КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 5. Познание
Вопросы для самопроверки 1. Какие концепции материи предлагались в истории философии? 2. Что такое явление и сущность? 3. Какими признаками характеризуются пространство и время? 4. В чем состоит различие в понимании пространства и времени в метафизической и диалектической философии?
К лекции 4. рекомендуется использовать: Схемы 20, 21, 22, 23 Таблица 24
Познание, знание. Проблема познаваемости мира. Чувственное познание. Рациональное познание. Практика и ее роль в познании. Основные концепции истины. Во все времена человек стремился изучать мир, в котором он живёт. Раздел философии, изучающий природу познания и его возможности, отношение знания к реальности, условия достоверности и истинности познания называется гносеологией (от греч. gnosis – «знание», logos – «понятие, учение»). В предмете философии в системе «мир – человек» коррелятом гносеологии являются познавательные субъектно-объектные отношения. Гносеология изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека, безотносительно к тому какова эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная. Познание – воспроизведение действительности в сознании и языке, сложное системное образование, включающее в себя ряд взаимоорганизованных элементов: объект познания, субъект познания, процесс и метод познания, знание как результат. Познание как процесс представляет собой субъект-объектные отношения. «Субъект» познания – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом является прежде всего индивид, так как он наделён сознанием, способностью оперировать понятиями и образами. Но субъектом познания могут выступать социальные группы и общество в целом. В широком смысле «субъектом познания» является общество, выступающее в роли универсального субъекта: в нём объединены субъекты всех уровней, люди всех поколений. Хотя вне общества не может быть познания, реализует оно свои познавательные возможности лишь через деятельность индивидуальных субъектов. Знание – результат процесса познания и его предпосылка. Знание – отражение действительности в сознании человека, также и процесс понимания, представляющий постижение глубинных смыслов человеческого бытия. Будучи компонентом сознания, знание, с одной стороны, отражает действительность, выступает в качестве условия, средства и ориентира деятельности субъекта знания, с другой, образует особый и автономный мир – мир идеального. 5.1. Проблема познаваемости мира. Вопрос о том, познаваем ли мир, в гносеологии имеет следующую формулировку: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру? В состоянии ли наше мышление познать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? Можно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности? В истории философии сложились следующие позиции: · Гносеологический оптимизм – мир может быть познан человеком в главном, в принципе. Онтологическим основанием позиции является отрицание или недооценка значимости бесконечности мира. Но эта позиция весома в сфере научного познания. · Агностицизм (от греч. аgnostos – недоступный познанию) – мир непознаваем. Эта позиция возникает из невероятной сложности познавательного процесса, обусловленного неисчерпаемой сложностью и изменчивостью мира и человека. · Скептицизм (от греч. skeptikos – рассматривающий) подвергает сомнению всякое уже полученное знание. Позиция основана на реальном противоречии познавательного процесса: ограниченность рассудочного подхода, опирающегося на строгие однозначные определения и подчиняющегося требованиям законов логики. · Гносеологический реализм утверждает познаваемость мира, но процесс познания мира никогда не может быть завершён, полное и исчерпывающее знание о мире никогда не будет достигнуто. Эта позиция исходит из принципа конкретности истины. Онтологическим основанием позиции является признание единства человека и мира. 5.2.Чувственное познание. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в них ощущения, которые воспринимаются мозгом. Чувственное познание обеспечивает непосредственный контакт с объектом познания и является каналом связи нашего сознания с внешним миром. Занимает очень важное место, даёт много информации, но она поверхностна, неглубока. Рациональное познание базируется на анализе того материала, что даёт чувственное познание. Формы чувственного познания: · Ощущение – психически идеальный образ одной из сторон объекта познания. Фиксирует отдельные качества предметов. Ощущения субъективны по форме и способу осуществления, но объективны по своему источнику и содержанию. · Восприятие создаёт целостный образ предстоящего в данный момент перед сознанием объекта. Зависит не только от свойств и отношений предмета, но и от накопленного человеком опыта. · Представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. Способность человека к чувственному отражению действительности – это способность получать непосредственную информацию об объектах в форме индивидуальных конкретно-чувственных образов. Велико значение этой способности для познания и ориентировки в мире. Но её сила является и её слабостью: человек остаётся привязанным к конкретной ситуации, что недостаточно для глубокого, всестороннего познания предметов, событий, явлений, их причин и следствий, переходов друг в друга. Требовалось развитие способности к свободным представлениям, к выходу за рамки непосредственно данной в органах чувств ситуации. Практическая, трудовая деятельность оказалась основой процесса перерастания чувственных способностей в новые, связанные с зачатками разума. Большую роль в развитии способности к абстрактному мышлению сыграли возникновение и формирование языка в целях общения. 5.3. Рациональное познание. Благодаря выработке способности к свободным представлениям, связанным со словом, а также способности к сопоставлению представлений, их анализу, выделению общих признаков предметов и их объединению (синтезу) в определённые классы, стало возможным формирование особого рода представлений – понятий, фиксирующих общие признаки вещей. Формы рационального познания (абстрактного мышления): · Понятие фиксирует существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. По степени общности понятия могут быть: предельно общими, более общими, менее общими. Понятия в языке выражаются отдельными словами («город», «ромб») или словосочетаниями («студент университета», «симфонический оркестр»). · Суждение посредством связи понятий утверждает или отрицает что-либо о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения: «Речка подо льдом блестит», «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»(Б.Паскаль). · Умозаключение посредством связи одного или нескольких суждений (посылки) по определённым правилам выводит заключение. Все углероды горючи. Алмаз – углерод. Алмаз горюч. Опосредованно, с помощью многообразных видов умозаключения, опираясь на истинность посылок и соблюдая правила вывода, мы можем получать новые знания. По вопросу приоритета и истинности чувственного и рационального познания в истории философии выделились два течения: сенсуализм и рационализм. Суть сенсуализма – в абсолютизации чувственного познания. Его тезис гласит: «Всё, что есть в знании, получено из чувств». Рационализм, напротив, отстаивает особую роль разума как единственного и достоверного источника нашего знания. «Всё, что есть в знании, получено из разума», при этом чувствам отводится лишь роль толчка для деятельности мышления. Доктрины классического сенсуализма и рационализма были сформулированы в философии Нового Времени (соответственно Локком и Декартом) XVII и XVIII вв. Попытка синтеза этих крайних точек зрения была предпринята И.Кантом в учении о трёх ступенях (формах) познания: чувственности, рассудка и разума. Большинство философов и исследователей науки рассматривают познавательный процесс как диалектическое единство двух его сторон: чувственной и рациональной, хотя их соотношение меняется на разных уровнях познавательной деятельности. 5.4. Практика и её роль в познании. Процесс познания во всех своих существенных моментах связан с практикой. Познавательное и практическое взаимосвязаны, друг без друга не существуют. Практика оказывает мощное воздействие на познание и формирование истины. Важнейшие черты практики как гносеологического феномена: · Целенаправленность. Практика неотрывна от человека, его целеполагающей, целенаправленной деятельности, от формирования идеальных моделей и стремления их осуществить. · Предметно - чувственный характер. По этому признаку она выделяется уже не из материальных взаимодействий вообще, а из совокупной человеческой деятельности, отграничиваясь от деятельности познавательной и оценочно-ориентационной. Практическое взаимодействие человека с объектом представляет собой преодоление сопротивления материального предмета. При этом человек функционирует физиологически, расходуя силу, энергию подобно взаимодействующей природной системе. · Преобразование материальных систем. Человек способен изменять состав элементов и структуру материальных (природных и социальных) систем, поскольку он действует в соответствии с объективными законами (не всегда адекватно познаёт, но должен действовать в соответствии с ними, иначе его деятельность будет бесплодной). Общественная практика - материальная, предметно-чувственная деятельность людей, направленная на преобразование мира (природа и общество) и самого человека. Формы практической деятельности: · Материально-производственная - деятельность, в процессе которой люди преобразуют материальные предметы в продукты труда (товары), удовлетворяющие их потребности. · Социально-политическая - преобразование общественных отношений в соответствии с представлениями человека об общественном идеале. · Научная – преобразование объектов действительности с целью более точного их воспроизведения в сознании. Эти формы практики являются основными, поскольку охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности человека. В структуре практики выделяются следующие процессы: · Опредмечивание – это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нём, благодаря чему предмет становится социально-культурным. · Распредмечивание – это процесс, в котором свойства, сущность, «логика» предмета становятся достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием. Гносеологические функции практики реализуются в том, что практика является основой, движущей силой, критерием истины и целью познания. 5.5. Основные концепции истины. Истина – высочайшая ценность культуры и одновременно – величайшая проблема философии. Споры о сущности истины не смолкают на протяжении всей истории философии. Современная трактовка истины, которую разделяют большинство философов, сводится к следующему определению: истина – это соответствие наших знаний содержанию объекта познания. Это соответствие имеет ряд сторон. Важное место в теории познания занимают формы истины: · Объективность истины – независимость истины от воли и желания людей. · Абсолютная истина - полное и исчерпывающее знание о предмете. · Относительная истина – неполное знание о том же предмете. Вопрос о соотношении абсолютной и относительной истин мог встать в полной мере как мировоззренческий вопрос лишь на определённой ступени развития культуры, когда обнаружилось, что люди имеют дело с познавательно неисчерпаемыми сложноорганизованными объектами, когда выявилась несостоятельность претензий любых теорий на окончательное (абсолютное) постижение этих объектов. Истина по содержанию всегда объективна, а по форме – относительна. Объективность истины является основой преемственности истин. Концепции истины: · Классическая ( корреспондентская ) (от англ. correspondence – «соответствие») утверждает, что истинное знание соответствует вещи. Трудность заключается в установлении соответствия мысли (высказывания) вещи. Когерентная (от лат.сohaerentia – «согласованность»). Сторонники этой концепции пытаются обойти трудность установления соответствия между знанием и действительностью. Они видят истинность знания в том, что знание является самосогласованным, логически связанным, непротиворечивым. Прагматическая ( от греч. pragma – «дело, действие») Фисксирует роль социальной значимости, признанности обществом, коммуникативности. Все существующие концепции истины должны рассматриваться во взаимодействии, поскольку они носят комплементарный характер, по сути, не отрицая друг друга, а выражая гносеологический, семантический и социокультурный аспекты истинного знания.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |