочность утверждения, что в выражениях воды! бегом! под стол! марш! Слова стоят в повелительном наклонении?

2. Встать! а ну, пошли! В каком наклонении стоят глаголы?

3. В чем особенность парадигмы залога у непереходных глаголов?

4. В чем особенность парадигмы времени у глаголов совершенного вида и причастий?

5. Я не знаю, как пройти туда, я не знаю, сколько их там и что им надо. К какой части речи относятся подчеркнутые слова: к местоимениям или союзам?

6. Относительно частеречной принадлежности лексем туда, там существуют разные мнения, в том числе эти слова относят к местоимениям. На чем основано это мнение? Какие другие решения возможны и почему?

7. Оцените грамматическую форму и значение рода числа и падежа в выражении мне два кофе, пожалуйста в аспекте категории числа.

8. В магазин завезли бра. В магазин завезены бра. В магазин завезли 121 бра. В магазин завезли 124 бра. В магазин завезли 125 бра. Охарактеризуйте различие словоформ существительного бра в данных предложениях в аспекте категории числа и падежа.

9. 22 друга, 21 друг, 25 друзей. В какой форме числа и падежа стоит существительное в приведенных словосочетаниях и почему она (форма) изменяется? В какой форме рода, числа и падежа стоит числительное в каждом из словосочетаний.

10. Дайте оценку частеречной принадлежности звукоподражательных слов. Почему этот вопрос относится к спорным?

11. Имеют ли русские глаголы в повелительном наклонении грамматическую форму и значение лица и числа?

12. Одна или разные части речи подчеркнутого слова: Постой-ка, брат мусью! и Постой-ка рядом со мной. Является ли частица – ка самостоятельным словом или морфемой?

13. Наречие или существительное: зимой, летом, вечером?

 

14. Докажите частеречную принадлежность лексем досуг, недосуг.

 

Задания 10 (до 3 баллов)

Ответьте на вопросы или выполните задания:

 

1. Правомерно ли характеризуются по роду существительные во множественном числе? Почему?

2. В «Русской грамматике» (М. Наука, 1980) сочетания типа с той целью чтобы, после того как рассматриваются в ряду с союзами (см. «Предметный указатель»). Возможно ли другое решение вопроса об из частеречной принадлежности?

3. В «Русской грамматике» сочетания типа по направлению к…, в случае…, при условии… относятся к предлогам. Возможно ли другое решение?

4. Кажется, он хитр. Кажется, что он хитр. В классификации лексем по частям речи, восходящей к В.В. Виноградову, словоформа кажется в данных предложениях должна быть отнесена к разным частям речи. К каким и почему?

5. Определите частеречную принадлежность лексемы друг друга. Дополнительный вопрос: почему друг друга – слово, а не словосочетание?

6. Какая часть речи клинышком (бородка клинышком)? Почему?

7. Почему типы склонения, спряжения, глагольные классы не являются грамматическими категориями?

8. Мне пришлась по вкусу «Н у-ка, отними». Чем с морфологической точки зрения являются подчеркнутые единицы покомпонентно и в целом.

9. Почему являются спорными с точки зрения частеречной принадлежности лексемы нет, хаки, бултых, минус, жаль, рад, оба?

 

17. Я был учителем. Почему неверны утверждения: Я – мужской род, был – первое лицо, учителем – прошедшее время?

18. Почему в ряде морфологических концепций считается, что в выражениях мне хочется вкусненького и мне хочется чего-нибудь вкусненького подчеркнутые слова нужно относить к разным частям речи? Каким?

19. В чем ошибочность утверждения, что в выражениях воды! бегом! под стол! марш! слова стоят в повелительном наклонении?

20. Встать! А ну, пошли! В каком наклонении стоят глаголы?

21. Полоскает /полощет – разные лексемы, словоформы, варианты лексемы, варианты словоформы?

 

 

Задание 1 (до 15 б)

Провести самостоятельное исследование следующих вопросов, опираясь на конкретный речевой материал.

 

Соотношение знаменательных частей речи, местоимений и служебных частей речи в текстах разных стилей (разговорном, научном, публицистическом, художественном). Количество словоформ каждого типа – 100 (сплошная выборка). Выбор текста произвольный (текст приложить), результаты свести в таблицу, основные различия прокомментировать.

