Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика контекстуальных морфологических особенностей лексем и словоформ




Задание 1 (1 балл)

 

Найдите контекстуальные отклонения от системных (внеконтекстуальных) грамматических значений в подчеркнутых словоформах и охарактеризуйте их:

1) Леса наши богаты певчей птицей; Он возьми и ляпни;

2) Как ни вертись, в духоте не уснешь; Три быстрыхконя;

3) Татьяна – ах, медведь реветь; Жила я радостно, по-детски, бывало, проснешься утром – запоешь;

4) Он славно пишет, переводит; Все гуляют, а я учись;

5) Ну, я пошел; Приди я на час раньше, все было бы иначе;

6) А царица как прыгнет, да как ручкой замахнет; Так я и поверил тебе;

7) И слышно было до рассвета, как ликовал француз; Боялся я его, как бы не так;

8) Эй, пошел, ямщик; Я университетов не кончал;

9) Денег даже давал, когда под пьяную руку приедет; Им бал, а батюшка таскайся на поклоны;

10) Где вы покупали эту вещь?; Еще секретарши будут мне указывать;

11) Иду я вчера по улице; Завтра обязательно еду в город;

12) Друзья, выше голову! Иван, зайдя в дом, увидел соседа, ждущего ег, восклицает: «Э, да у нас гости

13) Как мы себя чувствуем, дорогой пациент? С берез неслышим, невесом слетает желтый лист;

14) Еще секретарши мне будут указывать; Если он не придет, мы погибли.

 

Задание 2 (3 балла)

 

Проиллюстрируйте многозначность падежных форм. Создайте контексты, в которых приведенные существительные и местоимения стояли бы в падежных формах, имеющих разное 1) номинативное и 2) синтаксическое контекстуальное значение. Укажите теоретический источник, в соответствии с которым Вы квалифицировали падежное значение.

 

ОБРАЗЕЦ. МЫ в именительном падеже – номинативные значения: субъектное зн. (мы говорим), объектное зн. (мы поставлены в неравные условия), призначное зн. (роман «Мы»); синтаксические значения: подлежащее (мы были там), сказуемое (богатыри не мы), дополнение (-), обстоятельство (-), определение (роман «Мы»)

 

МЫ в родительном падеже (нас) - номинативные значения: - субъектное (нас тут не было), объектное зн. род. п. (нас не ждали); - количественное зн. (много нас); синтаксические значения: подлежащее в составе словосочетания (нас было много), сказуемое (а этим – нас), дополнение (нас не ждали), определение (-).

 

1) он, юноша; человек, ты;

2) стол, она; мы, гора;

3) вы, река; солнце, бог;

4) люди, я; Москва, оно;

5) народ, орудие; луна, кто-то;

6) тип, что-то; дети, что-либо;

7) население, кто-то; молодежь, кто-либо;

8) студент, они; толпа, я;

9) трактор, ты; автомобиль, кто-нибудь;

10) планета, существо; среда, штука;

11) время, что-нибудь; жизнь, страна;

12) земля, ты; мир, они;

13) рука, вы; это, существо;

14) люди, всё, соловей, кто.

 

Задание 3 (2 балла)

 

Отметьте особенности (нетиповое в морфологическом отношении употребление, значение) у одной из глагольных словоформ или лексем приведенных контекстов; прокомментируйте их.

 

1) А он возьми и скажи. Как аукнется, так и откликнется. А царица как прыгнет, да как ручкой замахнет… Слушал поющих девушек.

 

2) Им бал, а батюшка таскайся на поклон. «Стой, братцы, стой!» - кричит мартышка. Он славно пишет, переводит. Иду я вчера по улице, глядь – он!

 

3) Когда роешься в книгах – время течет незаметно. «А ну, пошел отсюда!». Богатырь умрет, слава его воюет. Тебе бы помолчать, Юра. Моя хата с краю, ничего не знаю.

 

4) Меня сажают сбоку на лавку рядом со старшими рабочими, дают ложку. Послушались мы его, как бы не так. Пошел-ка ты, брат, отсюда

5) Граф танцевал хорошо и знал это. «Юнкера! Слушай мою команду!». Встать! Суд идет! Денег даже давал, когда приедет под пьяную руку. Еще секретарши мне будут указывать.

6) О славный час, о славный вид: еще напор и враг бежит. Я хочу, чтобы ты пришел. Титка когда мы раскулачивали, он и напади на товарища Давыдова.

7) Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней. Архип был выпимши. –Предупреждаю - он опасен! Так я его и испугался.

8) Любишь кататься, люби и саночки возить. Тебе говорят или нет. Наречия не склоняются. Мы, бывало, развеселимся и хохочем до утра

9) Вечно с тобой опаздываешь. Приходила к мухе бабушка пчела, мухе-цокотухе меду принесла. Сидел я тогда дома, были сумерки, и только что хотел выходить, как вдруг отворяется дверь и передо мной у меня на квартире Екатерина Ивановна.

 

10) Глядишь, и счастье тебе привалило. Взяли мы его с собой, как бы не так. Бежал, бежал, да как прыгнет.

11) Куда не сунешься – везде народ. А я в этом семестре не еду в стройотряд. Билеты продаются только здесь.

 

12) Чтобы я, да поклонился ему, никогда!; Тише едешь, дальше будешь. Идут! Идут!»- кричал Юра.

 

13) Стою, слушаю, вдруг что-то как полыхнет через все небо. Газы при нагревании расширяются.

 

Я мечтаю, чтобы утро наступило скорей. «Понавыписывали всяких лекарств, а больные –пей».

 

III. СИНТЕЗИРУЮЩИЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.