КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика контекстуальных морфологических особенностей лексем и словоформ
Задание 1 (1 балл)
Найдите контекстуальные отклонения от системных (внеконтекстуальных) грамматических значений в подчеркнутых словоформах и охарактеризуйте их: 1) Леса наши богаты певчей птицей; Он возьми и ляпни; 2) Как ни вертись, в духоте не уснешь; Три быстрыхконя; 3) Татьяна – ах, медведь реветь; Жила я радостно, по-детски, бывало, проснешься утром – запоешь; 4) Он славно пишет, переводит; Все гуляют, а я учись; 5) Ну, я пошел; Приди я на час раньше, все было бы иначе; 6) А царица как прыгнет, да как ручкой замахнет; Так я и поверил тебе; 7) И слышно было до рассвета, как ликовал француз; Боялся я его, как бы не так; 8) Эй, пошел, ямщик; Я университетов не кончал; 9) Денег даже давал, когда под пьяную руку приедет; Им бал, а батюшка таскайся на поклоны; 10) Где вы покупали эту вещь?; Еще секретарши будут мне указывать; 11) Иду я вчера по улице; Завтра обязательно еду в город; 12) Друзья, выше голову! Иван, зайдя в дом, увидел соседа, ждущего ег, восклицает: «Э, да у нас гости!» 13) Как мы себя чувствуем, дорогой пациент? С берез неслышим, невесом слетает желтый лист; 14) Еще секретарши мне будут указывать; Если он не придет, мы погибли.
Задание 2 (3 балла)
Проиллюстрируйте многозначность падежных форм. Создайте контексты, в которых приведенные существительные и местоимения стояли бы в падежных формах, имеющих разное 1) номинативное и 2) синтаксическое контекстуальное значение. Укажите теоретический источник, в соответствии с которым Вы квалифицировали падежное значение.
ОБРАЗЕЦ. МЫ в именительном падеже – номинативные значения: субъектное зн. (мы говорим), объектное зн. (мы поставлены в неравные условия), призначное зн. (роман «Мы»); синтаксические значения: подлежащее (мы были там), сказуемое (богатыри не мы), дополнение (-), обстоятельство (-), определение (роман «Мы»)
МЫ в родительном падеже (нас) - номинативные значения: - субъектное (нас тут не было), объектное зн. род. п. (нас не ждали); - количественное зн. (много нас); синтаксические значения: подлежащее в составе словосочетания (нас было много), сказуемое (а этим – нас), дополнение (нас не ждали), определение (-).
1) он, юноша; человек, ты; 2) стол, она; мы, гора; 3) вы, река; солнце, бог; 4) люди, я; Москва, оно; 5) народ, орудие; луна, кто-то; 6) тип, что-то; дети, что-либо; 7) население, кто-то; молодежь, кто-либо; 8) студент, они; толпа, я; 9) трактор, ты; автомобиль, кто-нибудь; 10) планета, существо; среда, штука; 11) время, что-нибудь; жизнь, страна; 12) земля, ты; мир, они; 13) рука, вы; это, существо; 14) люди, всё, соловей, кто.
Задание 3 (2 балла)
Отметьте особенности (нетиповое в морфологическом отношении употребление, значение) у одной из глагольных словоформ или лексем приведенных контекстов; прокомментируйте их.
1) А он возьми и скажи. Как аукнется, так и откликнется. А царица как прыгнет, да как ручкой замахнет… Слушал поющих девушек.
2) Им бал, а батюшка таскайся на поклон. «Стой, братцы, стой!» - кричит мартышка. Он славно пишет, переводит. Иду я вчера по улице, глядь – он!
3) Когда роешься в книгах – время течет незаметно. «А ну, пошел отсюда!». Богатырь умрет, слава его воюет. Тебе бы помолчать, Юра. Моя хата с краю, ничего не знаю.
4) Меня сажают сбоку на лавку рядом со старшими рабочими, дают ложку. Послушались мы его, как бы не так. Пошел-ка ты, брат, отсюда 5) Граф танцевал хорошо и знал это. «Юнкера! Слушай мою команду!». Встать! Суд идет! Денег даже давал, когда приедет под пьяную руку. Еще секретарши мне будут указывать. 6) О славный час, о славный вид: еще напор и враг бежит. Я хочу, чтобы ты пришел. Титка когда мы раскулачивали, он и напади на товарища Давыдова. 7) Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней. Архип был выпимши. –Предупреждаю - он опасен! Так я его и испугался. 8) Любишь кататься, люби и саночки возить. Тебе говорят или нет. Наречия не склоняются. Мы, бывало, развеселимся и хохочем до утра 9) Вечно с тобой опаздываешь. Приходила к мухе бабушка пчела, мухе-цокотухе меду принесла. Сидел я тогда дома, были сумерки, и только что хотел выходить, как вдруг отворяется дверь и передо мной у меня на квартире Екатерина Ивановна.
10) Глядишь, и счастье тебе привалило. Взяли мы его с собой, как бы не так. Бежал, бежал, да как прыгнет. 11) Куда не сунешься – везде народ. А я в этом семестре не еду в стройотряд. Билеты продаются только здесь.
12) Чтобы я, да поклонился ему, никогда!; Тише едешь, дальше будешь. Идут! Идут!»- кричал Юра.
13) Стою, слушаю, вдруг что-то как полыхнет через все небо. Газы при нагревании расширяются.
Я мечтаю, чтобы утро наступило скорей. «Понавыписывали всяких лекарств, а больные –пей».
III. СИНТЕЗИРУЮЩИЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |