КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формально-структурный анализ словоформ текста 1 страница
Лингводидактические задания Исследовательские задания Задания по самостоятельному решению проблемных морфологических ситуаций Задания, связанные с морфологической литературой Задания, соотносящие элементы морфологической системы с элементами других систем языка и с общеметодологическими категориями Задания, связанные с понятийно-терминологическим аппаратом морфологии Задание 1 (4 балла)
Дайте определения терминам, взятым из разных источников, и проиллюстрируйте их примерами. Особо выделите термины, используемые в одних источниках и не используемые в других, или определяемые в разных источниках по-разному. Прокомментируйте различия источников. 1) морфология, категория залога, междометие, инфинитив, предикативное наречие; словоформа, категория лица, прилагательное, причастие, местоимение-существительное; 2) грамматическая форма, категория числа, местоимение, деепричастие, порядковое числительное; грамматическая лексема, категория времени, числительное, глагольное междометие, местоимение-прилагательное; 3) грамматическая парадигма, категория падежа, глагол, местоимение-числительное, модальные слова; флексия, категория полноты/краткости, наречие, местоименная лексема, собирательные числительные; 4) часть речи, грамматическая категория одушевленности, союз, слова категории состояния; грамматическая категория, категория наклонения, предлог, звукоподражательные слова; 5) несловоизменительная грамматическая категория, форма единственного числа, частица, одушевленные имена существительные; семантико-грамматический разряд, категория вида, слова-связки, форма множественного числа; 6) грамматическое значение, категория времени, союз, порядковое числительное, краткая форма прилагательного/причастия; словоизменение, морфологический разряд слов, форма именительного падежа, личное местоимение, существительное плюралия тантум; 7) номинативное грамматическое значение, форма страдательного залога, служебная часть речи, степени сравнения прилагательных; неноминативное (синтаксическое) грамматическое значение, форма второго лица, деепричастие, неодушевленные имена существительные; 8) формообразующий суффикс, форма первого лица, инфинитив, указательные местоимения, междометия; супплетивизм как способ выражения грамматического значения, категория рода, незнаменательные лексемы, третье лицо; 9) синкретизм значения грамматической формы, знаменательные лексемы, краткие прилагательные, наречие, причастие; аналитический способ выражения грамматического значения; существительные сингулариа тантум, действительный залог, имена собственные; 10) синтетический способ выражения грамматического значения, имена нарицательные, изъявительное наклонение, тип склонения; склонение имен, предлог, категория лица, местоимение-прилагательное, прошедшее время; 11) начальная форма, совершенный вид глагола, имя числительное, звукоподражательные слова, переход лексем из одной части речи в другую; флексия, адъективация причастий, сослагательное наклонение глагола, деепричастие, слова категории состояния; 12) грамматическая парадигма, повелительное наклонение, адвербиализация причастий, лексико-грамматический разряд существительных, категория числа, окончание; 13) Категория рода существительных, формообразование, лексема, одушевленность, слово категории состояния, способы глагольного действия; 14) Грамматическая форма, частицы, семантико-грамматический разряд существительных, спряжение, несклоняемые слова
Задание 2 (5 баллов)
Дайте определения терминам и проиллюстрируйте их примерами из контрольного текста – строфы из четвертой главы «Евгения Онегина» (номер строфы, начиная с седьмой, соответствует номеру индивидуального варианта). Третий субстантивный тип склонения, субстантивация, относительное местоимение, местоимение-прилагательное, дательный субъекта состояния, вторая акцентологическая схема именного склонения, морфонологические изменения основы в именных парадигмах, порядковое прилагательное, местный падеж, первый согласовательный класс имен существительных, адъективация причастий, нулевое падежное окончание.
