КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Храмовая архитектура
Была представлена сочетанием четырех и восьми купольных срубов, которые образовывали разнотипные высокие шатровые храмы. Православные храмы гармонично вписывались в окружающий ландшафт. Например, деревянная церковь в Кижах, двенадцатикупольный Софийский собор в Киеве (с изображением, в том числе сцен княжеского быта и плясок, игре на дуде скоморохов). Все храмы были многокупольные (чаще всего пять, как в Византии), имели собственную символику, окружались множеством пристроек. Для их украшения использовались: перовая мозаика, особый колорит в иконописи и витражах, которые создавали эффект теплого мягкого света, спокойствие уюта. Например, декорирование византийских храмов имело целью удивить, подавить прихожан своим великолепием, яркостью, блеском. В переходный период, в художественной культуре выделяются несколько направлений, из которых доминирующее значение имели северная и южная школы. Северная или Псковско-Новгородская школа отличалась замкнутостью, сдержанностью, пластичностью, суровостью, грубой отделкой без особых украшений с пристройкой звонниц. Очень толстые стены с узкими окнами венчали несимметричные, шлемовые или луковичные купола. Южная или Владимиро-Суздальская школа с крестово-купольной системой (в Десятинной церкви – 22 сферичных купола) отличается живописностью, точностью исполнения, симметричностью и богатым декором (появляются пилястры, закомары) Количественная символика куполов: 2 - соединение божественного и человеческого естества, 3 - троица, 4 – четыре евангелиста, 5 – Христос и четыре евангелиста, 7 – семь таинств и семь вселенских соборов, 9 – девять чинов ангельских, 13 – Христос и двенадцать апостолов. Во всех храмах было 12 колонн по числу апостолов, 3 входа (Троица), 5 рядов нефов. Храмовая скульптура подчинялась архитектурной композиции. Алтарь, находившийся на восточной стороне храма, символизировал царство небесное. Он состояли: из престола – священной части, куда священник входил в парчовом тканном золотом или серебряном одеянии без рукавов (фелони); ризницы (отделена от средней части храма иконостасом)- помещение, где хранились праздничные одежды священников и церковная утварь; иконостаса. Средние или царские врата иконостаса (впервые был создан Феофаном Греком и закрыт иконами Андреем Рублевым) предназначались только для священнослужителей и украшались иконой с благовещением. Над ним находилась икона “Тайная вечеря”. Направо, у южной двери, располагалась икона Спасителя, а налево, у северной двери, – икона Марии. На боковых дверях – архангелы Михаил и Гавриил или первые диаконы – Стефан и Филипп (отсюда название – дъяконовские ворота). Основой иконописи послужили фаюмские портреты. Первые иконы были написаны восковыми красками на деревянных досках. Затем коптский стиль египтян-христиан, соединивший византийское, эллинистическое и египетское искусства (декоративный, символичный, геометричный, яркий, многоцветный) сменился византийским. Для средневекового искусства, романтизма и неоромантизма России и Европы было характерно символическое восприятие и изображение действительности. При этом возможны разные понимания символа. Иконы символизировали таинство божества, а не его изображения, что способствовало духовному очищению верующего. Иконыв средневековой Руси первоначально изготавливались из привезенного сандалового дерева или кипариса (позже – из дуба – священного дерева, посвященного языческому богу-громовержцу Перуну), писались в соответствии с византийскими канонами (по присланным калькам). При написании икон в соответствии с созданными школами, использовались различные темперные краски (с ХVII-ХVIII веков при написании икон применялись масляные краски), секрет изготовления которых передавался монахами их поколения в поколение.