 

Задание 2 (до 15 б)

Провести самостоятельное исследование вопроса:

 

Реализация грамматических категорий в одном тексте (статистический анализ). На материале 100 словоформ (сплошная выборка) одного текста рассмотреть соотношение реализованных в них грамматических категорий (значений), результаты свести в таблицу и кратко прокомментировать. Выбор текста произвольный. Текст приложить.

 

Задание 3 (до 15 б)

Выбор свободный вне индивидуальных вариантов

Провести лабораторное исследование следующих групп словарного материала:

1) На основе «Грамматического словаря русского языка» (№ 5) или «Обратного словаря русского языка» (М., 1971) произведите подсчет общего количества глагольных лексем в русском языке. Охарактеризуйте использованную вами методику подсчета. Оцените степень ее точности.

2) По материалам словарей-справочников из серии «Новое в лексике русского языка» определите количественное (в процентах) соотношение слов разных частей речи, пополнивших словарный состав русского языка в современный период (выборка не менее 10 страниц словаря).

3) На материале «Частотного словника», данного в «Частотном словаре русского языка» (М.: Русский язык, 1977, с. 807-809) определить количественный состав и процентное соотношение наиболее частотных лексем русского языка, имеющих частотность более 500 употреблений на 1 млн. единиц текста.

4) Соотношение частей речи среди лексем, оканчивающихся (в начальной форме) на –И. Исследование провести на материале словарей, построенных по инверсионному (обратному) принципу.

5) Соотношение частей речи в заимствованной лексике (на материале словаря иностранных слов). Выборка – 200 лексем.

6) Соотношение частей речи среди опрощенных (деэтимологизированных) слов (на материале этимологических словарей).

7) Сделать классификацию словоизменительных вариантов по морфологическим признакам (на материале частотно-статистического словаря, см. № 31, с. 333-339). Учтите в классификации количественный признак – перепад частотностей конкурирующих вариантов (степень их равноправности/неравноправности).

 

Задание 4 (до 15 б)

Вне индивидуальных вариантов

 

Провести исследование различных морфологических вопросов на текстовом материале.

1) Соотношение словоформ нулевых, материально выраженных флексиями, и без флексий вообще в произвольно выбранном тексте. Выборка – 100 единиц.

2) Сравнение количества предлогов на 100 единиц текста разных стилей.

3) Сравнение количества частиц на 100 единиц текста разных стилей.

4) Количество глагольных словоформ на 100 единиц текста в стихотворениях разных авторов.

5) Считается, что письменная и устная речь существенно различаются по количеству употреблений местоимений, частиц, междометий. Докажите это, сравнив соотношение частотности употребления названных частей речи в разговорно-диалогической и авторской речи одного текста.

 

Задание 5 (до 15 б)

Вне индивидуальных вариантов

 

1) провести экспериментальное исследование реального функционирования вариативных морфологических норм в современной русской речи. Методика исследования предложена в работе Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М.: Наука, 1976. – 455 с. Выбор материала самостоятельный (3 пары конкурирующих вариантов). Можно в опросе использовать простейший тест, например, вопрос типа «Как правильно сказать: на диван-кровати или на диване-кровати?». и на базе ответов вывить и прокомментировать количественные показатели.

 

2) провести ассоциативный эксперимент, в котором исследуются ассоциации различных форм одной лексемы, стоящей в разных грамматических формах одной парадигмы или лексем в пределах одной парадигмы в несловоизменительных категориях, (например, ХРАБРЫЙ/ХРАБРЕЕ, ХРАБРЕЙШИЙ, ДЕЛАТЬ/СДЕЛАТЬ, СУПРУГ/СУПРУГА и т.п. Прокомментировать полученные результаты в аспекте качестве и количества (степени) различий.

3) На основе данных Интернета сделать частотный словарь видовых пар синонимических глаголов

4) На основе данных Интернета сделать частотный словарь пар «возвратный –невозвратный глагол» и квалифицировать степень перепада частотностей и разных типов значения возвратного глагола. Квалифицировать степень перепада частотностей и разных типов значения возвратного глагола.

5) На основе данных Интернета сделать частотный словарь пар «глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида разных способов глагольного действия». Квалифицировать степень перепада

частотностей у глаголов разных способов.

 

6) Проведите эксперимент с заполнением пропущенного слова, в контекстах типа: Есть множество деревьев, КАЖДОЕ из которых единственнное в свое роде. Есть множество детей, но лишь ОДИН из них действительно уникален. На основе полученных данных проанализируйте причины выбора грамматической формы рода и числа лексем ОДИН, ЕДИНСТВЕННЫЙ и КАЖДЫЙ, УНИКАЛЬНЫЙ и выявите случаи колебания. В чем их причина. Проверьте в данном эксперименте следующие лексемы:

ЛЮДИ, КОНТРАС, САНИ, КОНИ, РАБОЧИЕ, ГОРНИЧНЫЕ, СУПРУГИ, ЛИЦА, ЖАЛЮЗИ, БИГУДИ, ОСОБЫ, ПОВЕСЫ, КОКЕТКИ, СУДЬИ, ДИТЯТИ.

Задание 6 (до 5 б)

Проведите самостоятельный логико-лингвистический анализ предлагаемых вопросов. В анализе учтите возможность рассмотрения вопроса с разных позиций.

1) Часть речи лексемы «нет» (его нет дома; нет, весь я не умру).

2) Часть речи лексемы «хватит» (хватит вам).

3) Часть речи лексемы «неймется».

4) Часть речи лексемы «много».

5) Часть речи лексемы «как» (Как это сделать?)

6) Часть речи лексемы «несколько».

7) Наличие грамматического значения рода и числа у местоимений «кто», «некто», «кто-то», «что», «что-то».

8) Падежная форма числительного в сочетаниях «по три рубля», «по пять рублей», ср.: «по тысяча рублей».

9) Семантический разряд местоименных форм «его», «их», «ее» (его дом и т.п.)

10) Наличие грамматического значения рода и числа у местоимения «себя».

11) Род существительных типа «врач».

12) Почему у лексемы «один» есть форма множественного числа.

13) Частеречная принадлежность лексемы «вон».

14) Частеречная принадлежность «тысяча и одна» («Тысяча и одна ночь» - название книги).

 

 

Задание 7 (до 8 б)

 

Сопоставьте фрагменты морфологических систем русского и другого (известного вам) языка. Дайте перечень количественных и качественных различий.

1) Состав и содержание граммем в категории времени.

2) Состав и содержание граммем в категории рода (в различных частях речи).

3) Состав и морфологические свойства числительных.

4) Состав и морфологические свойства местоимений.

5) Состав падежной парадигмы имен и способы выражения падежных значений.

6) Способы выражения залоговых значений.

7) Структура глагольного наклонения.

8) Категория числа в различных частях речи.

9) Несоотносимые (по признаку наличия/отсутствия) грамматические категории и способы их выражения.

10) Причастия и деепричастия.

11) Количество словоформ в лексемах разных частей речи.

12) Лексико-грамматические разряды в составе частей речи.

13) Аналитические и синтаксические способы выражения грамматических значений.

14) Типы склонения и спряжения.

 

Задание 8 (до 15 б)

 

Сопоставьте подходы к морфологической системе, реализованные в разных учебниках. Основные различия в подходах связаны прежде всего с выдвижением на первый план функционально-синтаксических или онтолого-морфологических признаков при квалификации тех или иных явлений языка как морфологических или неморфологических.

Примечание. В качестве дифференцирующих моментов для подходов можно использовать различие решений по таким, в частности, вопросам:

1) Квалификация частеречной принадлежности слов типа первый, оба, один, морзе, самый, каждый, тысяча.

2) Род и число у лексем себя, я, ты.

3) Квалификация как лексемы или словосочетания составных единиц типа ТЫСЯЧА одна, средь бела дня, с тех пор как, в зависимости от…, «как закалялась сталь».

4) Место форм сравнительной и превосходной степени в морфологической, синтаксической или словообразовательной системе русского языка.

5) Собственные/нарицательные, абстрактные / конкретные и тому подобные группировки лексем с точки зрения их статуса и места в морфологической системе.

6) Квалификация слов типа себя, он, валет как одушевленных или неодушевленных.

7) Включение / невключение в аналитические словоформы единиц типа попить бы, самый умный, был поднят, будучи поднятым, пусть растет.

8) Квалификация оппозиции одушевленные/неодушевленных существительных как грамматической категории или семантико-грамматического разряда

9) Квалификация слов типа как, там как местоимений или наречий

10) Квалификация частеречной принадлежности слов типа жаль, стыдно, нет, крышка (ему крышка), грех (над старостью смеяться грех).

11) Квалификация лица в повелительном наклонении

12) Квалификация частеречной принадлежности слов типа бултых, (разбежался и бултых в воду)

13) Квалификация причастий и деепричастий в системе частей речи

Задание 1 (по 15 баллов)

Разработать конспект-схему одной из следующих тем:

 

1) «Видовая цепь С. Карцевского»;

2) «Категория наклонения»;

3) «Способы и средства выражения видовых значений»;

4) «Глагольные классы»;

5) «Возвратные глаголы»;

6) «Образование причастий от переходных и непереходных глаголов, глаголов совершенного и несовершенного вида»;

7) «Категория времени»;

8) «Категория глагольного лица»;

9) «Вопрос об инвариантном значении глаголов совершенного вида»;

10) «Вопрос о словоизменительном – несловоизменительном характере соотношения глаголов разного вида»;

11) «Переход причастий в прилагательные»;

12) «Категория залога»;

13) «Деепричастие»;

 

Задание 2 (до 10 баллов)

Сделайте таблично-графическое представление тем

1) «Семантико-грамматические разряды глаголов»;

2) «Переходность глаголов»;

3) «Глагол как часть речи»;

4) «Образование различных словоформ от двух вариантов глагольной основы»;

5) «Способы глагольного действия»;

6) «Причастие»;

7) «Семантические сдвиги грамматических значений в форме лица, наклонения, времени»;

8) «Абсолютное и относительное время»;

9) «Вопрос о числе членов в парадигме залога»;

10) Переход глагола в другие части речи»;

11) «Личные, безличные, неопределенно-личные глаголы (употребление глаголов)»;

12) «Типы спряжений, акцентные классы, альтернационные типы»;

13) «Склонение местоимений»

14) «Склонение числительных»

 

Задание 3 (до 15 баллов)

Найдите в различных учебниках разделы, в которых рассматриваются следующие вопросы, и сравните их содержание.

Различия квалифицируйте.

1) часть речи лексемы «оба»

2) определительные местоимения

3) несклоняемые прилагательные

4) часть речи лексем «тысяча», «миллион».

5) часть речи лексем «каждый», «самый»

6) - ТЬ: окончание или аффикс?

7) часть речи лексем «много», «мало», «несколько»

8) наличие рода у личных местоимений

9) частеречная принадлежность глагольных междометий

10) частеречная принадлежность слов типа «нельзя», «стыдно»

11) относительные местоимения

12) часть речи слов, выступающих в роли вводных (мол, значит, кстати и др.)

13) часть речи слов, обозначающих порядок (пятый, седьмой и др.)

14) часть речи слов типа «больше», «меньше», «красивее» и др.

 

Задание 4 (до 5 б)

Разработайте макеты наглядных пособий по одному из источников

1) Система именного склонения в русском языке

2) Система глагольных словоизменительных классов

3) Система морфологического варьирования в современном русском языке

4) Система падежных значений в русском языке

5) Система местоименных слов

6) Семантико-грамматические разряды различных частей речи

7) Универсальная схема морфологического разбора (обобщение школьных схем анализа слов разных частей речи)

8) Классификация частиц по значению

9) Классификация значений возвратных глаголов

10) Способы глагольного действия

11) Варианты падежных форм существительных

12) Система частей речи в современном русском языке

13) Акцентологические классы существительных

14) Альтернационные ряды фонем в склонении существительных

 

Задание 5 (до 5 б)

 

Сопоставьте отношение школьного, вузовского учебников и «Русской грамматики» к приведенным ниже вопросам. Квалифицируйте выявленные различия как существенные (содержательные) или несущественные (связанные преимущественно со способом выражения):

1) Часть речи слов «первый», «пятый».

2) Часть речи слов «каждый», «самый».

3) Часть речи сочетаний типа «во весь опор».

4) Род местоимения «себя».

5) Структура форм повелительного наклонения.

6) Часть речи лексемы «один».

7) Определительные местоимения.

8) Имена собственные и нарицательные.

9) - ТЬ: окончание или суффикс.

10) Союзные слова и союзы.

11) Могут ли наречия выступать в роли сказуемых?

12) Залог глагола.

13) Степени сравнения.

14) Одушевленность/неодушевленность.

 

 

II. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

Задание 1 (2 балла)

 

Опишите грамматическую структуру всех словоформ предложенного текста по краткой форме записи, фиксирующей лексическую и грамматическую части словоформы (подчеркнута лексическая основа). Для анализа предлагается одна из строф второй главы «Евгения Онегина» (номер строфы соответствует номеру индивидуального варианта).

 
 


ОБРАЗЕЦ: Мой - ž дяд, - а сам - ых честн - ых правил -ž,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.188 сек.