Задание 3 (4 балла)
Дайте определение терминам и проиллюстрируйте их. Укажите теоретические источники, в соответствии с которыми Вы давали определение терминам. В случае различий проанализируйте их характер. 1. неизменяемое прилагательное, несловоизменительные грамматические категории; 2. собирательные числительные, адъективное склонение существительных; 3. согласовательные классы существительных, номинативное значение; 4. существительные общего рода, определительные местоимения; 5. одушевленные имена существительные, словоизменительные грамматические категории; 6. существительные парного рода, морфологический разряд; 7. семантико-грамматический разряд, неопределенно-количественные числительные; 8. счетный падеж, порядковые числительные; 9. первый акцентологический тип словоизменения существительных, местоименные прилагательные; 10. краткая форма прилагательных и причастий, 1-е местоименное склонение; 11. дробные числительные, формально-классификационное значение рода имен существительных; 12. притяжательные прилагательные, превратительный падеж существительных;
Задание 4 (5 баллов)
Сопоставьте определения данных терминов в разных источниках и квалифицируйте их содержательные различия
1. местоименное склонение, объектное значение дательного падежа; 2. объектное значение именительного падежа, относительные местоимения; 3. субъектное значение творительного падежа, местоимение-существительное 4. неодушевленные имена существительные, предикативное значение творительного падежа; 5.сложные числительные, альтернационные ряды фонем; 6. разносклоняемые существительные, оттенок сортности форм множественного числа существительных; 7.десубстантивация, сравнительная степень прилагательного; 8.относительные прилагательные, ждательный падеж; 9.переход причастий в прилагательные, нулевое склонение существительных и прилагательных; 10.акцентологический тип словоизменения, счетный падеж; 11.первый согласовательный класс, имена собственные; 12.имена нарицательные, номинативное значение родовых форм существительных.
Задание 5
Дайте определение терминам по теме «Глагол», приведите примеры из какого-либо текста. Укажите теоретический источник или назовите подход, в соответствии с принципами которого дано ваше определение.
1) однозалоговые глаголы; слова-детерминанты для видовых значений; общевозвратное значение; способы глагольного действия; 2) двувидовые глаголы; непереходные глаголы; одновидовые глаголы; глаголы III словоизменительного класса; 3) видовая цепь (С. Карцевский); возвратные глаголы, несоотносимые с невозвратными; безличное значение возвратных глаголов; I-е спряжение; 4) имперфективация; определенно-направленные моторные глаголы; глагольное междометие; совершенный вид; 5) перфективация; 2-е спряжение глаголов; относительный временной план; 2-е звено видовой цепи; глагольные классы; чистовидовые признаки; 6) категория наклонения; чисторезультативное значение; инфинитив; предельность; 7) тип спряжения; инхоативные глаголы; несовершенный вид; интенсивный способ глагольного действия; 8) перфектное значение формы прошедшего совершенного; третье звено видовой цепи; взаимно-возвратное значение; категория лица глагола; 9) неопределенно-направленные моторные глаголы; деепричастие; категория залога; косвенно-возвратное значение; 10) категория вида; разноспрягаемые глаголы; категория времени; основа настоящего времени; 11) возвратные глаголы; категория наклонения; основа прошедшего времени глагола; собственно-возвратное значение; 12) специально-результативный способ глагольного действия; глаголы 2-го словоизменительного класса; статальные глаголы; глаголы 1-го словоизменительного класса; 13) неопределенная форма глагола, перфектное значение формы прошедшего времени, безличные глаголы, имперфективация; 14) неопределенное значение формы 3-го лица множест. числа; чисто видовое значение совершенного вида, глаголы нестандартного типа спряжения.
Задание 1 (2 балла)
Сформулируйте лексическое, словообразовательное и формообразовательное (грамматическое, морфологическое) значение, представленное в следующих словоформах. Укажите способ (средства) выражения каждого из названных типов значений.
1) Журналистах, изумительного 2) Разболтался, языкастому 3) Ежимся, внутренностях 4) Горластых, входу 5) Беге, желтком 6) Умывальника, завтракаешь 7) Босяком, белили 8) Голубикой, опилкам 9) Чернику, разбегом 10) Дарвиниста, деканату 11) Хамскую, восхитительная 12) Соратнику, звероватому 13) Пленительных, опилкам 14) Выключателями, дымлю.
Задание 2 (до 5 б) Проиллюстрируйте фактами языка или языкознания из области грамматики следующие общие (философские, логические) положения. Источник цитат: Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энц., 1983. –838 с. 1) «… Форма есть способ существования и выражения содержания. Термин «форма» употребляется также для обозначения внутренней организации, содержания и связан, т.о., с понятием структуры» (с. 621) 2) «Конкретной, логичной формой своего существования единичная вещь обязана той системе закономерно сложившихся связей, внутри которой она возникает» (с. 183) 3) «Характеристика всякого объекта как подчиненного закону единства и борьбы противоположностей указывает на источник движения и развития не где-то вне его самого, не в сверхъестественных силах, а в самом объекте» (с.183) 4) «Каждая система характеризуется не только наличием связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывным единством с окружающей средой, во взаимодействии с которой система проявляет свою целостность» (с. 610) 5) «По характеру взаимоотношений системы и среды системы делятся на закрытые… (в них не выделяется вещество, происходит лишь обмен энергии) и открытые – незамкнутые (постоянно происходит ввод и вывод не только энергии, но и вещества)» (с. 610) 6) «… Системный подход содержит в себе новую по сравнению с предшествующими схему объяснения, в основе которой лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление достаточно полной типологии его связей» (с. 613) 7) «Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий» (с. 53) 8) «Целесообразность рассматривается, с одной стороны, как имманентная (внутренняя) взаимосвязь объекта самого по себе, с другой – как некоторое взаимодействие объекта с субъектом» (с. 762) 9) «Проблемы типологии возникают во всех науках, которые имеют дело с крайне разнородными по составу множествами объектов и решают задачу упорядоченного описания и объяснения этих множеств» (с. 685) 10)Принцип историзма требует «смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы это явление в своем развитии проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала вещью» - В.И. Ленин (с. 231) 11)«Доказательство от противного – вид доказательства, при котором доказывание некоторого суждения осуществляется через опровержение противоречащего ему суждения – антитезиса» (с. 174) 12)«Все объекты обладают внешними сторонами, непосредственно постигаемыми в ощущении и восприятии, и внутренними, знание о которых достигается опосредственно, путем отвлеченного мышления» (с. 161) 13) «Вероятность – понятие, характеризующее количественную меру возможности появления некоторого события или факта при определенных условиях» (с. 79) 14) «… Движение познания есть движение от внешнего к внутреннему, от наблюдаемого к ненаблюдаемому, но мыслимому». Задание 3 (до 5 б) Проиллюстрируйте фактами грамматики (морфологии) общелингвистические положения. Источник приведенных цитат: «Лингвистический энциклопедический словарь» (см. № 29). 1) «Существует три семиотических членения (уровня, аспекта) – синтактика, семантика, прагматика. Синтактика определяется как отношения между знаками, гл. обр., в речевой цепи, семантика – как отношение между предметом обозначения и понятий о предмете, прагматика – как отношение между знаками и теми, кто их использует» (с. 441) 2) «Поскольку синтагматические отношения наблюдаются на всех уровнях строения языка, в современном русском языкознании … говорят о синтагматике как части соответствующей уровневой дисциплины и выделяют синтагматику фонетическую, фонологическую, морфологическую, лексическую и т.п.» (с. 447) 3) «Каждый компонент языковой системы существует не изолированно, а лишь в противопоставлении компонентам системы. Поэтому он рассматривается, исходя из его роли в составе системы, т.е., в свете его значимости (функциональной релевантности)» (с. 452) 4) «В характеристику синхронного состояния языка входит указание на «слабые» и «сильные» звенья системы, не утрачиваемое в системе и только зарождающееся, и, следовательно, определение тенденций ее развития» (с. 452) 5) «Аналогия выступает как важный фактор развития и функционирования языка, позволяющий говорящему легко переходить от корпуса известных ему форм к созданию новых (благодаря следованию определенной модели, схеме)» (с. 31); 6) «Аналогия двойственна по своей природе и последствиям… Она увеличивает ряды правильных, регулярных форм, воспроизводя и повторяя некие образцы в широком масштабе. С другой стороны, способствуя преобразованию отклоняющихся от данной модели форм, она может выступать уже не как консервирующее начало, а как преобразующее начало, формируя новые ряды форм» (с. 31) 7) «Речь используется в разных социальных сферах и выполняет разные функции. Варьируясь, она приспосабливается к задачам и условиям своего функционирования, явления речи типизируются, образуя относительно самостоятельные системы – функциональные и индивидуальные стили» (с. 414); 8) «Речь субъективна, являясь видом свободной творческой деятельности индивида, язык – достояние пользующегося им общества, он объективен по отношению к говорящим индивидам» (с. 414); 9) «Поскольку язык является важнейшим средством коммуникации в обществе, языкознание входит (в качестве одной из центральных наук) в круг гуманитарных научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество» (с. 618); 10) «Функционально-семантическое поле – система разноуровневых средств данного языка, взаимодействующих на основе общности их функций, базирующихся на определенной семантической категории (аспектуальность, локативность и т.п.)» (с.567); 11) «Функциональный стиль – разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социально значимой сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере» (с. 567); 12) «Под вариантами понимают разные проявления одной и той же сущности, например, видоизменения одной и той же единицы, которая при всех изменениях остается сама собой. Инвариант – это абстрактное обозначение одной и той же сущности (например, одной и той же единицы) в отвлечении ее от конкретных модификаций – вариантов» (с. 51); 13) «Единицы языка в наиболее общем виде обнаруживают три вида отношений: парадигматические, синтагматические, иерархические (отношения вхождения единиц низких уровней)» (с. 149); 14) «Единицы языка комбинируются в речевой цепи, образуя единицы речи» (с. 149).
Задание 1 (8 баллов) Разработайте план-конспект следующих тем, использовав разные теоретические источники. Укажите обнаруженные различия. 1. Типы склонения имен; 2. Акцентологические схемы склонения имен; 3. Альтернационные схемы склонения имен; 4. Номинативные и синтаксические значения падежных форм существительных; 5. Род несклоняемых существительных; 6. Классификация местоимения по лексико-семантическому и грамматическому основаниям; 7. Разряды имен числительных; 8. Переход именных частей речи в другие части речи; 9. Адъективация причастий, субстантивация различных частей речи; 10. Синтаксический аспект категории рода, согласовательные классы; 11. Номинативный аспект категории рода; 12. Грамматическая категория рода в различных частях речи. 13. Семантика числовых форм существительного 14. Соотношение признака родовой принадлежности существительного и признака пола обозначаемого существительным живого существа.
Задание 2 (5 баллов)
Найдите определения терминов в различных словарях лингвистических терминов и охарактеризуйте их с точки зрения тождества/различия
1. Категория падежа в именных частях речи; 2. Полнота\краткость как грамматическая категория; 3. Семантико-грамматические разряды имен существительных; 4. Одушевленность\неодушевленность как семантико-грамматический разряд и как грамматическая категория; 5. «Несклоняемые» имена; 6. Ограничение парадигм в лексемах различных именных частей речи; 7. Составные и сложные лексемы в именных частях речи; 8. Варианты грамматических форм и словоформ в сфере именных частей речи и местоимений; 9. Синтаксические особенности числительных; 10. Качественные\относительные прилагательные как семантико-грамматические разряды; 11. Категория числа в именных частях речи; 12. Склонение местоимений и числительных; 13. Переход местоимений в служебные части речи (депрономинализация). 14. Значение числовых форм существительного
Задание 3 (до 10 б) Сравните содержание следующих понятий в разных источниках. Квалифицируйте выявленные различия и укажите их причину (особенности подхода к данным понятиям). 1) Грамматическая форма. 2) Грамматическое значение. 3) Часть речи. 4) Грамматическая категория рода. 5) Местоимение. 6) Грамматика. 7) Окончание. 8) Категория залога. 9) Словоизменение. 10) Спряжение. 11) Категория падежа. 12) Действительный залог. 13) Существительные общего рода. 14) Относительное время.
