Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Человек. Сознание




Вопросы для самопроверки

1. Основные идеи древневосточной философии и их значение для современного общества.

2. Философия и мифология, различие понятий «первоначало» и «субстанция» в досократической философии.

3. Антропологический «поворот» Сократа.

4. Философия Платона и Аристотеля – вершина древнегреческой философской мысли.

5. Эпикуреизм, стоицизм и скептицизм в эллинистической и древнеримской философии.

6. Основные идеи христианской философии А. Августина и Ф. Аквинского.

7. Арабская средневековая философия (Ибн-Сина, Ибн-Рушд).

8. Проблема универсалий в философии средневековья.

9. Гуманистическая философия эпохи Возрождения.

10. Ф. Бэкон и Р. Декарт – основатели методологии науки Нового времени.

11. Рационалистическое понимание бытия и познания (Б. Спиноза и Г. Лейбниц).

12. Сенсуализм и учение о правах человека Д. Локка, субъективный идеализм Д. Беркли и скептицизм Д. Юма.

13. Философия французского Просвещения XVIII века. Понятие «естественное состояние» и критика частной собственности Ж.-Ж. Руссо.

14. Основные идеи немецкой классической философии (Кант, Гегель).

15. Судьба марксистской философии в XX веке.

16. Позитивистская философия О. Конта и Г. Спенсера.

17. Философия волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

18. Славянофильская и западническая традиция отечественной социально-философской мысли.

19. Прагматистская философия и современность.

20. Экзистенциалистское направление философии XX века.

21. Неопозитивизм, проблема верификации и фальсификации научного знания.

22. Понятие парадигмы, научной революции и научно-исследовательской программы в учениях Т. Куна, И. Лакатоса.

23. Постмодернизм (Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийар) и его место в философии XX века.

К лекции 1 рекомендуется использовать:

Таблицы 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, схему 14.

Происхождение человека. Сущность человека. Человек, индивид, личность. Проблема смысла жизни. Структура сознания. Источники сознания. Проблема идеальности сознания. Сознание и язык.

Проблема человека – ключевая проблема философии. Человеку крайне важно разобраться в самом себе, так как именно он придаёт значение проявлениям мира, превращает события в факты, исходя из своих потребностей и целей. Человек – единственное существо, которое только по факту своего рождения не принадлежит ещё к своему роду, роду человеческому. Человеком надо стать!

Философия пытается выстроить целостную систему знаний о человеке, она ставит предельно фундаментальные вопросы бытия человека.

3.1.Происхождение человека

Всё многообразие теорий и гипотез происхождения человека можно разделить на две группы: использующие методы научного исследования и опирающиеся на религиозные постулаты.

1. Научно-материалистический подход гласит: «Человек – продукт естественной эволюции живого мира». Имея солидную базу доказательств гипотеза не раскрывает причину и механизм скачка от мира живой природы в мир социальный. В современной науке предпринималось множество попыток объяснения этого перехода.

· Появление человека является следствием мутаций, вызванных резкими изменениями радиационного фона Земли.

· Значительное изменение среды обитания в результате резкого похолодания вызвали новый тип поведения, основанный на интеллекте.

· Процесс превращения обезьяны в человека связан с возникновением труда.

· Переход от психики обезьяны к психике человека связан с возникновением речи.

· Случайное сочетание в жизнедеятельности обезьяны ряда высших биологических качеств (прямохождение, орудийная деятельность, сопровождение совместных действий звуками и др.) позволило совершить прыжок из животного мира в мир социальный.

В науке единой теории антропогенеза не существует. Главная трудность заключается в определении причин, лежащих в основе перехода биологической формы движения материи в социальную. Но в каждом из подходов есть доля истины.

2. Религиозный взгляд на происхождение человека утверждает: человек есть продукт творения бога. Тело его создано из природного материала, а душа имеет божественную сущность.

Вопрос о происхождении человека неразрывно связан с вопросом о его сущности.

В древности человек рассматривался как часть космоса, как элемент мирового порядка. Разум как родовая сущность человека в Новое время то отождествлялся с «естественным законом», то превращал человека в один из многочисленных модусов бытия. Только И.Кант открыто ставит проблему «Что такое человек?» в центр философского исследования.

Человек – биопсихосоциальное существо, это значит, что его жизнь регулируется и биологическими, и психологическими, и социальными законами. Но какие из них являются определяющими? Одни полагают, что человек, как продукт эволюции живого мира, есть прежде всего биологическое существо и в основе его поведения лежат анатомо-физиологические законы. Другие ищут в человеке глубинные психические качества, с помощью которых пытаются объяснить его поступки. Третьи придерживаются мнения, что человек является продуктом общественных отношений и его сущность формируется социальной средой.

3.2.Сущность человека. Долгое время в философских исканиях антропологическая проблематика не была чётко определена. Подход к человеку определялся всем строем сначала учения о сущем (бытии), потом о познании, а уж затем по другим вопросам, этического, как правило, характера.

Базируясь на признании единства макрокосма и микрокосма, в античности выделялась такая специфика человека, как разумность – человек предстаёт как «homo sapiens» (получила наибольшую устойчивость в истории философской мысли). В античности человек мыслится лишь в мире, мир же не мыслится в нём. Преобладание созерцательного восприятия определило всю греческую культуру, философию, антропологию.

С развитием христианства (и других мировых религий), наряду с идеей создания богом человека, утвердилось понимание исключительности человека, понимание его не только как индивидуальности, но и как личности, наделённой свободной волей. Теперь уже человеческое «Я» - арена битвы добра и зла, света и тьмы.

Гуманизм (от лат. homo – человек) в истории философии, опираясь на широкую социокультурную базу эпохи Возрождения как философское течение в рамках противостояния «религия – философия». Гуманизм олицетворял аксиологическую сторону философского знания, стал мировоззрением, принципом познания, практики, культурно-созидательной деятельности по организации жизненного пространства и развитию сущностных сил человека.

Возрождение и Новое время осознают бесконечность мира и бесконечность человеческого познания, разума, не связанного с конечностью человеческой жизни. Человек устремлён в будущее, как бы стараясь преодолеть свою телесную и временную сущность. Человек постепенно становится человеком действующим, а его социальность и воля проявляют себя в действии.

И.Кант впервые формулирует вопрос «Что такое человек?» как главный вопрос философии в её «общегражданском значении». Так начинается антропологическое осмысление всей философской проблематики, продолжающееся по сей день. У Канта человек – субъект всей познавательной и практической деятельности как сферы приложения и критического, и практического разума.

Л.Фейербах видит сущность человека в общности, «в единстве человека с человеком». Проблему дуализма души и тела он решает с позиций противостояния не внутри человека, а вовне, в отношениях между людьми, провозглашая объединяющим принципом любовь.

Марксистская концепция гуманизма связана с анализом социальных основ отчуждения и его преодоления. Ранее отчуждение истолковывалось прежде всего как отчуждение сознания, духа, поскольку природа была противопоставлена человеку как объекту, а общество воспринималось как совокупность индивидов, пытающихся как-либо примирить частные интересы и общие. К.Маркс видел своеобразие человека в его способности трудиться. Результатом трудовой общественно-практической деятельности являются не только конкретные предметы, но, самое главное, общественные отношения, общество и связанные с этим формы общения, познания, мышления. Тем самым реализуются способности человека, открываются для него новые возможности. Явление отчуждения есть, в сущности, побочный продукт процесса опредмечивания человеком своих способностей, что в условиях разделения труда и складывающихся на этой основе социальных отношений приводит к отчуждаемости этих отношений, когда они воспринимаются не как собственная объединённая сила индивидов, а как некая чуждая, вне их стоящая власть, о происхождении и тенденциях которой они ничего не знают.

В марксизме практическая деятельность людей рассматривается в неразрывной связи с общественными отношениями. Согласно философии исторического материализма, сущность человека не есть нечто постоянное, неизменное: она исторична и определяется развитием общественных отношений, формирующих как психику каждого отдельного человека (в основных чертах - с раннего детства), так и психику масс. К. Маркс определял сущность человека как совокупность общественных отношений; В. Бугера в своей работе "Сущность человека" (М., Наука, 2005) уточняет это определение, добавляя, что сущность человека есть в основе своей совокупность отношений собственности и управления.

А.Шопенгауэр считал, что человек способен раскрыть тайну своего бытия путём предельной обособленности от других.

Ф.Ницше и А.Бергсон вновь вернули человека из мира общения к напряжённости внутренней проблемы: постичь, что же такое я, предопределена ли мне судьба Богом или природой, или человек может стать подлинным волеизъявляющим, творящим свою судьбу субъектом – «сверхчеловеком».

Феноменология, персонализм, экзистенциализм и собственно философская антропология предмет философии видят как разъяснение и раскрытие смысла бытия, то есть через обращение к субъективности (человеку как индивидуальному субъекту) как действующей первооснове всякой объективности, раскрытии субъективных человеческих форм создания и структуризации мира.

Но если экзистенциалисты сосредоточивают своё внимание на неповторимом, уникальном в человеке, то представители психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг), философской антропологии и структурализма (К.Леви-Стросс, М.Фуко, Ж.Лакан, Ж.Деррида и др.), несмотря на различия в их воззрениях, предлагают в понимании и объяснении человека обращаться к объективным и безличным основам человеческого существа (к сфере бессознательного, особенностям биологической структуры, базисным моделям культуры в структурализме).

Построение гармоничного учения о человеке – цельной философии человека – в принципе незавершимый процесс в человеческом самопознании, ибо проявления человеческой сущности крайне многообразны – это разум и воля, характер и эмоции, труд и общение и т.д. Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, стремится к новым целям и идеалам.

3.3. Человек, индивид, личность

Понятие человек используют в двух смыслах:

• понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду;

• отдельный представитель человеческого рода со своим природными особенностями.

Индивид - конкретный человек, которому присущи наряду с родовыми чертами Homo sapiens и сугубо уникальные черты: природные задатки, биологические и психические свойства.

Индивидуальность - совокупность свойств и потребностей, отличающих данного индивида от массы других, совокупность биологических" и социальных признаков. Индивид выступает в качестве индивидуальности, когда он берётся в его самостном бытии. Все люди живут в обществе, но каждый при этом живёт своей индивидуальной жизнью, то есть обособляется в относительно самостоятельную «точку бытия», что позволяет ему активно творчески проявлять себя в окружающем мире.

Индивидуальность есть особая форма бытия человека в обществе. Человек не совпадает с обществом, с группой, с другими, а представляет собой отдельность, живущую в рамках общественного целого своей особой жизнью. Как индивидуальность человек выражает индивидуальный стиль деятельности, реализует собственный способ жизни.

Личность - по первоначальному значению восходит к латинскому persona - определённая социальная роль или функция человека.

В Древнем Риме персона - это «лицо перед законом», происходит наполнение социальным смыслом.

Средневековые христианские теологи собрали воедино сущностные черты того, что понималось под словом «личность»:

- нечто самостоятельное (не часть целого),

- одарённое индивидуальным разумом,

- обладающее достоинством.

Фома Аквинский определял личность как господина своих познавательных и волевых актов, то есть личность действует, а не приводится в действие.

Свой характерный личностный смысл проблема индивидуализации приобретает в философии Возрождения и Нового времени, когда тенденция к индивидуализации проявляется во всех сферах общественной жизни. Провозглашается право человека на индивидуальное самосознание, на личную жизнь. Этот поворот был закономерно связан с формированием буржуазных отношений, который выдвинули на первый план уже не средневековую корпоративность, а индивидуальную инициативу человека.

Постепенно понятие «личность» наполнялось всё большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определённой мере специфичны для конкретных языков. В русском и французском языках понятие «личность» не отделено от смыслового значения «индивидуальность», а потому они используются как синонимы.

В современной философской литературе указанные понятия разводятся следующим образом. Понятие личности фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду. Индивидуальность выступает как существенная характеристика конкретной личности, выражая способ её бытия как субъекта самостоятельной деятельности. В качестве индивидуальности личность создаёт свой собственный образ, является «автором» своих поступков. Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования. Она представляет единство социального и индивидуального, сущности и существования.

Личность и индивидуальность - это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два различных процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности. Индивидуализация - это самоопределённость и обособленность личности. Индивидуальность - это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального.

Если личность - это определённость позиции человека в отношениях с другими людьми, то индивидуальность — это встреча с самим собой, с собой как Другим, несовпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни. Индивидуальность - это всегда внутренний диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя.

Становление личности. Вопрос «Когда рождается личность?» является важнейшим не только для философии, но и для педагогики, психологии, медицины, поскольку ответ на него - ключ к пониманию сущностных характеристик человека. Акт рождения человека не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения личности.

Личность возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне — той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, он остаётся её объектом.

Личность это человек, свободно, самостоятельно определяющий своё место в жизни, обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социокультурное образование.

Личность - это не раз и навсегда сформированное качество, состояние, структура или уровень. Личность — это способ действия, образ бытия. Личность есть специфический способ бытия человека, что является исходным уровнем культурной и духовной жизни.

3.4.Проблема смысла жизни. Смысл жизни – это личностная характеристика отношения к жизни, включающая в себя как непосредственное бытие индивида, так и его деятельное включение в социальную жизнь, соотнесённое с системой ценностей и детерминированное внутренней личностной мотивацией поступков. Смысл жизни – личностное осознание своего места в мире, свободное целеполагание личностью своей деятельности и волеизъявление его как морального существа, несущее также эмоциональную окраску и сопровождающееся эстетическим восприятием окружающего мира, человеческих взаимоотношений.

Смысл жизни может пониматься как с рационалистических, так и с иррационалистических позиций; как сугубо нравственная проблема (Кант) и проблема реализации содержания некого мирового духа, абсолютной идеи (Гегель); как психологическое состояние индивида и как деятельностное осуществление себя личностью в процессах опредмечивания и распредмечивания. Миром жизненных смыслов могут быть глубины человеческого «Я», в том числе и бессознательного (архетипы К.Юнга), отдельные эмоционально-волевые качества (воля к жизни, воля к власти), сфера разума, индивидуальная жизнь и метафизическое «всеединство», история и культура, то есть всё то, что мы рассматриваем как факторы определяющие сущность человека. Существование – это возможность, способ реализации человеком своей сущности, понимаемой им определённым образом.

Задача культуры состоит в том, чтобы обеспечить единство, адекватность сущности человека его существованию, что представляет возможность обрести человеку подлинную свободу, выраженную в сознательном действии, творчестве.

Всё, что мы знаем о мире, о чём говорим и пишем, дано нам в виде образов, мыслей. Насколько адекватно наша субъективная реальность – сознание – отражает объективную реальность? Этот вопрос в той или иной мере ставит любая философская система.

Появление сознания возможно только в обществе, однако для его формирования необходим нормальный здоровый человеческий мозг. Поэтому сознание имеет социальную сущность, но биосоциальную природу. Кому принадлежит сознание? Оно вроде бы принадлежит человеку, но «оживает» лишь в «поле» его реальных или предполагаемых взаимодействий с другими людьми.

Внутренний мир человека – это сфера его сознания. Но границы сознания подвижны, изменчивы. Серьёзное изучение сознания возможно лишь в том случае, если оно рассматривается в единстве с бессознательным. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчётных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

3.5.Структура сознания. Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения (А.Г.Спиркин).

Структуру сознания раскрывают по разным основаниям.

1. Предметное сознание отражает внешний мир и включает следующие компоненты:

· Когнитивный (познавательный) – все процессы, связанные с получением, хранением и воспроизведением знания: чувственно-сенситивные способности, мышление, внимание, память.

· Эмоциональный характеризует переживания человека, связанные с отношением человека к значимой для него информации.

· Мотивационно-волевой включает в себя потребности, интересы, мотивы, волю.

2. Самосознание отражение личностью самой себя. В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего мира и старается определить своё отношение к нему. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание держит под контролем деятельность самого сознания. Факт его существования не вызывает сомнений и очевиден, что проявляется как:

· самопознание – познание своего тела, ощущений, мыслей, самонаблюдение своих состояний;

· самооценка – анализ результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормами; шкала значимых ценностей, относительно которых определяется оценка (адекватная и неадекватная);

· самоконтроль.

Результатом работы самосознания является выработка человеком системы представлений о самом себе, которое выступает основой отношения человека к другим. Высшая ступень развития самосознания – рефлексия.

3.6. Источники сознания.

Философы в понимании источников сознания выделяют следующие факторы:

· Внешний предметный и духовный мир - природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов.

· Социокультурная среда – общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, накопленные обществом знания.

· Духовный мир индивида, собственный жизненный опыт человека.

· Мозг как макроструктурная природная система.

Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

3.7. Проблема идеальности сознания. Идеальность сознания означает, что элементы сознания не обладают материальным телом. Действительно, ни в образе предмета, ни в мысли о нём нет ни одной частицы самого предмета. Идеальность – одно из самых загадочных и плохо поддающихся научному исследованию явлений психики. Идеальные образы невозможно исследовать традиционными средствами науки. В отечественной литературе по проблемам сознания представлены в основном три концепции идеального:

· Идеальное есть особое свойство только человеческого мозга. Идеальное полностью отождествляется с субъективной реальностью и противопоставляется реальности объективной (Д. Дубровский).

· Идеальные образы есть перенесённые во внутренний план психики схемы материальной деятельности человека. Это схема, но не сама деятельность. Схема, которая существует объективно, и это объективная реальность особого рода – она жёстко не связана с материальными объектами. Идеальное – это родовое свойство человеческой практики, а не человеческого мозга, и в этом смысле оно первично по отношению к индивидуальному сознанию. (Э. Ильенков).

· Идеальное есть идеал, предел завершённости и совершенства, не зависящий от сознания человека, то есть объективно и субъективно существующий эталон, отражающий сущность определённого класса предметов (М. Лифшиц).

Источником недоразумений и расхождений в проблеме идеального является не только вопрос о сущности, содержании и функциях идеального, но и вопрос о типах и видах идеального. Идеальные феномены в зависимости от уровня сознания могут быть разделены на два типа: индивидуализированное идеальное и общественное идеальное.

Идеальное может быть когнитивным (гносеологическим) и аксиологическим. Пример тому – идеалы теории, гипотезы и, с другой стороны, идеалы добра, справедливости, прекрасного.

Обобщая вышесказанное, можно дать вывести следующее определение идеального: идеальное – это гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программ, моделей) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, красота и др.), которые подлежат реализации в деятельности человека.

3.8. Сознание и язык. Одной из характерных черт сознания является наличие в нём механизмов абстрактного отражения действительности и мышления. Этот вид отражения возник у наших далёких предков в результате замены действий и предметов знаками, то есть заместителями этих действий и предметов. В сознании человека каждая вещь существует в двух видах: в виде чувственного образа и имени вещи, обычно выражаемого в виде такого знака, как слово. В психике человека есть такой компонент, который состоит только из знаков, связанных между собой по определённым правилам. Это и есть сфера мышления. Озвученное мышление есть речь.

Язык есть знаковая система, выполняющая функцию общения, хранения информации, формирования и развития мышления. Сознание, являясь идеальным, существует только в материальной форме своего выражения в языке. Не существует как языка без мышления, так и мышления без языка, однако их структуры различны. Законы и формы мышления едины для всех людей, а язык имеет множество форм бытия.

Сознание является сложным феноменом; оно многоаспектно, многомерно. Представления о нём весьма различны, зависят от многообразия жизненного опыта людей, формирующего далеко не тождественные между собой его трактовки; понимание сознания, его сути, содержания, масштабов проявления определяется во многом культурными традициями людей, их религиозной, общественной ориентацией. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия, психология, биофизимка, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия. Вследствие объективной своей многосистемности сознание с большим трудом поддаётся общесистемному определению и любое его определение, если не оговаривать специального назначения этого определения, оказывается неполным, односторонним, вызывающим к себе скептическое отношение, ведущее к попыткам его заменить или дополнить.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.