С ХVII века святых писали в среднике, а на клеймах иконы иллюстрировалось житие святых, начиная от верхнего левого угла направо и вниз. В этот же период из Европы приходят такие формы, как диптих, триптих, полиптих. Написанные фигуры святых были органичны и прозрачны, отличались мягкими контурами и приглушенными тонами. Со временем, под действием света на лаковое покрытие, икона темнела, а краски теряли свою яркость. Размеры иконы зависели от их значимости и роли. Большие иконы писались для храмов, средние – для домашнего интерьера, небольшие (панагии) – носили на груди в качестве амулета, оберега или знака архиерейского достоинства. Основные типы изображения Богоматери, заимствованы из Византии: Оранта (Молящая), деисусная (из деисусных чинов иконостасов), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Милующая, Умиление): Оранта – Богоматерь изображается в рост в молитвенной позе, с разведенными в стороны согнутыми в локтях руками, поднятыми на уровень головы. Деисусное изображение – Богородица обращена вполоборота влево, к Христу; руки сложены на уровне груди: Мария как бы протягивает их в молитвенном жесте к своему Божественному Сыну, прося его за род человеческий. Одигитрия – Богородица явилась двум слепым и велела идти в свой храм, где они нашли исцеление, отсюда название иконы. Дева Мария представлена с Богомладенцем, который держит в одной руке свернутый свиток, а другой благословляет - их головы не касаются друг друга. Одигитрия была привезена на Русь из Византии в XI веке и с XII века находилась в Успенском соборе Смоленска, поэтому получила название Смоленской. К типу Одигитрии относятся иконы Смоленской, Иверской Богоматери. Елеуса – Богоматерь с умилением смотрит на Сына, ласкает его, и Младенец с нежностью прижимается к ней. Иисус может быть и на правой, и на левой стороне. К типу Умиление относится икона Владимирской, Донской Богоматери. К чудотворным и явленным (явившимся чудесным образом в определенном месте) иконам Богоматери относятся: Владимирская (тип – Елеуса), Смоленская (тип – Одигитрия), Донская (на ее обратной стороне изображено Успение Божьей Матери), Иверская, Казанская. Например, Владимирская икона (написана евангелистом Лукой. Красный цвет на иконе – символ жертвенной материнской любви), по преданию, несколько раз спасала Москву от нашествия татар. Донская (написана Феофаном Греком в 1392 году к моменту освящения Успенского собора в Коломне как память о великой победе Дмитрия Донского в Куликовской битве) способствовала российским военным победам. Смоленская – спасла город во время нашествия Батыя в 1237 году, позже использовалась при благословлении на Бородинское сражение в 1812 году. Наиболее известные авторы иконописи: – Алимпий (12 век) – иконы до нашего времени не сохранились. – Феофан Грек (2-ая половина XIV – начало XV веков) – византиец, вместе с А.Рублевым и Прохором с Городца в 1405 г. расписал старый Благовещенский собор в Московском Кремле. Произведения Ф.Грека (фрески, иконы) отличаются монументальностью, драматической выразительностью образов, свободной живописной манерой. Он использовал один доминантный цвет и резкие белые блики при написании святых. – Прохор с Городца – иконы до нашего времени не сохранились. – Андрей Рублев (вторая половина XIV – начала XV веков) – мастер московской школы живописи. Иконам и фрескам Рублева свойственна возвышенная одухотворенность образов, идеи согласия, любви и гармонии. Икону “Троица”, он написал в конце жизни и посвятил ее образу Сергия Радонежского. Кроме того, Рублев расписывал соборы: Благовещенский в Московском Кремле (1405); Успенский во Владимире (1408); Троицкий в Троице-Сергиевой лавре (1425). Он создал символику яркого и чистого цвета (белый – нравственная чистота, зеленый – надежда, красный – мученически пролитая кровь, синий – небо, багряный – божественность), ромбообразную силуэтность фигур. – Даниил Черный (роспись Благовещенского собора и Успенского собора во Владимире). – Дионисий (вторая половина XIV века) – вместе с сыновьями расписывал фрески Ферапонтова монастыря около города Кирилова (Вологодский край). Его произведения отличаются праздничностью, нарядностью. Он использовал приглушенные цвета, вытягивал тонкие, аристократичные фигуры с вертикальными складками одежды, детально выписывал украшения (например, икона “Спас в силах”, 1500г.). Таблица № 8 Особенности Русского Возрождения (конец XV – середина XVI веков)
В период средневековья соединение восточных (христианских) и славянских (языческих) обрядов, традиций, ритуалов создают неповторимое своеобразие, колорит жизни и быта, проявившихся в календарных праздниках и повседневных действиях русского народа. Таблица № 9
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |