Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Бытие




Вопросы для самопроверки

1. Как изменялись взгляды на человека в ходе эволюции философии?

2. Как понимать биосоциальную природу человека?

3. Какие факторы лежат в основе антропосоциогенеза?

4. Какие концепции сознания, его происхождения предлагались в истории философии и науки?

5. Какие существуют взгляды на соотношение сознания и языка?

6. В чем заключаются функции языка, его роль в общественной жизни?

К лекции 3 рекомендуется использовать:

Таблицы 15, 16, 17, 18, 19

 

 

Учение о бытии. Основные формы бытия. Сферы бытия. Материя. Атрибуты материи.

Категория бытия – фундаментальное понятие философии, основное понятие онтологии – философского учения о бытии. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно, их существования, что задаёт миру исходную целостность и делает его объектом философского осмысления.

По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состояний (материальный природный мир) и мир психических состояний (мир сознания, внутренний мир человека).

Материальный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир существует субъективно, так как зависит от воли и желания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как эти два способа бытия связаны между собой, является одним из основных вопросов философии.

В зависимости от того, что кладётся в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух), все философы делятся на материалистов и идеалистов.

4.1.Сферы бытия. Человек одновременно принадлежит двум мирам: природному телесному миру как его органическая часть и одновременно миру сознания, принадлежность к которому делает его человеком. Именно наличие сознания у человека позволяет ему не только быть, существовать, но и рассуждать о бытии мира и своём собственном бытии.

Бытие вещей: бытие природы объективно, независимо от воли и сознания людей; бытие «второй природы» - культуры, существует объективно по отношению к конкретному человеку.

Бытие человека – диалектическое единство объективно-предметного и субъективного, тела и духа.

Бытие духовное:

объективное – достояние духовной культуры общества (все формы общественного сознания: мораль, искусство, наука и т.д.); субъективное – внутренний психический мир человека со всеми уровнями существования.

В процессе становления, развития человека существует органическая связь между частями.

Бытие социальное: бытие общества; бытие человека в обществе.

Помимо сфер бытия принято выделять и уровни бытия: существование в возможности и существование в действительности. Возможность не есть небытие, оно обладает статусом существования, бытия. Возможность есть потенциальное бытие, действительность – актуальное бытие.

Фактически все различия в философских воззрениях касаются, в первую очередь, различий в понимании разных форм бытия, различной трактовки их взаимоотношения и взаимодействия и прежде всего это различие в вопросе о том, какая из форм бытия является основной, исходной, а какие производны, вторичны, зависимы от основной формы бытия. Так, материализм считает основной формой природное бытие, а остальные – производными, зависимыми от природного бытия, хотя и воздействующими на это бытие. Субъективный идеализм основной формой и считает субъективное бытие; объективный идеализм в качестве таковой понимает объективный дух.

Философские учения, исходящие из признания одной и единственной субстанции, называются монистическиеми (моно – один, единственный). Так, философия Гегеля – идеалистический монизм, философия Маркса – материалистический. Дуалистические концепции мира признают существование двух начал мира как равноправных: материального и духовного (учение Декарта). К плюралистическим относятся учения, признающие множество начал в основании мира (атомы Демокрита, монады Лейбница).

Для осознания человеком своего отношения к миру и самому себе существенным является вопрос о том, как этот мир бытия устроен, как понимается сущность мира: устойчива она или изменчива. Различают диалектическое понимание субстанции как изменчивой, саморазвивающейся сущности и метафизическое понимание субстанции как неизменного начала.

4.2. Материя. Современная материалистическая философия в качестве предельного основания бытия принимает материальное бытие. Поэтому глубокое уяснение проблемы бытия его структуры предполагает прежде всего рассмотрение категории «материя». В качестве исходного определения следует взять следующее определение: материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Формирование философского понятия материи прошло несколько этапов в своём развитии.

Первый этап – наглядно-чувственное представление. В ранних древнегреческих философских учениях (Фалес, Анаксимен, Гераклит и др.) в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь, земля и т.п. Всё существующее считалось модификацией этих стихий.

Второй этап - этап вещественно-субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, атомами, комплексами их свойств, в том числе неделимости. Так, в период с XVII – XVIII вв. и до конца XIX в. наука и философия склонялись к атомистической теории материи в её демокритовском понимании. Материя, согласно этой концепции, мыслилась в виде совокупности абсолютно плотных неделимых частиц – атомов, совершающих механическое движение в пустоте. Исходя из идеи атомистического строения материи, Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения и основные законы динамики. Вплоть до XX в. большинство философов и естествоиспытателей ставили знак равенства между материей и веществом, точнее – одним из свойств вещества – массой.

Третий этап – философско-гносеологическое представление о материи. Оно сформировалось в условиях кризиса вещественно субстратного понимания материи в начале XX века. Известно, что на рубеже XIX- XX вв. в естественных науках был сделан ряд крупных открытий и на их основе происходит отказ от ранее сложившегося представления о материи. Разрушение атомистическо-механической картины мира получило название «кризис в физике». Преодоление кризиса было связано с формированием квантово-механической картины мира в естествознании. Выход из методологического кризиса в философии состоял в переосмыслении самого понятия «материя». Необходимо было провести различие между философским понятием материи и естественно-научным представлением о её строении и свойствах. Классическое определение материи было дано В.И.Лениным в книге «Материализм и эмпириокритизм». «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (Ленин В.И. Полн. собр. соч.,Т.18.,С.131). В этом определении выделено два основных признака:1-й – материя существует независимо от сознания; 2-й – она отображается ощущениями. Первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию, вторая – признание принципиальной познаваемости материального мира.

Определение материи через признак «быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания» ещё не даёт явного знания о том, как структурирована материя. Но отсутствие указания на конкретные свойства предполагает, что материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств, а значит, обладает определённой, пусть и очень сложной структурой.

Четвёртый этап – этап философского субстанционально-аксиологического представления о материи. Зародившись примерно в середине XX столетия, как реакция на сведение понятия материи лишь к одному её свойству – «объективной реальности» – данное представление увидело в материи систему многих атрибутов. Истоки этой концепции можно обнаружить ещё в философии природы Спинозы, в которой материи были присущи такие вечные свойства, как протяжённость и мышление.

В современных исследованиях принято различать онтологический и гносеологический аспекты изучения материи. С онтологической стороны вопроса материя есть субстанция (от лат. substanzia – «сущность, то, что лежит в основе»). Понятие «субстанция» позволяет развернуть атрибуты материи, модусы и более чётко уловить демаркацию с идеализмом. Гносеологический аспект представления о материи как об объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, не только содержит в себе момент связи этой реальности с сознанием, свидетельствуя о производности сознания, и включает в себя установку на прослеживание разных модификаций объективной реальности, ведущих к порождению сознания. Но философско-гносеологический угол зрения не способен охватить всё многообразие понятия материи. Если гносеологическая сторона является исходной, «начальной», то субстанциональная – базисной, основополагающей.

4.3. Атрибуты материи. В рамках различных дисциплин наши знания о строении материи и её свойствах углубляются и расширяются, не имея возможности (в силу неисчерпаемости свойств материи) обрести абсолютную, законченную форму. Фундаментом современных научных представлений о строении материи служит идея сложной системной организации.

Универсальными способами существования материальных предметов, связей, явлений являются движение, пространство и время. Материя неуничтожима и в количественном, и в качественном отношениях. Все формы те формы движения и уровни структурной организации материи, которые уже известны (а наука, несомненно, обнаружит ещё новые), заключены в самой материи, внутренне ей присущи, связаны между собой и способны при определённых условиях переходить друг в друга. Материя неотрывна от движения, разнообразия, самоорганизации.

Движение – это способ существования материи. В мире конечных вещей движение абсолютно, а покой относителен. Движение имеет всеобщий и необходимый характер, движение – основа существования вещей, их целостности и структуры. Вместе с тем, движение – основа изменчивости и многокачественности вещей. Ф. Энгельс высказал идею, что каждый вид материи обладает присущей ей специфической формой движения. Между формами движения существует генетическая связь, то есть высшие формы движения возникают на базе низших, но не сводимы к низшим и качественно специфичны.

В науке широко используется представление о структурных уровнях материи, конкретизирующих формы движения и виды материи.

Пространство и время представляют собой формы, выражающие определённые способы координации материальных объектов и их состояний. Пространство – отношение протяжённости и сосуществования вещей, их взаимодействия. Время – отношение длительности и последовательности вещей друг за другом.

В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи: субстанциональная и реляционная (от relatio – «отношение»).

Субстанциональный подход к объяснению пространства имеет место в механистической картине мира, где пространство рассматривается как определённая субстанция, существующая наряду с материей. Так, согласно Ньютону, мир есть материя и пустота. Если можно было бы из него полностью убрать материю, то осталась бы пустота, то есть пространство.

Но по мере развития науки выяснилось, что пустоты как таковой не существует: каждая точка Вселенной занята каким-либо видом материи – веществом или полем. В такой картине мира приходится рассматривать пространство как среду существования объекта. А время понимается как абсолютная и неизменная мера длительности, одинаковая для измерения всех процессов во Вселенной.

Реляционный подход понимает пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считаются несуществующими. При этом подходе пространство и время выступают как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускается и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи. К свойствам пространства относятся протяжённость, однородность и изотропность, трёхмерность. Время обычно характеризуется следующими свойствами: длительность, одномерность, необратимость, однородность.

В современной науке ряд позитивистски настроенных учёных придерживаются субъективистского взгляда на пространство и время, основы которого заложил И.Кант. Он полагал, что пространство - это неизменное свойство сознания структурировать (оформлять) образы и ощущения по определённым законам. Сознание также упорядочивает информацию в виде последовательного расположения её единиц (образов, ощущений) – что человек называет временем.

В наше время проблема пространства и времени продолжают активно разрабатываться. Делаются попытки определить «ход» времени в рамках разных материальных систем, систем различного уровня организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.