Задание 4 (до 10 б) Проведите сопоставительный анализ различных источников, освещающих следующие темы (в скобках указываются номера источников по списку литературы, в которых можно найти соответствующие разделы). Отметьте общее и различное в концепциях; различия объясните. 1) переход причастий в прилагательные 1) место порядковых прилагательных в системе частей речи 2) одушевленность: грамматическая категория или семантико-грамматический разряд 3) категория состояния как часть речи 4) пути пополнения состава наречий в русском языке 5) вид как словоизменительная или несловоизменительная категория 6) количество членов в категории залога 7) состав местоимений в современном русском языке 8) ряд личных местоимений 9) залог как словоизменительная или несловоизменительная категория 10) семантико-грамматические разряды местоимений 11) грамматическая категория степени сравнения прилагательных и наречий 12) глагольные словоизменительные классы 13) неизменяемые прилагательные
Задание 5 (до 5б) Выполнить упражнение из учебного пособия И.М. Подгаецкой «Проблемный анализ литературы по современному русскому языку» 1) упр. 799, 851 2) упр. 800, 837 3) упр. 801, 834 4) упр. 802, 833 5) упр. 807, 822 6) упр. 808, 818 7) упр. 603, 805 8) упр. 803, 823 9) упр. 809, 829 10) упр. 810, 828 11) упр. 812, 823 12) упр. 813, 819 13) упр. 607, 815 14) упр. 603, 799
Задание 1 (по 3 балла) Ответьте на вопросы и выполните задания
1. Как в рамках традиционной морфологии различаются падежные (предложно-падежные) формы существительных и наречия (зимой, в тупик) и предлоги (во время, в течение)? 2. Какие части речи в рамках традиционной морфологии «переходят» в существительные?; 3. В чем проблемность интерпретации части речи слов типа морзе, пик (азбука Морзе, в час пик)? 4. Какие грамматические изменения происходят при переходе имен собственных в нарицательные и наоборот? 5. Какие существительные, не обозначая живых существ, являются грамматически одушевленными? 6. Какие существительные, обозначая живых существ, не являются грамматически одушевленными? 7. Являются ли одушевленными существительные «Москвич» (автомобиль), роман «Мать», Шарик (кличка), пень (переносное), шляпа (переносное), вирус? 8. Каковы границы воздействия семантического фактора (номинативного значения) в сфере категории рода имен существительных, являющихся одушевленными? 9. Какие существительные имеют определенный род вопреки внешним формальным показателям лексемы, а какие – несмотря на их отсутствие? 10. Как с точки зрения понятия «общий род» следует квалифицировать родовую принадлежность слова дитя? 11. Какие существительные испытывают колебания в родовой принадлежности и почему? Какое отличие эти колебания имеют от колебаний в сфере употребления существительных так называемого общего рода? 12. Может ли род, число, падеж имен прилагательных употребляться в тексте независимо от существительного или вопреки ему? Привести и прокомментировать примеры. 13. Является ли предложно-падежная форма существительных аналитической грамматической формой имени существительного? 14. Какие падежные формы имеют вариантные окончания? Выделить среди них собственно варианты и алломорфы. 15. Почему некоторые женские фамилии, в отличие от мужских, не изменяются (материально) при склонении? Сравн. склонение сущ. мадам, мадемуазель. 16. Портфель был нов (новый, новым). В чем различие в значении разных словоформ прилагательного, употребленных в роли именной части сказуемого? 17. Местоименная лексема он: одушевленная или неодушевленная?
Задание 2 (3 балла) Ответьте на вопросы и выполните задания
1. В чем суть противопоставления терминов: «несклоняемые существительные» и «существительные нулевого склонения»? 2. Какие падежные формы русских существительных могут выражать объектное значение? 3. Какие падежные формы русских существительных могут выражать предикативное значение? 4. Какие падежные формы могут выражать обстоятельственное значение? 5. Что значит в традиционной морфологии термин «относительные местоимения»? Имеет ли содержание термина морфологический смысл? 6. Качественные или относительные прилагательные, обозначающие цвет: изумрудный, шоколадный, сиреневый? 7. Какие грамматические изменения происходят при «переходе» относительных прилагательных в качественные и наоборот? 8. Какие доводы за и против можно привести в связи с понятием «аналитическое прилагательное» (парт-, фото- и т.п.)? 9. Лексема один в рамках традиционной классификации фиксируется в различных частях речи. Каких и почему? 10. Приведите примеры составных числительных, которые состоят из частей, самостоятельно склоняющихся, причем по разному типу. Можно ли, исходя из этого, рассматривать их как отдельные морфологические единицы? 11. 21 друг, 23 друга, с 22 друзьями, трое друзей. Определите число и падеж существительного и числительного в приведенных словосочетаниях. Прокомментируйте природу их различий. 12. Союзные слова – это местоимения или союзы? 13. Повесть «Трое», сорт конфет «А ну-ка, отними!», поэма «Хорошо» и т.п. – к какой части речи относятся собственные имена такого типа? 14. Как, туда, там, где – какая часть речи?; 15. Три новых такси. Определите род, число, падеж существительного такси и приведите доказательства.
Задание 3 (по 5 баллов) Ответьте на проблемные вопросы и выполните задания:
1) Что общего и различного в соотношении разных значений у двувидовых глаголов и существительного общего рода? 2) Изменяются ли глаголы повелительного наклонения по лицам? (Проведите анализ решений данного вопроса в разных учебниках). 3) Почему в ряде учебников залог рассматривается как трехчленная категория? 4) В чем различие категорий лица у местоимений и глаголов. 5) В чем особенность грамматического значения рода и числа у безличных глаголов прошедшего времени и сослагательного наклонения? 6) От чего зависит выбор варианта основы (настоящего и прошедшего времени) при образовании различных форм глагола? 7) К какому словоизменительному классу относится глагол болеть (ср. болит и болеет)? 8) Определите морфемный состав словоформ петь, печь, идти, уйти, дашь, даешь, сох, сохла, ляг, лягте. 9) Сравните количество и нумерацию глагольных классов в разных учебниках. Отметьте отличия. 10) Почему причастия и деепричастия называются атрибутивными, неспрягаемыми и непредикативными формами глагола? 11) Чем отличается образование залоговых форм у глаголов совершенного и несовершенного видов? 12) Чем отличается образование залоговых форм у глаголов переходных и непереходных? 13) Как решают вопрос о словоизменительном /несловоизменительном характере категории залога у глаголов несов.в., образующих формы страдательного залога с –СЯ различные авторы (см. напр. «Русская грамматика» и учебник под ред. В.А. Белошапковой)? 14) От каких глаголов не образуются или ограниченно образуются формы повелительного наклонения?
Задание 4 (до 3 баллов) Ответьте на проблемные вопросы и выполните задания:
1. Как образуются причастия прошедшего времени от глаголов с основой прошедшего времени с основой на согласную (7 словоизм. класс)? 2. Приведите примеры использования ударения в качестве средства перфективации и имперфективации. 3. В каких случаях суффиксы выступают средством перфективации? Какова в этом случае семантика перфективации? 4. Остаются ли двувидовые глаголы всегда двувидовыми или они постепенно фиксируются в одном определенном виде? Каком? 5. Есть ли залог у деепричастия? (См. с. 347 в учебнике под ред. В.А. Белошапковой). 6. Почему не все лингвисты включают сослагательное наклонение в число грамматических категорий? 7. Молчать! встать! пошли! – какое наклонение? 8. И скоро ль на радость соседей врагов засыплюсь могильной землею? и снится чудный сон Татьяне. Определите залог подчеркнутых словоформ глаголов. 9. В чем трудность определения залога в глаголах в предложениях типа дверь закрывается плохо? 10. Какие глаголы можно назвать двузалоговыми (по аналогии с двувидовыми глаголами, существительными общего рода)? 11. Исследующий, исследуемый, исследовавший, исследованный – почему неверно утверждать, что здесь представлены 4 формы одного глагола исследовать? 12. Атакуя, атаковав – можно ли на основании такого рода примеров говорить о словоизменительной природе деепричастий? 13. Наличие всех четырех форм причастий у некоторых глаголов (напр. хвалить, палить) является скорее исключением, чем правилом. Почему? 14. Приведите примеры перехода деепричастий в наречия и предлоги. Какие изменения происходят в подобных случаях?
Задание 5 (до 5 баллов) Ответьте на проблемные вопросы и выполните задания:
1. В чем ошибочность употребления деепричастий в выражениях типа наблюдая из окна природу, у меня с головы слетела шляпа? 2. Почему к глаголам страдательного залога не может быть присоединен деепричастный оборот? Обоснуйте ответ. 3. Может ли быть присоединен деепричастный оборот к безличным глаголам? Ответ обоснуйте. 4. А друзья ну обниматься, ну целоваться – в чем специфика употребления инфинитва? 5. Чуть из постели прыг, и вот уж на ногах – какой частью речи выражено сказуемое? Докажите ваше решение.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |